|
- Половое просвещение
школьников
|
|
Стремление Министерства
образования ввести программы полового просвещения школьников вызвало острую
полемику в прессе. «...стоило только Министерству образования начать
думать в этом направлении... как это дело стало предметом грязных политических
игр. Недостатки исследовательского проекта и еще больше сама идея полового
воспитания были использованы для раздувания политического скандала: якобы
западные спецслужбы и фармацевтические фирмы пытаются с помощью контрацепции
и сексуального просвещения не просто развратить, но физически уничтожить
русский народ. В этой абсурдной клеветнической кампании, где Российская
ассоциация планирования семьи, которой страна обязана снижением числа абортов,
именуется «сатанинским учреждением», активно участвуют деятели Русской
православной церкви и коммунистическое крыло Госдумы.»
(Игорь Кон, «Известия» от
30 декабря 1997 года).
«-В нашу школу прислали новые программы полового
воспитания - там такой ужас! - голос в телефонной трубке дрожал. - Я не
могу участвовать в растлении детей, я человек верующий. Учительница из
подмосковного Болшева оказалась не единственной, кого шокировали проекты
программ, разосланных по регионам Министерством образования с грифом «Рекомендовано
для учебной и внеклассной работы». Не исправило впечатление и присланное
следом разъясняющее письмо о том, что программы подлежат изучению и обсуждению,
но никак не срочному использованию в учебном плане. Но события уже начали
развиваться стремительно. Одна за другой в маленьких, но голосистых изданиях
появляются статьи, которые сделали бы честь временам «врагов народа». В
них в одну кучу свалены упомянутые программы, аналогичная работа по экспериментальной
программе, финансируемая Демократическим фондом ООН и ЮНЕСКО, деятельность
российской ассоциации «Планирование семьи» - словом, все малые пока попытки
просвещения молодых душ в такой тонкой материи, как взаимоотношение полов...
Почерк был на удивление знаком.»
(Татьяна Батенева, «Известия»).
|
Программы полового просвещения школьников подвергаются критике не только
со стороны «пролайферов» (фанатиков из православного медико-просветительского
центра «Жизнь»), священников и народных патриотов, но и со стороны феминисток.
Правда в совершенно другом направлении. Так, в редакцию «Женщины Плюс...»
пришло письмо от одной из наших читательниц с критикой подхода разработчиков
программ полового просвещения, а также с предложениями по расширению их
содержания. Приводим сокращенный вариант этого письма и надеемся, что конструктивная
дискуссия по этому, чрезвычайно важному, на наш взгляд, вопросу будет продолжена.
ИМЕЮ МНЕНИЕ
Н.Федосеева
Полемика по поводу программ полового просвещения
школьников (ОГ, № 25, 50) напомнила мне фразу одного знакомого о представителях
власти в России: «Не потому, что не хотят. Не могут». Цель у авторов
программ полового просвещения была благая - дать детям научные, не «уличные»
знания о сексе. И они добросовестно изложили школьникам науку о сексе -
сексологию. Однако результат получился странным: человек предстал в виде
животного, к тому же более глупого, чем остальные виды - им-то не надо
объяснять «фазы копулятивного поведения».
Критики полового просвещения считают, что вводя этот предмет, Россия
копирует опыт Запада. Однако, в действительности дело обстоит прямо противоположным
образом. Если судить по российским программам, то половое просвещение -
это естественнонаучный предмет, а вот по западным - скорее гуманитарный;
который можно было бы назвать «этикой сексуального поведения». Это различие
вызвано гораздо более серьезными причинами, чем несовпадение трактовок
нового предмета учеными - разработчиками: отставанием развития российского
гуманитарного знания от западного, патриархатным характером культуры, незрелостью
правового сознания и гражданских институтов в России.
На западное общество и систему образования мощное влияние оказали феминистское
движение и гендерные исследования. Многие из провозглашенных феминистками
принципов вошли в современную западную культуру в качестве нравственной
нормы, необходимого условия для нормальных отношений между полами, наряду
с другими гуманитарными ценностями легли в основу программ полового воспитания.
Современные западные сексологи считают, что часто причины аномалий,
имеющих, на первый взгляд, физиологическую природу, кроются в этико - психологической
сфере: в отсутствии у партнеров доверия, взаимопонимания и уважения друг
к другу. Поэтому целью полового просвещения на Западе стало не только и
не столько предоставление школьникам естественнонаучной «информации к размышлению»,
как в российских программах, но главным образом воспитание осознанного,
ответственного, не дискриминационного сексуального поведения. Российским
подросткам также нужна цивилизованная программа, которую лучше было бы
назвать не столько «сексуальным просвещением», сколько «сексуальной культурой».
При этом теоретико-методологической базой программы должна стать социо-культурная
теория отношения полов и, следовательно, в ее создании должны активно участвовать
специалисты в области гендерных исследований.
В программу следует включить, по крайней мере, следующие вопросы и проблемы:
Понятие сексуально-репродуктивной сферы.
Биологическое различие социально-репродуктивных функций полов и
его закрепление в культуре - отчуждение мужчин от последствий сексуальной
жизни - беременности, родов, уходом за детьми. Связь разрушения института
отцовства и аномалиями мужского поведения: алкоголизмом, преступностью,
наркоманией и т.д.
Сексуальное поведение. Стереотипы
«мужественности» и «женственности», их жесткое разделение в патриархатно-авторитарной
культуре и закрепление за людьми на основе биологических признаков. Дихотомичный
характер социализации мальчиков и девочек и его последствия: мужская агрессивность,
индивидуализм и авторитаризм; женская неуверенность в себе, отсутствие
ощущения самоценности, неспособность отстаивать свои права и противостоять
насилию. Двойной контроль женского сексуального поведения: культурное нормирование
и ведущая роль мужчины. Проблема свободы выбора сексуального поведения
в патриархатно-авторитарном обществе.
Планирование начала сексуальной жизни.
а) Культурные, психологические и физиологические условия, необходимые
и достаточные для начала сексуальной жизни. Возможные последствия ранней
половой жизни и их предупреждение. Должна ли физическая близость наступать
сразу вслед за духовной?
б) Маскулинная модель сближения (стремительность) и феминная (постепенность).
Что такое любовь - стремление к близости «любой ценой» или забота друг
о друге, уважение планов и интересов другого, вплоть до ее/его несогласия
на ранний секс? Проблема равного права партнеров на выбор модели сближения
(когда? как?) и сексуального поведения вообще. Обсуждение конфликта позиций
и совместное планирование начала сексуальных отношений.
в) Проблема и обсуждение скрытых интерпретаций. Означает ли согласие
девушки пойти вместе на дискотеку, в ресторан, прийти в гости, когда нет
родителей, переночевать, что она согласна на половой акт?
г) Побочные факторы, способствующие началу половой жизни: влияние алкоголя,
наркотиков, порнографии; стремление к самоутверждению; любопытство и т.д.
Определение сексуального насилия, его виды.
а) Методы принуждения к сексуальным отношениям: физические, экономические,
психологические. Развратные действия со стороны взрослых, в том числе,
родственников. Сексуальные домогательства со стороны сверстников. Принуждение
к сексу и изнасилование на свидании.
б) Личность и поведение потенциального насильника. Опасные ситуации,
признаки, говорящие о возможности домогательств и изнасилования. Как избежать,
остановить сексуальное насилие, оказать физическое и психологическое сопротивление.
в) Что делать, если оно произошло: меры защиты от физиологических и
психологических последствий. Нужно ли обращаться вы милицию: проблема вторичной
психологической травмы и доведения до самоубийства в ходе следствия.
г) Социокультурные причины сексуального насилия: стереотип «мужественности»,
двойной стандарт в оценке сексуального поведения полов. Предупреждение
насилия: развитие у мальчиков чувств сопереживания, самоконтроля, заботы,
ответственности за сексуальное поведение.
Факторы полноценной сексуальной жизни:
уважение друг друга, взаимопонимание, умение обсуждать сексуальные
проблемы.
Осознанное родительство.
а) Физиологические, экономические, психологические, культурные условия,
необходимые для рождения и воспитания ребенка.
б) Что такое роды для ребенка, матери, отца. Родовые травмы и их последствия.
Как помочь ребенку максимально мягко появиться на свет: роль матери и отца
в традиционных и домашних родах.
в) Материнство и отцовство. Сближение ролей матери и отца и смягчение
патриархатных стереотипов в западной культуре. Предоставление отпуска по
уходу за ребенком любому из родителей в России.
Проблемы культуры:
а) Сведение роли женщины в порнографии к объекту «сексуального потребления»
и извращение мужской сексуальности (склонность к садизму, насилию).
б) Символическое сексуальное насилие: мат как извращенный способ самоутверждения.
в) Культурные «механизмы» контроля женского сексуального поведения:
предписывание ведущей роли мужчине, «презумпция виновности» женщины, установка
на самоотречение. Контроль женской сексуальности - компенсация мужской
безответственности. Двойной стандарт как фактор дисгармонизации сексуальных
отношений.
Культура партнерства, ее ценности и принципы:
ненасилие, равное право выбора сексуального поведения и равная ответственность
за него, взаимопонимание, доверие, сближение моделей поведения полов.
Изучение культуры сексуального поведения лучше начинать в подростковом
возрасте, а такие темы, как «роды», «материнство и отцовство», предполагают
уровень самосознания учащихся выпускного класса. Однако сформировать у
ребенка ощущение своего тела как личного, неприкосновенного (без его разрешения)
пространства и научить замечать в поведении других людей признаки опасности
нужно уже в младших классах школы.
Следующий вопрос: кто сможет осуществлять эту программу? Даже если
уже в этом году в университетах откроются факультеты, изучающие гендерные
отношения, их первые выпускники появятся в школах лет через 10 (и это оптимистичный
прогноз). Поэтому решение проблемы формирования сексуальной культуры подрастающего
поколения сегодня видится в одном - в изменении позиции средств массовой
информации, приобретающих ведущую роль в процессе воспитания. Именно это
направление работы, на мой взгляд, должно стать главным для российского
женского движения.