ПРОГРАММА
ОБЩЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ ЖЕНЩИН РОССИИ

Москва, 1996


Основные разделы Программы:


ПРЕАМБУЛА

Мы, женщины России, сознавая свою ответственность за настоящее и будущее наших детей и нашей страны, объединяемся в общественно-политическое движение.

Целью нашего Движения является содействие формированию в России подлинно цивилизованного общества, в котором СВОБОДА, ДОСТОИНСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА станут безусловными ценностями и нормами жизни.

Гарантировать соблюдение этих норм должно правовое демократическое государство.

Мы убеждены в том, что без полноценного социального и политического участия женщин становление такого общества и такого государства принципиально невозможно.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что “мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”. Но реализации нашего социального и политического потенциала на практике препятствует гендерная асимметрия - неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни, которое обусловлено традиционными представлениями об их предназначении.

Патриархатные стереотипы общественного сознания накладывают свой отпечаток на государственное управление, сказываются на законотворческой деятельности, судебной практике, влияют на положение дел в области занятости, образования и профессиональной подготовки, на распределение семейных обязанностей, на повседневную жизнь человека.

Мы убеждены в том, что гуманизация и демократизация российского общества требуют устранения гендерной асимметрии, которая ограничивает возможности свободного самовыражения и самореализации как женщин, так и мужчин. Но справедливо и обратное: преодолеть эту асимметрию можно лишь по мере утверждения гуманистических и демократических начал в общественной жизни России.

Стремясь всемерно способствовать решению этой двуединой задачи, Движение видит свою роль в том, чтобы обеспечивать:

Мы исходим из того, что для формирования в России цивилизованного общества недостаточно реформ "сверху" - посредством указов, законов, постановлений, административных усилий. Необходимы перемены на уровне повседневности, в самом образе жизни, которые могут быть обеспечены только инициативами граждан, их непосредственной социальной активностью, формирующей гражданское общество и способствующей развитию правосознания. Именно поэтому мы сочли целесообразным конституироваться в качестве общественно-политического движения, действующего одновременно и как политическая, и как социальная сила.

Мы стремимся быть ответственными и конструктивными в своих действиях, что требует предельной объективности в оценке происходящего. Для нас равно неприемлемы как истерические стенания о гибели России, нагнетание страстей, поиск врагов и предателей, так и благодушие тех, кто смотрит на нынешнюю ситуацию сквозь розовые очки.

Очевидно, что за годы реформ граждане России едва ли не впервые в ее истории обрели реальные права и свободы. Люди получили возможность открыто выражать свое мнение. Возникли независимая пресса, радио, телевидение. Исчезли цензура, преследования по политическим и идеологическим мотивам, принудительное единомыслие - в обществе исчез страх. Стал нормой религиозный, идейный и политический плюрализм. Утверждение любой идеологии в качестве государственной или обязательной запрещено Конституцией.

Одновременно ушел в прошлое тотальный дефицит, бесконечные очереди, которые унижали человеческое достоинство и поглощали жизненные силы людей, в первую очередь, женщин. Экономическая независимость и предпринимательская деятельность вошли в ткань повседневной жизни. Люди объединяются для защиты групповых и корпоративных интересов, идет процесс политической самоорганизации. Реализуются гражданские инициативы, оформляются социальные движения. В стране сложились предпосылки для формирования гражданского общества.

Граждане России осваивают реальную свободу выбора во всем - будь то товары, услуги, профессиональные занятия, место жительства или источники информации, политические партии и организации.

Заложены основы российской демократической государственности, признаны принципы разделения властей, федерализма, управления с опорой на право. Регулярно проводятся выборы на национальном и региональном уровнях.

Значимость этих обретений для нас бесспорна, и мы ни при каких обстоятельствах не согласимся пожертвовать ими.

Вместе с тем, мы считаем очевидным, что страна переживает системный кризис, вызванный как объективными трудностями переходного периода, так и неэффективностью власти.

В экономической сфере кризис проявляется в продолжающемся падении производства; в росте внешней задолженности; в стойком неисполнении бюджета, связанном, в первую очередь, с низкой собираемостью налогов; в неисполнении взаимных финансовых обязательств предприятиями. Не найдены экономически и социально оправданные решения проблем военно-промышленного комплекса и структурной перестройки промышленности в целом; низкой остается конкурентоспособность большинства отраслей отечественного производства; не идет аграрная реформа.

Экономическая политика и, в частности, действующая налоговая система, не стимулируют хозяйственной инициативы, не способствуют привлечению инвестиций. Ставшие хроническими задержки выплаты заработной платы, причем не только работникам бюджетной сферы, но и занятым на приватизированных предприятиях, во многом подрывают трудовую мотивацию и ведут к вымыванию наиболее квалифицированных кадров.

Разрыв в уровне жизни между "богатыми" и "бедными ", стремительный рост нищеты на одном общественном полюсе и невиданного богатства - на другом, свидетельствует о неэффективности социальной политики государства и создает реальную угрозу общественных потрясений.

На грани выживания находятся сферы государственного образования, здравоохранения, науки, культуры, социального обеспечения. Кризис социальной инфраструктуры подрывает фундамент политики равных возможностей, которую обязано проводить социально ориентированное государство.

Промедление с военной реформой ложится на общество тяжелым грузом. Бюджет не выдерживает бремени военных расходов. Армия не получает современных вооружений, офицерам задерживают выплату денежного содержания, солдаты проходят службу, не имея самого необходимого. Все это не может не сказываться на обороноспособности страны.

Использование армии во внутренних конфликтах разлагает вооруженные силы и делает их опасными для собственного народа.

Преступность, коррупция приобрели в стране угрожающие размеры.

Все это подрывает доверие граждан к власти и основным политическим институтам страны. Взаимное неуважение народа и власти создает угрозу демократическим завоеваниям российского общества и обнаруживает несостоятельность нынешней политической элиты.

В этой ситуации мы, женщины России, считаем своим долгом приложить все силы к тому, чтобы обеспечить подлинно гуманистическую и демократическую направленность идущих в нашей стране преобразований.


ЧЕЛОВЕК

Отстаивание прав и свобод человека является для нас основным смыслом общественно-политической деятельности. Мы считаем, что ответственная политика базируется на признании того, что общество есть среда жизнедеятельности человека, а государство - инструмент защиты его прав и реализации интересов. Государство призвано обслуживать человека, а не наоборот.

Единственно верный критерий гуманистической направленности социальных преобразований - это повышение качества жизни человека при гарантированном обеспечении его прав и свобод.

Неотъемлемым является право человека на достойную жизнь и самореализацию. Соблюдение этого права предполагает заботу общества:

Реально обеспечивая правовые и социальные гарантии, общество и государство создают благоприятные условия для самореализации человека. Но они не могут и не должны освобождать человека от ответственности - за себя, свою жизнь, жизнь своих детей. Своим свободным, ежедневным выбором человек определяет смысл собственной жизни и одновременно оказывает воздействие на направление и динамику общественного развития. Отказ от волеизъявления и выбора есть отказ от личной ответственности. Он неизбежно обрекает общество на застой и провоцирует вмешательство государства во все сферы общественной и частной жизни. Чем это оборачивается, Россия уже знает.

Стремясь пробудить к общественной активности всех членов общества - как мужчин, так и женщин, - мы настаиваем на необходимости реализации принципа равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин.

Права женщин есть неотъемлемая составная часть всеобщих прав человека.

Их соблюдению препятствуют складывавшиеся веками стереотипы массового сознания, распространенные в равной мере как среди женщин, так и среди мужчин. Согласно этим стереотипам, женщина является существом второго сорта, чей социальный потенциал крайне ограничен и может реализовываться только в исполнении обязанностей по дому, рождению и воспитанию детей.

Обретение женщиной статуса полноценного члена общества, обладающего равными с мужчиной правами и свободами, невозможно без:

Насилие и дискриминация по признаку пола несовместимы с достоинством и ценностью человеческой личности. Общество не может считаться цивилизованным, если в нем ущемляются права половины граждан.

СЕМЬЯ

Мы рассматриваем семью как сообщество, которое призвано обеспечивать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности человека и его самореализации. Именно поэтому общество и государство, декларирующие свою приверженность соблюдению прав человека, должны всемерно поддерживать семью.

Поддержка семьи, обеспечение социальных гарантий, пресечение нарушения прав человека в семье со стороны государства вовсе не означают, что частная жизнь людей становится сферой, открытой для государственного вмешательства. Сферы частной и общественной жизни должны быть строго разграничены. Мы уверены, что не вернутся те времена, когда государство через профсоюзы, администрацию предприятий и учреждений, товарищеские суды и парткомы открыто вмешивалось в семейные отношения и присваивало себе право решать конкретные внутрисемейные проблемы.

Но нарушение прав человека в семье, насилие над личностью, будь то взрослый или ребенок, - это не внутрисемейная проблема. Государство обязано применять жесткие санкции за правонарушения в семье. Первоочередной задачей является разработка и принятие закона о насилии в семье. В нем должны быть предусмотрены меры наказания за преступления, связанные с насилием над женщинами, их избиением и изнасилованием.

Особого внимания со стороны общества требует соблюдение прав ребенка в семье. О Конвенции ООН о правах ребенка, ратифицированной Россией мало что известно взрослым, а тем более - детям. Общество по-прежнему снисходительно к жестокому обращению, к физическому и моральному насилию над детьми, в том числе - со стороны родителей и воспитателей. Отсутствуют нормативные акты, защищающие неприкосновенность личности ребенка, его честь и достоинство.

Мы намерены привлечь внимание общественности к проблемам нарушения прав женщин и детей, содействовать ознакомлению детей и женщин с их правами; информировать их о возможности защиты от жестокого обращения, насилия в семье; поддерживать и развивать сеть кризисных центров для детей и женщин.

Мы считаем, что основы правового сознания и юридической культуры должны закладываться с детства, в противном случае нашим надеждам на то, что Россия станет подлинно правовым государством, не суждено будет сбыться.

Предметом заботы со стороны общества и государства должен стать цивилизованный подход к планированию семьи. Планирование семьи - это не регламентация деторождения, а реализация права семьи на рождение только желанных детей в качестве основы счастливого детства, счастливой семейной жизни. Этот подход предполагает: развитие службы планирования семьи; распространение полной и достоверной информации о планировании семьи и охране репродуктивного здоровья; широкую просветительскую деятельность в сфере полового воспитания подрастающего поколения; развитие специальных центров, занимающихся пропагандой культуры половых отношений и распространением современных средств контрацепции.

В современной семье мужчины и женщины реально несут равную ответственность за воспитание детей, за благополучие домашнего очага. Мать и отец должны в равной мере пользоваться правом на социальные гарантии, связанные с уходом за ребенком и его воспитанием. Родителям должно принадлежать право выбора, кому из них воспользоваться этими гарантиями.

Мы видим свою задачу в том, чтобы утверждать в обществе идею равной ценности труда по уходу за детьми и труда в общественном производстве. Вот почему мы считаем серьезным достижением закрепление в текущем законодательстве принципа равенства семейных обязанностей мужчин и женщин. Общественное мнение пока с трудом осваивает новую норму, и мы приложим все усилия, чтобы ускорить этот процесс.

С рыночными преобразованиями к семье возвращается ее традиционная функция субъекта экономических отношений, самостоятельной хозяйственной единицы. Однако в отличие от прошлого хозяйственная деятельность семьи может осуществляться не только в сферах мелкотоварного производства, сельского хозяйства и розничной торговли, но и в таких инновационных отраслях как информатика, другие высокие технологии. Общество еще не оценило в полной мере потенциальных возможностей семьи в развитии экономики, в насыщении рынка товарами и услугами, в создании новых рабочих мест, в повышении платежеспособного спроса, а главное - в расширении слоя экономически самостоятельных людей.

В этом своем новом качестве семья превращается в фактор социально-политической стабильности. И одновременно укрепляется как институт, способный противостоять кризисным тенденциям в семейных отношениях - разводам, семейным конфликтам.

Мы намерены добиваться общественной и государственной поддержки семьи как субъекта экономики за счет предоставления льготных кредитов и других форм стимулирования ее хозяйственной деятельности. Это важно для общества еще и потому, что с такой семьей можно связывать надежды на преодоление негативных демографических тенденций.

Вместе с тем, объектом особого внимания государства должны оставаться семьи, которым в силу тех или иных объективных обстоятельств трудно приспособиться к нынешним реалиям. Речь идет о неполных семьях, семьях с детьми или родителями - инвалидами, многодетных семьях, семьях военнослужащих, семьях беженцев и вынужденных переселенцев. Следует совершенствовать систему выплат пособий на детей, а наряду с этим - систему денежной и натуральной помощи семьям, нуждающимся в поддержке.

Кроме того, следует ориентироваться на новые социальные технологии поддержки семьи, на расширение сети учреждений социального обслуживания населения, в том числе, оказывающих услуги по социально-психологической адаптации к новым условиям.

Равенство семейных прав и обязанностей мужчин и женщин способствует смене модели семейных отношений. Авторитарно-патриархатная семья, основанная на мужском авторитете и главенстве отца, вытесняется семьей партнерской, в которой муж и жена являются равноправными членами семейного союза, распределяющими свои обязанности на основе взаимопомощи и взаимопонимания. Они имеют равные возможности для самореализации.

Мы намерены вести широкую информационную и пропагандистскую работу, по преодолению сложившихся в общественном сознании стереотипов о превосходстве одного пола над другим.


ОБЩЕСТВО

Происходящие перемены затронули самые глубинные пласты российской жизни. Отказ от прежней экономической и политической системы обернулся дезинтеграцией социальных отношений, норм, ценностей, и одновременно создал предпосылки для самоорганизации и саморазвития общества на качественно новой основе.

Известно, что исторические сдвиги такого масштаба сопровождаются социально-психологическими перегрузками, трудно переживаются людьми. Даже теми, кто активно включен в процесс социального творчества. Мы трезво оцениваем всю сложность и противоречивость сегодняшней ситуации и хотим изменить ее к лучшему. Сделать так, чтобы повседневная жизнь каждого человека стала стабильной и благополучной.

Для нас очевидно, что нет другого способа решения этой задачи, кроме беспрепятственного развития экономических и гражданских инициатив, ведущих к становлению гражданского общества. Эти инициативы уже есть. Они проявляются в возникновении предпринимательства - от мелкого, челночного или фермерского, до крупного банковского дела; в формировании общественных движений и объединений, партий и политических блоков.

В обществе утверждается плюрализм - экономическое, политическое, социокультурное многообразие, которое обогащает нашу жизнь и создает возможность свободного выбора.

Право каждого на свободный выбор есть основа демократии - и как политической системы, и как образа жизни. Жизнеспособным, динамичным, процветающим может быть только то общество, каждый член которого способен сознательно принимать решения, выбирать и нести ответственность за сделанный выбор.

В этом смысле демократия для нас есть общество, созидаемое гражданской волей и гражданской ответственностью его членов. Гражданская ответственность проявляется, в первую очередь, в заботе о слабых, о тех, кто в силу обстоятельств не может обойтись без поддержки со стороны.

Поэтому мы выступаем за сильную социальную политику, которая должна быть делом не только государства, но и гражданского общества. Такая политика предполагает взаимодействие, диалог гражданского общества с государством. Она формируется не только “сверху” - путем принятия законов, указов, постановлений, но и “снизу” - за счет спонсорства и меценатства, благотворительной деятельности, реализации социальных проектов и программ общественных движений и организаций, направленных на решение конкретных задач.

Мы будем отстаивать принцип дифференцированной социальной политики, направленной на поддержание социально-приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов общества, с одной стороны, а с другой, - на создание условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе для экономически активных членов общества.

Свою задачу мы видим в том, чтобы, действуя как на уровне гражданского общества, так и государства, добиваться:

Почему мы заостряем внимание на необходимости обеспечения равенства стартовых возможностей для всех членов общества? Потому что это равенство является одним из условий достижения общественного согласия. Необходимым, но недостаточным.

В достижении общественного согласия в условиях экономического, политического, социокультурного плюрализма - смысл существования и источник жизненной силы гражданского общества. Достижение согласия тем более важно сегодня, что годы принудительного единомыслия вытравили в российском обществе способность терпимо относиться к иной точке зрения, к другому мнению. Поэтому противоречия между работодателями и наемными работниками, между богатыми и бедными, между “белыми” и “красными”, правыми и левыми; трения между различными конфессиональными и этническими группами чреваты самыми серьезными последствиями.

Нас тревожит более глубокое, чем когда-либо, взаимное непонимание молодежи, принимающей нынешние реалии как должное, и старшим поколением, с трудом адаптирующимся к ним. Это непонимание способно разрушить механизмы трансляции культуры, социализации, которые обеспечиваются преемственностью поколений. Разрыв связей между поколениями ставит под угрозу идентичность и молодых, и пожилых, а в конечном счете - всего российского общества.

Между тем, широкая просветительская деятельность, направленная на уважение к жизненному опыту, на пробуждение интереса к прошлому своего народа и почитание его культуры, с одной стороны, а с другой, - на критическое отношение к себе, на терпимость, способна ослабить, если не отвести эту угрозу.

Мы считаем себя той силой, которая призвана и способна утверждать цивилизованные способы разрешения конфликтов, культуру диалога, а вместе с тем - ценности солидарности, взаимопонимания, ненасилия.

Освоение обществом этих ценностей позволит нам добиться практической реализации принципа равных прав, свобод и равных возможностей в их осуществлении для женщин и мужчин.

Вне контекста демократических, гуманистических преобразований любые попытки преодолеть дискриминацию женщин, на наш взгляд, лишены шансов на успех.


ГОСУДАРСТВО

России необходимо сильное государство. Сила государства, в нашем понимании, определяется не объемом взятых им на себя функций, не величиной государственной машины, а способностью эффективно служить обществу, т.е. обеспечивать всестороннюю защиту и реализацию прав человека, стимулировать экономическое развитие, гарантировать социальную и национальную безопасность.

Исторический опыт выявил функциональную несостоятельность патерналистского государства, которое регламентирует все стороны общественной и частной жизни - подминает под себя общество, становясь опасным для собственных граждан. По-настоящему сильным является государство, опирающееся на жизнеспособное, динамичное общество, не подавляющее, а высвобождающее творческую энергию своих граждан.

Действующая Конституция определяет российское государство как демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское. Таким оно должно быть, и наше Движение видит свою задачу в том, чтобы всемерно способствовать воплощению этих принципов в жизнь.

Укрепление демократических начал российской государственности предполагает преодоление существующих диспропорций в соотношении сил между тремя ветвями власти - исполнительной, законодательной и судебной.

Законодательная и судебная власть еще только осваивают свои полномочия. Исполнительная власть не всегда справляется с искушением присвоить себе их функции. Тем более, что Конституция РФ, на наш взгляд, чрезмерно ограничивает властный потенциал парламента. Государственная Дума является на практике не столько законодательным, сколько законосовещательным органом.

Мы считаем недопустимой практику систематической дискредитации самого института парламентаризма и намерены способствовать повышению престижа законодательной власти в российском обществе, добиваться обеспечения нормальных условий функционирования судебной системы. Только парламент способен обеспечить цивилизованное согласование различных социальных интересов. Только Суд способен стоять на страже Закона.

Наше Движение будет поддерживать инициативы, направленные на расширение полномочий законодательной власти с тем, чтобы она приобрела реальные рычаги воздействия на исполнительную власть.

При этом мы выступаем за сохранение президентской формы правления, находя ее адекватной российским традициям и реалиям. Мы убеждены в том, что строгое разграничение властей есть залог социальной и политической стабильности России.

Укрепление федеративных начал российской государственности предполагает более четкое разграничение полномочий, ресурсов и ответственности между тремя уровнями власти - федеральным, региональным и местным. Мы видим в федерализме, так же как в развитии местного самоуправления, механизм сближения власти с человеком. На региональном и местном уровнях гражданин обладает гораздо большими возможностями воздействия на власть и как избиратель, и как участник общественных движений и организаций.

Вместе с тем, расширение полномочий и ресурсов, находящихся в распоряжении региональных властей, способно обернуться как сепаратистскими, так и авторитарными тенденциями.

Наше Движение, намеренное активно работать на региональном уровне, будет всячески противодействовать таким тенденциям.

Укрепление правовых начал российской государственности невозможно без повышения взаимной ответственности между гражданами и государством. Ни общество, ни власть в России не обладают традициями развитого правосознания. В повседневной жизни это обнаруживается в массовом уклонении от уплаты налогов, с одной стороны, а с другой - в хронической неспособности своевременно выплачивать заработную плату, пенсии и пособия. Это явление того же криминального порядка, как уличная преступность или коррумпированность чиновничества, хотя общество этого и не осознает.

Мы убеждены, что наивно рассчитывать на законопослушание граждан до тех пор, пока государство не выполняет своих обязательств, демонстрируя прямое неуважение к праву. Только ответственное, честное правительство, выполняющее взятые на себя обязательства, предоставляющее гражданам полную, достоверную информацию, может рассчитывать на их уважение и имеет моральное право требовать от них соблюдения законов.

Мы считаем, что ответственность государства перед гражданами проявляется в строгой экономии средств налогоплательщиков. Мы будем добиваться облегчения бремени расходов на содержание государства, его аппарата, ликвидации дублирующих друг друга структур и уменьшения численности чиновников. Столь же необходима, на наш взгляд, жесткая инвентаризация функций всех звеньев государственного аппарата, которая позволит выявить механизмы воспроизводства коррупции и ликвидировать их.

Одна из основных задач правового государства - защита граждан, обеспечение их личной безопасности, создание эффективной системы борьбы с преступностью; осуществление жесткого контроля за использованием оружия. Мы намерены, в частности, добиваться укрепления системы реабилитации женщин и детей, пострадавших от насилия, в том числе в семье.

Ориентация на социальное государство, по нашему убеждению, должна реализовываться в системе приоритетов государственной политики.

В сфере экономики это означает, в первую очередь, выбор такой модели рыночных отношений, которая в наибольшей мере обеспечивает учет интересов всех социальных слоев и групп. Исходя из этого, бюджетная, кредитная, налоговая, таможенная, финансовая политика должны быть направлены на:

В сфере обеспечения социальной безопасности это предполагает: В сфере обеспечения национальной безопасности это означает: Утверждение светского характера российской государственности предполагает неукоснительное соблюдение принципов отделения церкви от государства и церкви от школы при равенстве всех религиозных объединений перед законом.

Наше движение видит тревожные симптомы взаимопроникновения религии и политики, угрожающего клерикализацией российского государства, и намерено препятствовать развитию этой тенденции.

Мы будем отстаивать права российских граждан на свободу совести независимо от их вероисповедания и добиваться того, чтобы восстановление прав верующих не привело к дискриминации атеистов.

Мы подчеркиваем, что российское государство станет подлинно демократическим только в том случае, если оно обеспечит фактическое, а не формально-юридическое равноправие женщин и мужчин. Высокий профессиональный, научный, культурный потенциал российских женщин, составляющих большинство населения страны, их реальная роль в экономической и социальной жизни, в воспитании детей, в обеспечении гражданского согласия их особый социальный опыт дают им основания требовать адекватного представительства в структурах государственного управления на всех его уровнях. Следует переходить от слов к делу и создавать механизмы, гарантирующие им доступ к принятию решений.

Подлинная демократия предполагает, что участие мужчин и женщин в органах управления должно осуществляться на паритетной основе - на основе соотношения 50 на 50.

Равное участие мужчин и женщин в государственном управлении будет способствовать обогащению общества и содействовать его устойчивому развитию.

* * *
Наше движение открыто для присоединения.
Понимая, как много предстоит сделать, чтобы и женщины, и мужчины чувствовали себя в равной мере полноценными гражданами своей страны, мы приглашаем всех, кто разделяет наши программные принципы, к совместным действиям, к сотрудничеству на благо России!


в начало текста
на первую страницу