ПРОЕКТ "ГОРОДСКАЯ ПОЛИТИКА И СТАТУС ЖЕНЩИН"
Сентябрь 1999 г. - июнь 2000 г.
Проект "Городская политика и статус женщин", поддержанный
Женской Сетевой Программой ИОО (фонд Сороса), выполнялся ИЦ НЖФ в форме
постоянного взаимодействия партнерских организаций как Школа обмена опытом
деятельности.
Для обмена опытом в проекте были выбраны три проблемы: предотвращение
насилия в отношении женщин, реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)
и становление территориальных органов самоуправления (ТОС), бюджетное обеспечение
решения этих проблем в городах.
Составной частью преобразований российской экономики является реформа
жилищно-коммунального хозяйства и развитие территориального общественного
самоуправления.
В большинстве своем принятые в отношении жилищно-коммунальной реформы
решения оказались формальными. В результате этого до сих пор 30-50% бюджета
расходуется на дотирование жилищно-коммунального хозяйства, что способствует
развитию бюджетного кризиса в регионах.
Во многих регионах реформирование, в основном, проходит путем повышения
ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, тем самым всю финансовую нагрузку
несет семья, и это отрицательно сказывается на социально-экономическом
положении женщин.
Для выполнения этого проекта были привлечены администрации, правоохранительные
органы и женские НПО в городах Петрозаводск, Воронеж, Челябинск, Снежинск.
Города В.Новгород и Саратов были выбраны как города-ориентиры, которые
имели успешный опыт проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства
и организации территориальных органов самоуправления.
В каждом городе-участнике проекта была выбрана женская организация,
которая вела работу по проекту: подбирала экспертов, проводила семинары,
встречи; вела переговоры с представителями администраций и правоохранительных
органов.
Всего в проекте приняли участие представительницы и представители:
- 26 женских групп,
- 6 ВУЗов,
- 33 городских администраций и ведомств (в том числе правоохранительных
органов),
- 23 комитета территориальных органов самоуправления и товариществ собственников
жилья,
- 2 ассоциации,
- 1 жилищная профессиональная организация.
Общее число участников событий по проекту - 266 женщин и мужчин (постоянный
списочный состав более 100 человек).
Сформированные группы сделали около 50 экспертных заключений по темам
проекта: предотвращение насилия в отношении женщин ("Перспективы преодоления
насилия в отношении женщин в России", "О некоторых проблемах
в организации работы ОВД по предупреждению семейного насилия", "Профилактика
и преодоление насилия в Карелии: взаимодействие МВД и общественных организаций"
и др. - всего 10 работ), реформа ЖКХ, организация ТОС и ТСЖ ("Стратегия
развития самоуправляемых местных сообществ в рамках стратегических планов
регионов, городов", "Стратегия связи с общественностью для реформы
МСУ", "ТОС в городе Челябинске" и др. - всего 22 работы),
бюджетный процесс ("Бюджетная политика в России", "Социальное
партнерство в формировании бюджетной политики города", "ЖКХ реформа
в В.Новгороде и ее влияние на бюджетный процесс" и др. - всего 6 работ),
а также работы по другим темам ("Гендерных подход к формированию городской
среды" и др.).
Результаты работ сообщались на семинарах в городах-участниках проекта
в форме Школы обмена опытом. Всем участникам семинаров раздавались экспертные
заключения в письменном виде, пакеты законодательных актов, обеспечивших
в городах (В.Новгород, Саратов) проведение реформ, а также нормативные
документы (Петрозаводск, В.Новгород) по обсуждаемым на Школе проблемам.
Участие в мероприятиях по проекту "Городская политика и статус
женщин" помогло группе из Карелии и Москвы, состоящей из представителей
ТОС, женских организаций, администрации, консультантов проекта успешно
реализовать новый проект "Разработка "пилотной" модели на
выполнение социального заказа с участием ТОСов".
Проект предоставил возможность познакомить представителей администраций,
руководителей территориальных органов самоуправления, сотрудников правоохранительных
органов с работами феминисток-исследовательниц Т.Клименковой, Н.Габриэлян,
О.Ворониной, Е.Машковой и др., что всегда способствовало повышению уровня
обсуждаемых проблем.
Основным результатом проекта можно считать создание межрегиональной
группы (около 50 человек, женщин и мужчин ), состоящую из представителей
женских организаций, правоохранительных органов, администрации, преподавателей
и руководителей образовательных учреждений, органов территориального самоуправления
и др. Группа открыта к сотрудничеству, заинтересована в повышении статуса
женщин через новые подходы при формировании городской политики.
Проект повысил статус женщин-лидеров, женских организаций в городах-участниках
проекта, способствовал продвижению Женской повестки дня на региональный
уровень, укрепил партнерство женских организаций с местными администрациями
и правоохранительными органами, показал необходимость включения гендерных
программ в образовательные курсы учебных заведений для сотрудников администраций.
Уникальность проекта заключалась в создании условий для разработки местных
механизмов улучшения положения женщин и создании механизмов передачи успешного
местного опыта в другие регионы, инициируемые женскими организациями.
В Челябинске:
По мнению координатора проекта из Челябинска (Басковой Н.) "проект
"Городская политика и статус женщин" четко фиксирует переход
от борьбы за улучшение положения женщин к обеспечению гендерного равенства
и от решения вопросов социального порядка к поиску механизмов влияния на
принятие решений и продвижения интересов женщин. В этом его бесспорная
ценность. Следующий момент-это трансляция нового видения на женское движение
в регионы и рассмотрение достижений женских организаций и инициативных
групп именно с этой точки зрения. Поэтому проект имеет не только практическую
ценность, но и как аналитический, исследовательский материал. За время
деятельности по проекту привлекались к гендерной тематике целый ряд представителей
городской власти. В Челябинске нашли надежных людей в референтуре зам.
главы города Т.Харисовой, в Управлении социальной защиты, в отделе ТОС.
Два представителя администрации были участниками Школы по обмену опытом.
Хочется вспомнить, что буквально год назад еще не было и речи о гендерных
курсах и слово это шокировало тех, кто не был знаком с этой проблематикой.
В ходе работы по проекту было смело решено не отказываться от этого термина
и потихоньку внедрять его, сначала в женских организациях, затем в СМИ
и органах власти. Нельзя сказать, что этот термин стал уже "родным",
но то, что он несет в себе отношение не только к женщинам, но и к мужчинам,
значительно облегчает понимание со стороны мужчин. Это немаловажно. Появились
сторонники не только в женских кругах, но и в администрации города, среди
студентов, в учреждениях, в высшей школе уже есть люди, которые готовы
участвовать в разработке гендерной политики в нашем регионе".
В Карелии:
В г. Петрозаводске существует городская программа улучшения положения
женщин, которая даже имеет хоть и не значительное, но бюджетное финансирование.
В Республике был сделан следующий шаг. Правительство приступило к разработке
программы "Женщины Республики Карелии", основные цели которой
создание на уровне Республики регионального механизма по улучшению женщин,
обеспечение безопасности жизнедеятельности, защита прав женщин на рынке
труда и др.
По мнению некоторых участников проекта: " Идеи проекта уже живут
отдельно от организаторов проекта и реализуются в регионах самостоятельно.
Результаты проекта гораздо существенней, чем было заявлено первоначально.
Проект способствовал разработке и реализации нескольких новых проектов
и идей в регионах.
Республиканским центром планирования семьи (г. Петрозаводск, Республика
Карелия) получен и выполнен грант от американской организации "Проект
"Гармония" на проведение тренингов для сотрудников правоохранительных
органов из районов Карелии. В тренингах приняло участие около 30 милиционеров.
В Челябинске Администрацией города в целях поддержки деятельности Комитетов
территориальных органов самоуправления (КТОС) по развитию и реализации
инициативы населения г. Челябинска проведен конкурс социально-значимых
проектов для лидеров комитетов территориальных органов самоуправления.
Из пяти номинаций три получили женщины-лидеры КТОС. Для реализации проектов
победителей было выделено бюджетное финансирование.
В Великом Новгороде:
Администрация г. В. Новгорода впервые обратила внимание, что 70% основных
исполнителей городских программ - женщины. Администрация В. Новгорода в
лице мэра Корсунова А.В. в письме поддержки проекта "Женщины в управлении
городами" "с большим интересом отнеслась к проекту. Программа
получила широкий резонанс и обозначила действительно важную проблему профессиональной
значимости и активности женщин в городской среде", надеется на продолжение
сотрудничества.
Научно-образовательное учреждение "Диалог", на базе которого
располагается Северо-Западное отделение РАГС, Академия сервиса и услуг,
Союз городов Северо-Запада и др., планирует использовать полученные на
семинарах материалы в своих учебных программах.
Проект позволил сделать сравнительный анализ результатов проведения
реформ жилищно-коммунального хозяйства, бюджетного процесса и городских
программ по предотвращению насилия в отношении женщин в городах-участниках,
основные положения которого будут опубликованы.
На страницу OWL
|