Великая Богиня в виде женщины со змеей. У глиняной статуэтки,
сделанной несколько десятилетий назад под Рязанью, из-за плеча выглядывает
головка змеи. Рязанская крестьянка лепила такую же фигурку, как и тысячелетия
назад.
Фигурка была изготовлена в д. Алекса-
ндрово-Прасковинка Рязанской области
Т.А. Кондрашовым.
|
Орнамент на всех предметах традиционного искусства также не утратил своего
древнего смыслового значения.Общаясь с народными мастерами, я узнала, что
различные детали орнамента: завитушки, крючки, звездочки, елочки - обозначают
пожелание многочисленного потомства, здоровья, долголетия, богатого урожая
и приплода у скота. Сопоставляя уже расшифрованные археологические символы,
вполне можно прочесть некоторые из орнаментов.
Традиционные женские украшения представляют собой многочисленные обереги
для разных частей тела. Любой русский крестьянский костюм просто усеян
знаками Великой Богини. Знаки на одежде, украшения и татуировки издревле
предназначались для того, чтобы оберегать их носителя от злых чар. Даже
глиняные фигурки, сделанные относительно недавно в 60-е - 70-е годы нашего
века под Рязанью, совершенно архаичны. Многие из них практически полностью
копируют древнее изображение Великой Богини и ее всевозможных спутников.
Причем, если в Средней Азии народная память сохранила истинный смысл посланий,
дошедших до нас из глубокой древности, то на Руси он совершенно утрачен.
Нынешние мастерицы-игрушечницы уже понятия не имеют, что изображают. В
действительности же их искусство, передаваемое по традиции от поколения
к поколению, является отголоском древнейшей эпохи. Исследуя его, мы можем
приблизиться к пониманию мировоззрения наших далеких предков. Может быть,
это понимание окажется полезным современному человечеству, разучившемуся
жить в согласии и гармонии с природой.
|