Городская политика и статус женщин

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ТОС САРАТОВА И САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Законодательная база создания и деятельности ТОС в Саратовской области в основном не отличается от других регионов.

Вместе с тем нельзя не отметить, что региональная и местная законодательная база более детально проработана и имеет тенденцию к совершенствованию в основном благодаря целенаправленной деятельности Ассоциации самоуправляемых территорий и личному участию ее председателя Джашито-ва А.Э.

За последнее время приняты соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления следующие правовые акты:

  1. Закон "О внесении изменений в закон Саратовской области "О территориальном общественном самоуправлении в Саратовской области"" (№ 70-ЗСО от 22 ноября 2000 года), который полностью решил правовые вопросы регистрации, организации и ликвидации субъектов ТОС как тех, которые наделены правом юридического лица, так и тех, кто не имеет этого права.
  2. Решения "Об утверждении Типового устава субъектов территориального общественного самоуправления" и "О Положении о муниципальном заказе г. Саратова и о Положении о размещении муниципального заказа на конкурсной основе". Второе, аналогично проекту закона Саратовской области "О передаче отдельных полномочий органов местного самоуправления органам субъектов ТОС" (который не был принят, так как Дума считает, что достаточно двух вышеназванных решений). Таким образом, КТОСы на основании этих двух решений получили полномочия с их финансовым обеспечением как на основании нового типового устава, так и в качестве муниципального заказа.
  3. Постановление Администрации города Саратова "О порядке возмещения жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья затрат при расчетах с поставщиками за тепловую энергию", инициаторами подготовки и принятия которого были АСТ и Союз ЖСК, послужило правовой (финансовой) защитой членов ЖСК и ТСЖ от неправомерных действий чиновников в вопросе социальной защиты домовладельцев по сравнению с нанимателями и арендаторами жилья (ст. 19 закона РФ "О товариществах собственников жилья"). Большинство ТСЖ и ЖСК, оформивших акты сверки о начислении за тепловую энергию, получило возмещение затрат за тепловую энергию за третий и четвертый кварталы 2000 г.

Таким образом, практически решены все правовые вопросы статуса КТОСов, их полномочий и экономической основы, кроме статуса выборных лиц исполнительных органов субъектов ТОС. Проект решения Саратовской городской Думы "О статусе выборных лиц исполнительных органов субъектов ТОС", разработанный АСТ, внесен на рассмотрение в Саратовскую городскую Думу.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЖКХ В САРАТОВЕ

Начало реформированию жилищно-коммунального хозяйства в Саратове было положено Указом Президента РФ от 27.05.97 № 528 "О реформировании ЖКХ в РФ". Основные этапы реформирования системы ЖКХ:

  1. Ведомственный жилой фонд передан в муниципальную собственность.
  2. Разделены функции заказчика и подрядчика.
  3. Уровень оплаты населением коммунальных услуг составляет 51%.
  4. За 1999 год величина субсидий составила 20% от общей оплаты. При этом в Саратове субсидии за обслуживание жилого фонда для проживающих в ЖСК и ТСЖ не предусмотрены.
  5. В Саратове реализуется программа энергосбережения, которая включает в себя установку приборов учета потребляемых воды и тепла в домах и ЦТП (а в В. Новгороде - в каждой квартире).
  6. Этапы 6,7,8 - демонополизация обслуживания жилья, формирование договорных отношений, создание ТСЖ.

ЖЭУ переименовали в ООО и тем самым снизили себестоимость обслуживания одного кв. метра общей жилойплощади:

    • в Ленинском районе - до 1,09 руб.;
    • в Кировском районе - до 1,10 руб.;
    • в Заводском районе - до 1,06 руб. (однако, предприятие до сих пор не функционирует);
    • в Волжском районе достигнут вовсе поразительный результат - 67 коп.

Но несмотря на это, граждане платят за услуги по старым тарифам и имеют место бюджетные дотации.

В результате проведения конкурса, оплата за содержание лифтового хозяйства составляет 3,37 рубля с человека, а ТСЖ платят по-прежнему 7 рублей, и при этом не улучшилось ни санитарное состояние лифтов, ни сократилось время их отключений.

В своей статье "О поездке в В. Новгород" (газета "Саратов" от 14.11.00) А.В. Глазунов задает вопрос: "Непонятно в этой ситуации другое — почему граждане платят за услуги по-старому? Почему имеют место бюджетные дотации? Почему не хватает денег на обслуживание?"

Далее А. Глазунов продолжает: "...В Саратове, граждане, проживающие в ЖСК и ТСЖ поставлены в неравные условия с проживающими в муниципальном жилом фонде. Хотя говорить о муниципальном жилом фонде в нашем городе уже неправомерно, так как около 50% его уже приватизировано. Жилъ-- цы ЖСК и ТСЖ не получают дотаций из бюджета (которые положены согласно Федерального Закона "О ТСЖ"), платят налог на имущество и т. д. А ведь ТСЖ - это прямой конкурент для ЖКХ. Граж-. дане, проживающие в ТСЖ и ЖСК, несут полную ответственность за бюджетное недофинансирование энергоснабжающих организаций. В результате в данное время в Саратове все ЖСК и ТСЖ являются банкротами.

Другая ситуация в Новгороде. Там граждан на категории не делят. Все проживающие на территории города граждане для Новгородской Думы равны. Все жители имеют равные права и пользуются ими вне зависимости от формы собственности жилья. Там понимают, что демонополизация - это право выбора, а не смена вывески обслуживающей организации. На рынок обслуживания жилого фонда пришли действительно частные компании и граждане оплачивают услуги по содержанию жилого фонда в полном объеме. Более того, в Новгороде введена плата за найм, что стимулирует граждан создавать ТСЖ. ТСЖ - это новое мышление по вопросам благоустройства, это другое отношение жильцов к собственности

В Новгороде ТСЖ и ЖСК заключают с энергоснабжающими организациями трехсторонние договора, которые избавляют их от бюджетного недофинансирования. ТСЖ и ЖСК освобождены от уплаты части местных налогов. Муниципальным учреждением "Диалог" (специально созданным для проведения жилищно-коммунальной реформы при Северо-западной академии государственной службы) для председателей и активистов ТСЖ проведена в 1998 году учеба.

Сегодня итоги проведения коммунальной реформы налицо. Я был просто поражен чистотой во дворах и подъездах ТСЖ, а также отношением жильцов. В порядке эксперимента, когда поднимались на верх в одном из подъездов, включали освещение (в отличии от нашего города, выключатель установлен не один на весь подъезд, а один на два этажа) в дневное время. Так за то время, что мы осматривали подъезд, проходящими жильцами освещение на нижних этажах уже было выключено!

Почему же так произошло? Почему такие разные итоги при одинаковых предпосылках и малоотличающихся методах реформирования? После ознакомления с документами, ответ на этот вопрос нашелся.

В Новгороде, решением городской Думы от принятия решений по реформе ЖКХ было устранено само ЖКХ. Что отвечает здравому смыслу. Ведь никто ни при каких строгих указаниях "сверху" не будет растить себе конкурента, создавать частные предприятия по обслуживанию жилого фонда (сегодня, наряду с МУП ЖКХ, жилой фонд обслуживает 3-4 таких предприятия, заключающие договора после проведения конкурсов и с учетом своих производственных возможностей). А у нас в Саратове, за реформу ЖКХ отвечает само ЖКХ!

Не пора ли пересмотреть отношение к реформированию ЖКХ с точки зрения получения конкретного результата, а не бессмысленного, ни к чему хорошему не приводящего увеличения тарифов?"

Основные недостатки проводимых реформ ЖКХ:

  • больше всего льгот по оплате услуг получают состоятельные граждане;
  • переход на конкурсное обслуживание жилого фонда проводится формально или вообще не проводится;
  • мало кто заинтересован в сокращении потерь тепла, электроэнергии, газа;
  • в регионах расходы на дотирование ЖКХ составляют от 30 до 50% бюджета, что является одной из причин бюджетного кризиса;
  • не повышается уровень квалификации сотрудников служб ЖКХ;
  • нет практики проведения регулярной информационной и образовательной работы с населением;
  • и др.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СПИСОК ЖЕНЩИН-ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ КТОСов, ТСЖ и ООС

  • "1-ая Дачная" - председатель Кублекова Валентина Николаевна (зарегистрирован 26.08.92 г., численность населения - 7,7 тыс.)
  • "2-ая Дачная" - председатель Выхрыстюк Елена Михайловна (зарегистрирован 30.12.90 г., численность - 7,5 тыс. чел.)
  • "5-ый квартал" - председатель Лебедева Нина Васильевна (зарегистрирован 18.02.98 г., численность - 18 тыс. чел.)
  • "Затон" — председатель Минакова Валентина Львовна (зарегистрирован 10.09.2000 г., численность - 10 тыс. чел.)
  • "Мирный" - председатель Гриневич Людмила Николаевна (зарегистрирован 25.03.92 г., численность населения - 10 тыс.)
  • "Надежда" - председатель Пичугина Лидия Петровна (создан по инициативе граждан в апреле 2000 г., без регистрации в качестве юридического лица, численность — 2 тыс. чел.)
  • "Новый" - председатель Мыжина Лариса Константиновна (зарегистрирован 21.05.92 г., численность населения - 4 тыс.)
  • "Октябрьский поселок" - председатель Максимова Людмила Ивановна (зарегистрирован 06.07.93 г., численность - 3,5 тыс. чел.)
  • "Орбита" - председатель Куртасова Ольга Николаевна (зарегистрирован 17.04.91 г., численность — 23,1 тыс. чел.)
  • "Поливановка" - председатель Веселова Марина Николаевна (зарегистрирован 21.04.97 г., численность - 6 тыс. чел.)
  • "Смирновское ущелье" - председатель Матвеева Надежда Даниловна (зарегистрирован 15.02.95 г., численность - 3,5 тыс. чел.)
  • "Солнечный" - председатель Задорожная Елизавета Петровна (зарегистрирован в октябре 1990 года, численность населения 48,5 тыс. чел.).
  • "Улеши" - председатель Серова Татьяна Владимировна, (зарегистрирован в 1994 году, численность населения 7 тыс. чел.)
  • "Юбилейный" - председатель Дьякова Ольга Николаевна (зарегистрирован 17.03.94 г., численность - 15 тыс. чел.)
  • "Квартальный" - председатель Алексеева Ирина Дмитриевна (зарегистрирован в 1995 г., численность - 12 тыс. чел.)
  • "Увек" - председатель Забелло Алла Ивановна (зарегистрирован в 1994 году, численность населения 9 тыс. чел.)
  • "Нефтяник" - председатель Королева Наталья Алексеевна (зарегистрирован в 1994 году, численность населения 15 тыс. чел.)
  • "Станкостроительный" - председатель Родина Лидия Васильевна (формально не входит в АСТ, хотя его председатель участвует во всех мероприятиях Ассоциации).

ТОС "Сокол" - председатель Паськова Лилия Павловна (не зарегистрирован, численность -21 тыс. чел.)

ТСЖ

  • "Жилсервисподшипник" - председатель Голубкова Татьяна Викторовна (организовано в 1997 году, в него входят домовладельцы 179 квартир).
  • "Машиностроитель" - председатель Штыренкова Маргарита Анатольевна (организовано в 1998 году, ЖСК с 1978 г.).
  • "Космонавт" - председатель Воронина Ирина Николаевна (организовано в 1998 году, ЖСК с 1967 г.).
  • "РИАН—I" - председатель Шишкина Вера Ивановна (организован в 1997 году, ЖСК с 1967 г., в АСТ не входит).

ООС

1. Луговая 40 - председатель правления, Бубкова Ольга Юрьевна (организован в 1997 году).


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОТОРЫХ КТОСов ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Охрана общественного порядка

  1. КТОС "Новый" добился выделения участкового милиционера, с которым работает отряд по охране общественного порядка из местных жителей.
  2. КТОС "1-я Дачная". Отрядом по охране общественного порядка, совместно с участковым милиционером, была организована проверка подвалов и чердаков жилых домов, в результате были ликвидированы притоны, обнаружены украденные вещи и поставлены на учет в милиции несовершеннолетние правонарушители.
  3. При КТОСах "Солнечный", "2-я Дачная", "Елшанка", "1-й Ленинский микрорайон", "Северный", "Комсомольский поселок" созданы и действуют отряды по охране общественного порядка, в которых принимают участие более 60 местных жителей.

Социальная работа

  1. КТОС "Новый" добился включения в свой штат паспортистки, которая в помещении КТОСа во время ежедневных вечерних приемов граждан занимается паспортно-визовой работой.
    КТОСом создан фонд социальной помощи населению поселка, через который оказывается материальная помощь малоимущим гражданам и многодетным семьям. А с помощью органов социальной защиты города и района предоставляются бесплатные путевки в летние лагеря и выдаются новогодние подарки детям из малоимущих семей.
  2. КТОС "Юбилейный" добился установки 10 уличных телефонов-автоматов; 12 телефонов в общественных зданиях; 12 телефонов по льготным ценам инвалидам войны. Осуществляет контроль за работой городского транспорта. Создал и предоставил местным безработным жителям 14 рабочих мест.
  3. КТОС "Зональный" организовал выборы старост улиц, способствовал возрождению художественной самодеятельности в клубе "Парус" и деятельности Совета ветеранов.
  4. КТОСом "Соколовая гора" активно оказывается социальная помощь местным жителям: проведен прием ветеранов ВОВ (пришли 120 человек); были организованы торжества по случаю дня победы (200 человек).
  5. КТОС "Мирный" оказывает материальную (помещение) и финансовую (оплата труда педагогов-организаторов) поддержку подростковому клубу "Дружба", в котором занимаются более 80-ти детей и подростков. Кроме того, КТОС ведет работу с "трудными" подростками и с неблагополучными семьями. Для детей и подростков регулярно проводятся массовые мероприятия (елки, спортивные мероприятия и т.д.). При КТО-Се действуют Совет ветеранов, Центр семьи, 2 комиссии (по социальным вопросам и благоустройству).
  6. КТОС "1-я Дачная" организовал концерты и праздничные столы для участников ВОВ (200 человек), летнюю оздоровительную детскую площадку с бесплатным питанием, спортивные секции.
  7. КТОСом "Заря" организован сбор вещей для малообеспеченных семей.
  8. При КТОСе "Солнечный" создан Фонд социальной защиты, который оказывает медицинские и бытовые услуги, материальную поддержку одиноким престарелым гражданам (25 человек).
    КТОС "Солнечный" способствовал созданию и деятельности кабельного телевидения, 'Молодежного центра, Женской думы. КТОСом создаются экологические клубы, осуществляются программы по возрождению народных промыслов и национальных культур.
  9. При КТОСе "2-я Дачная" работает комиссия по социальной защите малоимущих, разбору жалоб и заявлений.
  10. КТОС "Елшанка" участвует в работе судов в качестве истца, третьего лица, по защите интересов граждан.
  11. КТОС "Орбита" за счет собственных средств, а также средств управления социальной защиты и предпринимателей оказывает материальную помощь малообеспеченным жителям.
  12. КТОС "Волга" принимает участие в работе комиссии по делам несовершеннолетних и совместно с участковым милиционером совершает регулярные рейды по притонам наркоманов и местам изготовления наркотических средств. КТОС создал народную библиотеку с фондом в 4000 книг, организовал работу совета женщин "Достоинство", способствует работе подростковых клубов.
  13. КТОС "Комсомольский поселок" добился продления старого автобусного маршрута и открытия нового, организует помощь беженцам.

Благоустройство и охрана окружающей среды:

  1. КТОС "Новый" организовал вывоз мусора из поселка и строительство спортивной площадки, добился запрещения строительства АЗС в зеленой зоне.
  2. КТОС "Зональный". По его инициативе и при его участии осуществлены освещение и радиофикация поселка; проложен новый водовод (500 метров); заасфальтированы центральные улицы поселка (2 улицы) и площадки у детского сада, школы, клуба; ликвидированы мусорные свалки в 15-ти местах; приобретено 2 контейнера для мусора и организован вывоз бытовых отходов из частного сектора; капитально отремонтированы 2 и восстановлены 2 колодца родниковой питьевой воды.
  3. КТОС "Соколовая гора" явился инициатором расширения проезжей части улицы. Перенесена автобусная остановка в более удобное для жителей место; оборудован местный рынок.
  4. КТОС "1-я Дачная" стал инициатором разработки и утверждения проекта благоустройства микрорайона. Построено 500 погребов и 130 гаражей, проведено озеленение на территории 6-ти домов. Построен рынок (подведена вода, установлено 20 прилавков).
  5. КТОСом "Надежда" были организованы субботники и вывезен мусор, произведен частичный ремонт асфальтового покрытия улиц. КТОС добился прекращения незаконного строительства торгового павильона (на пешеходной аллее). При КТОСе работает санитарно-экологическая комиссия.
  6. КТОСом "Заря" с участием жителей обустроена детская площадка, благоустроена территория у 2-х многоэтажных домов.
  7. КТОС "Солнечный" является заказчиком строительства парка (7 га), по его инициативе и при его участии закладываются 2 сквера, сад в школе-интернате, проводится озеленение территории, экологическое оздоровление пруда (с привлечением детей), ремонтируются детские площадки, заливаются зимние катки. При КТОСе функционирует санитарно-экологическая инспекция.
  8. КТОСом "2-я Дачная" построена детская площадка, торговые ряды, регулярно проводятся субботники по благоустройству территории.
  9. КТОС "Елшанка" является заказчиком проекта по благоустройству поймы реки Елшанка. По инициативе КТОСа разработана и реализована программа телефонизации поселка, функционирует студия кабельного телевидения. КТОСом организованы 3 гаражных кооператива.
  10. КТОСом "Затон" организованы торговые ряды, для которых приобретено 20 лотков. При содействии КТОСа проведено углубление и очищение реки Елшанка, отремонтирован пешеходный мост с освещением. На танцплощадке, открытой по инициативе КТОСа, побывало свыше 20 тысяч человек не только из поселка Елшанка, но и из других соседних микрорайонов и поселков.
  11. КТОС "1-й Ленинский микрорайон" участвовал в строительстве асфальтовой дороги (2 километра), зеленого сквера, ремонте 4-х детских спортивных площадок, в строительстве детского парка с бассейном. При КТОСе работают санитарно-экологическая комиссия, Совет ветеранов и инвалидов, административно-бытовая комиссия.
  12. КТОСом "Орбита" ведется благоустройство микрорайона.
  13. КТОС "Возрождение" инициировал составление сметы на благоустройство микрорайона и произведение очистки от сточных вод.
  14. КТОСом "Северный" проведено озеленение и ремонт детской площадки, совместно с жителями прилегающей территории отремонтировано освещение в частном секторе с заменой осветительных столбов. КТОС оформил проектно-сметную документацию на 4-е гаражно-строительных кооператива, одну автостоянку и телефонизацию микрорайона.
  15. КТОС "Микрорайон За" занимается вопросами благоустройства территории. По его инициативе ремонтируется ливневый коллектор.
  16. КТОС "5-й квартал" организовал вывоз мусора со своей территории и уличную торговлю (мини-рынок) для реализации жителями овощей и фруктов со своих садов и огородов.
  17. КТОСом "Квартальный" совместно с комитетом по экологии и охране окружающей среды была оказана помощь местным жителям по ликвидации последствий затопления территории после ливней.
  18. КТОС "Комсомольский поселок" организовал посадку 200 деревьев.

Оказание населению жилищно-коммунальных услуг

  1. КТОС "Зональный" стал инициатором и участником проведения капитального ремонта семейного общежития; замены систем отопления в медпункте и почтовом отделении; ремонта электропроводки в сберкассе.
  2. КТОС "Соколовая гора" инициировал увеличение почти в 2 раза выделения администрацией финансовых средств на капитальный ремонт жилого фонда.
  3. КТОС "Мирный" на правах коммунального отдела оформляет доверенности на получение ком^ пенсаций, помогает местным жителям в экстремальных ситуациях (авариях, пожарах, затоплениях и т.д.).
  4. КТОСом "1-я Дачная" отремонтированы нижние разливы и стояки отопления в 7-ми домах, восстановлен дренаж у 1-го дома.
  5. КТОСом "Надежда" произведен ремонт отопительной системы в 1-м доме, восстановлено освещение у школы.
  6. При КТОСе "2-я Дачная" работает комиссия по подготовке поселка к отопительному сезону.
  7. КТОСом "Орбита" ведется ремонт домов, котельной.
  8. КТОС "Возрождение" стал инициатором составления сметы на ремонт домов и теплотрассы.
  9. КТОС "5-й квартал" инициировал замену центральной задвижки, 120 световых опор в частном секторе, 4000 метров провода и ламп освещения. До этого почти 40 лет освещение улиц в частном секторе отсутствовало.
  10. КТОС "Волга" совместно с работниками ЖКХ готовят жилой фонд к отопительному сезону, занимается ремонтом жилья.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗДАТЕЛЕ

Информационный центр независимого женского форума (ИЦ НЖФ) - региональная общественная организация. Миссия Информационного центра НЖФ - способствовать трансформации общества, культуры, экономики на недискриминационной основе и содействовать повышению статуса женщин в обществе.

И Ц НЖФ выполняет работу по подбору, анализу, переработке и распространению информации, способствующей защите прав женщин, визуализации их проблем, обоснованию важности решения этих проблем для развития гражданского общества в России.

Центр издает зарегистрированный в Государственном комитете РФ по печати журнал "Вестник" и зарегистрированные в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций информационные бюллетени для женщин и о женщинах "Вестничка ИЦ НЖФ" (в электронном и печатном видах).

ИЦ НЖФ регулярно организует и проводит для женщин информационно-образовательные семинары, конференции, круглые столы. За период с 1994 по 2000 годы ИЦ НЖФ реализовал 17 проектов, провел 35 межрегиональных и международных конференций и семинаров. В ходе выполнения проектов создана межрегиональная сеть женских НПО. Наработан опыт взаимодействия и партнерских отношений с государственными органами федерального, регионального и городского уровней, что способствует повышению значимости проводимой деятельности и распространению идеи равноправия в России.

ИЦ НЖФ — одна из немногих женских организаций в России и СНГ, которая успешно сочетает информационную, издательскую и образовательную деятельность, направленную на улучшение положения женщин в России и реализацию равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин.

Кроме того, ИЦ НЖФ работает как ресурсный и консультационный центр для исследовательниц, аспиранток, студенток и женских НПО из России и СНГ, занимающихся вопросами тендерного равенства и прав человека женщин.

ИЦ НЖФ - ответственный координатор Ассоциации независимых женских объединений, учрежденной в 1995 году. В Ассоциацию входят 39 организаций из 21 региона России и 3 организации из стран СНГ (Беларуси, Казахстана, Украины).

ИЦ НЖФ - член международных организаций: КАРАТ Коалиции (объединение женских организаций из стран Центральной и Восточной Европы) и Huairou Comission (объединение женских организаций из США, Канады, Индии, Австралии, Коста-Рики и др.) - стратегического партнера Центра ООН по населенным пунктам (Хабитат).

Информация об ИЦ НЖФ размещена в международном справочнике женских информационных агентств и сетей (Women's Information Services and Network: a global source book. The Netherlands, 1999) и Базе данных "Лучших и хороших практик" (The List of 472 Good and Best Practices included in the Best Practices Database, 2000, http://www.sustainabledevelopment.org/blp/awards/).


ПРИЛОЖЕНИЕ 7

СВЕДЕНИЯ ОБ ИСПОЛНИТЕЛЯХ ПРОЕКТА ИЦ НЖФ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА И СТАТУС ЖЕНЩИН" В САРАТОВЕ

МОСКВА

Божкова Елизавета Алексеевна — директор проекта, директриса ИЦ НЖФ, участница Форума НПО-95 (Ху-айроу, Китай, 1995 г.) и IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин), координатор Ассоциации независимых женских объединений (АНЖО), участница 43 Сессии Комиссии ООН по положению женщин, Нью-Йорк, Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Пекин+5"(июнь 2000г., Нью-Йорк, США).

Хлебникова Инна Григорьевна — менеджер проекта, директор женской организации «Горожанка и Дом» (г. Жуковский), член оргкомитета по проведению серии семинаров представительниц женских организаций для участия в Форуме НПО-95 (Хуайроу, Китай, 1995г.), координатор межрегиональной сети женских групп по инициированию участия женщин в реформировании ЖКХ и самоуправлении на локальных территориях.

Басаргин Анатолий Федосеевич— консультант проекта, президент Общенационального фонда "За доступное и достойное жилье", эксперт в области реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), выступал в качестве эксперта в подготовке документов для Президентского Совета, в настоящее время принимает активное участие в разработке новой концепции жилищной реформы в России и соответствующих изменений в действующем жилищном законодательстве, сотрудничая по этому вопросу с Госстроем России.

Рахлин Александр Ефимович — консультант проекта, председатель правления Общенационального -фонда "За доступное и достойное жилье", эксперт в области реформирования ЖКХ, в качестве эксперта участвовал в подготовке документов по реформированию ЖКХ для Президентского Совета и разработке проектов Постановлений Правительства РФ и законопроектов в сфере жилья и местного самоуправления, автор ряда публикаций по -созданию объединений по месту жительства, а также научно-методических разработок по вовлечению населения в процесс принятия экономических и управленческих решений на локальных территориях. САРАТОВ

Джашитов Александр Эммануилович — региональный координатор и эксперт проекта, доцент СГТУ, председатель Ассоциации самоуправляемых территорий г. Саратова (АСТ), член коллегии и координационного Совета при мэре г. Саратова, член Общественной Палаты при Губернаторе Саратовской области и сопредседатель Общественного Совета при Комитете по законности, работе с территориями и общественными организациями Саратовской областной Думы, член Совета по самоуправлению Саратовской области (заместитель руководителя секции развития различных форм осуществления местного самоуправления). Имеет сорокалетний опыт преподавательской и научной работы, десятилетний опыт работы в области местного и территориального общественного самоуправления, один из авторов монографии "Местное самоуправление в России" 1994 г., автор 6-ти научно-методических пособий по ТОС, ТСЖ и органам общественной самодеятельности по месту жительства, инициатор создания органов ТОС, ТСЖ и органов общественной самодеятельности по месту жительства в городах Саратове, Балашове, Марксе и Энгельсе.

Олейник Михаил Степанович — эксперт проекта, главный специалист отдела организационно-кадрового обеспечения и по взаимодействию с территориями администрации Волжского района г. Саратова, имеет 4-летний опыт работы в области местного самоуправления, занимается вопросами КТОСов, общественных объединений и партий, участвует в создании механизмов реального партнерства органов местного самоуправления и КТОСов

Глазунов Александр Владимирович — эксперт проекта, председатель КТОСа "Юбилейный", создатель первого ТСЖ в Саратовской области - ТДК-1, имеет 11-летний стаж работы в системе жилищно-коммунального хозяйства, 5-летний стаж работы в системе территориального общественного самоуправления; КТОС "Юбилейный" - лауреат общероссийского конкурса по территориальному общественному самоуправлению "Оценка положительного опыта деятельности территориального общественного самоуправления и создание условий для его дальнейшего развития в РФ" (1998г.).

Мыжина Лариса Константиновна — лектор проекта, председатель КТОСа "Новый", победитель конкурса "Лучший председатель КТОСа в Саратовской области" (1998 г.), имеет 5-летний стаж работы в территориальном общественном самоуправлении.

Задорожная Елизавета Петровна — лектор проекта, председатель КТОСа "Солнечный", член Совета по местному самоуправлению Саратовской области, в прошлом — депутат районного Совета двух созывов, имеет 8-летний опыт работы в территориальном общественном самоуправлении, лауреат общероссийского конкурса по территориальному общественному самоуправлению "Оценка положительного опыта деятельности территориального общественного самоуправления и создание условий для его дальнейшего развития в РФ" (1998г.). ПЕТРОЗАВОДСК

Мусиенко Раиса Николаевна — ассистент регионального координатора проекта "Городская политика и статус женщин", постоянный волонтер Карельского центра тендерных исследований, занимается проблемами развития ТОС в г. Петрозаводске, координатор проекта "Разработка "пилотной" модели на выполнение муниципального заказа с участием ТОСов", имеет практический опыт работы по взаимодействию НКО с исполнительной и законодательной властями г. Петрозаводска.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Жилищная сфера - область народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилища, сооружений и элементов инженерной и социальной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание и ремонт.

Недвижимость в жилищной сфере - недвижимое имущество с установленными правами владения, пользования и распоряжения в границах имущества, включающее: земельные участки и прочно связанные с ним жилые дома с жилыми и нежилыми помещениями, приусадебные хозяйственные постройки, зеленые насаждения с многолетним циклом развития; жилые дома, квартиры, иные жилые помещения в жилых домах, других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы.

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Социальная норма площади жилья - размер площади жилья, приходящейся на одного человека, в пределах которой осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.

Договор найма - соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, в пределах нормы жилой площади либо сохраняет право проживания по договору найма нанимателя в жилом помещении независимо от его площади, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и за коммунальные услуги.

Договор аренды - соглашение, по которому арендодатель предоставляет арендатору и членам его семьи недвижимость в жилищной сфере, включая жилые помещения, без ограничения размеров за договорную плату во временное владение и пользование либо пользование, а арендатор обязуется использовать ее в соответствии с договором и своевременно вносить арендную плату, включая плату за коммунальные услуги.

Кондоминимум (от латинского словосочетания "con" - совместно и "dominimum" - преимущественное владение) - единый комплекс недвижимого имущества, который включает в себя земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.

Территориальное общественное самоуправление (ТОС) - форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления непосредственно населением или через создаваемые им субъекты территориального общественного самоуправления и их органы.

Компенсации (субсидии) - средства, предоставляемые гражданам в качестве по-мощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, строительства жилья или его покупки.

Застройщик - физическое или юридическое лицо, которое организует строительство, реконструкцию и ремонт жилых домов (с комплексом инженерной и социальной инфраструктуры или без него), в том числе для собственного проживания, предоставления внаем, аренду либо для продажи.

к началу журнала