Адрес: 117313 Москва, а/я 87
Тел./факс: (095) 125-6419
E-mail: summerschool@glasnet.ru
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ
Цель научно-образовательного проекта Российские летние
школы по гендерным исследованиям - способствовать развитию женских и гендерных
исследований в России и их внедрению в систему российской высшей школы.
Конкретные задачи проекта:
- установление профессиональных связей между российскими
учеными и преподавателями гендерных и женских исследований;
- обмен опытом и обсуждение результатов научных исследований,
презентация программ, лекций и учебных курсов по женским и гендерным исследованиям;
- создание российского сообщества и сети исследователей
и преподавателей, занимающихся женскими и гендерными исследованиями;
- вовлечение молодежи - аспирантов и студентов в
новую для российских гуманитарных наук сферу гендерных исследований.
Как решаются эти задачи - судите по отзывам участниц
и участников Летних школ:
- Проект опережает время;
- Качественный прорыв в системе научного сообщества;
- Летняя школа дала возможность окунуться в атмосферу
настоящей научной жизни, высокого профессионализма, увлеченности, активности
и любознательности;
- Очевидный прогресс в становлении междисциплинарной
методологии гендерных исследований;
- Наша школа - это островок знания и душевной теплоты;
- Стало ясно как нужно преподавать гендерную социологию;
- Атмосфера сторонников-соратников. Свобода быть
собой;
- Школа дала ощущение уверенности, способности убеждать
коллег, нести информацию дальше;
- Невероятное собрание мозговой силы и энтузиазма.
ИСТОРИЯ
Летние школы по гендерным исследованиям были задуманы
и реализуются как совместный проект Московского центра гендерных исследований
и университетов из российских регионов.
При проведении Первой российской летней школы “Валдай-96”,
партнером МЦГИ была кафедра социологии и политологии Тверского государственного
университета.
В организации и проведении Второй летней школы “Волга-97”
участвовала кафедра зарубежной истории Самарского государственного университета.
Третья летняя школа “Азов-98” будет организована
совместно с Ростовским государственным университетом (г. Ростов-на-Дону).
Тематика лекций и семинаров летних школ свидетельствует
о том, что гендерный подход позволил открыть для российских ученых не только
новые темы, но и по-новому взглянуть на уже знакомые проблемы. Вот некоторые
из тем учебных занятий в летней школе “Волга-97”: “Гендерный подход к отечественной
истории” (Н.Пушкарева); “Общество сквозь призму женского опыта” (О.Здравомыслова);
“Развитие гендерных исследований в России” (З.Хоткина); “Постмодернизм:
феминистская критика” (А.Костикова); “Социальное конструирование гендера”
(Е.Здравомыслова); “Феминистская критика семейных теорий” (Т.Гурко); “Соотношение
количественной и качественной методологии в гендерных исследованиях” (О.Маслова);
“Этические аспекты феминизма и эмансипации” (О.Доманов); “Социология повседневности
и качественные исследования гендерных стереотипов” (Е.Мещеркина); “Теоретический
дискурс семьи и сексуальности” (Е.Ярская-Смирнова); “Феминистская эпистемология”
(А.Темкина).
ПЕРСПЕКТИВЫ
В будущем мы мечтаем об организации школы
по гендерным исследованиям в Интернет и курсов повышения квалификации для ученых и преподавателей
гендерных исследований из российских университетов.
РЕЗУЛЬТАТЫ (1996-98 гг.)
За три года
(1996-1998) проектом были проведены три летние школы “Валдай-96” в Твери,
“Волга-97” в Тольятти и "Азов-98 в Таганроге, в которых приняли участие около 200 российских
и зарубежных ученых, преподавателей, студентов и аспирантов из 62 городов
России, СНГ, Европы и США;
преодолен
информационный вакуум в области женских и гендерных исследований - благодаря
проекту удалось узнать КТО, ГДЕ, ЧТО и КАК изучает и преподает в области
женских и гендерных исследований в России;
создана
и успешно работает информационная сеть (Network) по гендерным исследованиям,
по которой регулярно распространяется и собирается информация о деятельности
тех, кто побывал в Первой, Второй и Третьей летних школах и участвовал в открытых
конкурсах 1996-1997 годов. (Наш список рассылки включает 372 адреса);
собрана
уникальная информация о тематике исследований и учебных курсах более чем
350 ученых, преподавателей и аспирантов, занимающихся женскими и гендерными
исследованиями в России и СНГ;
благодаря
открытым конкурсам на участие в школах, выявлены новые имена ученых и преподавателей
из российских регионов, которые изучают и преподают гендерные исследования;
опубликованы
книги “Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным
исследованиям “Валдай-96”, в которую вошли лекции, доклады, эссе, дневники,
фотографии и биографии участниц и участников Первой летней школы (1996, тираж
1000 экз.) и "ЖЕНЩИНА ГЕНДЕР КУЛЬТУРА" (1998, тираж 1000 экз.);
сделаны
20 учебных видеофильмов с записями лекций и семинаров Первой российской
летней школы по гендерным исследованиям, а также документальный видеофильм
“Валдай-96” (грант посольства Нидерландов);
создана
единственная в России электронная библиотека по гендерным исследованиям,
в которой собраны книги и статьи российских ученых;
на смену
информационным письмам, рассылавшимся по сети, пришел информационный бюллетень
“ГендерLand”, где публикуются новости проекта и материалы о развитии российских
гендерных исследований. В 1997-1998 гг. вышли и разосланы 4 номера этого ежеквартальника.
Научный Совет РЛШГИ:
Академик Н.М.Римашевская, Москва(Председатель
совета)
Профессор Лора Энегельштейн, Принстонский университет,
США
Профессор Ким Л. Шеппель, ЦЕУ, Пенсильванский
университет, США
Профессор С.И.Голод, Санкт-Петербург
Профессор О.А.Хасбулатова, Иваново
Профессор Е.Ф.Молевич, Самара
Профессор Н.Л.Пушкарева, Москва(Ученый секретарь
Совета)
Доцент Л.Н.Попкова, Самара
Доцент Л.В.Попова, Москва
Доцент В.И.Успенская, Тверь
Ведущий специалист ИС РАН О.М.Маслова, Москва
Преподаватель ЕУСпБ, к.с.н. А.А.Темкина,Санкт-Петербург
Доцент З.А.Хоткина, Москва(Заместитель председателя
Совета)
Доцент Л.А.Савченко, Ростов-на-Дону