Женщина плюс... 

ОТГОЛОСКИ ДРЕВНЕЙ ЖЕНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Ольга Чугай
поэтесса, историк, исследовательница древнейших цивилизаций
НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ

НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ
Впервые я заинтересовалась туркменскими женскими украшениями лет десять назад. С первого взгляда они поразили меня своей архаичностью. Постепенно я собрала довольно большую коллекцию традиционных женских костюмов и украшений, изделий русских и таджикских народных гончаров, керамистов. На всех этих вещах лежит отпечаток архаичных верований времен верхнего палеолита и неолита. Многие даже не подозревают, что узоры народной вышивки, орнаментальные изображения, керамические изделия, глиняные и деревянные игрушки пришли к нам практически неизменными из той давно забытой эпохи.
Археологические раскопки, проведенные в 50-х - 70-х годах нашего века в юго-восточной Европе и Малой Азии, показали, что в эпоху палеолита и неолита на этой территории существовали многочисленные земледельческие поселения. На территории Малой Азии археологи обнаружили древние земледельческие "города", относящиеся к 7-8 тысячелетиям до нашей эры. Такие же поселения раскопаны на территории нынешней Румынии, Северной Италии, Северной Греции, Югославии, вплоть до Киева (Триполье). Очевидное сходство культур, удивительное совпадение отдельных предметов культа и быта, орнаментальных изображений наглядно показывают, что все эти поселения относились к единому земледельческому комплексу, имевшему религиозные единые воззрения.
 
Есть основания полагать, что в центре религии неолита была фигура Великой Богини Неба. Она изображалась в виде диска, круга, символизировавшего небесный свод и вечный круговорот природы. Способность женщины к воспроизведению потомства нашла свое отражение в древних верованиях о бессмертии женского начала. Мужские божества в древности играли второстепенную роль. Они считались смертными, но обладающими способностью к возрождению (Озирис, Таммуз и т.д.). Постепенно эти представления трансформировались, и на смену мифу о Праматери всего сущего пришло представление о божественной паре, давшей начало Вселенной и всем живым существам. Небо было отдано мужскому божеству, а женское божество стало Матерью-Землей. 
Археологи находят захоронения древних земледельческих культур, имеющие куполообразную форму, напоминающую женский живот. Вход в такие гробницы по форме напоминает вульву. Такие захоронения отражают древнейшую веру человека в то, что, уходя в землю, он не умирает, а перерождается. Они имеют еще одну любопытную деталь - в них нет оружия, хотя присутствуют самые разнообразные предметы: керамика, фигурки божеств, пряслица, зеркала, туалетные наборы, украшения - все, что угодно, но не оружие. Оружие начинает встречаться в захоронениях кочевников. 
Упоминание о кочевниках - не случайно. Именно они на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э., перемещаясь с места на место в поисках лучших пастбищ, завоевали территории, принадлежавшие древним земледельцам, и покорили жившие там народы. С приходом завоевателей жизнь земледельцев начала кардинально изменяться. В кочевых скотоводческих племенах ценились физическая сила, ловкость и умение пользоваться оружием. Местные жители переняли у кочевников искусство разведения коней, оружие, военную тактику и сами стали жить войной за счет соседей. С культом мужской силы на смену древним матриархатным отношениям пришел патриархат, и соответствующие ему религиозные представления вытеснили прежние верования.
Мифы более поздних цивилизаций, уже обладавших письменностью, отражают эти изменения. Женские богини - объекты поклонения древних земледельцев - уступили место мужским божествам, стали занимать подчиненное положение, а некоторые даже приобрели отрицательные черты. Исследователи античности сообщают, что за время существования человеческой цивилизации мифологические системы неоднократно меняли полюса добра и зла. Такая смена произошла и после покорения древних земледельцев кочевниками.
Письменными свидетельствами более ранней эпохи мы не располагаем. Однако некоторые послания из глубины веков все же дошли до нас. К ним относятся, прежде всего, различные символические знаки: крест, треугольник, глаз, свастика и т.п. Современные религии (христианство, буддизм, мусульманство, иудаизм) и дожившие до наших дней языческие культы используют эти символы, зародившиеся во времена верхнего палеолита, в эпоху матриархатных отношений.
     
Великая Богиня в виде женщины со змеей. У глиняной статуэтки, сделанной несколько десятилетий назад под Рязанью, из-за плеча выглядывает головка змеи. Рязанская крестьянка лепила такую же фигурку, как и тысячелетия назад.
Фигурка была изготовлена в д. Алекса-
ндрово-Прасковинка Рязанской области
Т.А. Кондрашовым.
Орнамент на всех предметах традиционного искусства также не утратил своего древнего смыслового значения.Общаясь с народными мастерами, я узнала, что различные детали орнамента: завитушки, крючки, звездочки, елочки - обозначают пожелание многочисленного потомства, здоровья, долголетия, богатого урожая и приплода у скота. Сопоставляя уже расшифрованные археологические символы, вполне можно прочесть некоторые из орнаментов. 
Традиционные женские украшения представляют собой многочисленные обереги для разных частей тела. Любой русский крестьянский костюм просто усеян знаками Великой Богини. Знаки на одежде, украшения и татуировки издревле предназначались для того, чтобы оберегать их носителя от злых чар. Даже глиняные фигурки, сделанные относительно недавно в 60-е - 70-е годы нашего века под Рязанью, совершенно архаичны. Многие из них практически полностью копируют древнее изображение Великой Богини и ее всевозможных спутников. Причем, если в Средней Азии народная память сохранила истинный смысл посланий, дошедших до нас из глубокой древности, то на Руси он совершенно утрачен. Нынешние мастерицы-игрушечницы уже понятия не имеют, что изображают. В действительности же их искусство, передаваемое по традиции от поколения к поколению, является отголоском древнейшей эпохи. Исследуя его, мы можем приблизиться к пониманию мировоззрения наших далеких предков. Может быть, это понимание окажется полезным современному человечеству, разучившемуся жить в согласии и гармонии с природой.
         
Это жертвенный козел, более поздний спутник Богини, одна из ипостасей ее божественного супруга, умирающий и возрождающийся бог растительности.

Курская обл. с. Кожля, О.И. Дериглазова.

       
Глиняные фигурки баранов, расписанные звездочками, соответствуют изображению созвездия Овна, небесной ипостаси супруга Великой Богини.

Курская обл. с. Кожля, О.И. Дериглазова.


НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ 

НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ

                        Женщина плюс...