Хотя сегодня женщины и мужчины имеют равные
права и должны обладать равными возможностями, которые им гарантирует Конституция
РФ, дискриминация усугубляется. Резкий разрыв в доходах мужчин и женщин,
высокий уровень безработицы среди женщин, практическое отсутствие их на
всех уровнях принятия решений, рост насилия по отношению к женщинам, нарушения
выплаты семейных пособий, отсутствие достаточных ресурсов обеспечения немногих
программ по защите материнства и детства--вот далеко не полный перечень
проблем, которые складываются в длинный список нарушения прав женщин в
нашей стране.
Это связано не только с удручающим состоянием нашей экономики, немалую
роль играет ситуация в сфере права. Недостаточно лишь включить в законодательство
положения о запрещении дискриминации. Государство должно создать механизм
реализации прав женщин, а также включить в законодательство положения о
принятии соответствующих санкций в случаях дискриминации в отношении женщин
и ввести систему подачи и рассмотрения жалоб в суд. Должно быть обеспечено
соответствие принимаемых законов международным документам по правам женщин.
Необходимо разработать систему анитидискриминационных законов, пересмотреть
уже действующее законодательство с точки зрения соблюдения равных прав
и возможностей мужчин и женщин, то есть проделать гендерную экспертизу.
Такая работа была начата Государственной Думой прежнего созыва: был
принят Семейный кодекс, начата разработка законов о предотвращении насилия
в семье, о репродуктивных правах граждан, начата подготовка изменений и
поправок к Кодексу законов о труде. VI Государственная Дума должна сохранить
преемственность в рассмотрении этих вопросов и включить данные законопроекты
в план первоочередных работ. Чтобы эта серьезная и объемная работа была
проведена оперативно и качественно, Государственная Дума должна осуществлять
ее при теснейшем взаимодействии с женскими общественными организациями
и исследовательскими центрами, имеющими опыт социальной работы и независимой
гендерной экспертизы законопроектов.
Словосочетание "гендерная экспертиза" законодательства означает
необходимость экспертизы в соответствии с ратифицированными Россией международными
документами. К настоящему моменту существует около 50 международных Конвенций
и Деклараций ООН, защищающих права человека, в том числе и женщин. В Конвенции
ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), в документах
Всемирной конференции по правам человека (1993), Декларации и Платформе
IV Всемирной конференции по положению женщин (1995) поставлен вопрос о
правах женщин как неотъемлемой части прав человека. Они приравнены к общественно-политическим
правам и провозглашены в Уставе ООН, Международном билле о правах человека,
Всеобщей Декларации прав человека.
В конвенции ООН дается понятие дискриминации именно относительно женщин
и приводятся необходимые меры, которые должна предпринять Россия, ратифицировавшая
в 1981 году эту конвенцию. Конвенция выходит за рамки узкой концепции формального
равенства и определяет в качестве своих целей равенство возможностей. Другими
словами, целесообразность принятия любых специальных мер должна оцениваться
с учетом фактического наличия дискриминационной практики.
Мы предлагаем Государственной Думе совместно создать структуру, которая
осуществляла бы гендерную экспертизу всех законопроектов. Сформировать
ее можно лишь на основе совместных усилий властных структур и женских организаций.
В основу статьи положено обращение к депутатам VI
Государственной Думы, подписанное более чем 40 женскими организациями.