Женщина Плюс...
  N 1, 2002

Горы заставляют думать о большем

С Айшат Магомедовой я познакомилась на конференции "Женщины Кавказа участвуют в построении мира" в Тбилиси чуть больше года назад. Она сразу привлекла мое внимание своей активностью и практичностью в лучшем смысле этого слова. Позже мы встречались с ней на других мероприятиях, в которых она участвовала как председательница Лиги защиты матери и ребенка Дагестана. Айшат очень мало говорила о себе, но я узнала о том, что она главный врач Благотворительной больницы для женщин в Махачкале, которая была основана на личные средства Айшат и ее родственников и благодаря помощи других спонсоров (Benevolence International Foundation - г. Чикаго), существует уже более пяти лет.

Я хорошо знаю культуру и традиции Кавказа и понимаю, как это трудно - быть в кавказском обществе активной самостоятельной женщиной и реализовывать столь крупные проекты в масштабах такой небольшой и небогатой республики, как Дагестан. Мне очень хотелось увидеть все своими глазами, и мы договорились приехать к Айшат, чтобы познакомиться с ее "детищем".

Когда мы прибыли в Махачкалу, где находится больница, я была поражена размахом проекта - это целый квартал в центре города: нескольких одно- и двухэтажных зданий. Среди них больница - на 20 коек, с прекрасными палатами, с собственной столовой, кухней и пекарней. Есть прачечная и швейная мастерская, где обучаются девочки из детдома. И во всем чувствуется любовь, все вычищено до блеска. Нам показали операционную, полностью готовую к работе, но пока, к сожалению, не действующую (мне кажется, Айшат не может получить лицензию, так как некоторые люди не могут смириться с тем, что она оказывает медицинскую помощь бесплатно). В отдельном доме расположена прекрасно оборудованная поликлиника. Есть отдельная комната для моления, сотрудники больницы называют ее "психотерапевтическим кабинетом", потому что, когда мусульманки молятся, они не могут ругаться или спорить в этом помещении. Нам рассказали, что у одной из пациенток больницы во время вторжения чеченцев на территорию Дагестана погибли дети и она была полна ненависти, но когда она молилась в этой комнате вместе с чеченскими женщинами, то смогла с ними примириться.

Рамки проекта Благотворительной больницы для женщин все расширяются - Айшат мечтает об открытии стоматологического кабинета, в небольшом домике проходят занятия курсов медсестер.

Айшат Магомедова - религиозная женщина, мусульманка. При этом она толерантна к людям, исповедующим другие религии. Ее отношение и любовь к Жизни и Человеку вызывают у меня огромное уважение к ее ценностям, традициям и Вере. Я очень благодарна ей за то, что она, сама того не ведая, помогла мне преодолеть мои собственные стереотипы в отношении мусульман и мусульманства.

В ее больнице оказывают помощь женщинам любых национальностей и любой религиозной принадлежности. Единственное, что спрашивают - есть ли паспорт, так как понимают, что отвечают за безопасность людей.

Хорошо знают Айшат и в Хасавюрте, в местах компактного проживания беженцев и перемещенных лиц. И хотя мы не спрашивали об этом, видя радость, с какой ее встречают люди, поняли, что она много помогает им и пользуется большим авторитетом.

Главная черта Айшат - это любовь к Человеку, особенно к Женщине. И любовь эта проявляется не в словах, не в лозунгах, а во всех ее ежедневных делах, в ее планах, во всей ее жизни.

Людмила Кабанова - координатор Женской программы
Фонда имени Генриха Белля

С Айшат Магомедовой встретилась редактор журнала "Женщина Плюс..." Ирина Рыльникова и попросила ответить на несколько вопросов.

И.Р.: Расскажите о себе и о вашей родине.

Айшат: Я дитя послевоенного времени, родилась в 1944 году, в селе Годобери в Ботлихском районе Дагестана. (Это рядом с районами Чечни, где проходили военные действия). Мы, годоберийцы, - малый этнический народ, около двух с половиной тысяч человек, у нас есть свой язык, но нет письменности. Есть свои обычаи, своя культура.

Горы всегда заставляют тебя думать о большем. Когда достигаешь вершины небольшой горы, ты видишь более высокую, поднимаешься и думаешь, что достиг самой большой высоты - а за ней еще одна. Поэтому люди гор всегда стремятся достичь вершин во всем, они сильные и выносливые. Но главное - они с детства знают, что надо помогать другим людям. В горах, когда приходит гость - это честь для хозяина, гость проделал трудный и часто опасный путь, и его, не спрашивая ни о чем, надо кормить, ухаживать за ним, оказать ему должный прием. Я получила в наследство от своих родителей, от своей бабушки, понимание того, что самое ценное - это человек.

Когда мы говорим о нашей цивилизации, мы говорим об уважении к матери, уважении к женщине. Моя бабушка рассказывала мне о том, как ее уважали, как ценили ее платок. К сожалению, я не могу сказать, что у нас сейчас это есть. Я считаю, мы потеряли самое главное - любовь к матери, любовь к женщине. А ведь женщине доверено самое главное достояние - человеческая жизнь, она хранительница мира, будущего, и ей традиционно принадлежала ведущая роль в дагестанской семье. Но мы, дагестанские женщины, сами сняли платки, забыв свои обычаи - мы хотели быть похожими на европейских женщин. И только сейчас начинаем понимать, что, отрицая свою веру, обычаи, мы теряем свое мышление и не становимся европейцами.

Нашей молодежи сейчас очень тяжело, им не на что опереться - у них нет той глубокой национальной основы, которую закладывали в нас даже не наши родители, а родители наших родителей. У моей матери было уже советское мышление: ее уже начали "переделывать" - она много работала, мало занималась со мной, и меня больше тянуло к бабушке. Ее ласка, ее рассказы, ее любовь запомнились мне на всю жизнь. Она никогда не училась в учебных заведениях, но знала многое: рассказывала мне о физиологии женщины, внушала мне понятия о женском достоинстве, о чести. Она могла оказать первую медицинскую помощь, что очень важно в горах. Именно она учила меня жизни.

В школе я сначала изучала аварский, а потом русский язык. К нам приезжали русские учителя, которые в очень сложных условиях, при отсутствии учебных пособий, библиотеки, старались дать нам знания. И это не прошло даром. Прошло почти 40 лет, а я всегда с любовью и уважением вспоминаю их имена - Титаренко Людмила Ивановна, Якунина Мария Алексеевна, Смирнова Нелли Дмитриевна, Рыбина Зоя Александровна. Имена других стерлись из памяти, но сохранились их светлые лица. Я благодарна Богу за то, что у меня были такие учителя и я смогла получить образование.

Дагестан - это маленький мир в мире. Мы - многонациональная республика, но нам нечего делить, и у нас в Дагестане нет войны. И нас сдерживает не какая-то новая политика, а та исконная, которая нам дана в наследие нашими предками, суть которой в том, что надо любить человека, жить и созидать.

А главное - идти вперед, имея свои национальные ценности. То, что нам удалось сохранить, помогает Дагестану удержаться от межнациональных распрей. Мы никогда не ставили вопрос о разрыве отношений с Россией, о выходе из состава России, и я не думаю, что от этого кто-то может выиграть. Мы хотим, чтобы Россия была мощным процветающим демократическим государством, но отвечает ли государство нам взаимностью? Если на тебя смотрят не как на человека, а только как на "лицо кавказской национальности", подозревают тебя в терроризме, постоянно проверяют - это не может не отражаться на человеке, ведь человек раним.

Но я - не судья другим людям, я знаю, что главное - иметь собственное достоинство, тогда я буду уважать это в других. Если кому-то не нравится, например, что я не снимаю платка (так требуют мои обычаи), кто-то усматривает в этом дикость и открыто реагирует на это, это не мои проблемы, а его бескультурие. Я такая, какая я есть. Как и другие, я человек - хозяин земли. И я никому не желаю зла, как не хочу его для себя. Меня учили, что жизнь человека, имущество человека, честь человека священны перед Богом, и я в это верю.

И.Р.: Межнациональная подозрительность в последнее время получила благодатную почву в связи с террористическими актами в Нью-Йорке. Погибло огромное количество людей...

Айшат: Мне кажется, что количество жертв не имеет значения, главное - сам факт гибели людей. Если мы допустили гибель хотя бы одной женщины, одного ребенка, и отнеслись к этому равнодушно - это ужасно. Я думаю, многие люди, как и я, сейчас задают себе вопрос: почему я не вмешивалась прежде, когда видела, как бомбили роддом в Чечне? Ведь для меня как для акушера-гинеколога нет ничего страшнее.

Мы сами творим свою историю. Бог дал нам человеческую волю и разум, чтобы созидать. А мы равнодушны. Но равнодушие - тоже терроризм. Ведь когда бомбили Чечню, брат брата убивал. Под бомбами оставались не только чеченцы, но и русские. Неужели никто не отказался бы выполнять приказ о разрушении собственного дома?!

И я думаю, что война не остановится, пока в руках мужчин есть оружие, а женщина безропотно отдает войне своего ребенка, которого девять месяцев гордо носит под сердцем, в муках рожает, кормит грудью, растит долгие годы. Война не остановится, пока женщина молчит, видя насилие и убийство, как будто это ее не касается.

И.Р.: Но что можно сделать?

Айшат: Прежде всего, надо учиться не быть рабом, надо научиться быть человеком и не бояться высказывать и отстаивать собственное мнение при любых обстоятельствах. Все люди одинаковы, все мы, как бы ни были различны наши возможности при жизни, состаримся и умрем. Не надо думать, что другие умнее тебя и знают, что надо делать. Надо действовать самостоятельно.

И.Р.: Расскажите, как родилась идея создания благотворительной больницы и как вам удалось реализовать ее.

Айшат: Я по профессии акушер-гинеколог, долго работала заведующей отделением больницы и много выезжала на экстренные вызовы в горы. Я знаю уровень медицинского обслуживания в нашей республике - государственная медицинская помощь недостаточна, человек не всегда может получить ее в необходимом объеме. Из разговоров с коллегами мне известно, что и во многих других регионах ситуация та же и наиболее трудно женщинам и детям.

Врач пропускает через себя боль человека, который к нему обращается за помощью. И тогда понимаешь, что надо что-то делать. Это послужило толчком к созданию проекта благотворительной больницы, хотя сначала собственно проекта как такового не было, а было желание помочь людям и знание того, что им нужно. Собрался коллектив единомышленников (сейчас это 25 человек), без которых я бы ничего не смогла сделать, мои коллеги работали и работают просто самоотверженно.

Я обратилась в Министерство здравоохранения с просьбой дать возможность работать в каком-то здании. И нам предоставили здание постройки 1927 года, которое министерство восстановить не могло, так как не имело необходимых средств. Сейчас я это считаю чудом, но когда ты делаешь добро людям, тебе помогает Бог.

Когда стали появляться беженцы, без страховых полисов, и им некуда было обращаться, мы уже могли им немного помочь. Сначала мы собрали свои деньги, близких, родственников, знакомых, отремонтировали несколько кабинетов и начали работать. И одновременно я продолжала искать средства: искала спонсоров, просила помощи на конференциях, встречах. Люди откликались - я находила понимание. Хочу сказать, что меня всегда окружали добрые и отзывчивые люди.

С 1995 года амбулаторное лечение получили 4282 женщины, и около 500 прошли лечение в стационаре. Мы не делим наших пациенток по национальностям, любая женщина, переступив порог больницы, должна получить медицинскую помощь или просто еду, если она голодна, или кров, если ей некуда пойти. Кроме того, пребывание в больнице - это психологическая реабилитация: если человек уже не верит ни во что, мы стараемся помочь ему преодолеть озлобленность. А потом мы направляем женщин в центр помощи беженцам, где они получают поддержку уже в рамках государственных программ. Конечно, мы не можем помочь всем, но мы делаем, что можем.

Проект больницы существует в рамках деятельности Лиги защиты матери и ребенка Дагестана, в работе этой организации принимает участие более 700 женщин. Главная идея Лиги - сделать все, чтобы права матери и ребенка не нарушались - ребенок с рождения имеет право на безопасность жизни и развитие. Право и обязанность женщины на земле - быть хозяйкой очага, растить человека. Женщина-мать должна быть свободной и образованной, потому что рабыня не воспитает героя. Таково мое мнение, таковы наши национальные традиции. Вопреки распространенному мифу о том, что мусульманка порабощена, в исламе ей отводится огромная роль: главное слово - ее, ведь она воспитывает ребенка, в ее руках будущее. Она оберегаема и охраняема. И в этом колоссальная свобода. У мужчины другое предназначение - беречь женщину, быть кормильцем семьи.

И.Р.: Но если главное в жизни женщины - хранить дом и очаг, то за решение государственных вопросов берутся мужчины...

Айшат: Женщина, жена, может быть соратником мужчины в его деятельности, в созидании, потому что в хорошей семье мужчина всегда делится и советуется с женой. Именно женщины должны принимать решения, а мужчины - их выполнять. Я уверена в этом и не боюсь сказать, что женщины не равны с мужчинами, женщины выше мужчин.

Что касается решения государственных вопросов... Я побывала во многих странах Востока и Запада, совершала паломничество, познакомилась с разными религиями и культурами и знаю, что в наших представлениях друг о друге очень много мифов. Постулаты современных религий, которые лежат в основе государственного устройства некоторых стран, в частности, взгляд на роль мужчин и женщин, сейчас уже не догма. Незыблемым в религии остается только одно - любовь к человеку, потому что если я люблю Бога, я люблю его создание.

И.Р.: И последний, традиционный вопрос для интервью в нашем журнале - что бы вы сказали всем женщинам, если бы вам предоставилась возможность обратиться к ним?

Айшат: Самое главное - не теряй своего достоинства, кто бы ты ни была.

Всегда помни, что ты отвечаешь за человеческую жизнь.

Не будь равнодушна к страданию другой женщины.

Не надо говорить о равноправии с мужчиной - надо быть выше мужчины, он ничего не может без женщины. Он не может рожать - он уничтожает, и будет это делать, если женщина будет молчать.

Ты в ответе, за то, что происходит вокруг тебя. Надо бороться против применения оружия, любого, потому что убивают не только бомбами и ядерными ракетами. Запретить применение любого оружия в решении споров между людьми - вот чего должны требовать женщины.

Кричите, плачьте о своем! Может быть, тогда вас услышат. Ведь если каждый день поливать сухое дерево, оно может дать ростки.


Из отчета о деятельности Благотворительной больницы для женщин

Дагестан - это самая крупная по численности населения горная республика Северного Кавказа. В состав Республики Дагестан входит 10 городов, 23 высокогорных района, 8 предгорных и 11 равнинных районов.

Численность населения 2 млн 120 тыс. (по данным 1999 г.).

В последние годы во всей России и особенно в Дагестане сложилась крайне неблагоприятная ситуация. Основная масса населения - 70% живет за чертой бедности. Уровень безработицы среди молодежи - 85%, среди женщин в горных районах - 93%. На данный момент нет перспективных программ по решению проблемы безработицы.

Данные государственного доклада о состоянии здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Дагестан свидетельствуют о резком ухудшении основных демографических показателей, начиная с 1994-1995 годов.:

  • с 1989 г. снизился коэффициент рождаемости с 27,4 до 17,7;
  • возросла смертность населения с 6,4 до 7,2;
  • резко пал естественный прирост населения с 21 до 12,5;
  • возросли показатели детской смертности, особенно в сельской местности...

В 1994 году, понимая необходимость оказания помощи женщинам и детям, Лига защиты матери и ребенка Республики Дагестан обратилась в Минздрав республики с просьбой о помощи в создании общественной организации "Благотворительная больница для женщин" для необеспеченных семей, сирот и беженцев. Были выделены строения бывшей детской поликлиники.

Благотворительная больница для женщин предназначена для оказания медицинской помощи женщинам-беженкам из зон военных конфликтов, пострадавшим от террористических актов или землетрясений на территории Республики Дагестан, а также женщинам малоимущих слоев населения, не имеющим возможности оплатить лечение в государственных медицинских учреждениях при отсутствии страховых медицинских полисов.

Больница рассчитана на 20 коек. В ней оказывают стационарную и амбулаторную бесплатную медицинскую помощь женщинам всех возрастов.

Благодаря помощи спонсора - Benevolence International Foundation (г.Чикаго) - больница полностью укомплектована необходимым медицинским оборудованием и медикаментами. Женщины получают трехразовое бесплатное питание, больничную одежду, постельное белье.


Лига защиты матери и ребенка (ЛЗМиР) - негосударственная некоммерческая организация, созданная 25 октября 1993 года,

  • оказывает посильную материальную помощь вынужденным переселенцам и беженцам с территорий военных конфликтов: так, например, приготовлено и роздано около 250 детских комплектов для новорожденных и 360 пачек детского питания "Малютка" в городах Хасавюрте и Махачкале;
  • проводит работу по психологической реабилитации женщин и детей: при Благотворительной больнице работают психологи;
  • осуществляет деятельность по охране материнства и детства: работает Благотворительная больница для женщин; ЛЗМиР участвует в региональных и международных мероприятиях, посвященных проблемам материнства и детства;
  • ведет культурно-просветительскую работу среди женского населения: совместно с Союзом "Женщины Дона" в рамках проекта "Дагестан - центр миротворчества" созданы женские курсы изучения основ медицинских знаний. Как показывает опыт, первыми на месте трагедий после взрывов, пожаров, землетрясений чаще всего оказываются неподготовленные спасатели-волонтеры, местные жители. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек мог правильно оказать первичную помощь до прибытия специалистов. Подготовлено три группы санитарок.

Материалы подготовлены Ириной Рыльниковой