CОВРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА: ТРИ ТОЧКИ
ЗРЕНИЯ НА СОЦИАЛЬНОЕ И ПРИРОДНОЕ
|
|
Что отличает нас от поколения наших матерей? В разладе или в гармонии
с собственной природой пребывает современная женщина? Над этими вопросами
размышляют Елена Русская, Ирина Гаврилова и Каринэ Гюльазизова. Елена и
Ирина работают в агентстве по связям с общественностью "Михайлов и
партнеры", Каринэ - независимый консультант. У наших собеседниц очень
интересные и разные профессии, во многом определяющие их мнение. Мы надеемся,
что тема дискуссии не оставит вас равнодушными, и мы сможем продолжить
обсуждение в следующих выпусках, публикая ваши точки зрения.
Имидж-мэйкеры говорят: женщина до 90-го
года и после 90-го года. В 90-ом году произошла смена социального типа
женщины, как и смена моды. Мода социальна - и на платье, и на тип женской
красоты. Ее питают два источника: традиция и социальный заказ. Когда есть
социальный заказ на женщину, тождественную мужчине, то и мода диктуется
и выбирается в соответствии с ним: огромные плечи, никак не характеризующие
женственность. Возникает асексуальный образ - женщина-танк, способная двигать
впереди себя воздух, чтобы делать карьеру себе, мужу, ребенку.
В имидже не бывает хорошо или плохо, бывает современно или несовременно.
Я начинала работать с группой жен первых лиц государства, тогда еще - членов
президиума Верховного Совета. Помню, как они, делая комплимент друг другу,
говорили: "Дорогая, ты красива, как Исполком!" Действительно,
- как Исполком: серая, официальная, грудь девятый номер вперед, как флаг
на исполкоме, на груди вместо броши значок "Депутат десятого созыва",
мимика старой девы, говорит, не разжимая нижней челюсти, прическа залачена,
как монолит - они же головой не крутили, а поворачивались всем туловищем...
Той современности требовались именно такие женщины. Незабываем их голос
чугунного тембрального окраса, голос "Железной леди", точно посылающий
куда-то, выражающий раздражение, не предполагающий возражений.
Сегодня социальная роль женщины стала равна ее природной роли. А что
такое природная роль? Женщина-мать, хранительница очага - добрая, нежная,
улыбчивая, всепрощающая. Женщина перестала быть "танком", сняла
маску "серого волка", которой пугала всех в "детском саду".
Пугала от собственной незащищенности. Под этой маской скрывалась трепетная,
беззащитная, ужасно неуверенная сущность. Весь ее толстый, отъевшийся облик
кричал о неудовлетворенности главных психических потребностей и страхе.
И вдруг, как-то неуловимо, этот облик изменился. Если раньше она была женщина,
тронутая пятилеткой, то теперь она ходит на работу, как в клуб. Неважно,
какое у нее место работы, но именно туда она будет одеваться, делать макияж,
то есть привносить украшательства. Поменялся и тип макияжа: от боевой,
агрессивной раскраски женщина перешла к подчеркиванию своей природной красоты.
Сейчас макияж - это рельеф.
Женщина стала по-другому смеяться. Раньше Она закатывалась от хохота,
когда уже невозможно было сдержаться, а все остальное время только сдержанно
улыбалась. Сегодня Она перестала бояться выражать чувства, отсюда - органичный,
свободный смех. Перестала бояться выражать мысли - отсюда свободная естественная
речь. Женщина перестала бояться своей сути!
Женщины стали особо дружить. Прежняя женская дружба была основана на
хорошем трепе о трех вещах: о детях, о мужчинах, о шмотках. Сейчас женщина
предъявляет к дружбе такие требования, какие она предъявляет к себе. Сейчас
у нас дружба по равносущности. Появилась потребность в обществе, потому
появились клубы. Женщине уже невозможно не говорить о том, что у нее внутри.
И ей необходимо говорить с теми, кто это сможет оценить. Появился другой
сценарий в дружбе: "я - гений и ты - гений, мы - сотворцы."
Женщина перестала жаловаться, она стала задавать вопросы. Она признает
за собой право быть слабой, быть непонятой. Она перестала считать собственные
слезы постыдным поступком. Из этого складывается вся сила и женственность
натуры.
70-90 лет существует тот или иной тип. И человечество каждый раз возвращается
к одному и тому же. После нас опять потребуется женщина, которая будет
курить, праправнуки наши опять захотят жену-эмансипэ... Но сегодня - эра
Водолея, а Водолей - женский знак, привносящий женские стандарты. Мужчина
генерирует идеи. Этим он самоценен и хорош. Но когда слишком много всего
напридумано, мир начинает задыхаться. Вот профессор читает лекцию: стратосфера,
атмосфера, неосфера... Кто-то из студентов спрашивает: "Профессор,
а небо где?" Вот это женский вопрос! Сегодня мир, природа и женщина
кричат: "Небо где? За всем этим, так гениально придуманным? Прекрасно,
что столько всего придумано, - настало время эксплуатировать эти идеи,
одухотворив и осмыслив их."
Небо - это одухотворение всего, что есть вокруг, и оно принадлежит
женщине, так как относиться к образности, а не к силе. Кстати, о силе.
В политике должно быть женщин не меньше, чем 13-30%. Иначе государственность
будет осуществляться по мужским стандартам. А мужской тип решения проблемы,
например, патриотизма, чаще всего сводится к национализму, прямому противостоянию
и войне. В то время как женский путь решения проблемы лежит через возрождение
традиций и землю.
Мы пережили период матриархата, пережили период патриархата, пережили
период равноправия и пришли к природосообразному периоду. Наши женщины
стали получать удовольствие от того, что они - женщины, а главное, у них
появилось желание изменить мир к лучшему - очень женское желание.
Ирина Гаврилова, врач-психотерапевт, специалист
по телесноориентированной терапии.
Я рассматриваю любой болезненный процесс
как проявление вытесненного из сферы осознания конфликта. Так, гинекологическое
нездоровье многих женщин обусловлено их вытесненными проблемами. В этом
случае даже очень хорошее лечение не всегда гарантирует результат, поскольку
женщина продолжает носить в себе источник заболевания.
Сейчас расцвет эстетики внешних форм. Мы переживаем увлечение внешним,
но форма не всегда соответствует содержанию. Под содержанием я имею ввиду,
прежде всего, - здоровье. Поколение наших матерей не было столь свободно
в выборе форм, но при этом оно было значительно здоровее. Для поколения
наших матерей были характерны проблемы фибромиом, мастопатий, связанные
с гипертрофированной женственностью. Потребность в проявлении женских качеств,
не находившая выхода, прорывалась у них через физиологию, через симптом.
В наше время у женщин появилось больше свободы и возможностей в проявлении
женских качеств: сегодняшним обществом женщина сексуальная и делающая карьеру
востребована. Однако, чем успешнее идет социализация женщины, тем острее
становится конфликт между биологическим и социальным в ней. Этот конфликт
происходит из-за того, что сегодня в ходе социализации женщине приходится
подавлять качества, свойственные ее природе, или наоборот формировать несвойственные.
Например, женщина, выбравшая путь независимости и карьеры, часто сознательно
прибегает к защитному цинизму, когда не хочет казаться слабой, боится попасть
в эмоциональную зависимость или стремится от нее избавиться. На каком-то
этапе она действительно себя защищает. Но со временем цинизм уже помимо
ее воли начинает захлестывать и обеднять эмоциональную сферу, вынуждает
женщину бояться истинного чувства, уходить от него.
Конфликт между биологическим и социальным обусловлен еще и тем, что
у женщины, успешной и удачливой в социальных завоеваниях просто не остается
сил выполнять оределенную роль в семье. Этот внутренний конфликт, это подавление
природных качеств не проходит бесследно для ее здоровья.
Поколение современных женщин отличает склонность к воспалительным заболеваниям,
причем не только мочеполовой системы. Воспалительные заболевания - это
манифестация, это крик. Чем острее воспаление, тем острее ситуация. Вообще
воспаление - тип реакции организама, указывающий на то, что человек не
может решить проблему в том виде, в котором она перед ним стоит.
Воспаление может идти и хроническим путем, без явных признаков. Если
вы обнаружили, что растолстели, чувствуете подавленность, вялость, то это
может указывать на наличие хронического воспаления. Так же, как и проблемы
с кожей, например рост папилом. Те же воспалительные заболевания, вялотекущие
процессы со стороны гинекологии (может быть, не сильно беспокоящие женщину,
но тем не менее говорящие о ее неблагополучии) могут выражаться в том,
что происходит перераспределение жира в организме, его отложение в бедрах,
в нижней части тела.
Вследствие подверженности современных женщин воспалительным заболеваниям
страдает их репродуктивная функция, и вряд ли я ошибусь, предполагая, что
в будущем креативность женщины в социальной реализации будет только возрастать
как форма компенсации.
Я много думала и думаю о том, какие перемены
происходят в женщине в то время, как те или иные перемены переживает социум.
Сегодня женщины стоят перед осознанным выбором между разумом и чувствами.
Подчеркиваю слово "осознанным", поскольку прежде наличие этого
выбора вытеснялось и социумом, и самой женщиной. Во всех нас десятилетеями
поощрялось развивать единственную часть - разум-рацио. Думать нужно было
всегда, причем думать правильно (как это делать, нам подробно объясняли).
Чувства же оставались инфантильными. Женщины, не подавляющие чувства воспринимались
социумом как глупые истерички, от которых "толку мало". Такие
женщины (всегда составляющие меньшинство), привыкли испытывать вину за
то, что они чувствую и смеют выражать свои чувства.
Старые стереотипы еще живы и подталкивают женщин действовать старыми
методами, прибегать к старым формам манипуляции, "походить за умных".
Этим особенно пользуются женщины старшего поколения. Выросшие в целостной
социальной модели, они обладают более устойчивой психикой, чем поколение
двадцатилетних. И хотя они тоже находяться "под напряжением 220"
(как все мы, живущие конце века, когда обостряются всевозможные проблемы,
а особенно - живущие в России, где ситуация всегда экстремальна) многим
из них удается довольно успешно выстроить свою жизнь по рациональной модели,
даже преуспеть в карьере. Им общество это прощает.
Молодым женщинам сложнее. Им снова и снова приходится решать конфликт
между разумом и чувствами. Если женщина выбирает карьеру, она автоматически
оказывается перед новым вопросом: "А как же семья?" в силу традиционного
противопоставления карьеры счастливой семейной жизни. Ведь у нас как считают:
если женщина успешна как жена, значит она дура. А если женщина делает карьеру,
она, должно быть, непременно несчастна. Если же она не производит впечатление
несчастной, значит врет, что с ней все хорошо. А если с ней действительно
все хорошо, значит муж у нее импотент. Что тоже плохо!
Я считаю, что это противопоставление не более, чем "притянутый
за уши" социальный миф, который объективно ничего общего с реальностью
не имеет. На мой взгляд неправомерна мысль, что одно замещает другое. Все
это разные формы реализации человека, разные его части, которые он вполне
способен подружить и примирить друг с другом. Но пока миф силен, мы остаемся
его заложницами. Я еще не встречала женщины, которая успешно сумела примирить
в себе все действующие силы этого конфликта. Зато я встречаю многих, стремящихся
это сделать, тех, у кого существует эта потребность, и это - уже кое-что.
В моей практике я часто сталкиваюсь и с другой ситуацией: когда карьерный
рост женщины обусловлен латентным желанием понравиться мужчине, заслужить
его любовь. При этом она всем своим видом демонстрирует такую самодостаточность,
что к ней не подступиться. Такая женщина очень уязвима, потому что, по
сути дела, играет не на своем поле и становится для мужчины конкурентом.
Я не советую женщинам пытаться прыгать через голову, завязываться в узел
и делать что-то, не свойственное им по природе. Нам следует внимательнее
прислушиться к собственнуму ритму, к собственному дыханию, чтобы понять,
где - наше, а где - нет, что помогает, а что мешает. Тогда мы перестанем
стыдиться своей женской принадлежности, и слово "женщина" перестанет
ассоциироваться с рабством и неполноценностью.
НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ
НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ