Пенсионная реформа или западня для женщин?
Статья подготовлена на основании выступления Марины Евгеньевны Баскаковой, канд. эконом. наук, с.н.с Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, а также выступлений других участников круглого стола "Международный год пожилых людей: женский взгляд", организованного российским общественным движением "За гражданские права".
До 1990 года система пенсионного обеспечения в РФ была строго распределительной и основывалась на принципе "солидарности поколений", согласно которому пенсионное обеспечение осуществляется за счет работающих сегодня. Стабильность такой системы находится в прямой зависимости от соотношения численности плательщиков взносов и пенсионеров. Бескризисное существование пенсионной системы, построенной на принципе "солидарности поколений", обеспечивается при пропорции 10 плательщиков - 1 получатель. В последнее десятилетие в России соотношение доли людей, занятых в экономике, к доле пенсионеров неуклонно падает.
При таких демографических тенденциях, чтобы поддерживать пенсионное обеспечение на неизменном уровне, приходится либо повышать и без того высокие пенсионные налоги, либо увеличивать возраст выхода на пенсию. Либо переходить полностью или частично на накопительный принцип, согласно которому работающий сегодня "копит" свою пенсию, а ее размер непосредственно зависит от величины его пенсионных взносов, пропорциональных заработной плате и трудовому стажу.
С начала 90-х годов российская пенсионная система начала постепенно переходить к страховой. Был образован Пенсионный фонд, независимый от государственного бюджета, страховые платежи в него стали вносить и работающие, и работодатели. Пока наша пенсионная система остается распределительной, однако предполагается, что со временем она станет смешанной, то есть распределительно-накопительной.
В соответствии с Программой реформы системы пенсионного обеспечения, последнее будет иметь две составляющие: обязательное государственное и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение. В свою очередь, обязательное государственное пенсионное обеспечение будет складываться из двух частей:
1. государственные социальные пенсии для лиц, не сумевших в течение жизни заработать страховую пенсию;
2. государственные трудовые пенсии.
Последние также будут состоять из двух примерно равных частей:
- условно-накопительной (а по сути распределительной, основанной на принципе "солидарности поколений"), финансируемой за счет текущих поступлений средств в Пенсионный фонд РФ. Размер пенсии будет назначаться с учетом размера и продолжительности пенсионных взносов работника;
- накопительной, в которой пенсионные выплаты будут зависеть только от размера пенсионных накоплений работника на именном счете, ожидаемой доходности по остатку накоплений в период выплаты пенсий и ожидаемой продолжительности жизни застрахованного на момент его выхода на пенсию.
Что касается негосударственной составляющей пенсионного обеспечения России - системы дополнительных пенсий, то в соответствии с Программой реформирования, этот вид пенсионного обеспечения будет осуществляться главным образом за счет добровольных взносов как самих работников, так и работодателей в специализированные негосударственные пенсионные фонды.
Программа реформы системы пенсионного обеспечения считается гендерно-нейтральной. На самом деле, это далеко не так.
Та пенсия, которую получают женщины сегодня не является в чистом виде трудовой - она складывается из двух частей: социальной и трудовой. Например, время, которое женщина провела по уходу за ребенком, входит в ее трудовой стаж. Из-за этих социальных включений трудовые стажи у мужчин и у женщин различаются очень незначительно, а разница в их пенсиях зависит главным образом от разницы в заработной плате. В итоге на сегодняшний день пенсия женщин в среднем составляет от 60 до 90 процентов пенсии мужчин.
Программа реформирования пенсионной системы предлагает полностью убрать все социальные элементы из трудовых пенсий. Даже составляющая, которая формируется из средств Пенсионного фонда и складывается исходя из принципа "солидарности поколений", будет жестко зависеть от размера пенсионного взноса и так называемого страхового стажа. Такое жесткое увязывание трудового вклада и пенсионного обеспечения приведет к тому, что все дискриминации женщин автоматически переводятся на пенсионный возраст. При таком положении пенсия женщин будет заведомо ниже пенсии мужчин. И вот почему.
Во-первых, растет дифференциация "мужской" и "женской" заработной платы. Если в 80-е годы заработная плата женщин в среднем составляла 70% от мужской, то в январе 1999 - 56% (может быть, эта цифра и является нижним пределом, но по крайней мере очевидно, что женская зарплата сегодня уже не 70%, а ниже). Увеличение разрыва в заработной плате мужчин и женщин увеличивает разрыв в их пенсии.
Во-вторых, существует фактическое неравенство вкладов мужчин и женщин в воспроизводство поколений. Все перерывы в работе, связанные с рождением детей и уходом за ними, уходом за инвалидами, сегодня по КЗоТу являются гендерно-нейтральными (или по крайней мере они станут таковыми в ближайшее время). Например, отпуск или бюллетень по уходу за ребенком может взять любой из родителей. Но практика показывает, что это делают в основном матери. Особенность всех этих перерывов такова, что хотя они и оплачиваются, но с них не производится начислений в Пенсионный фонд. Таким образом, они вычеркиваются из пенсионного стажа.
В-третьих, разница в ожидаемой продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни женщин в России сегодня на 12-13 лет превышает среднюю продолжительность жизни мужчин. Для пенсионного обеспечения важна не эта разница, а так называемая остаточная продолжительность жизни. То есть сколько живут мужчины и женщины после выхода на пенсию. Потому что размер годовой пенсии будет определяться отношением общей суммы пенсионных взносов, уплаченных человеком за то время, пока он или она трудились, к остаточной продолжительности жизни.
Что же мы видим? Общую сумму пенсионных взносов женщины, составляющую (из-за более низкой оплаты труда и вычетов из стажа времени, потраченного на воспроизводство поколений) не более 60-70% от суммы пенсионных взносов мужчины, будут делить в соответствии с женской продолжительностью жизни на гораздо большее число лет. В итоге пенсия женщин в среднем будет составлять около 40% от пенсии мужчин. Вот вам и гендерная нейтральность!
Следует обратить внимание еще на один момент. Начиная со второй половины 80-х годов в СМИ все чаще высказывается мысль о том, что женщина должна больше времени уделять семье, быть хранительницей очага и т.д. Многие женщины вняли этому призыву. Некоторых удовлетворяет статус домашней хозяйки, и при этом, как показывают опросы, они совершенно не задумываются о том, что с ними будет в старости. Так вот, если пенсионная реформа пойдет намеченным образом, то когда подойдет старость, то выяснится, что у мужа есть пенсия, а у жены - нет. Хорошо, если они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. Но так бывает только в сказке, а жизнь складывается иначе. Если люди остались в браке, и с мужем что-то случилось, то жена, по законодательству, имеет право на небольшую вдовью пенсию. Но если женщина разведена, хотя честно выполнила свой долг хозяйки и матери, она не заработала себе ничего. В настоящее время чаще всего супруги разводятся в возрасте 40-45 лет. И в этой ситуации оказывается, что женщина осталась без профессии, без пенсии, без средств к существованию.
Люди вносят деньги в Пенсионный фонд, накапливая пенсию. В случае развода, по закону, жена не имеет права претендовать на накопления мужа в Пенсионном фонде. Можно претендовать на деньги разведенного супруга, находящиеся в банках, страховых компаниях и других коммерческих организациях, но Пенсионный фонд в нашей стране (в отличие от других стран) - это некоммерческая организация. Получить деньги из него можно только, заключив брачный контракт, а его в России практически никто не заключает. И разведенным женщинам остается надеяться только на помощь своих бывших мужей. Однако, как показывают исследования, происходит это редко. Добровольные алименты получают только 16% детей, а жены - никогда. В одном исследовании, посвященном проблемам семьи, на вопрос "Должен ли муж оказывать после развода материальную поддержку жене, которая сидела дома с детьми?", большинство мужчин заявили, что бывшей жене никто ничего не должен. Интересно, что этой точки зрения придерживаются, главным образом, как раз те мужчины, которые пекутся о строгом разделении обязанностей в семье и утверждают, что муж должен зарабатывать, а дело жены - сидеть дома, заниматься хозяйством, а не работать. Но в случае развода материальная необеспеченность женщины ее бывшего супруга совершенно не волнует. Проблема пенсионного обеспечения разведенных домохозяек остро стоит уже во многих странах. В Канаде, в Англии, в Германии принимаются законодательные акты, которые так или иначе пытаются ее решить. Нам следует обратить на нее внимание заранее, а не ждать, когда она в полной мере коснется российских женщин, которым сегодня еще нет и 40.
Записала Юлия Качалова
|