Образ Векa
Елена Темичева
Три нолика, хулахупами вращающиеся на гимнастически изогнутой шее двойки, гипнотизируют нас наподобие маятника, заставляя, часто помимо воли, погружаться в воспоминания и, как бы нам это ни претило, подводить итоги, анализировать, синтезировать прошедшее в собирательных идеях и зримых образах. Такова магия числа "2000". Подчинимся ей и мы с вами, попробуем поразмышлять над историческими судьбами женщин, подкидывая в небо, в бесконечность забрасывая капризную монетку истории, которая будет поворачиваться к нам то "орлом", то "решкой". Постараемся объединить в "образах века" - назовем это так - черты, которые в разные исторические эпохи России могли возвысить женщину, выделить ее среди своих современников, оставить ее имя в веках и донести ее славу до третьего тысячелетия.
Раскручиваем исторический барабан. Х век. Минуя воспетые в русском эпосе образы русских жен, обратимся к реальным историческим персонажам. Чтобы Древняя Русь говорила о женщине, последней необходимо было быть праведницей, облечься в святые одежды и верою служить богу, мужу и людям. "Выгодный" для будущей и настоящей ее славы образ того времени - это "образ святости", первое воплощение которого - княгиня Ольга, принявшая крещение и повлиявшая на своего внука Владимира, крестившего Русь. Однако жизнь и поступки Ольги, под властной рукой которой ходил не мальчишка какой-нибудь, а сам героический Святослав, были далеки от святости.
Царствование ее (945-964) началось с жестокой и остроумной мести древлянам за смерть мужа. Не ведавшие об Ольгином характере, древляне отправили к ней вполне мирное посольство с предложением взамен Игоря своего князя Мала. Не тратя лишнего времени на разговоры, Ольга заживо закопала дерзких древлян в землю, а второе посольство сожгла. На этом пылающее местью сердце княгини не успокоилось. Стребовав с древлян в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора, она велела привязать к ногам птиц зажженную паклю с серой. Невинные птицы возвратились в старые гнезда, и столица древлян Искоростень запылала, как разгневанное ольгино сердце, в огне своем погубив 5 тысяч человек. Крепкая рука Ольги простерлась над Русью. Древнерусская "железная леди" упорядочила сбор дани с земель, провела денежную реформу. Ее дипломатическим способностям можно позавидовать: переговоры в Царьграде прочно утвердили ее авторитет не только на Руси, но и в Византии.
Заслуженная слава благоверной княгини догнала Ольгу уже после ее смерти, а вначале почитали ее в миру как благоразумную правительницу, что будет характерно для образа женщины XVI-XVIII веков. Но приверженность Ольги христианству, в которой она опередила свое время, перевесила все. Именно святой Ольга (в крещении Елена) шагнула в века, надолго определив путь, идя по которому русская женщина могла остаться в истории. Примеров тому множество.
XI век. Анна, вошедшая в историю как Анна Новгородская, была дочерью шведского короля Олава и супругой Великого князя Ярослава Мудрого. Она первая показала пример великим князьям и княгиням постригаться. Заимствованный от греческих государей, этот обычай начал свою историю на Руси именно с Анны Новгородской и был чрезвычайно популярен среди российских государей вплоть до ХVII столетия. Постриг служил цели упрочения личного авторитета и распространения авторитета церковного.
XIV век. Анна Дмитриевна, благоверная княгиня, была супругой Великого князя Михаила Ярославича Тверского. В Орде в разное время были убиты муж и сыновья Анны - Дмитрий, Константин и Александр. Скорбящая Анна приняла постриг в девичьем Тверском Софийском монастыре. Всю свою жизнь монахиня строго соблюдала посты, помогала нищим и больным. Ее канонизировали, и в историю княгиня вошла под именем Анны Кашинской, ни много ни мало предстательницей перед богом за всех людей. Так ценились на Руси верность и святость. Они ценились и в позднейшее время, но тогда нашлось уже много других способов остаться в истории.
Покидаем Святую Русь, оставляя святых жен скорбеть, догорать города печенегов, возноситься монастырям - и дальше, дальше, к славе мирской и женщине светской, к царскому трону и дворцовым палатам. Увы, пока еще не вырисовывается образ женщины "из простых". Но и одного знатного происхождения не всегда было достаточно, чтобы дела ваши запомнили и лицо по портретам узнавали потомки.
В условиях централизованного государства как идеала общественного устройства женщина могла выдвинуться, подхватив вожжи правления, то есть быть той же Ольгой, но не в святом ее воплощении, а в ипостаси государственной деятельности. Первой ласточкой "образа властных дам", занявшего лидерство в шкале славы вплоть до XIX века, была Елена Глинская.
В 1533 году, после смерти мужа, который завещал престол своему сыну - будущему Ивану Грозному, в связи с малолетством наследника, Елена Глинская должна была осуществлять управление государством совместно с боярским Советом. Однако она довольно быстро стала единоличной правительницей России.
За 5 лет регентства при малолетнем Иване Елена Васильевна преуспела в политике: выиграла войну с литовским королем Сигизмундом, который легкомысленно решил, что государство, управляемое женщиной, не сможет оказать должного сопротивления - и поплатился за это. Ведя сложные интриги в международной дипломатии, она взяла курс (уже по-военному завершенный ее сыном) на пока что мирное (дипломатическое) порабощение Казанского и Крымского ханств. Благодаря ее дальновидным замыслам, был заключен договор со Швецией. При Елене Глинской был в Москве заложен Китай-город. В свои 30 лет она была полна честолюбивых замыслов, но карьера ее оборвалась скоропостижной смертью. Поговаривают, что ее отравили.
Сам факт обладания властью не означал, что женщина сможет ее применить. Для этого необходимо было обладать сильным характером. XVIII век. Верховный тайный совет решил выдвинуть на престол Анну Иоанновну как наиболее безопасную, как им казалось, и безропотную претендентку. Анне были посланы кондиции, которые лишали ее практически всех прав на монаршем посту. Она согласилась и приехала в Москву занять престол.
Однако верховники просчитались. Характер Анны Иоанновны оказался далеко не безропотным. Уже на третий день она разорвала кондиции на глазах у придворных и учинила над верховниками расправу, в результате которой был казнен Иван Долгорукий, его отец и сестры сосланы, пострадали другие дворянские семьи. Утвердившись на престоле, Анна Иоанновна передоверила управление страной немецким фаворитам. На ее совести "бироновщина" и злодейства тайной канцелярии Ушакова.
Елизавета, обе Екатерины - все это удачные примеры правительниц. Но под "властными дамами" подразумеваются не только императрицы, но и фаворитки при дворе, приближенные к особам фрейлины, умелые интриганки, жены высокопоставленных мужей, которые, обладая нешуточной властью, также возносились на вершину славы, но, увы, недолговечной - как правило, прижизненной.
В начале XIX века в связи с известными историческими событиями на первое место среди желаемых качеств выдвинулся патриотизм. Женщины создавали патриотические общества и кружки, самые отважные рвались на войну в качестве сестер милосердия, а то и, маскируясь под мужчин, в качестве полноценных солдат. Такие, как кавалерист-девицы (Надежда Дурова, Елена Чоба) остались в истории скорее как исключения, а о благотворительницах, жертвовавших в пользу раненых и их семей, и вовсе забыли, хотя в свое время они были очень известными общественными деятельницами.
Зато "образ декабристок" прочно занял позицию среди "образов века" и дотянул до нашего времени. Это не только действительные декабристки: Трубецкая, Волконская и другие, подвиг которых восхитил современников и продолжает восхищать потомков, но и соратницы своих мужей, которые, как правило, следовали за ними в изгнание, разделяли их взгляды, убеждения, а в крайнем случае участь супругов. Это и Надежда Мандельштам, и Елена Боннэр. Поэт О.Мандельштам и академик А.Сахаров - тоже ведь своего рода декабристы, но жившие в другое время.
С активным индустриальным, научным, социально-экономическим и политическим развитием общества на рубеже веко наступила эпоха "образа первых". Первая женщина-полярница (М.Прончищева), первая женщина-посол (А.Коллонтай), первая женщина-авиатор (Л.Зверева), первая женщина-тракторист (П.Ангелина), первая женщина-космонавт (В.Терешкова) и т.д. Женщинам дали права и - значит - предоставили широкий выбор социальных ролей, которыми они и ни преминули воспользоваться. Женщины начали блистать наравне с мужчинами в политике и науке, с одинаковой легкостью вписывая свои имена в энциклопедии и списки неблагонадежных.
Перестанем наконец подкидывать нашу монетку и вспомним об образах, которые во все времена вели женщин к славе. Это, разумеется, "образ красавиц" и "образ искусства". Что касается первого, то здесь, пожалуй, на протяжении всей истории особых изменений не произошло: красавица завоевывала себе славу среди современников, и затем эта слава в качестве исторического факта или же в виде легенды - не имеет значения - шествовала по столетиям, не только не увядая, но и приумножаясь. Часто это была красота духовная или литературная, воспетая поэтами и художниками. Анна Керн, Наталья Гончарова, Любовь Менделеева - этих женщин-муз тоже можно отнести к "образу красавиц".
Для второго же образа характерно, скорее, движение поступательное, впрочем, со своими резкими взлетами (середина XIX, Серебряный век). Оставить свой след в искусстве было для женщины тем сложнее, чем о более древних временах мы говорим. Если в XVIII веке лишь мелькает слава женщин-литераторов (например, Анна Петровна Бунина, которую называли "русской Сафо", "Десятой Музой", "северной Коринной"), то в конце XIX-начале ХХ века появляется целая плеяда писательниц и поэтесс. То же касается художниц, певиц, актрис и других представительниц искусства. Стоит еще вспомнить о спортсменках, позиция которых утвердилась только в ХХ веке.
В целом же XX столетие было очень благосклонно к образам всех перечисленных типов. Пожалуй, в век субъективизма самым главным критерием становится оригинальность, вплоть до абсурдности. Слава ученых, деятелей искусства, политиков тиражируется в условиях информационного общества с пугающей быстротой. Это уже не так престижно. Попробуйте прославиться чем-то таким-этаким, необычным для нас, например, той же святостью. Пока это во многом идеал - "образ оригинальности". Но, кто знает, может быть, лет через тысячу кто-то, подкидывая монетку, "выкинет" этот образ и скажет, что это - образ нашего века, уже ХХI.
|