В поисках выхода из социального тупика
Юлия Качалова
«Место действия - мой город. Время действия - сейчас!»
Под таким лозунгом началась в
Калуге общественная кампания, о которой мы хотели бы рассказать
подробнее. Кампания эта в корне отличается от предвыборной шумихи,
обильно демонстрируемой средствами массовой информации. Цель ее -
вовлечь калужан в деятельность по изменению условий жизни в городе,
показать пути приложения созидательной энергии, возможности
воплощения своих идей и проектов.
Пожалуй, идея «домостроительства» является сегодня лучшим из вариантов той самой «национальной идеи», по которой так истомилось российское сердце. Хотя ничего национального в этой идее нет (как, собственно, и в любой другой, за исключением «Бей жидов, спасай Россию!»). Ничего оригинального в ней нет тоже - во всем просвещенном мире граждане довольно активно участвуют в наведении внешнего и внутреннего духовного и материального порядка в своих странах. Мы же настолько привыкли к состоянию беспомощности и зависимости, к томительному ожиданию внешних изменений, на которые мы уповаем, как на чудо, настолько привыкли отдавать дело наведения порядка в руки царей и вождей, что для нас эта банальная идея звучит по-новому свежо и привлекательно.
Кампания в Калуге по своему масштабу и степени того внимания, которое ей уделяют СМИ, не идет ни в какое сравнение с предвыборной агитацией, которую начали крупные политические блоки, стремящиеся к победе на грядущих выборах в Госдуму. Однако по своему значению для будущего гражданского общества в России она действительно уникальна. Эта кампания началась «снизу», по инициативе самих жителей города, и граждане рассматриваются не как объекты политических манипуляций, а как носители созидательной силы.
Начали кампанию несколько небольших некоммерческих организаций, преимущественно работающих с молодежью, которым надоело ждать, когда же у местных властей найдутся время и средства, чтобы обратить внимание на нужды молодого поколения, да и на состояние городской среды. Что же конкретно они решили сделать?
Девиз - начни сегодня!
Илья Савчук, руководитель образовательного центра "Академия"
«Наш центр - молодая организация, сфера его деятельности -
современные образовательные технологии. Мы уже не первый год сотрудничаем со
школой N 19. Школа расположена в центре города, но фасад ее явно не является
украшением ни школы, ни улицы, на которой она расположена. Уже год, как граффито
осыпается, хорошо еще, что пока не на головы учащимся. Мы сейчас работает над
тем, чтобы сделать на фасаде яркую «фреску». Школьники будут
осуществлять все этапы росписи стены - от предложения художественных идей до их
воплощения. Мы назвали свой проект "Яркие краски", и он тоже относится
к разряду новых технологий - технологий пробуждения интереса к жизни, к своему
окружению».
Александр Пронин, руководитель фонда развития молодежного творчества "Ключ"
«Мы решили организовать
показательную программу, которая продемонстрирует жителям города творческий
потенциал молодежи. В Калуге чрезвычайно много талантливых ребят, но все они
нуждаются в зрителях, слушателях. Им нужно чувствовать, что они кому-то
интересны. Вовсе не деньги - главное для них, как заблуждаются многие, а совсем
иная поддержка. И мы надеемся, что наша программа поможет творческой молодежи ее
обрести».
Юлия Исаева, директор некоммерческого партнерства "Эко-Cтратегия"
«Совместно с национальным парком "Угра"
мы организовали в микрорайоне «Калуга-2» эколого-образовательный
центр "Зеленый луч". Наш центр вызывает большой интерес у местных
подростков, так как микрорайон - новый, особой инфраструктуры в нем пока нет,
как нет и мест проведения досуга. Поговорив с жителями, большинство которых -
молодые семьи, мы поняли, что люди готовы объединиться и благоустроить
территорию, на которой могли бы заниматься со своими детьми. Вокруг центра есть
площадка, которую можно привести в надлежащий вид. Вот мы и хотим вовлечь
жителей микрорайона в работу по благоустройству детской площадки, дизайн которой
разработают сами дети. Кроме того, на территории парка, вблизи микрорайона
«Калуга-2», имеются сероводородные озера, обладающие уникальным
оздоровительным эффектом. Мы также планируем силами местных жителей провести
экологическую тропу к озерам и уверены, что их целебные воды привлекут и многих
других людей из ближайших населенных пунктов».
Дмитрий Галкин, руководитель молодежной культурологической организации "Миф"
«Наша организация занимается, главным образом, проведением
ролевых игр со школьниками. Для нас очевидно, что ребята страстно желают куда-то
применить свои силы, испытать себя на деле, а не только в игре. Очень и очень
многие подростки готовы примкнуть к действующим молодежным группам, однако не
имеют информации ни о существующих молодежных организация, ни об инициативах
молодых, которые они могли подхватить. Мы решили организовать Службу молодежных
инициатив, которая будет заниматься сбором и распространением такого рода
информации и проводить ежегодные фестивали молодежных починов».
Александр Токарев, руководитель центра мастерских и студий «Аквилон»
«Принцип, которому мы следуем изначально, - идти в ногу с самим
собой, не сверяя длину и частоту шага с кем-либо. Каждый в нашей организации
занимается тем, что любит и в чем он, безусловно, «профи»:
архитектурой, дизайном, рекламой, столярным делом, художественным ткачеством.
Рядом с «профи» в студиях учатся и работают дети. Все вместе мы
устраиваем выставки, праздники, семинары, клубные встречи. Наш новый проект,
который мы назвали «Территория Z», представляет собой новую точку
отсчета, нулевой уровень в поисках путей и методов самоорганизации подростков
через полезные дела, меняющие облик родного города».
Что же в этом особенного?
Поддержать эти инициативы взялись наиболее авторитетные и влиятельные горожане: лидеры делового сообщества, руководители местных СМИ, депутаты городской думы, деятели культуры, общественные деятели. Все они вошли в неформальную структуру, так называемый Совет поддержки, чтобы помочь некоммерческим организациям и проводимой ими кампании недостающими ресурсами.
Вы можете спросить: «И
всего-то?» Именно так отреагировала одна журналистка из газеты
«Аргументы и факты», заявив: «Подумаешь, я тоже навожу
порядок в своей квартире и мою полы!» Не так-то просто объяснить, что же особенного происходит сегодня в Калуге, ибо ничего скандально-сенсационного, столь привлекательного для средств массовой информации в городе не происходит. Удивительно только, как журналисты не понимают, что скандалы никого сегодня не трогают, а сенсации на проверку оказываются процентов на 90 «высосанными из пальца». В Калуге же, несмотря на скромность масштаба, происходит событин для нашей страны небывалое: люди впервые сделали выбор не по принуждению и не под давлением необходимости, а совершенно свободно. Ведь согласитесь, если мы месяц-другой-третий не поубираемся в своей квартире, не помоем полы и посуду, не попротираем пыль, то квартира наша превратится в хлев. Так что уборка квартиры - не аргумент, поскольку представляет собой действие, обусловленное необходимостью, а не свободным выбором. Перед калужанами подобной необходимости не стояло: жили бы себе, как жили - вся страна так живет. Именно в силу того, что над ними не довлела никакая необходимость, их выбор является этическим, а это сегодня чрезвычайно важно!
Второй, не менее
значимый момент заключается в том, что данная кампания направлена не столько на придание городу более опрятного внешнего вида - это скорее побочный эффект - сколько на то, чтобы склонить жителей в пользу ответственности вместо столь привычной для российского разумения «мудрости»: «Что, мне больше всех надо, что ли?»
Наконец, крайне важным
фактором является создание Совета поддержки. От некоммерческих организаций, пожалуй, всякого можно ожидать - в этих организациях полным-полно фанатов! Совет - совсем другое дело. Там же и банкиры, и директора кампаний, и депутаты, и высокопоставленные чиновники, и прочие «серьезные люди». Им-то, казалось бы, есть чем заняться, так нет - «клюнули» на эту авантюру! И главное - чего ради? Корысти тут никакой - какая уж корысть, когда приходится вкладывать без расчета на проценты и дивиденды! Для чего же они собираются, спорят, горячатся, выкладывают, кто деньги, кто «связи», кто чем богат?! Когда их спросили об этом, то большинство ответов свелось к следующему: «Я считаю, что подобный общественный орган городу необходим», «Мне интересно, что же из этого всего выйдет», «Меня заинтересовала идея», «Я хочу найти единомышленников». Эти ответы наглядно свидетельствуют о том, насколько нам, невзирая на занимаемое положение, надоели «выживание», разобщенность, чувство зависимости.
Но в конце концов дело даже не в этом. А суть в том, что в ходе калужского эксперимента формируется совершенно новый подход к решению проблем региона, основанный на добровольном объединении ресурсов самого различного рода, которыми обладают жители, и последующим направленном использовании этих ресурсов для решения проблем. Деньги, оборудование, материалы и инструменты, личное время и жар души - все это ресурсы, которыми располагает сообщество.
Традиционный подход заключается в том, что для решения проблемы, как правило, приглашаются специалисты со стороны: чиновники из какого-нибудь министерства или ведомства, управленцы, консультанты и прочие, которым, в сущности, нет дела до региона, да и в окончательном решении проблемы они не сильно заинтересованы, так как их «хлеб» - само наличие проблемы, а вовсе не ее решение. Собственно «проблемный» регион вместе с его жителями при таком подходе рассматривается лишь как объект приложения трудов и забот этих самых экспертов. Эффективность такого подхода, как легко понять, не очень высока, а выделяемые государством средства (сколь бы велики или, наоборот, незначительны они ни были) не поступают в регион, а идут на оплату вышеупомянутых специалистов.
Калужане же
сегодня пытаются нащупать принципиально иной путь решения стоящих перед городом
проблем, связанный с формированием так называемого «социального
капитала». При таком подходе не эксперты со стороны, а местные государственные и негосударственные институты и население региона являются решающими проблему субъектами. Успешность их действий определяется тем, насколько им удастся сформировать между собой связи, позволяющие объединить их ресурсы. Кстати, формирование и укрепление социальных связей внутри сообщества имеет и еще один положительный эффект - подавляет социальную агрессию. Ученые, исследовавшие поведенческие особенности и животных, и людей, утверждают, что и у тех, и у других личное знакомство не только является предпосылкой сложных механизмов, тормозящих агрессию, но само по себе способствует притуплению агрессивных побуждений.
Пока в Калуге происходят лишь
первые стихийные шаги в этом направлении, но именно в силу их стихийности и «самодеятельности» в лучшем смысле этого слова мы придаем этим шагам исключительную значимость. Они вселяют надежду, что в конце концов Россия сможет стать нормальным, демократическим государством. Хотя произойдет это лишь тогда, когда не горстка «продвинутых», но большинство граждан страны свяжут в своем сознании такие понятия, как «право» и «личная ответственность» и выразят готовность включиться в процесс преобразования общества.
|