ОБРАЗ ВЛАСТИ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
|
|
МАЛЬЧИК: "ВЛАСТЬ - КОГДА ВЛАДЕЕШЬ, ЭТО ТВОЕ"
ДЕВОЧКА: "ВЛАСТЬ - НАД ЛЮДЬМИ, ИМ ХОЧЕТСЯ
ЭТО, А НАДО ДЕЛАТЬ ДРУГОЕ, ЧТО ТЕБЕ НЕ ПО ДУШЕ"
(Из ответов российских шестиклассников).
У русских мальчиков и девочек наблюдается
ярко выраженная гендерная специфика представлений, связанных с социально-правовыми
терминами.
Общим для подавляющего большинства русских респондентов является образ
власти как чего-то огромного, по сравнению с которым человек видит себя
совсем маленьким и незначительным. Особенно ярко этот образ предстает в
ассоциациях девочек: "сила над слабыми", "руководствл
верхушек над мелким населением". Хотя такое представление обнаруживается
и у французов, оно часто относится к неактуальным формам государственной
власти. Что, на наш взгляд, особенно важно - в него входит и представление
о злоупотреблении властью, особенно четко выражаемое девушками-старшеклассницами
("если не ограничить власть - это начало разрушительное",
"власть... в больших дозах опасна"). Создается впечатление,
что то, что для французских подростков является возможным (и опасным) элементом
власти, для их русских ровесников входит в само представление о власти,
является конституирующим элементом власти ("Тиранство, деспотизм.
Это неизбежно при любой власти").
Однако это разделяемое и юношами, и девушками представление, имеет
и свою гендерную специфику. Для девочек власть - это, прежде всего сила,
манипулирующая людьми, заставляющая их делать что-то вопреки собственным
желаниям, требующая послушания и получающая его. Причем этот образ с возрастом
практически не корректируется, к нему лишь добавляется все развивающееся
представление о могуществе власти. Одновременно идея власти как политического
института даже утрачивает свою силу. Разрастающаяся "моструозность"
образа власти не вызывает, как можно было бы ожидать, однозначного роста
негативных оценок. Действительно критично относятся к власти как раз самые
младшие девочки.С возрастом все чаще возникают попытки как-то рационализировать
власть, определить условия, когда она может быть во благо властвующему
или подвластному. Можно выделить несколько представлений, соответствующих
этой эволюции:
а) власть как свобода, успех, привилегии/права. Этот образ особенно
занимает умы мальчиков в восьмом классе, однако затем несколько утрачивает
свою силу. Девочки же более активно разрабатывают этот образ в последних
классах: "если тебе подчиняются, ты добился успехов вобществе",
"власть дает преимущества перед другими", "подчинение людей
- свобода".
б) власть как возможность благодеяния - "возможность что-либо
изменить", "сила, с помощью которой можно помогать людям",
"...человек, властвующий над кем-то, должен заботиться о своих подчиненных".
в) власть как источник нравственного растления властвующего - "...злоупотребляя
ею можно очень низко пасть". В этом примере хорошо видна разница
контекстов той обеспокоенности проблемой злоупотребления властью, которую
выражают некоторые русские и французские школьницы. Первые волнуются скорее
о нравственном облике властвующего, вторые - о благополучии подвластных.
Осознание соблазнительности власти как свободы вкупе с представлениями
о власти как о произволе силы, приводит к имплицитному "призыву"
к властителю быть сознательным и ответственным , сохранять моральные критерии
оценки своих действий, что несколько напоминает образ "доброго царя"
или "хорошего родителя"... Лишь в одном ответе можно встретить
ясное и безличное указание на то, что "власть должна ограничиваться",
и еще в одном - попытку примирить понимание власти как вседозволенности
и представлений о неодходимости ограничений власти: "возможность
делать все, что ты хочешь, но в рамках закона".
В ответах русских мальчиков и юношей ответы расставлены несколько по-иному.
С самого начала они не склонны подчеркивать подчиненность, зависимость
объектов власти. Во всех возрастах ведущими остаются конкурирующие , но
отчасти согласующиеся образы власти как силы, могущества и господства,
с одной стороны, и политической и государственной власти - с другой. Представление
о власти как о "безграничном управлении" вызывает у юношей еще
большее неприятие и критику, чем у девушек. От грубого: "власть
- богатым козлам и гадам", "президент имеет власть над дураками"
(из чего, кстати, следует, что умный "под власть" не дастся)
- до несколько более конкретных критичесикх суждений ("воровство")
и полного отвержения "власть не должна существовать", "любая
власть - тирания". Однако большинство юношей скорее амбивалентно
по отношению к власти, она и притягивает, и отталкивает их.
В ответах мальчиков... гораздо более явно, чем у девочек, прослеживается
не просто констатация преимуществ, которые дает власть, а но и желание
власти, восхищение ею и идентификация с ней ("клевая штука!",
"имеешь все: связи, силу, могущество", "это нечто большее,
это сильнее, чем деньги"). Как бы в дополнение к образу власти
"над дураками" встречается образ умных людей власти, "которые
вынуждены думать за миллионы (а не о миллионах - М.А.) людей".
Говоря о власти, мальчики чаще девочек употребляют первое или второе лицо
единственного числа, словно ставя себя на место "власти".
Образ власти как произвола уточняется юношами в его соотношении с законом
и правом - в некоторых ответах ясно указывается на то, что эти последние
находятся не "над", а "под" властью, представляющей
собой:
"кучу людей, которые выдумывают глупые законы" (6
кл.);
"распоряжение всеми законами и правами граждан на основе главенства"
(10 кл.);
"возможность иметь людей в подчинении. Возможность делать все,
по закону или без него"(11 кл).
В отличие от девушек, юноши не "просят" власть соблюдать
приличия, а "прощупывают" пути во власть.
У французов можно обнаружить лишь слабые следы половой дифференциации
того же "вектора", что и у русских. Юные француженки меньше всего
склонны отождествлять власть и силу, а русские девочки, наоборот, в этом
отношении лидируют. При этом обобщенная категория "сила, могущество,
влияние" еще камуфлирует тот факт, что русские респонденты преимущественно
говорят о о силе и власти/могуществе, французы же - о влиянии, власти/доминировании.
Это влияние или превосходство не "падает с неба", а имеет некоторый
социальный механизм, отражающийся в представлениях подростков о роли денег
и особенно, в идее социальной лестницы... Этот образ уже очень близок к
представлению о социальной и политической структуре, он отражает нечто
большее, чем просто оппозиция "власть - подвластные". Кроме того,
само представление об иерархии как ступенчатой содержит в себе как бы возможность
подъема, имплицитно подразумевает отсутствие пропасти между субъектами
и объектами власти. Девочки значительно чаще ассоциируют с властью политические
и государственные институты и - в отличие от русских ровестниц - совсем
не проявляют тенденции подчеркивать зависимость, подчиняемость объектов
власти и даже меньше мальчиков упоминают манипулятивный аспект власти,
требование послушания. Напротив, именно девочки - особенно с возрастом
- чаще мальчиков говорят о власти как о политическом механизме управления,
о власти как общественной функции.
Даже у самых младших французских школьников можно обнаружить достаточно
отчетливый образ демократического регулирования власти как своеобразной
власти подвластных: "власть голосовать; иметь право голоса".
С возврастом представление об ответственности власти, необходимости ее
ограничения и возможности злоупотребления властью становится все более
эксплицитным... При этом именно девочки-француженки более критичны к власти,
что согласуется с их большей политизированностью, и что резко отличает
"гендерный профиль" французских ответов от "гендерного профиля"
русских.
Подобно русским детям, французы пытаются определить соотношение права
и власти. Во всех возрастах этим несколько больше озабочены девочки. Скрытый
за детскими высказываниями вопрос мог бы звучать примерно так: власть владеет
правом (и до какой степени?) или право правит властью (и каким образом?)
Разница между русскими и французскими респондентами, похоже, состоит в
том, что первые в большинстве своем в ответе не сомневаются, а вторые его
ищут.
Право для французов - и для мальчиков в большей степени, чем для девочек
- нередко выступает как особый социальный институт, позволяющий примирить
свободу и власть, устанавливающий между ними компромисс.
Значительно менее заметно, чем в случае с "властью", но вектор
гендерных различийво французской и русской выборке опять отчасти противоположны.
Больший акцент на индивидуальных правах делают те группы, которые выражали
более критическое отношение к власти, - русские мальчики и французские
девочки. Возможно, те и другие более активно намерны, пользуясь своими
правами, подойти поближе к "власти".
НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ
НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ