Женщина Плюс...
  №2, 1999

Югославия: записки аналитика

Р.Богатырев

Печатается с сокращениями по материалам электронного журнала «ИнфоАрт» IT InfoArt Stars http://www.infoart.ru

"Идея справедливости - самая жестокая и самая цепкая из всех идей, овладевавших когда-либо человеческим мозгом. Когда она вселяется в сердца и мутит взгляд человека, то люди начинают убивать друг друга. В гармонии мира страшны не те казни, не те убийства, которые совершаются во имя злобы, во имя личной мести, во имя стихийного звериного чувства, а те, которые совершаются во имя любви к человечеству и к человеку. Только пароксизм любви может создать инквизицию, религиозные войны и террор. И любовь страшнее и разрушительнее ненависти, потому что ненависть только тень любви, потому что ненависть только огненный цветок, распускающийся на дереве любви, на неопалимой купине человечества".

М. Волошин

      Последние дни, насквозь пропитанные горем и кровью многих людей самых разных национальностей (прежде всего сербов и албанцев), нанесли глубокую рану не только самой Югославии, ставшей эпицентром глобального конфликта, не только Балканам и даже не только одной Европе.
      Ситуация гораздо сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. И детально разобраться в ней удастся лишь по истечении немалого времени. Но уже сейчас можно попытаться взвесить имеющиеся факты, принять во внимание информацию, распространяемую через открытые источники, и сделать первые выводы.
      Как нетрудно заметить, на данный момент налицо две полярных позиции, которые занимают руководство США и Югославии. Первое обвиняет Югославию в нарушении прав косовских албанцев, проживающих на территории Косово и Метохии, их притеснении и физическом истреблении. При этом в США на государственном уровне используются термины "геноцид", "этническая чистка", "гуманитарная катастрофа". Особый акцент делается на том, что действия, квалифицируемые подобным образом руководством США (на уровне президента, вице-президента, госсекретаря), исходят именно от правительственных органов Союзной Югославии, а не от неизвестных бандитов. При этом подчеркивается, что руководящим центром югославских властей, источником "гуманитарной катастрофы" в Косово является президент Югославии Слободан Милошевич.
      Теперь посмотрим на противоположную позицию. Югославия является полноправным членом Организации Объединенных Наций. И в этом смысле, с точки зрения международного права, обладает соответствующим статусом суверенного государства. Территория Косово принадлежит Югославии. Из этого следует, что любые шаги других стран по принудительному отделению края от Союзной Югославии являются нарушением международного права. Страны НАТО и прежде всего США нанесли и продолжают наносить военные удары по территории Югославии, нарушают ее границу как по воздуху, так и по суше (в частности, поисковые бригады НАТО, призванные спасать летчиков сбитых самолетов). И в этом смысле эти действия трактуются как агрессия. Поскольку агрессия - это вооруженное нападение одного или нескольких государств на другие страны с целью захвата их территорий и порабощения их населения с целью политического или экономического подчинения одного государства другому, изменения его политического или общественного строя.
      В данном контексте те военные действия в отношении Югославии, которые осуществляли в период с 24 марта 1999 года США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Бельгия, Канада, Дания, Греция, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Турция, подпадают под определение агрессии.
      Это не эмоции, не трактовка событий. Это факты.

Закон и справедливость

      В средствах массовой информации в последние дни в качестве аргументации проведения широкомасштабных военных действий НАТО все чаще можно встретить слова, апеллирующие к разуму и справедливости. При этом как бы само собой на задний план уходит юридическое обоснование проводимых операций.
      Однако каким образом предполагается установить справедливость, соединить несоединимое? Культура, религия, государственное устройство, национальное самосознание - все это не пустые слова. И каждое государство обладает своей неповторимостью, своим уникальным воплощением этих понятий. Не одно поколение людей участвовало в формировании нынешнего облика той или иной страны, той или иной нации или народности. И то, что в силу исторического развития для одной наций считается допустимым, моральным, справедливым, для другой может оказаться диким варварством, граничащим с надругательством над религиозными и национальными чувствами. Возникает естественный вопрос: кто, как и на основании чего определяет степень справедливости? А самое главное - кому дается право казнить и миловать и можно ли вообще кому-либо предоставлять подобное право?

Юридические аспекты. ООН и резолюции Совета безопасности

      Прежде чем переходить к анализу самих событий, необходимо оценить их юридический аспект. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности возлагается на Совет безопасности ООН. В то же время в статье 53 Устава ООН подчеркивается, что для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, "никакие принудительные действия не предпринимаются ...без полномочий от Совета безопасности". Отсюда следует, что любые принудительные действия, в том числе и с применением военной силы, в отношении суверенных государств должны рассматриваться Советом безопасности и главным судебным органом ООН - Международным судом не иначе как нарушение основополагающих норм международного права.
      Если взглянуть на последние четыре резолюции Совета безопасности ООН в отношении косовской проблемы, то в них неизменным остается пункт, в котором постулируется приверженность всех государств-членов ООН суверенитету и территориальной целостности Союзной Республики Югославии. "Принципы решения проблемы Косово должны основываться на территориальной целостности Союзной Республики Югославии". Это очень важный момент, поскольку все остальные рекомендации, требования и предложения строятся именно на этом фундаменте. Взглянем на документы.
      Все резолюции Совета безопасности ООН (No.1160, 1199, 1203 и 1207) содержат обеспокоенность положением в крае Косово (Союзная Республика Югославия). В них осуждается применение сербскими полицейскими чрезмерной силы в отношении гражданских лиц и участников мирных демонстраций в Косово, а также все террористические акты Освободительной армии Косово или любых других групп, отдельных лиц и всякая внешняя поддержка террористической деятельности, включая финансирование, предоставление оружия и подготовку. В упомянутых резолюциях содержатся призывы к руководству Югославии и косовским албанцам к "осуществлению немедленных мер по содействию международным усилиям, направленным на улучшение гуманитарной ситуации и предотвращение надвигающейся гуманитарной катастрофы". Из этого следует, что Совет безопасности обеспокоен сложившейся ситуацией в данном регионе и при этом признает наличие проблемы и мирные пути ее разрешения.
      В данном контексте даже абсолютно неважно, что своими действиями НАТО нарушает собственные нормативные акты и договорные отношения с другими странами. Налицо факт нарушения основ международного права. Таким образом, если в ближайшее время не будет дана правовая оценка действиям стран-участников конфликта, то де-факто в мире уже не будет глобального органа, способного урегулировать международные конфликты. ООН перестанет выполнять свои функции.
      Вполне вероятно, что сама по себе операция НАТО и направлена прежде всего на то, чтобы дискредитировать в глазах мировой общественности деятельность ООН, ее неспособность решать подобные конфликты. А следовательно и изменить ту роль Североатлантического альянса, которую он играл до последнего времени как военный инструмент коллективной безопасности различных стран мира. Правда, это уже предположение. Так что вернемся к фактам.
      Как известно, Совет НАТО политическое решение бомбить Югославию принял еще 13 октября 1998 года. Тогда после переговоров Слободана Милошевича и Ричарда Холбрука удалось достичь мирного решения и не допустить начала военных действий.
      В то же время стоит обратить внимание на тот факт, что Совет безопасности никак не отреагировал на угрозу НАТО начать военные действия. С другой стороны, подобной реакции трудно было бы ожидать, поскольку сама структура Совета безопасности практически исключает возможность принятия каких-либо решений в случае возникновения противоречий между пятью постоянными его членами, имеющими право вето. По одну сторону баррикад сейчас находятся Россия и Китай, по другую - США, Великобритания и Франция. В соответствии со статьей 27 пункт 3 Устава ООН, решения Совета безопасности по всем вопросам (кроме процедурных) считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных его членов. Иными словами, блокировать принятие решения может любая из пяти упомянутых стран. И голоса 10 непостоянных членов мало что решают. Как известно, Россия подготовила и представила 26 марта на рассмотрение Совета безопасности соответствующую резолюцию, осуждающую агрессивные действия в отношении Югославии. При голосовании из 15 членов Совета ее поддержали лишь Китай и Намибия. Резолюция не прошла.
      С ударами НАТО по Югославии появились публикации о том, что де-факто на наших глазах ломается один из основополагающих принципов международного права, в котором суверенитет главенствует над правами человека. Любое вмешательство во внутренние дела суверенного государства под лозунгом восстановления прав человека неизбежно ведет к сепаратизму и переделу мира, ведь региональные конфликты, подобные косовскому, существуют (причем в гораздо более резкой форме) и в Турции, и в России, и в Испании, и в Великобритании, и в Индии и в других регионах мира. Невмешательство во внутренние дела - важнейший принцип, нарушение которого ведет к перерастанию конфликтов в масштабные войны. В этой связи давно уже назрело реформирование ООН, которое весьма избирательно подходит к решению подобных вопросов.
      Помимо резолюций Совета безопасности, есть и другие документы, которые фигурируют в высказываниях официальных лиц США и их союзников по НАТО. Речь идет о так называемых соглашениях, подписанных в Рамбуйе. История с этим подписанием является одной из наиболее странных. Как известно, над выработкой этих решений вместе с лидерами косовских албанцев и представителями Союзной Югославии работала Контактная группа по Косово. К обсуждению соглашений была подключена и Россия. Вначале речь шла лишь о политическом меморандуме, в котором декларировались пути придания Косово определенных свобод в отношении автономии, но в рамках Югославии. Когда же многие позиции этого небольшого документа были улажены, появились многостраничные приложения, касающиеся военных и полицейских вопросов.
      Именно в них закреплялся ввод в Косово миротворческих сил. Россия выступила категорически против увязывания политических и военных документов в едином пакете. Делегация Югославии также была возмущена подобным подходом к ведению переговоров. Складывалось ощущение, что были предприняты шаги к тому, чтобы выдвинуть перед Югославией заведомо неприемлемые условия и сорвать подписание. Так и произошло. Югославская делегация покинула Рамбуйе, после чего делегация косовских албанцев демонстративно подписала весь пакет. Возникает естественный вопрос: зачем необходимо было подписывать документ в одностороннем порядке, когда с юридической точки зрения такая акция абсолютно бессмысленна? Ответ прост: она бессмысленна с точки зрения юристов, но не с точки зрения давления на общественное мнение. И именно сейчас при подготовке встреч восьмерки ведущих стран мира документы Рамбуйе, отвергнутые и Югославией, и Россией, американская сторона и ее союзники по НАТО рассматривают как одно из главных положений, которое в безоговорочном порядке должно быть исполнено Югославией.
      Очевидно, что документ, подписанный под давлением, может быть признан (и скорее всего будет признан) недействительным. Но это сейчас во внимание не принимается. По сути перед Югославией (а не перед Слободаном Милошевичем!) выдвинут ультиматум - либо будут подписаны соглашения, в которых суверенное государство согласится на потерю контроля над частью своей территории, либо военные действия против него будут еще более активизированы, что неизбежно приведет к новым жертвам и разрушениям.
      Правовой аспект военной операции НАТО, получившей название "Решительная сила",- одно из самых уязвимых мест в действиях альянса. Важно отметить, что лидеры косовских албанцев сразу же после одностороннего подписания пакета документов направили в адрес Контактной группы письмо, в котором подчеркнули, что не собираются отказываться от полного отделения Косово от Югославии. Тем самым они дезавуировали свои же собственные подписи под соглашением в Рамбуйе. Неудивительно, что югославская сторона вообще не признает соглашений в Рамбуйе и юридически это вполне понятно.

На что же рассчитывают США?

      В самом деле, на что же тогда рассчитывают США и НАТО? Зачем генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана 23 марта отдал приказ о начале операции "Решительная сила"? Здесь нам придется немного порассуждать, поскольку об истинных причинах можно лишь догадываться.
      В 1995 году Милошевич после первых же ударов и под давлением России пошел на подписание Дейтонских соглашений, отдав Боснию. Теперь же он в своих действиях оказался более последовательным, понимая, что дальше отступать некуда. Ведь Косово сербы почитают как национальную святыню, на территории которой расположено немало православных храмов. На первой фазе операции "Решительная сила" ракетно-бомбовые удары НАТО преследовали преимущественно задачи подавления ПВО Югославии. Но задачи эти оказались нерешенными. Система ПВО частично была разрушена, но сохранила свою дееспособность во многом за счет намеренного "молчания". Югославия заняла практически беспроигрышную позицию жертвы, которую попросту расстреливают на глазах у всего мира.
      На второй фазе операции силы НАТО стали наносить удары по военным объектам (аэродромам, казармам, складам, прежде всего в Косово и районе Приштины), но получили в ответ колоссальный поток беженцев. Можно говорить очень много о гуманитарной катастрофе и этнических чистках, но поменять местами причину и следствие не так-то просто. Основной поток беженцев, зажатых на узком кусочке суши между Югославией, Албанией и Македонией и составляющий, по разным оценкам, несколько сот тысяч человек, возник не до, а после начала бомбардировок.
      Что же касается военной техники, то югославы играют с натовцами в кошки-мышки, постоянно занимаясь передислокацией сил и соединений. По сути уже началась тотальная партизанская война Югославии против сил НАТО. Стоит вспомнить слова генерала вермахта Лотара Рендулича. В начале 50-х годов он писал в своих мемуарах: "Балканы являются классической областью в истории партизанской борьбы... Сама природа и местность Балканского полуострова предоставляют для ведения партизанской борьбы совершенно идеальные условия. Высокие и труднодоступные горы составляют значительную часть территории. Эти горы покрыты бесконечными почти девственными лесами... Таким образом, на этой местности могут найти себе укрытие и убежище даже значительные силы партизан. Разыскивать их и бороться с ними здесь необыкновенно трудно".
      Время сейчас работает против НАТО. Надо что-то предпринимать. И вот уже силы альянса приступили к операциям, носящим чисто устрашающий характер. Показательные взрывы 2 апреля в центре Белграда, разрушение мостов, взрыв нефтехранилищ, разрушение заводов и крупнейшей в Южной Европе белградской ТЭЦ. Это уже не шутки, поскольку это коснулось сотен тысяч мирных жителей, оставшихся без работы, топлива и горячей воды. Расчет, по-видимому, делался на то, что в Белграде и других городах Югославии начнется паника, и народ пойдет против своего правительства. Но все происходит наоборот. Югославы выходят на улицы, надевая одежду, на которой изображены мишени для удобства попадания натовских летчиков. Выходят на мосты и промышленно-хозяйственные объекты, чтобы телами защитить свои города. Югославские власти пока намеренно не акцентируют внимания на истинных потерях среди населения, дабы не давать повода для паники. Но рано или поздно они начнут предавать гласности статистику, и тогда рассуждения о до сих пор неподтвержденных убийствах нескольких десятков человек будут поставлены рядом с трагедиями сотен тысяч и миллионов людей. Трагедией, которую спровоцировали своими военными действиями ведущие страны мира.
      В этой ситуации, когда общественное мнение в Европе стало всерьез сомневаться в необходимости именно такого способа разрешения конфликта и когда, по мнению экспертов, нет правовых оснований для ведения военных действий, у НАТО остается лишь единственный путь выхода из создавшейся ситуации - подготовка провокаций, развязывание пропагандистской войны и проведение военных действий с подключением сухопутных сил.
      В данном конфликте США играют решающую роль. Это касается и руководства операциями, и военного участия, и политического давления, и принятия экономических мер, и ведения информационной войны. Почему же США столь агрессивны по отношению к тем государствам (а не политикам, как это они пытаются преподнести мировому сообществу), которые не хотят добровольно соглашаться с их весьма своеобразным пониманием миротворческой миссии? Ответ на этот вопрос частично можно найти в словах Ричарда Никсона. Бывший президент США писал в 1990 году в своих мемуарах: "Чтобы выполнять роль великой державы и служить делу свободы во всем мире, мы должны четко уяснить себе те условия, при которых США обязаны применять свою огромную военную мощь... Никто не будет оспаривать, что, принимая решение о вступлении в войну в каждом конкретном случае, мы должны руководствоваться и моральными критериями... Заблуждение состоит в том, будто совершенный мир можно обеспечить путем создания всемирного правительства. Создание Лиги наций после первой мировой войны и Организации Объединенных Наций после второй мировой войны было благородной, но неэффективной попыткой установить мир путем создания организации, которая гарантировала бы коллективную безопасность. Ни та, ни другая организация эту задачу не выполнили".
      Так чего же добились США? Они спровоцировали ситуацию на грани масштабной войны в Европе, на Балканах и уже втянули в конфликт почти весь Старый Свет. В военных действиях участвуют войска Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии и других европейских государств. Несколько в стороне пока находятся Турция и Албания, но и за ними дело не станет. Идея создания Великой Албании не угасла. А Косово и Метохия - заманчивые территории, от которых Албания вряд ли откажется.
      Жесткое неприятие позиций НАТО со стороны Австрии, негативная реакция в Швейцарии, Швеции и Финляндии, буря возмущения в Греции, волна выступлений в Бельгии, Испании, Германии и назревающий правительственный кризис в Италии - это только начало. Европа пока еще находится в наркотическом состоянии, по-видимому, до конца не понимая, какие потрясения, даже в случае внезапного прекращения военных действий, ей придется пережить в самое ближайшее время. Хотя уже сейчас невооруженным глазом заметны падение курса евро и финансовые потери от начала боевых действий и потока беженцев. Миллионы долларов потеряли европейские авиакомпании, большие убытки несут туристические фирмы, а также многие иностранные компании, разместившие свое производство и свои заказы в Югославии.
      Возникает вопрос: кто будет компенсировать урон от боевых действий? На территорию Болгарии по ошибке залетели две ракеты, и уже сам этот факт послужил поводом для обращения с иском в ЕС на 10 миллионов долларов. Мировое сообщество стало в спешном порядке соорганизовываться, чтобы решить проблему массового бегства населения Косово с театра военных действий. Пока почему-то не вспоминают о жителях северных и центральных районов Югославии, которые пытаются покинуть страну через территории прилегающих стран: Венгрии, Румынии, Болгарии. Там поток беженцев пока не столь значителен, как в Косово, но после ударов по Воеводине их становится больше. А с вводом сухопутных войск НАТО через Албанию на территорию Югославии этот поток станет огромным. Говоря красивые слова о гуманитарной катастрофе, НАТО на деле своими действиями спровоцировало такую катастрофу, ликвидировать последствия которой придется всей Европе еще не один год.
      Знаменитый французский дипломат, один из главных строителей империи Наполеона Шарль Морис Талейран после своего возвращения из Америки более 200 лет назад, в 1794 году написал строки, возможно, ставшие пророческими: "На Америку Европа должна всегда смотреть открытыми глазами и не давать никакого предлога для обвинений или репрессий. Америка усиливается с каждым днем. Она превращается в огромную силу, и придет момент, когда перед лицом Европы, сообщение с которой станет более легким в результате новых открытий, она пожелает сказать свое слово в отношении наших дел и наложить на них свою руку. Политическая осторожность потребует тогда от правительств старого континента скрупулезного наблюдения за тем, чтобы не представилось никакого предлога для такого вмешательства. В тот день, когда Америка придет в Европу, мир и безопасность будут из нее надолго изгнаны".