Надежда Яроссовская
Искусство женского рода
Государственная Третьяковская галерея (ГТГ) начинает новое тысячелетие необычным для России проектом - "Искусство женского рода". Он включает в себя крупномасштабную выставку, в которой будет представлено творчество российских женщин, начиная с IV века и до наших дней, издание альбома-каталога (издание финансирует Женская сетевая программа Фонда Сороса), создание сайта в Интернете, а также проведение ряда круглых столов с западными специалистами о значении женского творчества в современной культуре. Более 200 созданных российскими женщинами произведений будут собраны воедино - из собственных фондов Третьяковской галереи, из музеев Кремля, Государственного Русского музея, Днепропетровского художественного музея, частных коллекций и художественных мастерских. Спонсор проведения выставки - компания "British-American Tabacco" (Россия). Экспозиция откроется в январе 2002 года в залах ГТГ на Крымском валу и продлится до конца марта.
Авторы проекта - Лидия Иовлева, Надежда Яроссовская (ГТГ) и Наталия Каменецкая (Творческая лаборатория ИНО (Искусство, наука, образование). Активное участие в проекте принимают Наталья Александрова, Лидия Маркина (ГТГ) и Елена Кочкина (Женская сетевая программа Фонда Сороса).
Для авторов данного проекта важно обозначить в истории русского искусства роль женщины творящей, а также выявить не столько линейные пути развития женского творчества, но и неожиданные перекрестные связи прошлого и настоящего в нем. И здесь должно состояться не одно открытие.
Первые имена, с которых могла бы начинаться Энциклопедия женского творчества в нашей стране - вероятно, Ефросинья Старицкая, тетка Ивана Грозного, или Ирина Годунова, сестра царя Бориса. В средневековой Руси (XV-XVII вв.) художественные мастерские золотного шитья, руководимые женщинами из великокняжеских семей, были весьма распространены, в то время как для европейской культуры это явление уникальное. Вычленение женского творчества из общего, в большинстве своем безымянного контекста искусства Древней Руси, несомненно, обогатит историю отечественной культуры.
В России XVIII века интерес к изобразительным искусствам начинают проявлять наиболее просвещенные женщины - русские царицы. Екатерина II оставила свой след в культуре, в первую очередь, как писательница-мемуаристка, но ее руке принадлежит и рисованная обложка театрального либретто "Феб". Из плеяды царственных особ, несомненно, наиболее художественно одаренной натурой являлась Великая княгиня Мария Федоровна, жена Павла I. Выточенные на токарном станке из янтаря и кости чернильницы и настольные украшения, гравюры по молочному стеклу портретов детей, пейзажные рисунки и пастельные натюрморты - вот круг художественных пристрастий этой императорской особы. Ей стремились подражать дочери - Великие княжны Александра и Елена, в возрасте 13-14 лет лепившие барельефы своих великих предков: Петра I и Екатерины II. Разумеется, эти увлечения являлись сугубо домашним занятием и лишь свидетельствовали о творческом потенциале женщин царского рода.
Уже в конце XVIII века на всю Европу прозвучало имя французской художницы Элизабет Виже-Лебрен, виртуозно владеющей кистью и жанром портрета. Именно она занесла в российскую среду бациллу художественного профессионализма. Отзвуки славы этой блестящей портретистки могли повлиять на решение представительницы старинного дворянского рода Софьи Сухово-Кобылиной стать профессиональной художницей. В 1854 году, первая из женщин, она оказалась Золотой медалисткой Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1880-е годы потягаться с ней европейской известностью могла лишь юная Мария Башкирцева, щедро одаренная от природы не только художественным, но и певческим и литературным талантами. Именно о ее опубликованных дневниках английский премьер-министр У.Гладстон отзывался как о "самой замечательной книге столетия".
После ряда административных реформ 1840 года, перед российскими женщинами начал открываться прямой доступ к художественному образованию. Уже целые потоки жаждущих постичь художественное мастерство юных барышень устремляются за знаниями в Санкт-Петербургскую Академию художеств, а также в Европу. Художницы отправляются в творческие путешествия, чтобы запечатлеть свое видение мира, наконец, осознать себя как творческую личность. Среди наиболее известных имен этого периода можно особо отметить Анну Венецианову, дочь известного художника, Ольгу Лагоду-Шишкину - жену знаменитого передвижника, пейзажисток Анну Каринскую, Марию Федорову, портретисток Анну Юргенсон, Марию Шпак-Бенуа и др.
Рубеж XIX-XX веков ознаменовался появлением центров, где возрождалась и развивалась традиционная русская культура, решались задачи просветительства, поддерживалось творчество одаренных людей. Произведения художниц Елены Поленовой, Марии Якунчиковой-Вебер, Нины Симонович-Ефимовой в мамонтовском Абрамцеве занимали особое и значительное место. Княгиня Мария Тенишева, замечательная художница-эмальер, собирательница и исследовательница искусства явилась создателем подобного абрамцевскому кружка в своей усадьбе Талашкино в Тверской губернии. В среде объединения "Мир искусства", устремленного к общеевропейским ценностям, велик творческий вклад художниц Зинаиды Серебряковой, Анны Остроумовой-Лебедевой, Зинаиды Кругликовой.
В завершившемся XX столетии Россия подарила миру множеcтво знаменитых женских имен, повлиявших на развитие художественного процесса не только на родине, но и далеко за пределами нашей страны. В этот период можно выделить три основных взлета женской художественной активности, повлиявшей на судьбу отечественного изобразительного искусства, и все они связаны с кардинальными переменами в драматической истории России: эпоха революции (1910-20-е годы), 1970-е годы, предвестившие распад советского государства, и 1990-е годы, ставшие началом новой России.
Русский авангард, славу которого составили во многом именно художницы - Любовь Попова, Вера Степанова, Ольга Розанова, Александра Экстер ( в начале года в ГКГ проходила выставка "Амазонки русского авангарда") по радикальной переоценке самой функции художника в искусстве - явился самой плодотворной эпохой для проявления личности женщины и личности художницы.
Последующие десятилетия отмечены противоречивостью эстетических установок и художественных поисков - от создания оптимистичного образа советской труженицы в сталинский период - 1930-50-е годы (Екатерина Зернова, Ольга Павленко, Ольга Яновская и др.) - до неформальных опытов шестидесятниц андеграунда Лидии Мастерковой, Веры Кропивницкой, Наты Конышевой. И если зачастую эти имена не столь известны, то вряд ли найдется человек, не знающий великого творения сталинской эпохи - скульптурной композиции "Рабочий и колхозница". Ее автор Вера Мухина - самая знаменитая во всем мире в ХХ веке женщина-скульптор.
Формирование стилистики, определившей отечественное искусство 1970-х годов и получившей название "метафорическое искусство", - несомненно, принадлежит творчеству Татьяны Назаренко, Натальи Нестеровой, Ольги Булгаковой, Ирины Старженецкой - талантливым художницам, продолжающим интересно работать и в наше время. С другой стороны, этот период отмечен стремлением сохранить и выявить те или иные элементы традиционной русской культуры. Наиболее ярко и разнообразно проявили себя в этом направлении Елена Романова, Татьяна Федорова, Лариса Кириллова, Ирина Затуловская.
В 1990-е годы раскрывается творчество таких интересных представительниц московского концептуализма, как Елена Елагина, Ирина Нахова, Мария Константинова. Параллельно с ними существует неоакадемическая линия Айдан Салаховой, Ольги Тобрелутс. Имена этих художниц сегодня известны во всем мире. Их произведения не только выставляются на крупнейших выставках, но и закупаются ведущими европейскими и американскими музеями.
Сегодня специальный интерес к женскому творчеству велик и неслучаен. Актуализировавшаяся, особенно во второй половине XX века, философия различия повлекла пересмотр традиционных иерархий и выдвинула на передний план проблему и понятие "другого". "Феминизм - это квантовая физика постмодернизма", - считают современные американские критики. Феминистская идеология сегодня сильнейшим образом влияет на мировую художественную практику. Проблемы идентичности, в том числе гендерные, стали основой современного искусства.
И еще очень важная проблема и мотив выставки "Искусство женского рода" - Женский Взгляд во всей его специфике и многоплановости. Взгляд на себя, на мир, на историю. Предоставить возможность взглянуть на мир глазами женщины может только визуальное искусство. Именно оно позволит нам проследить, как на протяжении столетий менялся женский взгляд, увидеть и воспринять "другую историю".
|