Женщина плюс...

    "Мне срочно надо покреститься, чтобы смыть первородный грех!"

За последнее десятилетие русская православная церковь, долгое время находившаяся в опале, расправила плечи. Между церковью и государством вновь царят мир да любовь, православию возвращен статус официальной государственной религии России. Однако повальная мода на крестики еще не есть показатель набожности народа, а рубль, пожертвованный на восстановление храма, не свидетельствует о настоящем уважении к церкви. Мода вообще - вещь непостоянная: сегодня мы красим яички, завтра распеваем "Хайре, Кришна", а послезавтра - глядишь, решим основать собственную религию (дело-то прибыльное!).
Воспитывать истинную религиозность и почтение к церкви в людях, которым всю жизнь прививали культ безбожия, - задача неблагодарная. Это понятно не только ежу, но и различным духовным институтам, жадно устремившим свои взоры на так называемые стратегические возрастные группы - детей и молодежь.
Лекции духовных особ, вменяемые как обязательные уроки; бесплатная раздача детских библий; постепенное введение в систему образования закона божьего; рост специализированных школ с этим самым уклоном - все свидетельствует о том, что религиозные институты решили ковать железо, пока воск еще мягок, а восприятие некритично! Возникает вопрос: к чему это приведет? Превратятся ли наши чада в высокодуховных, добродетельных личностей или сделаются фанатичными приверженцами весьма спорных истин? И что делать - бежать в церковь или смеяться - когда ребенок, приходя из школы, заявляет: "Мне срочно надо покреститься, чтобы смыть первородный грех!" Наверное, следует задуматься и немножко вспомнить историю.
Не так давно появился термин "преступление против человечества". Его применяют, например, к деяниям фашизма. Однако редко вспоминают о не менее чудовищном по масштабам преступлении, организованном христианской церковью.
Сегодня об "охоте на ведьм" говорят в аллегорическом смысле, когда речь заходит о преследовании инакомыслящих или политических противников. О реальных же исторических фактах вспоминают редко и неохотно. Причины их учебники обходят: ну было и было. Те же, кто пытается дать хоть какое-то объяснение, обычно утверждают, что процессы над ведьмами были организованы с целью укрепления авторитета духовных властей, сыгравших на всеобщем невежеством и вере в чародейство...
Например, у немецкого исследователя Альфреда Лемана в его "Иллюстрированной истории суеверий и волшебства" (1893 г.) читаем:
"Великий учитель церкви Фома Аквинский установил в середине XIII века тот взгляд, что дьявольская магия возможна. Инквизиция во Франции, намеревавшаяся истребить последние остатки еретических сект, приняла к сведению эту мысль - и начались обвинения как в ереси, так и в чародействе. Когда с еретиками было покончено продолжались преследования одних ведьм; таким образом, процессы о ведьмах процветали во Франции до 1390 г.
В Германии серьезные преследования ведьм начались только с 1448 г., когда два доминиканца Иаков Шпренгер и Генрих Инститор, получили от папы Иннокентия VIII известную буллу "summis desiderantes", дававшую им полномочие преследовать и искоренять ведьм. Этот папский акт описывал союзы ведьм и чертей и все видимые деяния ведьм как действительные факты и предписывал всему духовенству оказывать содействие инквизиторам. Но, несмотря на это, процессы о ведьмах нелегко входили в обычай, так как никто не верил басням, которые возведены были в догмат главою римской церкви.

БОРЬБА С КОЛДОВСТВОМ...

ИЛИ ГЕНОЦИД ЖЕНЩИН?

Народ, конечно, верил в чародейство и даже пользовался им, но в течение многих веков церковь осуждала веру в возможность дьявольской магии, эта вера вообще не проявлялась в нем; надо было, значит, вновь пробудить ее. Этот труд взял на себя Иаков Шпренгер; с этой целью он издал в 1487 г. свое позорное произведение: Malleus maleficarum (Молот ведьм), названное так потому, что оно должно было сокрушать ведьм. В нем подробно были описаны ведьмы, союз их с дьяволом и прочие беззакония. В судебной стороне дела были два пункта особенной важности. Чтобы привлечь ведьму к суду, не требовалось никаких обвинений, основанных на доказательствах, достаточно было одного лишь доноса (Denunciatio). Благодаря этому обвинитель был вполне гарантирован в том, что он не будет в ответе, если бы его обвинение оказалось ложным, но такого случая почти никогда не было, так как несомненным доказательством считалось признание самой ведьмы, а оно вынуждалось пыткой. Но если, несмотря на все пытки, ведьма не сознавалась, то тем самым ее вина становилась еще очевиднее ее, потому что такое упорство она могла проявить, разумеется, только с помощью дьявола. Нечего доказывать, что эти два обстоятельства особенно способствовали процессам о ведьмах и что лишь немногие обвиняемые избегли смерти.
Когда "Молот ведьм" достаточно наставил народ, как надо смотреть на чары: а поднятые процессы вселили необходимый страх, то обвинения стали делаться все многочисленнее. Невозможно определить, сколько вообще людей было казнено в течение нескольких веков по подозрению в чародействе. Когда же прекратились преследования, то в Германии оказались целые округа, в которых остались в живых только две женщины... Все компетентные в этих вопросах люди единогласно утверждают, что число сожженных ведьм доходит до нескольких миллионов.
Можно упомянуть о случае из одного процесса о ведьмах. Шесть женщин в городе Линдтейме были подвергнуты пытке, чтобы принудить их к сознанию в том, что они вырыли на кладбище труп новорожденного ребенка, чтобы употребить его для своей чародейской мази. Они сознались. Однако муж одной из этих женщин настоял на том, чтобы в присутствии всего суда могила была разрыта, и в ней, конечно, нашли ребенка в гробу нетронутым, но инквизитор утверждал, что нетронутый труп есть только дьявольское наваждение; а так как все женщины сознались в своем деянии, то их признанию придали больше значения, чем показанию собственных чувств, и, таким образом, все женщины были сожжены. Подобными случаями изобилуют акты процессов о ведьмах; читая их, создается впечатление, что если какая-нибудь из участвующих сторон и была во власти дьявола, то, во всяком случае, не обвиненные ведьмы, а преподобные инквизиторы."
Вообще, когда читаешь о процессах над ведьмами, возникает естественное недоумение: почему именно женщина оказалась основным объектом расправ, учиненных святейшей инквизицией? Как правило, авторы учебников по истории оставляют этот вопрос без ответа. К счастью, феминистские и женские исследования, которые проводятся и за рубежом, и в нашей стране, имеют на этот счет вполне определенное мнение. Мы предлагаем вам два взаимодополняющих материала, проливающих свет на истинное отношение средневековой христианской церкви к женщине

Лучезарным утром нового времени


Штеффи Энгерт,
историк, социолог
Германия
Пятьсот десять лет назад, в 1487 году, всего за 5 лет до открытия Колумбом Америки, был написан "Молот ведьм", систематизировавший весь опыт европейской инквизиции в деле отыскивания ведьм и методов их изобличения. Своей кульминации преследования ведьм в Германии достигли в 16-17 века, т.е. отнюдь не в "мрачное" средневековье, а лучезарным утром "раннего Нового времени". Чтобы понять, что послужило причиной геноцида женщин в Западной Европе, попробуем заглянуть в эту эпоху.
Итак, позднее средневековье. В недрах феодального общества развиваются города с их денежными хозяйствами и тенденцией отделения от сельской местности. "Городской воздух делает человека свободным": кто прожил в городе один год и один день, избегает крепостного права. Из деревни в города бегут даже те, у кого из-за бедности нет шансов стать гражданином. В деревне тоже постепенно начинает преобладать денежное хозяйство, рушатся старые устои и исчезает опека феодалов над своими крестьянами.
В городах же не только расцветает свободомыслие, но и зарождается новый класс буржуа, который все больше и больше вытесняет господство феодалов. Для женщин, как всегда во время переломных процессов в обществе, открываются шансы жить более независимо. Женщины принимают участие в подъеме городов и зарождении буржуазии: руководят ремесленным производством и торговлей, причем не только шелком - типичным женским товаром, но также пряностями. В Кельне, где, законное положение женщины как гражданки складывалось очень благоприятно, они могли руководить даже ремесленным производством брони и лат и торговать металлом. Таким образом, женщины постепенно освобождаются от экономической опеки мужчин; формируются некое подобие делового сотрудничества, в котором мужчина все же играет доминирующую роль. Несмотря на формально узаконенное положение, которое ставило женщин в подчинении своих мужей, женщины ведущих сословий уже в позднем средневековье могли занимать очень высокое положение, хотя и не без ограничений. Женщины по-прежнему не имеют политических прав и остаются в стороне от городского самоуправления, но тем не менее имеют возможность вносить свой духовный и политический вклад в жизнь общества. Именно в это время появляются весьма полезные, по-светски написанные и по-современному понятные медицинские книги Хильдегарды фон Бинген. Женщины (Адельхайд и Феофано) в течение нескольких лет управляют империей, а тысячи дворянок управляют владениями в отсутствие мужей или в период регентства своих несовершеннолетних сыновей.
Сведений о жизни простого народа гораздо меньше. Например, принято считать, что у представителей низких сословий был высокий уровень рождаемости. Но это не более чем легенда, придуманная исключительно для того, чтобы сгладить существенные расхождения в сведениях и завуалировать одну из главных причин преследования ведьм. На самом деле численность населения в Европе росла очень медленно, приблизительно 1300 человек в год, потому что еще с давних времен, как доказывают сообщения "Генеалогического общества" и письменные источники средневековья, женщины располагали широкой палитрой предохранительных средств. К тому же в 14-м веке численность населения сильно снизилась из-за свирепствовавшей оспы. Во второй половине столетия помещики и городские буржуа вплотную столкнулись с проблемой нехватки рабочей силы.
Вскоре после этого началось повальное сжигание женщин. Охота на ведьм была не борьбой с ересью, а целенаправленной деятельностью по установлению тотального контроля над женщиной. Под маской охватившего Европу безумия скрывались экономические интересы и холодный расчет. Во-первых, требовалось вывести женщин из общества и устранить их как опасных конкуренток для мужчин-ремесленников и купцов. По одному только доносу у женщин сначала отбирали состояние, а затем выгоняли из страны или уничтожали. Во-вторых, дворянские и церковные землевладельцы испытывали острую нужду в дешевой рабочей силе. Чтобы обеспечить требуемый прирост населения, необходимо было лишить женщину возможности контролировать свою репродуктивную функцию, превратить ее в смиренного поставщика детей, неспособного противостоять своей биологии и своему мужу. Так, один из просветителей и государственных деятелей раннего Нового времени Жан Боден (1530-1596) утверждал, что недостаток рабочей силы является результатом широкого применения мероприятий по контролю рождаемости. Боден считает, что для благополучия государства все средства хороши. По его мнению, в деле преследования ведьм можно было вообще отказаться от правового ведения процесса. Заботясь о благе государства, Жан Боден собственноручно выносил приговоры ведьмам. При этом он беспощадно мучил подозреваемых в колдовстве, даже детей, заявляя: "Ведьма, которая умирает в костре всего только за 30 минут, еще хорошо отделывается".
Таким образом, основной задачей процессов против ведьм было искорененение знания о контрацепции посредством уничтожения всех его носительниц. "Молот ведьм" так описывает "колдовство", в котором обвиняли ведьм и ведуний: "они могут предотвратить зачатие в утробе матери и кроме этого: изменяют сердца людей... задерживают роды и способствуют преждевременным родам".
Поставить женщину на колени через страх перед уничтожением, через унижение, через чувство вины за свою женскую природу - вот задача, которую решали "отцы церкви", утверждавшие, что "женщина, если она вообще способна мыслить, думает только о зле". В этих словах заключено запрещение всякой самостоятельности и равноправия женщин. Они должны были быть поставлены под полный контроль, как принципиально злые существа, живущие инстинктом и в сговоре с дьяволом. Такой выдающийся противник ведьмовских процессов, как фон Шпее, позже будет защищать женщин от упреков в зле, ссылаясь на их слабость! Но тоже лишь для того, чтобы прийти к тому же выводу: женщины должны подвергаться контролю, и если бы в них не было нужды для продолжения рода, можно было бы предложить их истребить совсем.
Потребовалось несколько столетий истребления мудрых женщин, сведущих в медицине и искусстве врачевания, чтобы в ходе этой репрессивной селекции добиться полного изменения женщины. После тушения последних костров в 18-м веке, многообразие форм общественной жизни женщины сузилось до одной-единственной задачи - быть "хранительницей домашнего очага", производящей в год по ребенку. Самостоятельность женщин, их самосознание, их сексуальные потребности стали считаться аномалией, явлением непорядочным.


                        Женщина плюс...