ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА - НОВОЕ СЛОВО В ПЕДАГОГИКЕ
Анна Васильева
Сегодня перед родителями, выбирающими школу для своего ребенка, открывается широкий спектр возможностей. Вот уже десять лет, как помимо государственной общеобразовательной системы в нашей стране начала действовать сеть частных учебных заведений. Некоторые родители предпочитают давать детям домашнее образование. Недавно у нас появился еще один альтернативный вариант.
Около 10 лет назад в Москве и некоторых других городах России начали открываться школы, основанные на принципах педагогики Рудольфа Штейнера. Так называемые вальдорфские школы. Если для нас это явление почти новое, то в Европе подобные учебные заведения распространены давно и повсеместно. Первая из них была открыта осенью 1919 года в Штутгарте. Ее отцом-основателям является немецкий философ и общественный деятель Рудольф Штейнер. Этот человек стоял у истоков антропософии, одного из новых философских течений начала двадцатого века, основанного на принципе изучения духовной природы человека как источника познания всех других явлений. Однако Штейнер не ограничился лишь теоретическими изысками в области философии. Им предприняты попытки положить антропософские принципы в основу базовых институтов общества, в первую очередь педагогики.
Сегодня вальдорфские школы есть практически во всех странах мира, исключая мусульманские. Их общее число достигает пятисот. Наибольшее распространение педагогика Штейнера получила у себя на родине, в Западной Европе. В одной Германии сегодня работает около ста пятидесяти вальдорфских школ. Новое педагогическое течение уже проникло на австралийский континент, в страны Южной и Центральной Америки, Японию и Южную Африку. У нас вальдорфские школы открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Красноярске, Казани, Самаре, Ярославле, Иркутске, Обнинске и Владимире. Мое знакомство с вальдорфской педагогикой произошло в одной из таких школ в Москве.
Чем же отличается педагогика Рудольфа Штейнера от общепринятых канонов? Прежде всего, вальдорфская школа видит свою основную задачу в максимальном раскрытии индивидуальных способностей ребенка. Если в обычной школе учитель - это строгий мэтр, дающий знания как абсолютную истину, то здесь - это скорее мудрый наставник, ведущий ученика по дороге познания окружающего мира. В вальдорфской школе нет жесткой дистанции между учеником и учителям. Детям не ставят оценок. Здесь нет двоечников, хорошистов и отличников. Поэтому нет и "неудачников", и "пай-зайчиков" - ярлыков, часто прилипающих к человеку на всю жизнь. В результате, дети чувствуют себя более свободно, им легче выражать свои эмоции.
Вальдорфская педагогика считает, что ребенок в своем развитии повторяет процесс эволюции человеческого общества. Поэтому все знания он должен получать в строго определенной последовательности и в определенное время, когда его организм будет к этому подготовлен. В этом смысле вальдорфская педагогика не приемлет наметившуюся в последние годы тенденцию начинать интенсивное обучение детей уже в 5-6 летнем возрасте. В вальвдорфскую школу дети приходят не раньше семи лет. На первых порах у них будет только один урок, который длится 2 часа.
Каждый учебный день в первом классе начинается с тридцатиминутной разминки. Дети повторяют за учителем слова простых стишков, хлопаю в такт руками, прыгают, водят хороводы. Все это делается для того, чтобы интеллект ребенка "открылся" для получения новых знаний, его память была мобилизована. Благодаря таким упражнениям, только в течение одного года дети без труда разучивают около ста стихов.
После разминки ребята переходят к изучению одного из основных предметов. Если вы думаете, что это будут традиционные для всех первоклашек чтение или письмо, вы глубоко заблуждаетесь. Предметы, изучаемые в первом классе вальдорфской школы, носят такие непривычные для нас названия, как "рисование форм", "эвритмия", "рукоделие и ремесла".
К процессу письма дети приходят очень медленно и постадийно. На первых уроках "рисования форм" они поначалу наносят на бумагу лишь прямые палочки. Затем вводятся кривые линии. Этот процесс как бы повторяет развитие письменности древних народов. Так, первый шестипалочный алфавит появился в Древнем Китае. На следующем этапе эволюции, в странах Востока употребляли как прямые, так и кривые иероглифы. Познакомившись с ранними стадиями развития письменности, дети переходят к изучению печатного алфавита. Они заново откроют для себя звуки и их перевод в буквы. Читать и писать под диктовку ребята начнут только в третьем классе. В вальдорфских школах считают, что в более раннем возрасте мозг ребенка еще не готов к восприятию письменной речи.
Один из основных принципов педагогики Штейнера заключается в том, чтобы все получаемые знания были глубоко прочувствованы и осмыслены. Способность к подобному восприятию определенных видов знаний появляется у ребенка только на соответствующей ступени развития. Конечно, малыша можно научить читать и в пять лет, но для него это будет не более чем механический навык. Как для цирковой зверушки, выполняющей команды дрессировщика. Доказательство тому - слова одной маленькой девочки из штейнеровской школы. После встречи со своими двоюродными сестрами она сказала: "Они хвастаются, что уже умеют читать, но, бедненькие, они понятия не имеют, откуда взялись буквы".
В вальдорфских школах огромное значение придается тому, чтобы интеллектуальное развитие детей шло рука об руку с их физическим развитием. Некоторые предметы направлены на совершенствование подвижности тела ребенка. Так, например, в первом классе дети учится вязать на больших деревянных спицах. В такие занятия вложен огромный смысл. Ведь от того, насколько развиты обе руки ребенка, будет зависеть четкая и скоординированная работа левого и правого полушарий его мозга.
В вальдорфских школах принято говорить, что если ребята приходят на урок бледные, с синяками под глазами, учителю нужно искать, где он допустил ошибку. Наверно поэтому, здесь практически не бывает пропусков по болезни. С первого по одиннадцатый класс вальфдорфские дети играют на музыкальных инструментах, рисуют, лепят. На уроках эвритмии они учатся выражать свои чувства через движения, через пластику тела. Каждый год во всех классах ставится по несколько театральных постановок, которые дети показываю друг для друга на общешкольных праздниках. С первого класса ребята начинают изучать один иностранный язык. В большинстве вальдорфских школ к концу обучения выпускники владеют уже двумя языками.
Все эти предметы ребята изучают дополнительно к общеобразовательной школьной программе. По сути дела, на учеников вальдорфских школ ложится двойная нагрузка, но им удается не только великолепно освоить материал, но и избежать переутомления. В этом ребятам помогает хорошо продуманный график обучения. В течение года дети один месяц занимаются только математикой, затем только физикой, потом только историей. Через какое-то время цикл опять повторяется. Это позволяет ученикам более полно погрузиться в изучаемый предмет, правильно сконцентрировать свое внимание. Действительно, представьте себе, что на вашем рабочем месте от вас бы потребовали сначала составить годовой баланс, через час написать аналитическую статью, а еще через час заняться программированием. Так как же тогда должен чувствовать себя ребенок, спешащий с урока алгебры на литературу?
Можно услышать возражение, что для детей будет слишком скучно и утомительно заниматься одним и тем же предметом изо дня в день в течение месяца. Вальдорфская педагогика утверждает, что это совсем не так. Все зависит от того, в какой форме учитель будет преподносить детям свой урок. Изучение предметов, предусмотренных общеобразовательной программой, в вальдорфской школе превращается в увлекательное путешествие. Детям никогда не навязывают знания в виде непреложных истин, теорем или аксиом. Возьмем, к примеру, обычный урок физики. Учитель ставит перед ними стеклянную ванночку, наполненную мутной водой. Рядом с ней - горящую лампу. Дети замечают, что цвет огня изменяется, если посмотреть на него сквозь мутную жидкость. Учитель напоминает, что то же самое они могли наблюдать и в живой природе. На этом его подсказки заканчиваются. Теперь ученики должны сами понять суть этого явления и сформулировать его в научно обоснованной форме. Правильный ответ может быть найден только через несколько дней. Но какова же будет радость ребенка, заново "открывшего Америку".
Развитие способности к независимому мышлению - еще одна цель педагогики Рудольфа Штейнера. Поэтому в вальдорфской школе стараются избегать чисто информационных знаний. Здесь считают, что количество вызубренных теорем не принесет ученикам много пользы, тогда как человеку с развитым творческим мышлением легче стать хорошим специалистом и осваивать все новые и новые знания.
Подобные идеи все чаще занимают умы не только педагогов, но людей творческих профессий. Так, действие одного из рассказов писателя-фантаста Айзека Азимова переносит нас в предполагаемое будущее нашей планеты, когда жители Земли получили возможность овладевать своей будущей профессией за один день, не прилагая к этому никаких усилий. Это стало возможным благодаря изобретению особого механизма, который "переносил" знания с компьютерных баз данных в мозг человека. Главному герою, 18-летнему юноше, объявляют, что, в силу врожденных недостатков, его мозг не приспособлен для наложения каких бы то ни было знаний. Молодого человека помещают в особый приют, для таких же "неудачников", как он. Там он узнает, что знания можно получать из книг, как это делалось в далеком прошлом. Пройдя через многие испытания, главный герой, наконец, понимает истинное предназначение этого "приюта" - места, где живет и работает небольшая горстка изобретателей, благодаря которым на Земле появляются все новые "умные" машины. В то же время его приятель, овладевший своей профессией в один день, оказался не в состоянии разобраться в устройстве прибора, слегка отличающегося от привычной для него конструкции.
В действительности, современная школа с ее обилием схоластических дисциплин часто не оставляет простора для детской фантазии. Несмотря на это, каждый из нас может вспомнить своего любимого школьного учителя, уроки которого превращались в увлекательное путешествие к знаниям. Вальдорфская педагогика стремится к тому, чтобы каждый преподаватель стал для ребят таким проводником в мире неизведанного. У меня была возможность убедится в этом, побеседовав с одной из учительниц Московской вальдорфской школы.
Елена Петровна Лучкина - потомственный учитель. До того как вальдорфская педагогика стала ее призванием, она преподавала в обычной школе. Много лет назад Елена Петровна случайно увидела статью, посвященную принципам работы штейнеровских школ. Все прочитанное показалось ей удивительно верным. Многое она уже использовала в своей педагогической практике. Многое чувствовала интуитивно, но не имела возможности применить в рамках действующей системы. С тех пор заветной мечтой Елены Петровны стало создание вальдорфской школы в Москве.
Мечте было суждено сбыться. Около десяти лет назад в столице открылась первая вальдорфская школа под руководством Анатолия Аркадьевича Пинского, одного из активных членов антропософского клуба "Аристотель". Елена Петровна работает здесь практически со дня основания. По ее словам, остальной педагогический коллектив школы не уступает ей в увлеченности и самоотверженности. Опыт показывает, что особенно хорошими учителями становятся мамы, познакомившиеся с штейнеровской педагогикой благодаря своим детям. Для того, чтобы стать вальдорфским учителем, не обязательно иметь специальное образование. Сейчас в московской школе работают бывшие инженеры, психологи, программисты. Перед тем как приступить к работе, все они окончили особые двухгодичные курсы вальдорфских учителей. Обучающая программа была разработана с помощью немецких коллег.
Вальдорфских учителей и учеников связывают очень тесные, почти семейные отношения. Начиная с семилетнего возраста, ребенок испытывает потребность в человеке, который бы стал для него "авторитетом", примером для подражания. Он хочет полностью доверять всему, что говорит и делает этот новый в его жизни человек - учитель. Если эта потребность не будет полностью удовлетворена, в более позднем возрасте ребенок наверняка будет искать для себя другие нравственные ориентиры среди рок музыкантов, религиозных или политических деятелей. Дети, выросшие в атмосфере отчужденности, слишком рано научившиеся принимать самостоятельные решения, нередко в глубине души чувствуют глубокую неуверенность в себе. Их недоверчивость и стремление к противоречию свидетельствует не о силе духа, а о внутренней слабости. Задача учителя - окружить ребенка дружеским вниманием. Убедить его в том, что он всегда может обратиться к учителю за советом и поддержкой.
В вальдорфских школах ребята с первого по восьмой класс находятся под опекой одного и того же педагога, который ведет в их классе все школьные дисциплины. Вместе с тем как дети взрослеют, роль учителя в их жизни меняется. В первом классе учитель - это почти мама, внимательная и заботливая. Открывая детям мир знаний, преподаватель становится для них чем-то вроде доброго волшебника. Повзрослев, дети должны обрести в его лице старшего друга и наставника. Если тринадцатилетний школьник скучает на ученической скамье или готовится к профессии, не дающей пищи его воображению, скорее всего его ожидает глубокое разочарование в жизни. Для того, чтобы этого не произошло, он нуждается в людях, умеющих ненавязчиво наладить с ним душевный контакт, развить потребность в познании мира и предостеречь от безликой пустоты.
Насколько успешно справляются с этой задачей учителя московской вальдорфской школы, судить пока рано. Только в этом году из стен школы вышли первые выпускники. Учителя рады тому, что все ребята хорошо сдали государственные экзамены, а 78 процентов выпускников поступили в высшие учебные заведения. В то же время, вальдорфская педагогика приобретает все большую популярность среди москвичей. К глубокому сожалению работников школы, сегодня они просто не в состоянии принять всех желающих. В этом году каждому второму маленькому претенденту на место в первом классе пришлось отказать. Несмотря на то, что учителя стараются избегать излишней шумихи вокруг своей работы, они готовы поделиться секретами гармоничного развития личности со всеми, кому это действительно интересно и нужно.
В статье использованы материалы книги "Воспитание к свободе" издательства Московского Центра вальдорфской педагогики.
|