Женщина Плюс...
  N 1, 2001

Алена Денисова

ГУТЕН ТАГ, ВЛАДИМИР ВОЛЬФОВИЧ!

Kirche, Küche, Kinder... Церковь, кухня, дети... Трагическое, печальное триединство... Хотелось бы добавить, почти забытое. Но так ли это - не будем торопиться. Обратимся к программе Либерально-демократической партии России. Оказывается, очень полезно читать программные документы российских политических партий, чтобы выяснить, как они планируют распорядиться "прекрасной половиной человечества" в случае своего прихода к власти. Чтобы не очнуться одним прекрасным днем, с удивлением обнаружив, что ростки гражданского общества в России, которые пробивались с таким трудом, зачахли окончательно. Очнуться и воскликнуть: "Гутен таг, Владимир Вольфович!"

Планы ЛДПР на "обустройство" женщин декларативно изложены в разделе "ЛДПР и женщины" Программы Либерально-демократической партии России (принятой на VIII съезде ЛДПР 25 апреля 1998 г.).

С одной стороны, наличие женского вопроса в программе признается, хотя особо не уточняется, в чем же он заключается конкретно. Но ЛДПР "заложит основные предпосылки для его решения". Основной лейтмотив такой - сейчас всем тяжело, улучшим жизнь в стране в целом, поднимем экономику - глядишь, и женщинам станет легче. А тяжело-то в основном женщинам из-за того, что они слишком доверились коварным коммунистам, подвергавшим "осмеянию благородную роль домашней хозяйки, матери семейства и воспитательницы детей". Каковые коммунисты "чрезмерно" вовлекли их в экономическую жизнь. Кстати, эти же коммунисты виноваты и в феминизации мужчин, которым необходимо повысить зарплату, чтобы семью кормили они, а женщина была бы хранительницей домашнего очага. Ждала бы мужа с охоты - добавим мы. И тут же спросим: кого ждать с охоты в семьях, состоящих только из матерей и детей? В прошедшем году в России их было 12%.

И далее: "Повышение зарплаты работающих, которое осуществит правительство после прихода ЛДПР к власти, позволит многим замужним женщинам избавиться от необходимости работать и в буквальном смысле вернет их в лоно семьи, позволит им полностью посвятить себя воспитанию детей". И этот возврат в семью разрядит обстановку на рынке труда. В пользу мужчин, надо понимать. Уровень экономической активности женщин в том же 1998 г. и так ниже, чем мужской - соответственно 73% и 79%.

Тут же ЛДПР обещает нам подготовку "среди женщин высших управленческих кадров". Для своей партии, очевидно, таких женщин уже подготовили. Но потом они куда-то делись, потому что в верхних эшелонах ЛДПР их не видно вовсе. Ах, нет: среди 49 депутатов-мужчин от фракции ЛДПР в Государственной Думе прошедшего созыва 1 женщина все-таки была, в нынешнем созыве среди 14 членов этой фракции нет ни одной женщины.

Говоря иными словами, не политическими, а по существу, в программе ЛДПР нам сообщают: "Женщины, радуйтесь! Место ваше по-прежнему на кухне, больше того, у вас там теперь будет правовая грамотность и здоровый образ жизни, и уж мы - ЛДПР и, очевидно, лично Владимир Вольфович, расстараемся, чтобы вам там, бедолагам, было полегче, ну - технику там всякую, лечить вас будем, предупреждать вашу беременность, и вообще "домашний труд перестанет быть каторгой, в нем усилится созидательное, творческое начало". Но не дай Бог вам недоброе замыслить - насчет власти. Тут мы суровы - посягающий на власть феминизм мы категорически отвергали и отвергать будем". По веской причине: потому что феминизм, оказывается, "экстремистское политическое течение, разжигающее антагонизм между полами и стремящееся к нормативному закреплению за женщинами руководящих функций в обществе". Во всей программе ЛДПР ни слова не сказано об участии женщин в выборных органах, кроме приведенной фразы. В этой части программу ЛДПР в России уже сейчас можно считать реализованной: в Совете Федерации женщин нет, в Государственной Думе женщин всего 7,7%. Так что ЛДПР беспокоиться не о чем, женщин во власть в России и так не пускают.

Хочется все-таки выяснить, что же так категорически отвергает ЛДПР и заявляет об этом в своей программе. Равенство прав для мужчин и женщин? Равенство возможностей для мужчин и женщин? В программе следовало бы указать, что конкретно они имеют в виду под феминизмом, когда объявляют о его категорическом неприятии. С таким же успехом можно бороться и с импрессионизмом, или, скажем, с каннибализмом.

Вдумчиво читая текст программы, любознательный читатель все-таки догадается, что ЛДПР категорически отвергает некоторые крайние проявления феминизма радикального, который в России и так не прижился. Среди более 15 тысяч российских женских организаций городского и местного уровней и более 650 женских организаций федерального и регионального уровней нам не известны такие, которые разделяли бы подобные крайние взгляды. ЛДПР "программно" негодует на то, чего в России и так нет.

Объясняем: как не все стрелки - Вильгельмы Тели, так и радикальный феминизм - экзотическое явление в российском женском движении. Почти как вымершие морские коровы. А уж чтобы законодательно закреплять за женщинами руководящие функции в обществе! К чему же такие "страшилки"? Скучно и надоело как старый анекдот: если врага нет - его надо выдумать. А кто он будет - радикальные феминистки или морские коровы - да Бог с ними! Лучше, конечно, пусть будут феминистки - отношение лидера партии к "прекрасной половине русской нации" широко известно не только благодаря его словам, но, к сожалению, и действиям.

Чего добиваются российские женщины - так это ощутимого представительства женщин на уровне принятия решений - в органах власти и управления. Как уже неоднократно отмечалось, реальное улучшение в обществе положения детей, семей и женщин наступают лишь при достижении "критического количества" женщин в органах власти. По разным оценкам, оно составляет 25-30%. Участницы женского движения отдают себе отчет, что само по себе такое представительство не решает основную массу проблем, стоящую на пути реализации в обществе равенства полов.

Мы задаемся и таким вопросом: "Почему равенство полов у нас тоже должно быть особое, отличное, например, от такого же понятия в Европе?" Там тоже живут мужчины и женщины, третьих нет. И эти мужчины и женщины предпринимают немалые усилия, чтобы интегрировать решение этих проблем в общее русло общественной и политической жизни. Причем на всех уровнях - и на общеевропейском, и на национальном, и на муниципальном, вплоть до поселковых советов. Россия вступала в Совет Европы, явно не имея намерения в вопросах равенства полов поступать так, чтобы нас было "умом не понять".

Обратимся к опыту тех, кому удалось создать общества, где равенство мужчин и женщин является системным признаком. В социальном плане, кстати, по общему признанию, эти общества одни из самых благополучных. Они, "...правда, шведы с финнами" - наши соседи и коллеги по Совету Европы. Почему-то думается, что члены фракции ЛДПР во время парламентских визитов в европейские страны не уделяли этому вопросу никакого внимания, а зря, поскольку европейский опыт в этом плане очень интересен. Отсылаем всех (и членов ЛДПР тоже) к изданию, которое позволит сформировать корректное представление о том, что такое равенство полов: "Комплексный подход к проблеме равенства между женщинами и мужчинами. Концептуальные рамки, методология и ознакомление с позитивным опытом: Заключительный доклад о деятельности группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин. Страсбург, май 1998 г." 1. А особо заинтересованные лица (к ним мы относим и составителей программ политических партий) могут обратиться за дополнительными разъяснениями в Отдел по проблемам равенства между женщинами и мужчинами Управления по правам человека в Совете Европы2.

В течение последних лет, и даже десятилетий, в европейских странах реализуются многочисленные проекты, которые позволяют формировать элементарную культуру проблемы равенства полов в обществе и грамотный подход к его реализации. В основе этих проектов - понятие, обозначаемое английским термином gender mainstreaming. Краткое его определение - многоаспектный комплексный подход к равенству полов в обществе. Его содержание описывается так: комплексный подход заключается в организации, совершенствовании и оценке процессов принятия решений (главным образом политических), с тем, чтобы инкорпорировать проблематику равенства между женщинами и мужчинами во все области и на все уровни жизни государства и общества. Сложно, скажут многие. И к чему нам такие сложности? Сложно, но нужно! Продолжим.

Под равенством между женщинами и мужчинами реализаторы этих проектов понимают равное положение, независимость, ответственность и участие обоих полов во всех сферах общественной и частной жизни. Какое из этих понятий - равное положение, равная независимость, равная ответственность и равное участие - предлагает женщинам в полном объеме программа ЛДПР? - Ни одно из них. Правда, что конкретно в программе понимается под равноправием полов, тоже не уточняется. Но его все равно обещают добиваться. Разработчики же европейских программ полагают, что существование этого равенства, его сохранение и поддержание в действии возможно лишь благодаря постоянному процессу его переосмысления и переоценки. Прагматичные европейцы уверены, что укрепление идеи равного участия женщин и мужчин в политической, общественной и других сферах жизни благоприятно для общего развития общества.

Многие страны на правительственном уровне разработали особые механизмы, были осуществлены комплексы мер по изучению вопросов равенства женщин и мужчин и его реализации. К сегодняшнему дню Европа обладает большим позитивным опытом в реализации комплексного подхода к равенству полов на самых разных уровнях - от общеевропейского (в общем контексте политики и сотрудничества в рамках Европейского Союза) до городского, вплоть до уровня отдельной организации.

Приведем лишь некоторые примеры:

Совет министров Северных стран Европы проводит проект, направленный на реализацию комплексного подхода к равенству полов в политике в области трудоустройства и по делам молодежи. Главные его задачи - выработка и испытание различных методов, а также попытка найти наилучшую модель "озабочивания" правительств этой проблемой. Деятельность по проекту осуществляется на местном, региональном или национальном уровнях в каждой отдельной стране.

Еще в 1994 г. правительство Швеции возложило ответственность за проведение политики в области равенства полов на Вице-премьер-министра. При этом правительство уточнило, что перспектива равенства полов должна учитываться при подготовке любых решений кабинета министров. Всем министрам поручено, во-первых, изучать влияние деятельности их ведомств на положение в области равенства полов, и, во-вторых, анализировать практику развития равенства полов в сферах ответственности их министерств.

Правительство Финляндии приступило к выполнению программы, нацеленной на реализацию комплексного подхода. Каждое министерство в рамках этой программы разработает и проведет испытание методов и инструментов внедрения такого подхода в своей деятельности.

В Исландии были осуществлены два проекта, направленные на испытание методов и инструментов внедрения комплексного подхода в процессе принятия политических и административных решений.

В Норвегии основная ответственность в этой области возложена на Министра по вопросам равенства полов. А масштабная деятельность на системной основе по внедрению комплексного подхода в работу всех министерств начата еще в начале 80-х годов!

Несмотря на имеющиеся достижения, составители названного выше доклада сетуют, что и в Европе незнание политическими деятелями и чиновниками вопросов, касающихся неравного положения женщин и мужчин, представляет собой проблему. А узкое понимание идеи равенства полов, по мнению составителей доклада, является недоразумением. Уточним: недоразумением признается понимание действий для достижения равенства полов как действий исключительно в области кадровой политики, подготовки женщин к работе на ответственных и выборных постах и т. д.

В России пока нет подобных правительственных программ. Но российским обществом (не без влияния неправительственных организаций, в том числе и женских) проблемы равенства между женщинами и мужчинами осмысливаются и трактуются уже по-новому. Все-таки наступает новый день...

Гутен таг, Владимир Вольфович!


1С текстом издания можно ознакомиться в Интернете: http://www.owl.ru/win/docum/ec/gender/index.htm
2Отдел по проблемам равенства между женщинами и мужчинами,
Управление по правам человека, Совет Европы, Франция
F-67075 STRASBOURG CEDEX
Телефон: (33) 3 88 41 23 39
Факс: (33) 3 88 41 27 93