Городская политика и статус женщин
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ТОС САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИЗаконодательная база создания и деятельности ТОС в Саратовской области в основном не отличается от других регионов. Вместе с тем нельзя не отметить, что региональная и местная законодательная база более детально проработана и имеет тенденцию к совершенствованию в основном благодаря целенаправленной деятельности Ассоциации самоуправляемых территорий и личному участию ее председателя Джашито-ва А.Э. За последнее время приняты соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления следующие правовые акты:
Таким образом, практически решены все правовые вопросы статуса КТОСов, их полномочий и экономической основы, кроме статуса выборных лиц исполнительных органов субъектов ТОС. Проект решения Саратовской городской Думы "О статусе выборных лиц исполнительных органов субъектов ТОС", разработанный АСТ, внесен на рассмотрение в Саратовскую городскую Думу. ПРИЛОЖЕНИЕ 2ПРИЛОЖЕНИЕ 3РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ В САРАТОВЕНачало реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Саратове было положено Указом Президента РФ от 27.05.97 № 528 "О реформировании ЖКХ в РФ". Основные этапы реформирования системы ЖКХ:
ЖЭУ переименовали в ООО и тем самым снизили себестоимость обслуживания одного кв. метра общей жилойплощади:
Но несмотря на это, граждане платят за услуги по старым тарифам и имеют место бюджетные дотации. В результате проведения конкурса, оплата за содержание лифтового хозяйства составляет 3,37 рубля с человека, а ТСЖ платят по-прежнему 7 рублей, и при этом не улучшилось ни санитарное состояние лифтов, ни сократилось время их отключений. В своей статье "О поездке в В. Новгород" (газета "Саратов" от 14.11.00) А.В. Глазунов задает вопрос: "Непонятно в этой ситуации другое — почему граждане платят за услуги по-старому? Почему имеют место бюджетные дотации? Почему не хватает денег на обслуживание?" Далее А. Глазунов продолжает: "...В Саратове, граждане, проживающие в ЖСК и ТСЖ поставлены в неравные условия с проживающими в муниципальном жилом фонде. Хотя говорить о муниципальном жилом фонде в нашем городе уже неправомерно, так как около 50% его уже приватизировано. Жилъ-- цы ЖСК и ТСЖ не получают дотаций из бюджета (которые положены согласно Федерального Закона "О ТСЖ"), платят налог на имущество и т. д. А ведь ТСЖ - это прямой конкурент для ЖКХ. Граж-. дане, проживающие в ТСЖ и ЖСК, несут полную ответственность за бюджетное недофинансирование энергоснабжающих организаций. В результате в данное время в Саратове все ЖСК и ТСЖ являются банкротами. Другая ситуация в Новгороде. Там граждан на категории не делят. Все проживающие на территории города граждане для Новгородской Думы равны. Все жители имеют равные права и пользуются ими вне зависимости от формы собственности жилья. Там понимают, что демонополизация - это право выбора, а не смена вывески обслуживающей организации. На рынок обслуживания жилого фонда пришли действительно частные компании и граждане оплачивают услуги по содержанию жилого фонда в полном объеме. Более того, в Новгороде введена плата за найм, что стимулирует граждан создавать ТСЖ. ТСЖ - это новое мышление по вопросам благоустройства, это другое отношение жильцов к собственности В Новгороде ТСЖ и ЖСК заключают с энергоснабжающими организациями трехсторонние договора, которые избавляют их от бюджетного недофинансирования. ТСЖ и ЖСК освобождены от уплаты части местных налогов. Муниципальным учреждением "Диалог" (специально созданным для проведения жилищно-коммунальной реформы при Северо-западной академии государственной службы) для председателей и активистов ТСЖ проведена в 1998 году учеба. Сегодня итоги проведения коммунальной реформы налицо. Я был просто поражен чистотой во дворах и подъездах ТСЖ, а также отношением жильцов. В порядке эксперимента, когда поднимались на верх в одном из подъездов, включали освещение (в отличии от нашего города, выключатель установлен не один на весь подъезд, а один на два этажа) в дневное время. Так за то время, что мы осматривали подъезд, проходящими жильцами освещение на нижних этажах уже было выключено! Почему же так произошло? Почему такие разные итоги при одинаковых предпосылках и малоотличающихся методах реформирования? После ознакомления с документами, ответ на этот вопрос нашелся. В Новгороде, решением городской Думы от принятия решений по реформе ЖКХ было устранено само ЖКХ. Что отвечает здравому смыслу. Ведь никто ни при каких строгих указаниях "сверху" не будет растить себе конкурента, создавать частные предприятия по обслуживанию жилого фонда (сегодня, наряду с МУП ЖКХ, жилой фонд обслуживает 3-4 таких предприятия, заключающие договора после проведения конкурсов и с учетом своих производственных возможностей). А у нас в Саратове, за реформу ЖКХ отвечает само ЖКХ! Не пора ли пересмотреть отношение к реформированию ЖКХ с точки зрения получения конкретного результата, а не бессмысленного, ни к чему хорошему не приводящего увеличения тарифов?" Основные недостатки проводимых реформ ЖКХ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 4СПИСОК ЖЕНЩИН-ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ КТОСов, ТСЖ и ООС
ТОС "Сокол" - председатель Паськова Лилия Павловна (не зарегистрирован, численность -21 тыс. чел.) ТСЖ
ООС 1. Луговая 40 - председатель правления, Бубкова Ольга Юрьевна (организован в 1997 году). ПРИЛОЖЕНИЕ 5ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ КТОСов ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМОхрана общественного порядка
Социальная работа
Благоустройство и охрана окружающей среды:
Оказание населению жилищно-коммунальных услуг
ПРИЛОЖЕНИЕ 6ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗДАТЕЛЕИнформационный центр независимого женского форума (ИЦ НЖФ) - региональная общественная организация. Миссия Информационного центра НЖФ - способствовать трансформации общества, культуры, экономики на недискриминационной основе и содействовать повышению статуса женщин в обществе. И Ц НЖФ выполняет работу по подбору, анализу, переработке и распространению информации, способствующей защите прав женщин, визуализации их проблем, обоснованию важности решения этих проблем для развития гражданского общества в России. Центр издает зарегистрированный в Государственном комитете РФ по печати журнал "Вестник" и зарегистрированные в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций информационные бюллетени для женщин и о женщинах "Вестничка ИЦ НЖФ" (в электронном и печатном видах). ИЦ НЖФ регулярно организует и проводит для женщин информационно-образовательные семинары, конференции, круглые столы. За период с 1994 по 2000 годы ИЦ НЖФ реализовал 17 проектов, провел 35 межрегиональных и международных конференций и семинаров. В ходе выполнения проектов создана межрегиональная сеть женских НПО. Наработан опыт взаимодействия и партнерских отношений с государственными органами федерального, регионального и городского уровней, что способствует повышению значимости проводимой деятельности и распространению идеи равноправия в России. ИЦ НЖФ — одна из немногих женских организаций в России и СНГ, которая успешно сочетает информационную, издательскую и образовательную деятельность, направленную на улучшение положения женщин в России и реализацию равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин. Кроме того, ИЦ НЖФ работает как ресурсный и консультационный центр для исследовательниц, аспиранток, студенток и женских НПО из России и СНГ, занимающихся вопросами тендерного равенства и прав человека женщин. ИЦ НЖФ - ответственный координатор Ассоциации независимых женских объединений, учрежденной в 1995 году. В Ассоциацию входят 39 организаций из 21 региона России и 3 организации из стран СНГ (Беларуси, Казахстана, Украины). ИЦ НЖФ - член международных организаций: КАРАТ Коалиции (объединение женских организаций из стран Центральной и Восточной Европы) и Huairou Comission (объединение женских организаций из США, Канады, Индии, Австралии, Коста-Рики и др.) - стратегического партнера Центра ООН по населенным пунктам (Хабитат). Информация об ИЦ НЖФ размещена в международном справочнике женских информационных агентств и сетей (Women's Information Services and Network: a global source book. The Netherlands, 1999) и Базе данных "Лучших и хороших практик" (The List of 472 Good and Best Practices included in the Best Practices Database, 2000, http://www.sustainabledevelopment.org/blp/awards/). ПРИЛОЖЕНИЕ 7СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ ПРОЕКТА ИЦ НЖФ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА И СТАТУС ЖЕНЩИН" В САРАТОВЕМОСКВА Божкова Елизавета Алексеевна — директор проекта, директриса ИЦ НЖФ, участница Форума НПО-95 (Ху-айроу, Китай, 1995 г.) и IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин), координатор Ассоциации независимых женских объединений (АНЖО), участница 43 Сессии Комиссии ООН по положению женщин, Нью-Йорк, Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Пекин+5"(июнь 2000г., Нью-Йорк, США). Хлебникова Инна Григорьевна — менеджер проекта, директор женской организации «Горожанка и Дом» (г. Жуковский), член оргкомитета по проведению серии семинаров представительниц женских организаций для участия в Форуме НПО-95 (Хуайроу, Китай, 1995г.), координатор межрегиональной сети женских групп по инициированию участия женщин в реформировании ЖКХ и самоуправлении на локальных территориях. Басаргин Анатолий Федосеевич— консультант проекта, президент Общенационального фонда "За доступное и достойное жилье", эксперт в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), выступал в качестве эксперта в подготовке документов для Президентского Совета, в настоящее время принимает активное участие в разработке новой концепции жилищной реформы в России и соответствующих изменений в действующем жилищном законодательстве, сотрудничая по этому вопросу с Госстроем России. Рахлин Александр Ефимович — консультант проекта, председатель правления Общенационального -фонда "За доступное и достойное жилье", эксперт в области реформирования ЖКХ, в качестве эксперта участвовал в подготовке документов по реформированию ЖКХ для Президентского Совета и разработке проектов Постановлений Правительства РФ и законопроектов в сфере жилья и местного самоуправления, автор ряда публикаций по -созданию объединений по месту жительства, а также научно-методических разработок по вовлечению населения в процесс принятия экономических и управленческих решений на локальных территориях. САРАТОВ Джашитов Александр Эммануилович — региональный координатор и эксперт проекта, доцент СГТУ, председатель Ассоциации самоуправляемых территорий г. Саратова (АСТ), член коллегии и координационного Совета при мэре г. Саратова, член Общественной Палаты при Губернаторе Саратовской области и сопредседатель Общественного Совета при Комитете по законности, работе с территориями и общественными организациями Саратовской областной Думы, член Совета по самоуправлению Саратовской области (заместитель руководителя секции развития различных форм осуществления местного самоуправления). Имеет сорокалетний опыт преподавательской и научной работы, десятилетний опыт работы в области местного и территориального общественного самоуправления, один из авторов монографии "Местное самоуправление в России" 1994 г., автор 6-ти научно-методических пособий по ТОС, ТСЖ и органам общественной самодеятельности по месту жительства, инициатор создания органов ТОС, ТСЖ и органов общественной самодеятельности по месту жительства в городах Саратове, Балашове, Марксе и Энгельсе. Олейник Михаил Степанович — эксперт проекта, главный специалист отдела организационно-кадрового обеспечения и по взаимодействию с территориями администрации Волжского района г. Саратова, имеет 4-летний опыт работы в области местного самоуправления, занимается вопросами КТОСов, общественных объединений и партий, участвует в создании механизмов реального партнерства органов местного самоуправления и КТОСов Глазунов Александр Владимирович — эксперт проекта, председатель КТОСа "Юбилейный", создатель первого ТСЖ в Саратовской области - ТДК-1, имеет 11-летний стаж работы в системе жилищно-коммунального хозяйства, 5-летний стаж работы в системе территориального общественного самоуправления; КТОС "Юбилейный" - лауреат общероссийского конкурса по территориальному общественному самоуправлению "Оценка положительного опыта деятельности территориального общественного самоуправления и создание условий для его дальнейшего развития в РФ" (1998г.). Мыжина Лариса Константиновна — лектор проекта, председатель КТОСа "Новый", победитель конкурса "Лучший председатель КТОСа в Саратовской области" (1998 г.), имеет 5-летний стаж работы в территориальном общественном самоуправлении. Задорожная Елизавета Петровна — лектор проекта, председатель КТОСа "Солнечный", член Совета по местному самоуправлению Саратовской области, в прошлом — депутат районного Совета двух созывов, имеет 8-летний опыт работы в территориальном общественном самоуправлении, лауреат общероссийского конкурса по территориальному общественному самоуправлению "Оценка положительного опыта деятельности территориального общественного самоуправления и создание условий для его дальнейшего развития в РФ" (1998г.). ПЕТРОЗАВОДСК Мусиенко Раиса Николаевна — ассистент регионального координатора проекта "Городская политика и статус женщин", постоянный волонтер Карельского центра тендерных исследований, занимается проблемами развития ТОС в г. Петрозаводске, координатор проекта "Разработка "пилотной" модели на выполнение муниципального заказа с участием ТОСов", имеет практический опыт работы по взаимодействию НКО с исполнительной и законодательной властями г. Петрозаводска. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯЖилищная сфера - область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт. Недвижимость в жилищной сфере - недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ним жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах, других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы. Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг. Договор найма - соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, в пределах нормы жилой площади либо сохраняет право проживания по договору найма нанимателя в жилом помещении независимо от его площади, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги. Договор аренды - соглашение, по которому арендодатель предоставляет арендатору и членам его семьи недвижимость в жилищной сфере, включая жилые помещения, без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование либо пользование, а арендатор обязуется использовать ее в соответствии с договором и своевременно вносить арендную плату, включая плату за коммунальные услуги. Кондоминимум (от латинского словосочетания "con" - совместно и "dominimum" - преимущественное владение) - единый комплекс недвижимого имущества, который включает в себя земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности. Товарищество собственников жилья (ТСЖ) - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления непосредственно населением или через создаваемые им субъекты территориального общественного самоуправления и их органы. Компенсации (субсидии) - средства, предоставляемые гражданам в качестве по-мощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки. Застройщик - физическое или юридическое лицо, которое организует строительство, реконструкцию и ремонт жилых домов (с комплексом инженерной и социальной инфраструктуры или без него), в том числе для собственного проживания, предоставления внаем, аренду либо для продажи. |