В ПОИСКЕ СОБСТВЕННОЙ ПРАВДЫ |
|
"В жизни много тропинок, только правда одна...".
Прежде, чем поделиться секретом волшебной палочки, с помощью которой вы превращаете юных потребителей в счастливых, вдохновенных художников, расскажите, почему вы начали работать с детьми?
Лена: Мы сами занимаемся в группе йоги, и у нас есть свой учитель. Иногда к нам на занятия приходили люди с детьми. И когда требовалось чем-то занять ребят, то одни говорили, что боятся общаться с детьми, не знают, что с ними делать; другие заявляли, что дети их раздражают постоянным шумом...
Андрей: ...А третьи отказывались, потому, что они--профессионалы. Говорили: "Мы и так все время проводим с детьми, хотим от них отдохнуть".
Лена: Тогда учитель посоветовал нам попробовать найти общий язык с детьми. Таким образом, начиналось все для нас.
Андрей: Мы пришли не на пустое место: работа с детьми к тому моменту уже была организована нашими предшественниками. Они вели занятия, а мы помогали, "стажировались". Однако люди, начавшие и поставившие это дело, стали от него отходить. Получилось так, потому что наши предшественники фактически были вынуждены заниматься своей профессиональной деятельностью и на работе, и вне ее. В конце концов это стало их утомлять, и тогда мы с Леной переняли эстафету...
Лена: Мы решили не строить свои занятия по заранее подготовленному сценарию, как это делают профессионалы. И тактику поведения тоже избрали другую. Учителя работают по программе, они должны преподать все, что программой предусмотрено. Из-за этого нервничают, постоянно твердят: "Сиди смирно, будь внимателен!", бесконечно одергивают ребенка...
Андрей: Кроме того, в школе ребенок работает на оценку, поскольку отношение к нему в немалой степени зависит от оценки. Поэтому ребенок учится говорить с целью получения нужной оценки, даже если сам он не согласен с тем, что говорит. Мы же стараемся, чтобы все шло как бы изнутри, без оглядки.
Лена: Школа программирует детей, превращает их в "немножко роботов". А все же разные: один ребенок--медлительный, другой--быстрый, третий--вообще не может сидеть на месте. Если всех заставляют вести себя одинаково, сидеть смирно, то кто-то становится не таким, каков есть на самом деле. После "социальной обработки", природного, заложенного от рождения, в детях остается совсем мало. А мы как раз и пытаемся сохранить в детях их индивидуальность, природный темперамент. Мы никогда не одергиваем детей, наоборот, настраиваемся на них. Это наша задача--их увлечь; зажечь и поддерживать их интерес.
Андрей: В то же время мы стараемся, чтобы занятие сохранило свою целостность, а не шло целиком на поводу у детей.
Это ваша личная позиция или педагогическая программа?
Лена: У нас нет никакой программы, мы стараемся ощутить настроение ребят и подхватить основную тему. Мы начинаем занятия то играми, то упражнениями, то массажем... Не повторяемся, на каждом занятии импровизируем, придумываем что-то новое, а обучение идет одновременно с играми и упражнениями. Например, сегодня речь зашла о том, как устроен скелет, почему бывают травмы. Делаем упражнения на суставы--заодно объясняем, что такое суставы, где они расположены, для чего нужны эти упражнения, отчего люди стареют. Мы хотим, чтобы дети научились смотреть, замечать, задумываться, задавать вопросы, искать ответы... А еще мы пытаемся научить детей любить... Природу, людей, все окружающее. Не абстрактно, как это делают многие, а конкретно, через отдачу. Мы говорим: "Если ты заботишься о цветке, что растет на подоконнике в твоей комнате,--значит, ты его любишь. Если же ты его не замечаешь, не поливаешь, то и любви нет. " То же самое--в отношении всего окружающего.
Вашим ребятам повезло, но у множества других детей нет возможности заниматься в подобной группе. Планируете ли вы как-то развивать свою деятельность или ограничитесь тем, что есть на сегодняшний день?
Лена: Мы не ставим вопрос таким образом. Когда человек достигает определенного уровня развития, у него появляется учитель. Когда же у человека накапливается много знаний, возникает потребность кому-то передать свой опыт,--у него появляются ученики. Все образуется само собой и в свое время.
Андрей: Кстати, нельзя сказать, что мы работаем с четко определенной группой детей. Конечно, есть постоянный костяк, и общее число ребят остается примерно одинаковым, но внутри группы все время происходит обновление.
Лена: И это нормально, никакой "обязаловки" у нас нет. Одни дети предпочитают заниматься музыкой, танцами, другие приходят к нам.
На каких принципах строится ваше общение с детьми? Есть ли какая-то иерархия?
Лена: Совершенно никакой. Мы для наших детей--друзья, они и обращаются к нам на "ты". В школе, на улице, дома детей все время ограничивают: "Этого нельзя! Веди себя прилично! Не раздражай своими разговорами!" А у нас: хочешь--говори, не хочешь--не надо. Хочешь покувыркаться, побутузить, поиграть--пожалуйста. Все можно! Но некоторые законы тоже есть: не мешать другому, спрашивать разрешения...
Андрей: Наше общение с детьми напоминает отношения в общине. В сегодняшнем цивилизованном обществе взрослые и дети фактически отчуждены друг от друга; обучение и воспитание является функцией детских садов, школ. В общине же--это органичный процесс, который идет через постоянное общение со взрослыми, через совместный труд и отдых. Вот и мы отдыхаем вместе с детьми, и учимся друг у друга.
Лена: Учителя часто жалуются, что устают от детей. На наших же занятиях не устает никто, идет постоянный обмен энергией. Обучение, физические и творческие упражнения у нас направлены на развитие интуиции, как еще говорят, "третьего глаза". Мы все обладаем этой способностью, а дети--особенно, в силу того, что "черные" состояния алчности, зависти, злости им пока чужды. Так что по сути, за нашими играми стоят довольно серьезные вещи.
А школа вам как-нибудь помогает?
Лена: Школа дает нам "зеленую улицу", бесплатно предоставляет помещение. Для школы эффект, который занятия в группе оказывают на детей, более зрим, чем для нас самих. Например, дети, имевшие в начале трудности в общении, стали более контактными, их лексика очистилась от "слов-паразитов"... Директор школы и психолог замечают, что у некоторых ребятишек из нашей группы характер изменяется в лучшую сторону.
Люди, объединяющиеся для решения каких-то проблем, для общего дела, первым делом формулируют свою миссию. Как бы вы могли определить миссию вашего тандема?
Лена: Просто когда появляется достаточный объем знаний, то хочется ими поделиться. Я, к примеру, занималась туризмом, закончила курсы вождения. Помимо основной специальности--архитектор--я еще и дизайнер, и модельер, и фотохудожник. У Андрея--свои жизненные наработки. Общаясь с детьми, мы вспоминаем все, что знаем, передаем им капитал накопленного опыта. Особое место у нас занимает творчество. Оно не похоже на традиционное рисование кубиков, когда объясняют, какой должна быть тень, полутень и так далее... Мы не оттачиваем технику, а расширяем границы творчества. Мы рассказываем, какие материалы и методы можно использовать, для творчества, в котором дети самыми разнообразными способами воплощают свое неповторимое видение мира, и стараемся, чтобы оно было добрым и светлым. Наши дети живут под прессингом фильмов с постоянной стрельбой, насилием, агрессией, которые убеждают, что защищаться можно только одним способом--вступая в драку, нападая, стреляя, провоцируя новое зло. Мы же учим детей не поддаваться на эти провокации. Ведь то, о чем мы думаем, в конце-концов сбывается. На одном занятии мы делали Город Будущего и представляли, что наш Город будет чистым и зеленым, что в нем будут жить славные люди, летать красивые птицы, скакать ручные белки, ходить добрые лоси; что мы освободим нашу планету от вредных производств. Чем больше людей видят Будущее в подобном ключе, тем больше вероятность, что таким оно и будет.
Беседу с Еленой Воробьевой и Андреем Новиковым вела Юлия Качалова