Женщина Плюс...
  N2, 2000

К

ЭТОТ ТРУДНЫЙ ВОПРОС: «КТО Я?»

Несколько месяцев назад мне посчастливилось встретиться с Михаилом Щербаковым, директором Института развития личности. Физик по первому образованию, Михаил десять лет назад увлекся психологией, точнее - системами личностного и духовного развития. Его научные труды, а также разработанные им тренинги и терапевтические техники (*) ориентированы на исследование структуры сознания и раскрытие его ресурсов. Исследования Михаила Щербакова сочетают физический подход к проблеме с традиционными духовными практиками и методами современной психологии. В нашей беседе с Михаилом было затронуто множество вопросов, в том числе, - связь между состоянием личности и общества.

В. Михаил, в последнее время часто говорят о «духовном кризисе» в России и необходимости «возрождения духовности». Вы с этим согласны?

О. Само понятие «кризис» подразумевает, что раньше ситуация была гораздо лучше. Но можно ли утверждать, что двадцать или семьдесят лет назад наше общество было более привержено духовным ценностям? Еще более нелепыми представляются призывы вернуться к духовным и религиозным ценностям начала века. Революция 1917 года и жесточайшая гражданская война показали, что именно в начале 20-го века Россия переживала действительно глубокий духовный кризис. Ту социально-психологическую ситуацию, в которой мы оказались сейчас, более правильно охарактеризовать как кризис самоидентификации.

В. То есть мы утратили понимание, кто мы такие?

О. Самоидентификация - это отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом. Можно выделить семь уровней самоидентификации:

  • социально-профессиональный;
  • семейно-клановый;
  • национально-территориальный;
  • религиозно-идеологический;
  • эволюционно-видовой;
  • половой;
  • духовный.

Социально-профессиональный уровень определяется утверждениями типа: я - инженер, я - богатый, я - уважаемый гражданин.

Семейно-клановый уровень определяется утверждениями: я - мать, я - дядя, я - кунак и т.п.

Национально-территориальный уровень: я - русский, я - россиянин, я - москвичка; я - европеец.

Религиозно-идеологический: я - православный, я - мусульманин, я - коммунист, я - демократ, я - пацифист. Этот уровень идентификации определяет отношение к какой-либо религиозной или идеологической группе и связанной с ней системе ценностей.

Эволюционно-видовой: я - человек. Эта идентификация кажется банальной, но, заглянув немного глубже, мы найдем очень интересные оттенки. Эта идентификация связана с архетипами и «эволюционной памятью». Сама декларация «я - человек» несет гораздо большую нагрузку, чем просто обозначение принадлежности к биологическому виду. Для разных людей быть человеком означает не совсем одно и то же. Вспомните: «Баранкин, будь человеком!». Распространенные в определенных кругах наименования типа «козел» являются не чем иным, как попыткой нарушить эволюционно-видовую идентификацию или декларировать, что такое нарушение уже произошло и носитель клички уже «не совсем человек».

Половой уровень идентификации: я - мужчина, я - женщина. Это один из самых глубоких уровней идентификации, исследование которого может дать исключительно ценную информацию о бессознательном составляющем личности.

Духовный уровень едва ли можно выразить словами. Это тот комплекс ощущений, мировосприятия и связанной непосредственно с ними системы ценностей, который определяет наши отношения с Богом или Вселенским разумом. Он связан только с личным духовным опытом.

В. Эти уровни напоминают слоеный пирог.

О. Так оно и есть. Уровни самоидентификации тесно связаны со структурой сознания, которая, в свою очередь, обусловлена эволюцией мозга. Сознание можно представить в виде слоистой структуры. Верхний слой отвечает за поведение, мотивацию и социальную адаптацию. Глубинные области – архетипический, трансперсональный, слой универсальных модальностей и универсального единства – недоступны для осознания и исследования в обычных условиях. Между поверхностными и глубокими слоями сознания лежит энергетический барьер, соответствующий «щелям» между новыми и древними отделами мозга.

Соответственно и уровни самоидентификации разделяются по степени их глубины. Чем выше уровень, тем непосредственнее его воздействие на поведение человека и его отношения с окружающими и тем сильнее он подвергается воздействию окружающих условий. Самый поверхностный уровень - социально-профессиональный. Он содержит много энергии и сильно воздействует на поведение человека. Если этот уровень разрушается, вся система самоидентификации человека переходит в нестабильное состояние. Изменение социально-экономических условий в нашей стране привело к тому, что миллионы жителей бывшего СССР, привыкшие жестко идентифицировать себя как инженеров, рабочих, граждан Великой державы и т.д. и, соответственно с этим, соразмерять свои ценности, поведение, отношения с окружающими, – стали испытывать кризис самоидентификации.

В. Как обычно ведут себя люди, попавшие в подобную ситуацию?

О. Наиболее распространены четыре варианта реакции, при которой человек:

  1. начинает пить;
  2. пытается любой ценой не замечать того, что происходит и скрывать это от окружающих, то есть стремится сохранить прежнюю структуру самоидентификации;
  3. меняет идентификацию в рамках уровня, например, меняет специальность;
  4. пытается направить энергию на другой уровень идентификации.

В. Вы говорите, что кризис самоидентификации на сегодняшний день испытывают миллионы людей. Как это отражается на обществе?

О. Последствия можно наблюдать невооруженным взглядом. Во-первых, кризис самоидентификации автоматически порождает крушение моральных ценностей. Если последние связаны не с внутренним духовным опытом человека, а с соответствующей идентификацией, то наступает почти полный моральный вакуум. Однако этот вакуум очень быстро замещается новой структурой самоидентификации, при которой акценты смещаются на другие уровни.

Например, пусть я уже не научный сотрудник, но зато я, прежде всего, - мать (жена, отец). Пусть я уже не доцент, но зато я - молдаванин (татарин, украинец). Пусть я не офицер, зато я - православный (мусульманин, иудей). Легче всего направить энергию в уровни, лежащие вблизи разрушенного. С этой точки зрения вполне объясним повышенный интерес части общества к своему национальному статусу. То, что еще несколько лет назад не привлекало внимания, вдруг сделалось столь важным, что начались национальные войны и безудержный «парад суверенитетов». И хотя очевидно - ни то ни другое не может принести каких-либо экономических выгод, эта практика стала очень распространенной.

Повышенный интерес к религиозным объединениям, парад «церковных суверенитетов» и конфликты на этой почве также объяснимы с этих позиций.

Направление энергии в сферу половой самоидентификации приводит к повышению агрессивности - одного из аспектов сексуальной энергии. Как следствие - рост насилия внутри общества, либо направление агрессии на внешнего врага. Война, неважно какая - с внутренним или внешним врагом, - способствует повышению жесткости и стабильности самоидентификации.

В. Конечно, на войне все просто и понятно: или свой, или враг.

О. Верно. И ветеранам различных войн в мирной жизни часто не хватает этой ясности самоидентификации. В тоталитарных или близких к ним государствах войны традиционно использовались для создания искусственных утверждений самоидентификации. Лидеры таких систем умело переопределяли самоидентификацию: я - мужчина, следовательно, я - смелый, бесстрашный, сильный, следовательно, я - солдат без тени сомнения. Я - русский, следовательно, я побеждаю лиц … национальности и иноверцев. Я - патриот, следовательно, я - враг всех чужих. Именно таким способом можно не только привлечь добровольцев на афганскую или чеченскую войны или использовать простых призывников, но и сделать так, чтобы они воевали с максимальным старанием и жестокостью. По окончании большой войны кризис самоидентификации захватывает все общество, причем независимо от того, победила страна или проиграла. Ветеран малой войны, как правило, испытывает серьезный личностный кризис самоидентификации, тем более тяжелый, что за время войны его структура самоидентификации серьезно разошлась с базовой структурой остальной части общества.

В. А нельзя ли как-нибудь обойтись без войны?

О. Можно направить энергию в духовный слой, и такой путь представляется наиболее гармоничным. Но это - совершенно особая ситуация. Она может проявляться и как интерес к различным эзотерическим и мистическим учениям, и как следование пути духовного осмысления жизни. Если в духовном уровне самоидентификации достаточно энергии, человек не испытывает тревоги и беспокойства, его моральные ценности не зависят в такой степени от текущей ситуации в обществе. Это во многом снимает проблему самоидентификации, так как приходит внутреннее осознание себя и человек может сам сделать выбор, как себя идентифицировать. В целом, кризис самоидентификации приводит к расслоению в обществе. Кто-то лишается привычных моральных ориентиров и пускается во все тяжкие, кто-то замещает старые жесткие нормы на новые, не менее жесткие, - национально-клановые, религиозные, профессиональные, а кто-то становится более целостным и духовным.

В. А можно ли гармонично сочетать в себе бизнесмена и человека духовного?

О. Зачастую это сделать довольно сложно. В Европе и США такие подходы уже наметились, и сами основы ведения бизнеса сформировали определенный моральный кодекс, близкий к общечеловеческим духовным принципам: не убивай, не обманывай, вкладывай деньги в благотворительность и т.д. В нашей стране это далеко не так, и у нас человек либо духовный, либо бизнесмен. Удержаться посередине возможно, но очень нелегко, поскольку сами принципы ведения бизнеса подразумевают обман, взятки, угрозы насилия и т.д. С другой стороны, в недавнем прошлом похожая ситуация была и в США. На Диком Западе ковбои с неимоверной жестокостью стреляли в индейцев и друг в друга. Ограбление банка считалось геройским поступком. В период «сухого закона» бандиты контролировали большую часть бизнеса страны. Но прошло время, и крайности постепенно выравнялись.

В. Что Вы можете посоветовать человеку, испытывающему кризис самоидентификации?

О. Можно, конечно, направить всю или почти всю энергию в одну-две области самоидентификации. С одной стороны, это упрощает жизнь (трудоголикам проще, так как они думают только о работе), но с другой, - резко обедняет личность. Хотя, в принципе, направление энергии с одного уровня на другие вполне может иметь конструктивный характер. Так, если человек переживает серьезные проблемы в семье и не может их разрешить, разумно направить энергию в область работы, религии или секса, - все зависит от конкретной ситуации и степени ее осознанности.

Вообще центральной идеей в преодолении кризиса самоидентификации является осознание всех ее уровней и аспектов. Первым шагом может быть именно прояснение соответствующих аспектов самоидентификации и их действительной ценности для личности. Один из способов сделать это - пойти от противного. Например, с ручкой и бумагой пройти по всем уровням, задавая себе вопросы: «Кто я?», «Чего я боюсь?», «Что для меня значит быть ...?». Очень важно прояснить существенные аспекты самоидентификации. Например, если на вопрос: «Кто я?» на социально-профессиональном уровне вы пишите: «Я - научный сотрудник», то, отвечая на вопрос: «Чего я боюсь?», следует отметить, что для вас наиболее значимо: не потерять работу? не потерять специальность? не потерять доход? не потерять квалификацию? не потерять уважение коллег или друзей и родственников? Следующий шаг – вопрос: «Почему это важно?». Иногда на него можно ответить словами, иногда нет, особенно на более глубоких уровнях. Возможно, после этого шага будет легче глубже осознать «Что для меня значит быть научным сотрудником, женой (мужем), дочерью, (сыном), русским и т.д.». При этом следует учитывать не только логические умозаключения, но и ощущения, чувства, ассоциативные связи.

В процессе такого исследования некоторые аспекты самоидентификации уже не покажутся достаточно значимыми, а другие, наоборот, неожиданно будут осознаны как действительно важные. Более полное осознание своих уровней самоидентификации позволяет как бы размыть их границы и обеспечить естественный баланс энергии между ними. Человек перестает следовать жестко заданным идентификационным стереотипам и начинает воспринимать свою структуру самоидентификации более целостно.

Электронный адрес Института развития личности: ipd@aha.ru

Записала Юлия Качалова


(*) Михаил – автор и ведущий известных тренингов Discovery Inner Discovery, телесно ориентированной методики, соавтор метода Интегральной телесной терапии и других