Хождение по мукам
Анна Васильева
19 ноября 1999 года в Преображенском межмуниципальном суде города Москвы рассматривался иск, возбужденный гражданкой Светланой Геращенко против роддома N18 и страхового общества "Оранта-Мед". Предыстория событий такова.
12 мая 1996 года Светлана была госпитализирована в роддом N 18 г. Москвы в связи с рождением второго ребенка. В анамнезе женщины значилось очень тяжелое расстройство зрения: на тот момент - минус 10 диоптрий. Роды естественным путем могли повлечь за собой отслоение сетчатки и полную слепоту. Поэтому, как и при первых родах, ей было показано кесарево сечение. В роддоме Светлане предложили бесплатную стерилизацию, как это предусмотрено в таких случаях пунктом 54 постановления N 303 Министерства здравоохранения РФ. Пациентка согласилась. Перед выпиской из больницы Светлану заверили, что операция прошла успешно и ей никогда больше не понадобиться предохраняться от нежелательной беременности. Однако через три месяца она забеременела вновь.
Я встретилась со Светланой и ее мужем Владимиром спустя 3 года после описанных событий. До сих пор супруги не в силах говорить о пережитом без волнения. Почувствовав первые признаки недомогания, Светлана сперва не могла поверить, что причиной тошноты и головокружения может быть новая беременность. Случайно женщина услышала по радио передачу об аналогичном инциденте, произошедшем за рубежом. В репортаже рассказывалось о жительнице Германии, чья нежелательная беременность наступила непосредственно после стерилизации. Это заронило искру сомнений, и Светлана решила обратиться к врачам, наблюдавшим ее ранее. Результатов анализов пришлось ждать две недели. Видя тяжелое психическое состояние супруги, муж Светланы, Владимир, решил сам позвонить в роддом. "Поздравляю вас, "папаша" - ваша жена беременна", - услышал он в ответ.
С этого дня жизнь женщины превратилась в кромешный ад. Светлана вспоминает, что не знала, куда себя деть от отчаяния: все время плакала, несколько раз падала в обморок, у нее начало пропадать молоко.
Отношения с работниками этого роддома у Светланы и Владимира были неплохие. Даже после такой вопиющей медицинской ошибки в планы супругов вовсе не входило вступать в конфликт с персоналом. Владимир и Светлана надеялись, что врачи признают свою вину за случившееся и постараются быстро и качественно оказать им необходимую медицинскую помощь: прервут беременность и направят на повторную стерилизацию. Но этого не произошло. "Очень обидно, что перед нами даже не извинились", - говорит Светлана. Все, что ей предложили - это сделать аборт в общем порядке.
Тогда Владимир решил обратиться в страховое общество "Оранта-Мед", с которым у жены был заключен договор об оказании услуг по программе обязательного медицинского страхования. Через некоторое время они получили ответ, подписанный исполнительным директором СО "Оранта-Мед" Г.В.Белкиной, о том, что, роддом N18 не работает в рамках Московской городской программы обязательного медицинского страхования, а следовательно, они не могут указывать данному лечебному учреждению выбор тактики лечения своих пациентов. Владимир написал в "Оранта-Мед" еще одно письмо с просьбой более внимательно разобраться в создавшейся ситуации или хотя бы предоставить документы, на основании которых получен отказ. Второе письмо вовсе осталось без ответа.
Отношения с врачами роддома становились все напряженнее. Светлане был сделан аборт, но добиться направления на повторную стерилизацию ей так и не удалось. Светлана вспоминает, что это было очень тяжелое для их семьи время. Чтобы она могла попасть на прием, Владимиру приходилось отпрашиваться с работы и сидеть с детьми. Врач постоянно опаздывала, а вместо реальной помощи ограничивалась отговорками. Когда направление на стерилизацию, казалось, было уже получено, у женщины неожиданно обнаружилась молочница. Светлана была поражена, ведь до этого она не чувствовала никаких признаков инфекции. Через два дня у ее младшей дочери появились маленькие язвочки во рту. Операцию пришлось перенести на неопределенный срок. Забегая вперед, скажу, что Светлана не получила квалифицированной медицинской помощи до сих пор. "У меня начинают дрожать руки при одной мысли, что мне когда-нибудь придется обратиться к гинекологу", - жалуется женщина. Она и сейчас не знает, угрожает ли ее здоровью еще одна беременность и как на него повлияли предыдущие операции.
На почве нервного потрясения у Светланы развилась катаракта левого глаза: ей пришлось перенести операцию по замене хрусталика. На этот раз супруги обратились в платную клинику, где им оказали быструю и квалифицированную помощь. Но оставлять без внимания историю нежелательной беременности они не захотели. Супруги возбуждают судебный иск против роддома и страхового общества. Светлана считает, что ее гражданским долгом было попытаться привлечь к ответу нерадивых медицинских работников. Она уверена, что своим бездействием обрекла бы еще многих женщин на те же испытания, что выпали на ее долю. "Нас особенно возмутила уверенность врачей в своей безнаказанности", - говорит Владимир. - Мы решили попытаться найти на них управу".
Судебное разбирательство длилось почти три года. Первая судебно-медицинская экспертиза признала, что беременность истицы наступила по вине работников роддома N18, так как ими был применен устаревший неэффективный метод стерилизации. Роддом опротестовал выводы экспертов, ссылаясь на то, что те неправильно трактовали записи в истории болезни, и использование в данном случае именно этого метода было продиктовано состоянием здоровья пациентки. Дело было отправлено на пересмотр. Результаты графологической экспертизы указали на то, что в истории болезни Светланы имеются поздние подчистки. Кто-то пытался внести в медицинскую документацию изменения, оправдывавшие выбранную роддомом тактику проведения стерилизации. Не трудно догадаться, чьих рук это дело, если учесть, что после возбуждения иска история болезни долгое время хранилась у самого ответчика.
Решением суда роддом был признан виновным в нанесении морального ущерба своей пациентке. Но так как данное медицинское учреждение является бюджетной организацией, то в качестве компенсации Светлане была присуждена очень скромная сумма: 10 тысяч рублей. Она едва ли возместит расходы на восстановление ее здоровья. Страховое общество "Оранта-Мед" вообще было признано невиновным. Такое решение не удовлетворило супругов. 20 декабря состоялся пересмотр дела в Московском городском суде. Но решение осталось прежним. Сейчас Владимир и Светлана подали жалобу в коллегию Московского городского суда.
"В любом случае, мы добились моральной победы", - говорит Светлана. - Я надеюсь, что подобный прецедент поколеблет уверенность врачей в своей безнаказанности. Конечно, мы очень устали от этих бесконечных тяжб, но начатое дело на полпути не бросим. У меня растут две дочки, и я не хочу, чтобы в будущем им пришлось столкнуться с теми же проблемами, что и мне".
Одну из своих главных задач Светлана и Владимир видят в том, чтобы привлечь к своей истории широкое внимание общественности. Публикации о них уже были в "Московской правде", "Труде" и "Московском комсомольце". Супруги готовы помочь советом и опытом всем женщинам, оказавшимся в похожей ситуации. Они считают, что вместе легче добиться справедливости.
Светлана и Владимир согласились опубликовать в нашем журнале номер домашнего телефона и адрес электронной почты. С удовольствием это делаем: (095) 269-2716; e-mail: petrikovsky&mtu-net.ru.
Комментарий эксперта
История Светланы Геращенко послужила поводом для того, чтобы поговорить о проблеме, ставшей в последнее время особенно актуальной. Мы получаем от читательниц много вопросов, касающихся принципов работы системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Приходится констатировать, что большинство российских граждан имеют весьма смутное представление о том, какие права им предоставляет полис ОМС. В нашей истории Светлана и Владимир так и не смогли понять, почему страховое общество, призванное защищать их интересы, отказалось это сделать. За разъяснениями я обратилась к заместителю директора Федерального фонда обязательного медицинского страхования Наталье Борисовне Климовой.
Оказалось, что далеко не все государственные медицинские учреждения входят в эту систему страхования. Существует базовая федеральная программа, в которой указан ограниченный перечень медицинских услуг, финансируемых из бюджета ОМС. Войти в систему обязательного страхования могут только те клиники, которые оказывают своим пациентам предусмотренные этой программой виды помощи. До недавнего времени роды и родовспоможение не финансировались из бюджета ОМС. Однако в декабре 1999 года вышло распоряжение о включении этой группы медицинских учреждений в программу обязательного страхования.
Нужно отметить, что если территориальные фонды ОМС справляются с материальным обеспечением базовой программы, они могут расширить перечень финансируемых ими услуг. Так, Московская городская программа ОМС уже несколько лет работала с клиниками, оказывающими помощь при родах и родовспоможении. Такое неравное положение регионов продиктовано самой структурой поступления средств на программы обязательного страхования. Каждый территориальный фонд отдельно собирает страховые взносы с работодателей своего региона в размере 3,6 процента от фонда заработной платы их компаний независимо от форм собственности. 3,4 процента этих поступлений остаются на балансе территориального фонда и только 0,2 процента уходит в федеральный фонд, который затем использует эти средства для выравнивания финансирования базовых программ между территориальными фондами. При таких условиях уровень обеспечения территориальных программ ОМС напрямую зависит от экономического благополучия региона. К сожалению, только малая часть фондов на сегодня является самодостаточными, остальные постоянно испытывают дефицит бюджета.
Неработающие граждане, число которых, по официальным данным, составляет более 60 процентов от общей численности населения, также пользуются услугами системы обязательного страхования. Подразумевалось, что средства, необходимые для обеспечения их страховых полисов, будут отчисляться фондам ОМС из бюджетов субъектов Федерации. Однако опыт последних шести лет показывает, что уровень этого вида сборов не превышает 20 процентов от запланированного.
Существует система межтерриториальных расчетов между фондами. Любой обладатель полиса ОМС может получить бесплатную медицинскую помощь во всех регионах Российской Федерации, если только необходимый ему вид услуг включен в территориальную программу ОМС данного региона. Счет за лечение будет впоследствии выставлен фонду-страхователю. Если какое-либо медицинское учреждение отказывается выполнить это требование, на его действия можно жаловаться не только в свою страховую компанию, но и в тот территориальный фонд, которому оно подчинено.
Для того, чтобы какое-либо медицинское учреждение вошло в систему ОМС, ему нужно пройти аккредитацию и получить лицензию на право оказывать соответствующие медицинские услуги. К лечебным заведениям предъявляются достаточно жесткие требования. Им надо пройти санитарно-эпидемиологическую комиссию, пожарный надзор, квалификационную комиссию персонала. Если медицинское учреждение не соответствует установленным нормам или его администрация по каким-либо причинам отказывается работать в системе ОМС, фонд просто не выделяет ему средств по статьям, предусмотренным для клиник, прошедших лицензирование. Данное лечебное заведение может продолжать работать и получать финансирование из бюджета Министерства здравоохранения.
Такой порядок лицензирования медицинских учреждений сыграл роковую роль в истории Светланы Геращенко. Несмотря на то, что в 1996 году услуги по родовспоможению были включены в Московскую городскую программу ОМС, роддом N 18 не входил в систему обязательного страхования, так как не прошел лицензирование на этот вид деятельности. С точки зрения закона, отказ страхового общества "Оранта-Мед" вмешиваться в дела роддома был абсолютно правомочен. В данном случае Светлана могла жаловаться только в Комитет здравоохранения города Москвы.
Чтобы обезопасить себя от подобных инцидентов, каждый обладатель полиса должен в деталях знать порядок работы обслуживающих его лечебных учреждений. Но где можно получить эту информацию? По мнению Натальи Борисовны, во всех медицинских учреждениях должен быть вывешен перечень оказываемых бесплатных услуг и координаты тех организаций, куда можно обратиться с жалобой на некачественное лечение. Информацию также можно получить в компании-страхователе, которая обязана грамотно и четко отвечать на все вопросы своих клиентов. Если у пациента возникают какие-либо затруднения в процессе лечения, ему даже не обязательно письменно обращаться в свое страховое общество, достаточно просто позвонить. Для решения более сложных вопросов при каждом фонде ОМС создан отдел по защите прав застрахованного.
В следующем выпуске мы продолжим разговор на тему, связанную с вопросами обязательного медицинского страхования. Ждем ваших откликов и вопросов по адресу womplus@mail.ru.
|