Женщина плюс...

    Клуб
    Раисы Максимовны

    Юлия Качалова

В недалеком прошлом, которое ассоциируется с пустыми прилавками, холодной войной и "изъявлением верности" делу Ленина, единственным доступным человеку способом соединения общественной и частной жизни был так называемый «дружеский круг». «Дружеский круг» представлял собой особый, родившийся в условиях репрессий и подавления личности тип самоорганизации людей в неформальные общественные группы. Роль, которую «дружеский круг» играл в жизни советского человека, была чрезвычайно широка.
Во-первых, он служил источником «связей», ценность которых не уступала ценности свободно конвертируемой валюты. Во-вторых, «дружеский круг» в некотором смысле брал на себя функции социальной защиты. В-третьих, именно внутри этого круга единомышленников формировались политические убеждения граждан, весьма отличные от тех, которые декларировались на официальных собраниях. Ну и, разумеется, наиболее явный аспект роли «дружеского круга» - это возможность искреннего общения, совместного проведения досуга.
За последние десять лет наша жизнь радикально переменилась. Деньги, на которые еще вчера было нечего купить, сделались единственным дефицитом. Проблема имущественной дифференциации некогда однородного общества обострилась до крайности. Государство стало требовать от граждан не «изъявления верности», а уплаты налогов. В школе изучают закон божий. Политические анекдоты свободно рассказывают по телевизору, а количество партий грозит в скором времени сравняться с численностью взрослого населения страны. «Дружеский круг» не перенес этих перемен. Погоня за деньгами, пришедшими на смену ценностям социализма, и резкое имущественное расслоение, во многих случаях привели к распаду прежних дружеских уз. Отдельными аспектами той целостной задачи, которую прежде решал «дружеский круг», занялись общественные и корпоративные объединения, социальные движения, благотворительные фонды и группы самопомощи. А в последнее время наблюдается неуклонный рост популярности организаций клубного типа, свидетельствующий о том, что потребность в формировании новых дружеских связей между людьми, обладающими определенным сходством представлений, ценностей, образа жизни, выдвигается на одно из ведущих мест. Как правило, люди объединяются в клуб, чтобы решить проблему общения и досуга. Однако их цели могут не ограничиваться лишь этим Клуб Раисы Максимовны Горбачевой существует менее года. Идея развивать собственные социально-значимые проекты, не связанные с общественной деятельностью мужа, родилась у супруги бывшего президента СССР под давлением множества писем, звонков, обращений. В каждом из них звучал один и тот же вопрос: «Почему Вы, будучи женщиной, которой удалось сломать существовавший в нашей стране долгие годы стереотип поведения супруги «первого лица государства» и добиться признания собственной общественной роли, сегодня не используете этот потенциал?».
Претворить идею в жизнь помог один голландский бизнесмен и общественный деятель, уделявший большое внимание благотворительности. Он тоже спросил Раису Максимовну: «Почему Вы, прекрасно понимая сложности сегодняшнего положения женщины в России, не предпринимаете самостоятельных усилий по его улучшению, независимо от деятельности Вашего мужа?». Он выделил небольшую сумму денег, которая помогла облечь идею в конкретную форму Клуба Раисы Максимовны.
В настоящее время в члены Клуба входит 18 человек: 16 женщин и 2-е мужчин. Раиса Максимовна Горбачева - президент Клуба, а ее дочь - Ирина Михайловна Вирганская - вице-президент и главный организатор всех клубных мероприятий. Что же объединяет женщин, входящих в Клуб Раисы Максимовны? Ирина Вирганская отмечает три, наиболее важных, по ее мнению момента. «Прежде всего, все члены Клуба являются людьми, состоявшимися и в личностном и в социальном, и в профессиональном планах, имеющими собственное имя и положение в обществе. Во-вторых, - это люди, лояльно настроенные по отношению к нашей семье. Мы не собирались создавать массовое политическое движение, а потому приглашали лишь тех, с кем нам приятно общаться. Наконец, все члены нашего Клуба обладают активной жизненной позицией».
Вероятно, именно активная жизненная позиция членов Клуба обусловила тот факт, что во время обсуждения своей миссии они единодушно решили: просто радости общения недостаточно. Да и само имя Раисы Максимовны, которое по-прежнему ассоциируется с образом «первой леди» государства, налагает определенную ответственность, не позволяет ограничить работу Клуба одним лишь приятным времяпрепровождением.
«Клуб Раисы Максимовны, - рассказывает Ирина Вирганская, - объединяет представителей интеллигенции, общественных деятелей, потому-то мы и выбрали те формы работы, которые нам интересны и помогают решать задачи большой общественной значимости. Сегодня существует множество острых проблем, требующих неотложного внимания. Поставить проблему, вызвать общественную дискуссию и общественный резонанс, обеспечить поддержку практическим проектам - вот те задачи, за которые взялся наш Клуб». Первая общественная дискуссия, организованная Клубом 30 октября 1997, называлась «Современная Россия: взгляд женщины». В ней участвовали представительницы самых различных социальных групп и общественных организаций, а потому и спектр поднятых проблем был чрезвычайно широк. Ирина Михайловна довольно критично оценивает этот первый опыт Клуба: «Мы хотели во-первых, инициировать общественное обсуждение, а во-вторых, заявить о существовании Клуба. Прессы пришло очень много и со второй задачей мы справились успешно. Что же касается общественной дискуссии, то она, на мой взгляд, была недостаточно организована. Видимо, наш главный просчет заключался в том, что мы свели вместе людей, озабоченных слишком разными проблемами (Комитет солдатских матерей, объединения женщин-художниц, женщин-предпринимательниц и так далее). В результате каждая из приглашенных групп говорила, главным образом, о своих специфических проблемах, но мало прислушивалась к тому, что рассказывают другие».
К организации второй встречи, постановке проблемы и отбору участников обсуждения члены Клуба подошли более тщательно. В центр общественной дискуссии, называвшейся «Наши дети: образ будущего и практика воспитания», была вынесена проблема воспитания детей, имеющая множество самых различных срезов. Как сказала Раиса Максимовна Горбачева на открытии встречи, эта тема была выбрана Клубом отнюдь не случайно: «Проблем в нынешней России - великое множество, и все они остры и болезненны. Но в каком бы положении ни находилось общество, оно не может не думать о будущем, которое воплощается в его детях». То, что в обсуждении принимали участие и ученые, и педагоги, и журналисты, и руководители некоммерческих организаций, и общественные деятели, и представители власти, позволило рассмотреть проблему воспитания подрастающего поколения под разными углами.
ГОСУДАРСТВО

Лилия Шевцова, политолог: «...мы не видим заинтересованности госудаpства в pешении этой пpоблемы. Вы помните "семь дел", котоpые пpовозгласили молодые pефоpматоpы в 1997 году? Вы помните "двенадцать дел", котоpые вновь пpовозгласило наше пpавительство? Есть ли сpеди них пpоблемы молодежи, пpоблемы детей? Нам и не вспомнить. Это можно объяснить, конечно, объективными пpичинами: госудаpство слабое, новое общество находится в стадии становления, а пpоблемы накапливаются... Есть два пути. Пеpвый - выходить на госудаpство, заставлять пpислушаться к себе. Втоpой - инициатива гpаждан, поиск заинтеpесованных людей. Есть же инициатива, люди и сpедства и помимо госудаpства».

ШКОЛА

Шалва Амонашвили, почетный академик РАО, автор "Антологии гуманной педагогики": «Лицо школы - учитель. Поэтому всякая реформа в образовании потерпит крах, разрушится на полпути, если не начнется обновление учителя. Передо мной вырисовываются два типа учителя. Первый хаpактеpизуется авторитарным, второй - гуманным педагогическим мышлением... Мне приходилось встречаться со многими учителями в разных городах России. Я вижу, насколько российское учительство тянется ко всему новому. Но подготовка кадров в вузах далека от совершенства. Мы до сих поp pаботаем по стаpым планам и получаем учителя пpежнего, авторитарного склада».

РОДИТЕЛИ

Марина Арутюнян, психолог: «В данном контексте pедко говоpят о ситуации, в которой оказались pодители. Это очень болезненная тема. Родители находятся под множественным давлением со всех сторон. На них опирается старшее поколение, на них опираются подрастающие дети. Наши исследования подтверждают: пpедставителям сpеднего возpаста свойственна неуверенность в собственных возможностях оказать детям помощь в становлении - профессиональном, нравственном, образовательном, каком угодно. И эта родительская тревога, мне кажется, совсем не последний фактор тех отpицательных феноменов, которые мы ежедневно наблюдаем».

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Сергей Соколов, учитель и журналист ("Новая газета"): «Нашим детям не хватает элементарных эталонов поведения, тех самых стереотипов, на которые они могут ориентироваться. Раньше кто формировал эти стереотипы поведения? Школа. Сейчас, при всем моем уважении к учителям, этого не происходит в силу того, что учитель - не авторитет. Семья также таким авторитетом не является. Потому что неуверенность взрослого человека передается детям, начинающим воспринимать взрослых как свеpстников, которых можно даже поучать... Но кто же тогда воспитывает наших детей, предлагает им новые стереотипы и новые мифологемы? Только масс-культура, котоpая может быть со знаком "минус", может - со знаком "плюс". Здесь как раз пpоявляется главенствующая роль, которую начинают приобретать средства массовой информации как средства воспитания. А что сейчас характерно для журналов и газет? Прежде всего меркантильное сознание... Кроме того, мы наблюдаем кpайнюю агрессивность изданий и телепрограмм, проявляющуюся в выборе, в выступлениях телеведущих: одна только их интонация может ввести ребенка в состояние депрессии. Долго велись споры: агрессия на экране снимает внутренние комплексы или не снимает? В здоровом обществе, может быть, и снимает, в нашем же - наоборот, провоцирует».

МОДЕЛИ ВОСПИТАНИЯ

Ольга Здравомыслова, социолог: «Чего мы ждем от наших детей? Мы ждем от них того, чего сами не умеем. Мы хотим, чтобы наши дети обpели способность достигать индивидуального успеха. Перед предыдущими поколениями советских людей задача достижения индивидуального успеха никогда не ставилась. ...нашим детям приходится ориентироваться на американскую модель достижения успеха, потому что российской модели нет. Но для "американской" модели успеха в нынешней российской культуре не разработаны этические основания, и это очень серьезно... Один из мифов эпохи перемен и революций состоит в том, что между поколениями возникает глубокий разрыв. В наших исследованиях мы этого не фиксируем. У детей нет другого образца, кpоме pодительского, но перед детьми стоит принципиально иная жизненная задача... Здесь много говорилось о том, что разрушены ценности, нормы, что необходимо создать "армию спасения детей". Мне кажется, что мы все пытаемся таким образом понять, можно ли в нашем обществе, опираясь на русскую культуру (а не просто взяв готовую модель - американскую или западноевропейскую), быть одновременно и успешными, и нравственными».

Приведенные выше цитаты из выступлений нескольких участников обсуждения лишь очень приблизительно показывают многообразие подходов к проблеме воспитания, которые были высказаны в ходе дискуссии. В целом же, одна из важнейших задач встречи заключалась в том, чтобы свести педагогов-теоретиков и людей, занимающихся практической работой по воспитанию подрастающего поколения, помочь им достичь лучшего взаимопонимания, «навести мосты» между теорией и практикой. «Перечисляя сильные моменты и слабости этого мероприятия, - говорит Ирина Вирганская, - следует отметить, что нам в целом удалось обозначить круг проблем, связанных с воспитанием детей в современной России, завязать публичную дискуссию и вызвать общественный резонанс. Однако, в ходе самой дискуссии с совершенной очевидностью проявилась пропасть между теоретиками и людьми, ведущими живую, практическую работу. Первые рассматривают стоящие перед практиками задачи как слишком мелкие, ну а вторые обвиняют теоретиков в том, что они бесконечно далеки от действительности. В конце концов мы почувствовали, что проблему разрыва между теорией и практикой надо решать не словами, а какими-то другими средствами».
Члены Клуба решили, что они отберут наиболее интересные из представленных во время обсуждения практических проектов и попробуют найти для них поддержку. Таким образом, за общественной дискуссией последовало еще одно, совсем небольшое, мероприятие, на которое пригласили представителей трех организаций, чьи проекты были отобраны членами Клуба как самые лучшие, несколько почетных гостей и заранее найденных спонсоров. По мнению участников, это мероприятие, осуществленное совместно с «Общей газетой», прошло наиболее успешно, а его конкретный практический выход продемонстрировал перспективность такой формы работы. Елена Тополева, одна из членов Клуба, так говорит об этом: «Характерное отличие Клуба Раисы Максимовны от большинства подобных образований заключается в том, что здесь не ограничиваются лишь обсуждением проблем, но находят интересные некоммерческие проекты и стараются их поддержать. Эта поддержка не обязательно выражается в денежной форме - как показывает опыт, зачастую для успешного начала бывает достаточно просто общественной огласки».
Теперь на повестке дня Клуба стоит проблема детской беспризорности. «На следующем мероприятии мы попытаемся проанализировать истоки проблемы детской беспризорности и те причины, по которым она сегодня приобрела столь пугающие масштабы, - говорит Ирина Вирганская. - В ходе обсуждения вновь будут представлены практические проекты, а затем мы планируем провести большую благотворительную акцию. Нам часто задают вопрос, - продолжает Ирина, - почему Клуб не концентрируется на какой-то одной теме. Возможно, если бы члены Клуба были представителями одной профессии или имели общую сферу деятельности, то мы в действительности занимались бы решением одной конкретной проблемы. Но дело в том, что мы все - люди очень разные, и связывает нас не профессиональный интерес, а глубокая убежденность в том, что гражданское общество немыслимо без общественных инициатив. Ни в одной стране мира (а уж тем более - в нашей) государство не в состоянии охватить весь круг проблем. Вакуум должен быть заполнен, а кто способен это сделать? Некоммерческие организации, частные инициативы! Именно на помощь общественным инициативам, которые берутся за решение различных задач, обладающих социальной значимостью, и нацелена деятельность нашего Клуба».

От всей души желаем Клубу Раисы Максимовны успехов на этом поприще!


                        Женщина плюс...