|
- Долог путь к "Евангелию
- от Василисы"
|
|
Ларису Васильеву знают многие. Она - известная российская поэтесса,
автор бестселлеров "Кремлевские жены", и "Дети Кремля",
чудесных юмористических, романтических саркастически-философских рассказов
об Англии "Альбион и тайна времени" и многого другого. Ее книги
читают не только в нашей стране, но и по всему миру.Она возглавляет лигу
писательниц и информационное содружество "Атлантида".
Наш разговор с Ларисой Васильевой - о самом главном; о том, что
действительно волнует ее как человека, как художника и, конечно, о творчестве...
|
|
Л.В.: Меня всегда волновала идея гармонии мужского и
женского начал. Вернее дисгармония. Я пыталась понять, почему наш мир такой
жестокий и дисгармоничный. Почему в этом мире мужчина хозяин, а женщина
- на вторых ролях. Почему так случилось? ...и я нашла одну ошибку в Библии.
В первой главе Библии говорится, что Бог создал на шестой день человека:
мужчину и женщину по образу и подобию своему. И заповедал человеку - мужчине
и женщине - владеть этим миром совместно. Значит, у женщины и мужчины должна
быть совместная равновеликая, хотя и разная функция владения миром. А во
второй главе после каких-то маловразумительных текстов идет явно более
поздняя вставка. Увидел Бог, что скучно человеку одному, и сотворил из
ребра мужчины жену - помощницу. Очевидно, что версия о сотворении человека
из второй главы - это уже сочинение патриархального мира, попытка приспособить
женщину к новому существованию. Произошло это очень давно и виноватых найти
невозможно. Сейчас надо разбираться, что можно сделать, чтобы исправить
эту ошибку, способную привести наш мир к трагическому концу.
Все мужские идеи в конце XX века себя исчерпали. Они всегда ведут к
одному и тому же - войне, противостоянию. А в результате: пьяные победители,
мертвые побежденные, плачущие вдовы и сироты. И инвалиды, которые уже не
мужчины...
Задача женщины - привнести в общество душевность. В отличие от духа,
который восходит к мысли, душа - это женское начало. Меня однажды пригласили
в движение, лозунг которого был: "Женская духовность спасет мир!".
Это неверный идейный посыл, он звучит как "Пролетарии всех стран соединяйтесь!".
Женская душевность спасет мир! Женщина должна прийти к власти с невластной
идеей. В свое время я говорила, что должен быть женский парламент, хотя,
может быть, это неточное слово.
В: Который бы действовал наравне с обычным парламентом?
Л.В.: Да, только у женского парламента должны быть другие
функции: помогать в экономике, следить за этикой и экологией. И должно
быть право запрещать войну...
Женщине присущи генетически четыре дарования: этическое, экологическое,
экономическое, этническое. Она весьма успешно реализует эти дарования в
собственной семье: управляет этикой семьи; регулирует проблемы экологии
в семье, приучая всех ее членов к порядку и чистоте в доме; выбирается
из любой трудной экономической ситуации; наконец, когда женщина любит,
то не смотрит в паспорт, а рожает детей, смешивая самые разные крови. Однако
на общественном уровне женщина пока совершенно не используют эти свои дарования,
а она должна иметь эту возможность. Только совместное сосуществование женского
и мужского начал на общественном уровне - единственный, на мой взгляд,
шанс выжить человечеству.
Еще до распада Советского Союза, Лариса Васильева предложила создать
федерацию женщин-писательниц. Толчком к этому послужило вроде бы незначительное
событие: на очередном пленуме советских писателей под дружный хохот зала
из редакционного совета были вычеркнуты все женщины. Женщин в мужские круги
не допускали. Хотя некоторым писательницам казалось, что, достигнув определнного
уровня в литературе, они имеют все шансы туда попасть. Но, как считает
Лариса Васильева, на самом деле ничего подобного нет и не было. "Высоты
мужской литературы изначально значительно выше женских высот. Потому что
у нас история мужского общества и мужской литературы".
В: Всегда в центре внимания историков те события, где главное
действующее лицо мужчина, а не женщина, где мужчина наиболее успешен. Получается,
что женщина не действует в истории, не является ее субъектом. У нас нет
женской истории и, может быть, поэтому женщине не удается достичь в литературе
тех высот, которых достигли мужчины?
Л.В.: Конечно. А какие высоты вы можете назвать? Ахматову
и Цветаеву? Великие женщины. А скажи Ахматов и Цветаев - сразу снижается
уровень. В женской литературе даже столпы, даже великие женщины не подымаются
до высот мужчин.
Но и мужчины, даже самые великие, ничего не понимают в женщинах. Абсолютно.
Попробуйте, скажем, прочитать "Анну Каренину", не просто следя
за интересным сюжетом и философской мыслью Толстого, а с точки зрения женщины.
И вы увидите, что великий психолог Лев Николаевич ничего в Анне Карениной
не понял.
Вот самый маленький пример. Анна приезжает из Москвы в Петербург. Ее
встречает муж, а у нее уже вся душа во Вронском. Анна вдруг замечает, какие
у мужа некрасивые, оттопыренные уши. Женщина никогда в таком состоянии
не заметит этого! Только мужчина, разлюбивший женщину, сразу увидит ее
недостаток, который, может быть, раньше ему и нравился. А женщина в такой
момент может быть поглощена единственной мыслью: сказать - не сказать.
Она преступница, она негодяйка... Но она любит! Женщина живет чувствами.
Она совсем по-другому и чувствует, и думает, и понимает...
В: Над чем Вы работаете сейчас?
Л.В.: Сейчас я заканчиваю книгу "Женщина на русском
троне". Это попытка посмотреть на историю России, начиная с княгини
Ольги, с точки зрения женщины.
В: Женщинам, попадавшим на вершину власти, приходилось выполнять
скорее мужские функции.
Л.В.: Княгиня Ольга замечательно выполнила сначала мужскую
функцию, отомстив убийцам своего мужа, а потом женскую. Возвращаясь в Киев
с войском после того, как пожгла древлян, княгиня Ольга разделила дружину
на две части: одной дружине дала маленького сына, в другой осталась сама.
Обе эти части пошли определять границы русских владений. Княгиня Ольга,
будучи регентшей и стараясь для сына, собирала государство и выполняла
чисто женскую функцию: собрать и сберечь. В моей книге много других известных
и малоизвестных женщин. Все они тоже творили нашу историю... Я начала писать
эту книгу еще в 80-е годы, но мой мудрый муж как-то сказал: "Пока
ты тут пишешь про княгинь, может обратно вернуться цензура. К тому же,
умирают кремлевские жены. Спеши". И я отбросила "Женщин на русском
троне" и побежала с микрофоном по остаткам кремлевских семей... Так
и получилось, что сначала были написаны "Кремлевские жены", потом
"Дети Кремля", а затем вот вклинилась "Душа Москвы"...
В: Почему Вы решили написать эту книгу?
Л.В.: В принципе идея пришла очень смешным путем: на
одной презентации Юрий Михайлович Лужков спросил меня: "Какой книги
о Москве еще нет?". Я ответила: "В душу Москвы никто не заглядывал".
Вот так и зародилась идея книги "Душа Москвы". Целый год, дни
и ночи напролет я работала над этой книгой. Душа Москвы пришла в мою квартиру
и творила со мной странные вещи. Представляете, что-то посреди ночи вдруг
толкает, ведет к книжной полке, вкладывает в руки нужный материал... В
общем, было полное ощущение, что это душа Москвы мной управляет...
Книга получилась большая - 850 страниц. Она делится на 4 части: судьба,
любовь, характер, время. Судьба - это история Москвы. Любовь - то, что
наполнило город: поэты, писатели, художники... Характер - это характер
московский, очень непростой. А время - встреча всех времен на этой странной
земле. Москва - город мятежный, страшный и великий. И завоевывали ее много
раз, и дотла сжигали, а она вот не погибла...
В: Москва стала как бы опальной столицей, городом для опальных,
после того как Петр перенес столицу в Петербург.
Л.В.: Петр "...ушел из Москвы. С ней случилась беда,
в определенном смысле не сравнимая даже с нашествием, от них с разной долей
успеха город всегда отбивался. А тут не враги вошли, свои вышли. Можно
сказать, вся страна вышла из повиновения Москвы. И Москва потеряла себя.
И все без видимых причин. Только потому, что один заполошный Петька съездил
в Европу и, отмывшись ее духовитыми мылами, захотел, чтобы здесь было как
там. Москва могла на него ворчать, могла бунтовать или тихо готовить переворот,
вспоминая опыт смутного времени, она не могла одного: оставаться спокойной
перед лицом такого оскорбления. Но сила Москвы на сей раз оказалась именно
в ее величавом спокойствии, равнодушии к перемене в судьбе, независтливом
отношении к Петербургу".
Москва сделала все, чтобы стать культурной столицей. И в сущности она
так или иначе ею оставалась. Неслучайно Ленин вернул столицу в Москву...
В: "Душа Москвы" выбивается из Вашей серии книг о женщинах...
Л.В.: В цикл о женщинах я планирую включить еще одну книгу.
Материал на нее у меня уже есть. Книга будет называться "Жена и муза".
Она посвящена двум ипостасям женщины, которые в жизни, как правило, не
соединяются. Муза есть муза - Беатриче... А жена - это женщина, которая
стирает белье, готовит и рожает детей. И еще я не сказала о моей главной
книге. Она - о прошлом, настоящем и будущем женщины и мужчины во взаимодействии.
Называется - "Евангелие от Василисы".
"Евангелие от Василисы" не должно быть списано с мужских евангелий,
необходимо найти свою собственную форму. Форма определяет все. Она - как
вспышка, которая освещает книгу от начала до конца. Например, мой роман
"Сказки о любви" долгое время существовал в виде отдельных рассказов.
Речь в рассказах шла о разных временах и разных людях, которых никак не
удавалось увязать друг с другом. Помню, я ехала в метро, и неожиданно между
Маяковской и Белорусской поезд остановился. Свет в вагоне погас, люди начали
нервничать. И в эту минуту меня озарило - словно вспышка в голове! Вот
каким образом могут быть связаны мои герои - как случайные попутчики в
одном вагоне метро! Так я нашла форму для своего романа. Уверена, что также
неожиданно ко мне придет форма и для "Евангелия от Василисы".
Беседу вела Елена Черномазова