Женщина Плюс...
  N3, 2000

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ - ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Юлия Качалова

Всякое общество можно характеризовать с точки зрения оценки механизмов поддержки справедливых межчеловеческих отношений. Неслучайно сегодня, нащупывая выход из социального тупика, мы вновь обращаемся к утраченным традициям общинности, существовавшим в дореволюционной России. В частности, к принципам общинного правосудия, целью которого было не только рассудить, кто прав, кто виноват, но сохранить человеческие отношения между членами общины. Так, в записках одного из молодых адвокатов, посланных в начале прошлого века по заданию Российского Сената в сельскую местность, приводится следующий пример общинного правосудия. Старейшины судили двух крестьян, поспоривших из-за участка земли. В результате разбирательства община приняла решение, по которому крестьянину, чьи права на землю признали справедливыми, отходило 2/3 спорного участка, а тому, чьи претензии сочли необоснованными, - 1/3. Молодой адвокат был крайне озадачен решением общины. "Почему тот, кто признан правым, не получил всю землю?" - спросил он старейшин. Те ответили ему: "Земля - только земля, а этим двум жить бок о бок до конца жизни".

После революции урегулирование конфликтов и криминальных ситуаций осуществлялось посредством репрессивных и административных мер. Послереформенная Россия унаследовала от предшествующей системы твердое убеждение, что удержать общество от самоистребления невозможно без применения силы. Наверное, поэтому не слышно громких возгласов возмущения, когда действия правоохранительных органов неприкрыто попирают права человеческой личности, когда просачивается информация о чудовищных условиях содержания в СИЗО или о пытках в милиции. Молчаливое поощрение со стороны населения позволяет людям в милицейской форме относиться ко всем прочим гражданам как к лживым и эгоистичным злоумышленникам.

Прочность социальной ткани обеспечивают нормальные человеческие связи и контакты, которые формируются на уровне семьи, профессионального коллектива, соседской общины. Когда они разрушаются, утрачиваются образцы, помогающие строить нормальные отношения между людьми; социальная ткань истончается, пропитывается духом враждебности, рвется. И такую безрадостную картину мы имеем на сегодняшний день. В определенном смысле исцелять отношения людей, отравленные враждебностью, помогает восстановительное правосудие, унаследовавшее общинные принципы разрешения конфликтов.

Восстановительное правосудие представляет собой одно из направлений реформирования официальной системы правосудия. С одной стороны, оно предлагает ограничить сферу использования карательных мер, с другой, ориентировано на вовлечение местных сообществ в деятельность по разрешению последствий конфликтных и криминальных ситуаций, вразумлению правонарушителей, восстановлению добрых отношений между людьми.

Впервые идеи восстановительного правосудия в России начали воплощать в жизнь сотрудники Центра "Судебно-правовая реформа" Михаил Флямер, Анна Грасенкова и Рустем Максудов. В октябре 1998 года они впервые опробовали программу примирения жертв и правонарушителей. "В условиях зараженности значительной части политиков, руководства правоохранительных органов, СМИ и населения идеологией "войны с преступностью", мы посчитали, что реализацию идей восстановительного правосудия в России следует начинать с проведения программ примирения по делам несовершеннолетних", - говорит Рустем Максудов.

Основополагающей процедурой восстановительного правосудия является примирение потерпевшего и правонарушителя. По уголовному кодексу, к несовершеннолетним нарушителям закона нередко применяется гораздо более суровая мера наказания, чем того требует содеянный криминал. Не секрет, что колония для несовершеннолетних не столько выправляет поведение оступившихся подростков, сколько безжалостно калечит их дальнейшие судьбы. По наблюдениям Михаила Флямера и Рустема Максудова, важнейшей причиной, побуждающей родителей потерпевших участвовать в примирительных встречах, является желание, с одной стороны, исправить поведение обвиняемых, с другой, - не допустить их попадания в колонию. Так, например, произошло в одном из первых дел, направленном из прокуратуры для проведения процедуры примирения.

11-летний мальчик, которого родители послали за продуктами, вернулся из магазина без денег и покупок. На вопрос отца, что случилось, с ребенком началась истерика. В конце концов родители выяснили, что к их сыну подошли трое парней, потребовали вывернуть карманы и, забрав деньги, скрылись. Возмущенный отец обратился в милицию. Юные грабители 17-ти, 16-ти и 13-ти лет были задержаны моментально - они даже не успели прокутить в "Макдоналдсе" награбленные 24 рубля. Младшего соучастника отпустили, а двум старшим грозил вполне приличный срок пребывания в колонии за групповое ограбление. Отец мальчика, которому рассказали о последствиях его заявления в милицию, дал согласие вместе с сыном принять участие в примирительной встрече. Пришли на встречу и обидчики, понимавшие, что хотя прощение потерпевшего не изменит факта правонарушения, оно все же может повлиять на решение суда.

Одна из основных задач примирительной встречи - формирование картины последствий правонарушения, которая складывается из выражения чувств и мотивов присутствующих. Так, юные правонарушители несколько по-иному взглянули на свой поступок, когда поняли, что они не просто отобрали у мальчика 24 рубля, но полностью разрушили его представления о безопасном и добром мире. Даже на примирительной встрече, проходившей почти через месяц после происшествия, мальчик не мог спокойно вспоминать тот страшный для него день. Теперь он просто боится выходить на улицу. Очень важно, чтобы на примирительной встрече могли высказаться и были услышаны обе стороны. Так, 16-летний грабитель, выворачивавший карманы мальчика, перестал казаться потерпевшему и его отцу воплощением мирового зла, когда, смущаясь и запинаясь, парень рассказал, что побудило его совершить грабеж. Оказывается, приятели всегда угощали его в "Макдоналдсе", он же ни разу не внес свою лепту в общую "казну". В тот день он решил во что бы то ни стало раздобыть денег, дабы не потерять "уважение" товарищей, регулярно добывавших средства на гамбургеры подобным образом. Кстати, грабители открыли жертве глаза на то, как не надо себя вести. Если бы мальчик не стоял, как загипнотизированный кролик, а попытался оказать малейшее сопротивление, хотя бы крикнуть, - вымогатели немедля ретировались бы.

Выражение чувств и получение ответов на свои вопросы помогают участникам изменить отношения друг к другу, к самим себе, к ситуации. Михаил Флямер, ведущий примирительной встречи, вспоминает, что парни действительно осознали последствия своего поступка, и их раскаяние было неподдельным. Мальчику эта встреча помогла вновь обрести чувство безопасности, а его отец даже предложил обидчику помощь в трудоустройстве, чтобы парень имел возможность зарабатывать деньги, вместо того, чтобы прибегать к насилию и незаконным действиям. Таким образом, вторая задача примирительной встречи - достичь того, чтобы стороны, вовлеченные в криминальный конфликт, пришли к раскаянию, извинению и прощению. В этом процессе очень многое зависит от умения ведущих встречи направить высказывания участников встречи в конструктивное русло, способствовать установлению диалога.

Вспоминая о своих первых опытах, Рустем Максудов говорит: "В тот период мы были недостаточно подготовлены для ведения программ восстановительного правосудия. Например, в одном из случаев мы сочли примирение состоявшимся, а представители районной прокуратуры, к которым попал примирительный договор, добились прекращения наших программ. Отчасти мы сами были в этом виноваты: не до конца прояснили позицию прокуратуры, не согласовали с прокурором алгоритм направления дел на примирение, да и форма примирительного договора нуждалась в совершенствовании. Со временем мы значительно продвинулись как в оттачивании техник ведущего, так и в понимании самой идеи восстановительного правосудия".

Одним из важных отличий программ восстановительного правосудия от официальной следственно-судебной процедуры является то, что на них выясняется не истина по делу, а последствия правонарушения для конкретного человека. Услышав рассказы потерпевших об их чувствах и переживаниях, подростки-правонарушители начинают более серьезно воспринимать последствия своих действий. В свою очередь, потерпевшие, излив обуревавшие их эмоции, перестают испытывать злобу, ненависть сменяется желанием участвовать в диалоге с обидчиками. Разумеется, не все криминальные ситуации можно "утрясти" подобным образом - вряд ли помогут программы примирения в случаях патологического или серийного насилия, равно как и мафиозных разборок. Однако хочется надеяться, что со временем определится круг дел, которые будут направляться на программы восстановительного правосудия.

Пока основным тормозом восприятия идей восстановительного правосудия является господствующее в обществе убеждение в том, что человек, совершивший правонарушение, - окончательный и бесповоротный преступник. И если уж такой общественно-вредный субъект попался в лапы правоохранительных органов, то его следует судить и наказать по всей строгости. Восстановительное правосудие исходит из иного представления о человеке, оставляющего ему возможность для обновления к лучшему. При этом задача общества - создать условия для такого изменения.

Безусловно, практическое применение этого гуманитарного подхода значительно сложнее, чем привычная изоляция нарушителя общественных устоев. "Вот вы провели примирение, но этот подросток в силу его психологических качеств и отсутствия семейного контроля может опять совершить правонарушение. Если мы его не изолируем, люди не будут в безопасности", - возражают представителям Центра "Судебно-правовая реформа" работники милиции и прокуратуры. Это возражение требует не теоретических аргументов, а практических мер. Действительно, если состояние семьи и родительского контроля в ней таково, что у подростка фактически отсутствуют позитивные ориентиры и, к тому же, имеется масса ничем не заполненного времени, то он, вероятнее всего, будет продолжать совершать различные правонарушения, как бы эффективно ни проводилось "улаживание" отдельных инцидентов. Поэтому сотрудники центра "Судебно-правовой реформы" стали целенаправленно работать над созданием технологии взаимосвязи программ примирения и социальной работы. "В случае прогрессирующего асоциального поведения подростка, - говорит Рустем Максудов, - мы приглашаем социального работника, который организует работу по исправлению ситуации, толкающей ребенка на правонарушения. В этом случае возможно включение в примирительный договор пункта о программе социально-психологической реабилитации, выполнение которой контролирует социальный работник. Программа реабилитации может приниматься на примирительных встречах во время совместных обсуждений со всеми участниками и, в первую очередь, с самим правонарушителем. В отдельных случаях требуется помощь специалистов для коррекции поведения подростка. Например, если у него отсутствует элементарное понимание своих действий и их последствий для других людей, необходимо привлекать к работе психолога или сотрудников реабилитационной службы".

Поскольку асоциальное поведение подростков провоцируется отношениями в семье, школе, компании сверстников, специалисты центра "Судебно-правовой реформы" стали расширять область применения своих программ. По их мнению, своевременное проведение примирительных, социально-реабилитационных и коррекционных программ в школах и некоторых семьях, где возникают конфликты с участием подростков, способно предотвратить многие криминальные ситуации. Очень важно не оставлять без внимания проявления насилия, вовремя разрешать конфликты, чтобы в будущем избежать более тяжелых последствий, заниматься которыми будет уже не восстановительное, а уголовное правосудие.

Сотрудники Центра договариваются с Комиссиями по делам несовершеннолетних, с представителями соответствующих подразделений милиции, со школами, чтобы те сообщали им о ситуациях, требующих проведения примирительных программ. Одновременно по информации, поступающей из школ, от родителей или социальных работников, такие программы проводятся в семьях, где отсутствие понимания между родителями и детьми рождает бесконечные конфликты, выливающиеся в кражи и избиения. Кроме того, Центр "Судебно-правовой реформы" прилагает значительные усилия, чтобы включить тематический раздел "Восстановительное правосудие" в программы повышения квалификации инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов, социальных работников, учителей и других специалистов.

Безусловно, расширение областей проведения программ восстановительного правосудия, позволяющих снижать уровень враждебности в семье, школьном коллективе, местном сообществе, будет способствовать постепенной гуманизации отношений в нашем обществе. Более подробную информацию вы можете получить в Центре "Судебно-правовой реформы". Тел.129-98-01.

При подготовке материала использовались интервью с Михаилом Флямером и статья Рустема Максудова "Программы восстановительного правосудия в России".