ОТ МУСУЛЬМАНСТВА К ФЕМИНИЗМУ ЧЕРЕЗ ВЕРУ БАХАИ
Елена Монахова
У человечества два крыла - женщина и мужчина, и покуда оба эти крыла не будут в равной мере развиты, птица не воспарит. А если одно крыло будет слабее другого, полет станет невозможным.
Абдул-Баха
Как журналистке мне часто приходится встречаться с самыми разными людьми, вовлеченными в женское движение. Среди них множество ярких, успешных женщин, и меня всегда занимал вопрос: что побуждает их отстаивать права менее удачливых соотечественниц? Почему женщины, поистине счастливые в личной жизни, активно борются против насилия в семье? Ведь эта проблема не касается их лично. Что ими движет? Женская солидарность? Природное чувство справедливости? Стремление к политическому влиянию? Признаюсь, - среди множества предположений мысль, что на участие в женском движении может вдохновить религиозное мировоззрение, никогда не приходила мне в голову. Но на одном из круглых столов я познакомилась с Нэнси Аккерман, исполнительным секретарем отдела общественной информации Общины последователей веры бахаи в России. Эта интеллигентная, очень сдержанная женщина покоряла своей доброжелательностью и простотой. Нэнси приехала из Канады и проработала в России уже около десяти лет. Она-то и открыла мне, что именно вера побуждает ее активно участвовать в женском движении, и я заинтересовалась, в чем же суть этого относительно нового религиозного учения.
Начало ХIХ века во многих странах было временем, проходившим под знаком ожидания мессии. В Персии этот поворот в истории связывался с личностью и учением молодого купца из Шираза, известного под именем Баб (Врата). В течение девяти лет представители всех сословий Персии были вовлечены в круговорот надежд и волнений, вызванных возвещением Баба о том, что День Божий близок, а сам он есть тот Обетованный, который предсказан Священным Писанием ислама. Это дерзкое заявление вызвало яростную враждебность со стороны мусульманского духовенства, учившего, что процесс Божественного Откровения завершился с пришествием Мухамеда, а каждый, кто ставит это под сомнение, - вероотступник, заслуживающий казни. Нападки духовенства на Баба вскоре получили поддержку персидских властей. По всей стране начались зверские убийства последователей новой веры, а сам Баб был публично казнен 9 июля 1850 года.
Однако семена посеянных им идей не погибли, а его духовную миссию продолжил человек по имени Баха-Улла. Рожденный в благородной персидской семье, ведущей свое происхождение от великих имперских династий прошлого, Баха-Улла отказался от карьеры правительственного чиновника. Вместо этого он направил свои силы на разного рода благотворительную деятельность, которая к началу 1840-х годов снискала ему известность в народе как "отца бедных". В 1844 году Баха-Улла стал одним из ведущих приверженцев Баба. Среди прочих последователей нового движения, Баха-Улла был арестован и в цепях доставлен в Тегеран. Высокая личная репутация, положение семьи и протесты посольств западных стран против преследований баби, спасли Баха-Уллу от смерти. Он был брошен в печально известную тюрьму "Сиях-Чаль" ("Черную Яму") - глубокое подземелье, находившееся в одном из заброшенных водохранилищ города и кишащее крысами и насекомыми. Здесь, перед угрозой смерти, Баха-Улла получил первое предзнаменование своей миссии.
После четырех месяцев заключения Баха-Улла был выпущен из "Черной ямы" и отправлен в изгнание, а его средства и имущество были конфискованы. По сути, вся его последующая жизнь представляла собой длинную цепь изгнаний и заточений. Лишь в 1877 году Баха-Улла был, наконец, освобожден из последнего заключения в крепости Акка, и оставшиеся двенадцать лет жизни посвятил написанию трудов на многочисленные социальные и духовные темы. Он поселился в Палестине, и к нему шел неиссякаемый поток паломников из Персии и других стран. На всем Ближнем и Среднем Востоке начало формироваться ядро общинной жизни среди тех, кто принял учение Баха-Уллы.
Центральной идеей религии бахаи является концепция общечеловеческого единства. Она предполагает не только обновление индивидуального сознания, но невиданную перестройку структуры всего современного общества: объединение государств, учреждение мирового правительства и создание, в конечном итоге, единой планетарной цивилизации. "Не тот должен гордиться, кто любит свою страну, а тот, кто возлюбил весь мир. Земля есть единая страна, а человечество - ее граждане". Причем к единству ведет не устранение различий, а рост знаний и подлинное уважение тех ценностей, что присущи каждой отдельной культуре и каждой личности. Корень вражды не в самих различиях, а в нашем к ним отношении. Нетерпимость и предрассудки есть отражения незрелости.
Из идеи всеобщего единства вытекает и принцип равенства мужчины и женщины: "Поскольку Всевышний сотворил все человечество по своему образу и подобию, значит женщины, равно как и мужчины, представляют собой проявление его имени и сущности, и в духовном смысле различий между ними не существует..." "В прежние времена миром правила сила, и мужчина довлел над женщиной в силу более грубых и агрессивных качеств тела и разума. Однако чаша весов смещается: сила теряет свой вес, в то время как его все более набирают живость ума, интуиция, а также такие духовные качества, как любовь и служение, которыми сильна женщина. Итак, грядущая эпоха будет в большей степени ориентирована на женские идеалы, чем на мужские, точнее, это будет эпоха, в которой мужские и женские элементы цивилизации окажутся в большей степени сбалансированными".
Последователи веры бахаи следуют принципам равенства мужчины и женщины не только в теории, но и в практической жизни. Процент женщин, занимающих ведущие позиции в организациях верующих бахаи, превосходит процент женщин среди политического руководства по всему миру. Согласно статистическим данным, подготовленным к IV Всемирному Женскому Форуму (Пекин, 1995), женщины составляют около 30% от общего числа избираемых в руководящие органы бахаи на национальном уровне и почти половину выборных и назначаемых руководителей на местах. Для сравнения, число женщин, избранных в парламенты разных стран, колеблется на уровне 10%. И хотя процентное соотношение женщин и мужчин в руководстве бахаи не дотягивает до идеального 50 на 50, оно отражает честные попытки общины жить в согласии со своими религиозными установками, которые во многом идут вразрез с традициями и культурой общества в целом. Примечательно, что половина всех книг, издаваемых общинами бахаи, посвящена женщинам.
Еще Баха-Улла разработал свод законов для руководства общинами и создал ряд институтов, предназначенных для проведения в жизнь принципов, изложенных в его трудах. В частности, власть в общинах принадлежит собраниям, члены которых совершенно демократически избираются всей общиной. При этом исключается всякая возможность зарождения клерикальной элиты, установлены принципы совещательности и коллективного принятия решений.
Вообще в образе жизни общин бахаи есть много интересного. Например, процедура вступления в брак. Среди последователей веры бахаи поощряются ранние браки и целомудрие. И хотя сам обряд бракосочетания отличается предельной простотой, ему предшествует длительная подготовка. Прежде всего, для заключения брака бахаи необходимо согласие всех здравствующих родителей. Это требование сохраняет силу вне зависимости от того, являются родители желающих вступить в брак приверженцами веры бахаи или нет, живут вместе или много лет находятся в разводе. Это правило, введенное самим Баха-Уллой, становится предметом серьезных испытаний. Хотя юноши и девушки свободны в выборе спутника жизни, им приходится ждать разрешения родителей несколько месяцев или даже лет. В большинстве случаев такое самоотверженное ожидание вознаграждается благословением родителей, рано или поздно проникающихся уважением к вере своих детей и их преданности избраннику. Далее следует помолвка, а затем, через 95 дней, бракосочетание. Больше родители не имеют права вмешиваться в семейные дела своих детей.
Признание фундаментального равенства мужчины и женщины вносит определенный колорит в отношения супругов. В семьях бахаи практикуется метод принятия решений без конфронтации. Этот дух совещательности позволяет мужьям и женам быть гибкими в обмене социальными ролями: женщины поощряются в достижении профессионального успеха, построении собственной карьеры, а мужчины вовлекаются в ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. При этом родители должны обеспечить целостное развитие способностей своих детей - духовных, нравственных, умственных, эмоциональных и физических. Мальчики и девочки в общинах бахаи получают образование по одной программе. Однако, если же недостаток финансовых средств семьи вынуждает родителей делать выбор, то именно девочкам гарантировано приоритетное право на получение образования. В семьях бахаи дочери, как правило, получают лучшее питание, а их обучению уделяется больше внимания. Это объясняется тем, что именно девочки станут воспитателями следующего поколения. Образование девочек помогает решать проблему бедности, поскольку у образованных женщин, активно вовлеченных в профессиональную деятельность, как правило, меньше детей, а доход в семьях, где оба супруга являются квалифицированными специалистами, достаточно высок.
Несмотря на мусульманские корни учения бахаи, двоеженство среди последователей учения Баха-Уллы запрещается. Развод допускается, но к нему прибегают лишь в исключительных случаях. Причем отсутствие физического влечения, сексуальной совместимости и гармонии между супругами не рассматривается как основание для развода. Для того, чтобы развестись, супруги должны получить разрешение Духовного собрания, дающее им право жить раздельно. Но окончательного решения о разводе им придется дожидаться еще целый год. Если в течение этого периода, называемого "годом терпения", супруги не приходят к согласию, развод вступает в силу.
Идея равенства полов распространяется не только между последователями веры бахаи, но и среди населения той местности, где находится община. Показательным в этом отношении является проект, осуществленный общинами бахаи в Камеруне, Боливии и Малайзии при поддержке фонда ЮНИФЕМ. Проект был направлен на повышение статуса женщин в этих странах. Добровольцы из числа последователей веры бахаи помогли провести среди местного населения исследовательские, образовательные, информационно-просветительские и культурные программы. Начали с того, что местных жителей просили составить два списка с перечнем ежедневных обязанностей, которые выполняют женщины и мужчины. Разница в нагрузке оказалась потрясающей. Мужчины часто приходили в замешательство, так как перечень их обязанностей никогда не превышал половины списка обязанностей женщин. В результате подобных опросов и занятий были выявлены наиболее критические точки, отвечающие за неравноправное положение женщин, - женская неграмотность, чрезмерная загруженность женщин работой, непропорциональное распределение доходов семьи, при котором значительная часть денег тратится мужчинами на алкоголь. После этого члены общины бахаи с помощью местных актеров и художников перевели результаты исследования на язык традиционной местной культуры - в песни, танцы, рассказы, пьесы. Подготовленные таким образом театрализованные представления демонстрировались широкой публике. В результате, мужчины начали помогать женщинам работать в поле, советоваться с ними по вопросам семейного бюджета и даже приглашать их участвовать в собраниях общины.
Вдохновленные этими результатами, общины бахаи Нигерии и Бразилии также начали реализовывать собственные экспериментальные проекты, использующие традиционные средства массовой культуры для улучшения положения женщин.
Общины бахаи действуют и в нашей стране. Они стали возникать по всей территории Российской Империи уже с конца 80-х годов XIX века. После революции, особенно в конце 20-х годов советская власть стала подвергать последователей веры бахаи массовым гонениям, в результате которых деятельность общин полностью прекратилась. Только в 1963 году, к моменту создания Всемирного Дома Справедливости (высшего административного органа национальных духовных собраний бахаи), были восстановлены центры в Азербайджане, Армении и Грузии в дополнение к пяти уцелевшим центрам в Туркмении. После перестройки были восстановлены многие общины на территории СССР. Сегодня бахаи России - это равноправные члены Международного Сообщества бахаи, объединяющего 174 национальные общины. Сообщество аккредитовано при Организации Объединенных Наций, и вместе с другими неправительственными организациями, имеющими консультативный статус при ООН, активно действует в рамках международных программ социального развития. Они направлены на развитие образования, охрану окружающей среды, защиту прав женщин, совершенствование международного законодательства, защиту прав человека и мирное разрешение конфликтов.
Более подробные сведения можно получить в отделе общественной информации "Общины последователей Веры Бахаи в России": 129515, Москва, а/я 55; е-mail: ackerman@glasnet.ru; (950) 132-25-44, 956-24-96.
|