Женщина плюс...

Лучше не разрушать то, что не восстановишь

СОДЕРЖАНИЕ

НА 1 СТРАНИЦУ

Н.П. Тарасова со своими сотрудниками

Наталия Павловна Тарасова, доктор химических наук, профессор, заведующая кафедрой проблем устойчивого развития Российского химико-технологического Университета им. Д.И. Менделеева, член-корреспондент Российской Академии наук. Кафедра была создана сравнительно недавно, после конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро 1992 год), когда впервые официально прозвучало, что проблема окружающей среды станет определяющей в развитии человечества в следующем тысячелетии. Наталия Павловна занимается проблемами устойчивого развития.

Наш мир - это единая живая система. Экологические бедствия и катастрофы, вызванные деятельностью человека, сколь бы локальными они казались, сказываются на состоянии всей окружающей среды. К числу таких проблем относится и ухудшение состояния озонового слоя Земли.

В: Чем грозит человечеству образование озоновых дыр?

Н.Т.: Озоновый слой - это область атмосферы, где содержание озона на порядки выше, чем в остальной ее части. При общей высоте атмосферы в 500 км, озоновый слой располагается на высоте 15-20 км от поверхности. Он поглощает жесткий ультрафиолет, защищая тем самым все живое на Земле. Но человек изменил некоторые природные процессы, и началось разрушение озонового слоя, что сегодня представляет угрозу для человечества.
Озоновой дырой считается область, в которой концентрация озона снижена на 10-15%. Опасность появления озоновых дыр заключается в том, что жесткий ультрафиолет проходит к поверхности Земли и губительно воздействует на человека, растения, животных. У человека он вызывает рак кожи, катаракту. Впервые всплеск заболеваний, вызванных действием жесткого ультрафиолета, наблюдали у белых австралийцев в середине 80-х годов. В отличие от аборигенов Австралии, постоянно живших в условиях сравнительно высокого уровня ультрафиолетового излучения, некоренные жители за два с лишним века не адаптировались к значительным колебаниям уровня ультрафиолета.
Появление озоновых дыр приводит к снижению урожайности у растений. Например, при уменьшении концентрации озона на 1% урожайность ячменя, кукурузы, огурцов, бобовых культур снижается на 2%. Под действием жесткого ультрафиолета у растений прекращается рост и начинается синтез специфических соединений, блокирующих воздействие ультрафиолета. Это защитная реакция растений, которые старше человека на миллиарды лет. Они появились на Земле в то время, когда озоновый слой еще только формировался, и поэтому смогли адаптироваться к действию жесткого ультрафиолета. Мы же такими способностями не обладаем.
Образование озоновых дыр представляет настолько серьезную угрозу для человека, что в 70-е годы за стенами военных ведомств даже обсуждалась идея создания очень чистого оружия массового поражения, когда над отдельно взятой страной на время разрушается озоновый слой.

В: Каковы причины разрушения озонового слоя?

Н.Т.: Причин две. Первая - химическая - это фреоны, которые попадают в озоновый слой и разрушают его. Вторая - динамическое движение атмосферы. Кстати, парниковый эффект, глобальное изменение климата также могут влиять на состояние озонового слоя.
В 1987 году в Монреале был подписан протокол, в соответствии с которым страны должны по специальному графику заморозить производство фреонов на уровне 92 года, а потом совсем прекратить. Больше 40 стран (все крупные государства, кроме КНР и Индии) подписали это соглашение, в том числе и СССР. Тогда это было единственное, в чем мы согласились с позицией США и европейских государств. До этого мы никогда не декларировали количество производимого нами фреона.
Есть перечень веществ, запрещенных Монреальским протоколом к использованию, потому что мировой научной общественностью доказано, что они разрушают озоновый слой. Страна, подписавшая протокол, не имеет права покупать продукцию, произведенную с использованием этих соединений и не имеет права ее продавать. Все новые вещества, синтезированные за последнее время, исследуют для определения их озоноразрушающего потенциала.

В: Произошло ли какое-нибудь ухудшение в состоянии озонового слоя с 1987 года?

Н.Т.: Конечно. Фреоны начали производить в 45 году. Они были не токсичны, прекрасно работали в качестве охлаждающего агента, быстро сжижались и испарялись. По сравнению с высоко токсичным аммиаком фреоны казались безопасными. Об их коварной способности разрушать озоновый слой тогда ничего не знали. Сегодня мы ощущаем на себе последствия фреоновых выбросов, произведенных в 50-60-е годы. И до сих пор многие страны продолжают выбрасывать фреоны в атмосферу. Деннис Медоуз - крупнейший ученый из Университета штата Нью-Хэмпшир (США) считает, что того количества фреона, которое уже выброшено в атмосферу, достаточно для разрушения озонового слоя на 60-70%. А это равносильно катастрофе. Может быть, существуют какие-то природные механизмы, с помощью которых озоновый слой может восстановиться, но пока мы о них не знаем.

В: Нельзя ли заменить фреоны на что-то более безопасное?

Н.Т.: Несмотря на недостаток средств, сейчас ведутся работы по созданию заменителей фреонов, время жизни которых меньше времени жизни фреонов примерно в 10 раз. Такие заменители фреона смогут разрушаться в тропосфере. Вероятность их попадания и губительного воздействия на озоновый слой гораздо меньше.

В: Каким образом фреоны разрушают озоновый слой?

Н.Т.: Как только они туда попадают, жесткий ультрафиолет разлагает их на свободные радикалы, вступающие в цепные реакции с озоном. Одна частица может провзаимодействовать с десятком тысяч молекул озона, разлагая их на обычный и атомарный кислород.
Кроме фреонов существуют и другие разрушители озонового слоя. Например, оксиды азота. Один из них, долгоживущий оксид диазота ("веселящий газ"), вырабатывают бактерии, участвующие в круговороте азота. К образованию этого оксида азота с большим временем жизни приводит чрезмерное использование удобрений. Помимо разрушения озонового слоя этот оксид азота вносит вклад в возникновение парникового эффекта.
Вообще и теплоэлектростанции, и многие транспортные средства являются источниками образования оксида и диоксида азота, концентрация которых в тропосфере все время возрастает. Время жизни этих оксидов азота небольшое, и они не успевают попасть в озоновый слой. Однако способствуют возникновению парникового эффекта. Кстати, человек ухитряется доставлять эти оксиды азота прямо в озоновый слой ракетами и реактивными самолетами.

В: А парниковый эффект воздействует на озоновый слой?

Н.Т.: В результате парникового эффекта происходит изменение климата и динамики атмосферы. Некоторые наши ученые полагают, что именно поэтому возникают озоновые дыры над территорией центральной Сибири (по широте доходящие до Красноярска).

В. Может ли человек что-то предпринять для восстановления озонового слоя?

Н.Т.: Идеи, как "починить" озоновый слой, существуют. Но все же лучше его не разрушать. Дело в том, что окружающую среду невозможно восстановить, она может это сделать только сама. А наша задача не мешать ей.
В: Вы являетесь членом какой-нибудь экологической организации?
Н.Т.: Нет. Но я много работаю с экологическими организациями. Мы учим экологические организации обращаться к руководителям предприятий, которые могут потенциально загрязнять окружающую среду, и проводить анализ степени риска возможных последствий; советуем, как организовать общественность, что делать, если руководители предприятий не реагируют на их запросы; информируем о существующих законах.
Сейчас мы планируем принять участие в образовательной программе ассоциации "Сибирское соглашение", нацеленной на ознакомление организаций сибирского региона с проблемами устойчивого развития. Вообще в экологических организациях работают очень хорошие люди, большие энтузиасты. Неформальные организации и просто граждане должны реализовать свое право на получение правдивой информации о состоянии окружающей среды, должны иметь возможность задавать вопросы своим депутатам. Тогда и со стороны правительства можно ожидать ответной реакции. Но для грамотной постановки вопросов необходима определенная степень осведомленности. Когда проблему понимают только единицы - это страшно. Малограмотными людьми очень легко управлять, потому, что у них нет собственных суждений, мнений, и под влиянием чьих-то слов они могут идти митинговать за что угодно.
Чем выше уровень образования людей, тем более обдуманными и взвешенными становятся их действия, тем выше порог ответственности за все происходящее. Поэтому всестороннее образование крайне необходимо, причем такое образование, которое поможет людям нашей страны чувствовать себя уверенными.
Например, в Японии сейчас вводят университетское образование для всех, американцы перестраивают свою систему образования. Такое университетское образование (вечернее, заочное) можно получить и в 60 лет. В нашей стране эти идеи впервые были озвучены Г.А.Ягодиным, последним министром народного образования СССР. Сейчас они начинают возрождаться. У нас, к сожалению, на образование выделяется очень мало денег, ввиду полного отсутствия понимания того, насколько это важно. Еще пара лет - и мы потеряем всех способных аспирантов, студентов, материальную базу научных исследований и окажемся на обочине цивилизации.

В: Боюсь, что до всеобщего университетского образования нам далеко. Многие сейчас и ПТУ закончить не могут. Вероятно, необходимо коренным образом изменить систему образования.

Н.Т.: Да. Образование - это чрезвычайно инерционная система. К примеру, в последнее время наша кафедра пыталась адаптировать к российским условиям лучшие мировые учебники по естественным наукам, чтобы передавать их в обычные школы. Мы столкнулись с тем, что многие школьные учителя просто боятся учить по этим учебникам, поскольку любая химическая тема, изложенная в них, затрагивает сразу несколько областей человеческого знания: и географию, и физику, и медицину.
Сейчас мы разработали новый курс "Проблемы устойчивого развития", затрагивающий глобальную проблематику и основанный на идее развития мира как единого целого. Еще в 1972 году Деннис Медоуз и группа ученых, применив метод системной динамики Джея Форестера, создали модель будущего, которая потрясла весь мир. До широкой общественности нашей страны потрясение дошло только через двадцать лет (когда был сделан перевод книги). В этой модели учитывались такие основные показатели, определяющие развитие цивилизации как народонаселение, качество окружающей среды, уровень использования природных ресурсов, производство промышленной продукции и продуктов питания на душу населения. Деннис Медоуз и его коллеги показали, что при сохранении существующих темпов потребления и производства, уже к середине следующего столетия человечество столкнется с глобальным кризисом, в результате которого погибнет половина человечества.
Сначала начнутся проблемы с ресурсами - мы уже с ними сталкиваемся. Недостаток ресурсов, а следовательно, и энергии, повлечет за собой падение промышленного производства и производства продуктов питания. При этом численность населения Земли возрастет за счет стран третьего мира. Все это будет происходить на фоне страшного загрязнения окружающей среды. Отсюда неизбежен глобальный коллапс.
Поэтому, для сохранения нашей планеты как живой системы необходима постоянная работа сегодня и сейчас! Человечество вынуждено реагировать на эту проблему с опережением. Многие страны уже разработали национальные концепции устойчивого развития, которые требуют не загрязнять окружающую среду, сохранять постоянную численность населения, повышать уровень жизни - уровень образования, культуры и т.д. Нам этим тоже надо заниматься, пока еще не поздно.
Беседу вела Елена Черномазова
СОДЕРЖАНИЕ

НА 1 СТРАНИЦУ

                          Женщина плюс...