ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК

        Елена Черномазова

По данным специалистов, чуть ли не половина детей страдает так называемой гиперактивностью. Не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывают не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя... такому ребенку необходима свовременная помощь, иначе в дальнейшем может сформироваться асоциальная или даже психопатическая личность: известно, что среди малолетних правонарушителей значительный процент составляют гиперактивные дети.
Помощь гиперактивному ребенку это очень сложный процесс и много подводных камней на пути к полному восстановлению. Вот что рассказала мне завуч одной подмосковной школы о таком первокласснике.
Хорошо подготовленный мальчик пришел в гимназический класс обычной средней школы. Однако учиться в этом классе он не смог. Причина проста: излишняя агрессивность гиперактивного ребенка вызывала постоянные конфликты со сверстниками. Однажды пострадала одноклассница, получив достаточно серьезную травму. Родители взбунтовались и атаковали завуча: "Уберите этого ребенка из нашего класса, мы боимся за наших детей!"
Пришлось ребенка перевести в другой класс. Но и там возникли те же проблемы. Ученики в новом классе оказались хитрее предыдущих. Детки быстро смекнули, что если вчера он задел одного, сегодня стукнул другого, то надо объединиться и действовать против него сообща. Что ж, нормальная реакция на постоянное раздражение... Но однажды это неравное противостояние закончилось следующим образом: одинокий мальчик, вооруженный лыжной палкой (очевидно после стычки в классе), в страшном возбуждении и гневе бегал по школе и не давал никому подойти к нему. Учителя и вызванные на подмогу ребята-старшеклассники не смогли приблизиться к нему и хоть как-то успокоить ребенка. Часто после этого случая он, будучи доставленным на порог школы своим отцом, совсем не спешил в свой класс, а болтался по коридорам или сидел в кабинете у завуча.
Пыталась ли школа как-то помочь ребенку? Как могла... Были и беседы с психологом, и учителя старались найти к нему подход, и родителей неоднократно вызавали в школу. Выяснилось, что ребенка воспитывает отец, родители развелись. Мать живет отдельно и по ее словам даже не в состоянии брать сына к себе на выходные: она очень устает от взаимного общения с собственным ребенком. Ну а отец, вероятно, допустил излишнюю жесткость в воспитании сына, подхлестывая агрессивность гиперактивного ребенка.
Детский психиатр, обследовав мальчика, дал заключение, что уровень интеллекта у ребенка выше среднего, и рекомендовал домашнее обучение со школьными учителями с посещением отдельных предметов в присутствии отца. Но до конца учебного года оставалось немного времени и организацию домашнего обучения отложили до осени. А пока предложили поучиться в специальном санатории для гиперактивных детей. Однако, по слухам, через две недели его оттуда выгнали и больше ни в конце учебного года ни в начале следующего он в школе так и не появился. Вот такая невеселая история.
Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь процессу социализации гиперактивного ребенка?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводят к конфликтам в семье и школе. Прокомментировать эту ситуацию я попросила Аллу Дьячкову, школьного психолога, вот уже несколько лет занимающегося проблемой гиперактивных детей.

У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: мальчиков или девочек?

У мальчиков. Возможно над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может просто пореветь, тогда как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет "бегать по потолку".

Как проявляется гиперактивность?

Гиперактивный ребенок очень неорганизован. Он ни секунды не может усидеть на одном месте, возбуждающе действует на класс чем затрудняет проведение школьных занятий. Такие дети все время с кем-то конфликтуют. Нарушения в поведении у них постоянны в любом окружении. Детей спокойных такой "маленький вулканчик" просто отталкивает или пугает.
В обществе незнакомых людей гиперактивному ребенку любым способом непременно надо привлечь к себе внимание. Ему требуется быстрая смена обстановки, подвижные игры.

Можете ли Вы назвать какие-то особенности восприятия, характерные для гиперактивных детей?

Помимо большой физической активности, доставляющей столько неудобств окружающим, у гиперактивных детей нарушается внимание. Ребенок не может надолго сконцентрироваться во время работы в классе и дома. Он быстро "отключается", а когда сосредотачивается вновь, то часть урока уже пропущена. Ребенку становится непонятно, неинтересно, пропадает желание учиться. В результате возникает неуспеваемость: новые пробелы добавляются к старым и растут, как снежный ком.
Мышление у гиперактивных детей, в основном, конкретное и беспорядочное. Они бывают многоречивы. Способность к абстрактному мышлению, которое требуется для решения математических задач, у них развита слабо.
Сложности с учебой, столь характерные для гиперактивных детей обусловлены особенностями их восприятия, что не всегда понимается окружающими. Такому ребенку часто приписывают "недостаток интеллекта", его "ужасное" поведение объясняют "неправильным воспитанием". Это не удивительно - грань здесь очень тонка. Определить, что ребенок страдает гиперактивностью может только специалист - психоневролог или даже нейропсихолог.

Такой ребенок наверняка нуждается с специальной помощи, чтобы вписаться в окружающее общество, не чувствовать себя изгоем. Кто и как может ему помочь?

Самое главное - искреннее желание помочь ребенку со стороны родителей. Чтобы добиться лучшего понимания и более терпимого отношения между членами семьи, можно провести семейное обсуждение. Нужно постараться, чтобы обстановка дома была спокойной. Очень важно правильно организовать режим дня. У ребенка должен быть безопасный для окружающих выход его гиперактивности. Хороши занятия спортом, за исключением борьбы, провоцирующей агрессивность - ее у гиперактивных детей вполне достаточно. Не следует также устраивать соревнований. Когда ребенок соревнуется с кем-то, пытаясь доказать, что он лучше, он волнуется и возбуждается. А вот этого гиперактивным детям как раз не нужно, их нервная система возбуждена и без того.
Учителя, со своей стороны, также могут помочь ребенку реализовать его гиперактивность. Когда во время урока ребенку хочется походить, подвигаться, учителю следует найти ему "дело": "Помоги мне раздать тетради", "Сотри с доски", "Принеси мел"... Ребенок с удовольствием это сделает. В противном случае, у него будет постоянно падать ручка, он полезет под парту, не один раз толкнет соседа... И все от того, что он устал сидеть на одном месте. Желательно чтобы учитель вовремя заметил момент, когда ребенок "отключился", чтобы потом повторить с ним материал.

Вы говорили, - в классе может быть несколько таких детей. С учетом переполненности наших классов, вряд ли учитель будет в состоянии работать с каждым таким ребенком отдельно.

Да, это так... В мире с этой проблемой столкнулись уже давно. В некоторых странах для гиперактивных детей существуют отдельные классы, где количество детей не превышает пятнадцати человек, а продолжительность урока сокращается до тридцати минут. В таком классе легче и ребенку и учителю. В обычных российских школах таких условий пока нет. И все же от желания учителя помочь гиперактивному ребенку зависит очень многое... Со своей стороны, родители могут пригласить репетитора и "подтянуть" ребенка за время летних каникул.

А часто ли родители обращаются к специалистам-психологам?

Очень часто родители просто не знают, к кому обратиться. Иногда боятся пойти к специалисту, особенно к психоневрологу, опасаясь "испортить" ребенку медицинскую карту, где это может отразиться. И все-таки это делать необходимо.
Само по себе состояние ребенка не изменится. Нужно помочь ему социально адаптироваться, не потеряв при этом внутреннего комфорта, не допустив депрессии.

Каков общий прогноз этого заболевания?

В первую очередь, прогноз определяется ранней постановкой диагноза и назначением лечения, успех которого зависит от неукоснительного выполнения всех рекомендаций специалистов. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Годам пятнадцати этот процесс завершается. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.


НАЗАД В СОДЕРЖАНИЕ

НА ПЕРВУЮ СТРАНИЦУ