ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Занятия в группах на развитие партнерства, социальных и творческих способностей

Одна из основных целей нашей деятельности по проекту - создание устойчивой межрегиональной группы и устойчивого партнерства и сотрудничества между различными субъектами политики на уровне городов-участников проекта. А это значит, нам предстояло использовать такие методы в своей работе, которые бы способствовали приобретению коммуникативных навыков и умений, личностному росту и развитию всех участниц/ков проекта, создавали бы условия для использования их жизненного опыта в городской политике, способствовали бы объединению усилий различных женских инициатив и взаимодействию с органами власти на местах. Важно было научиться открыто говорить о своем опыте, умениях, чувствах и переживаниях.

И мы подумали, ведь этому надо специально учиться. Учиться слышать друг друга и договариваться, использовать в своей работе чужой опыт и отдавать свой. Также нам надо было учитывать, что традиционно в России в педагогической практике не используются или, скажем, мало используются методики, направленные на групповую работу, обучение коллективному принятию решений. Этим проблемам не уделяется должного внимания. И надо было обучать женщин работать в группе, команде.

С этой целью мы использовали различные методики работы в группах, активно сегодня применяемые на Западе при подготовке кадров для развивающихся предприятий: "работа в круге", "построение будущего" и "открытое пространство" и др.

У нас была возможность в проекте Нины Габриэлян "Усиление женщин через образование" просмотреть эффективность методик, которые продемонстрировали нам наши психологи и арт-терапевты, и из их многообразия для своей работы мы выбрали танцевальную терапию, социальное рисование, работу с природными материалами и сказкотерапию. Почему?

Рисование акварельными красками по мокрому листу бумаги позволяет вступить в бессловесный диалог с партнером и быть в нем активным или пассивным, развивать способности к сотрудничеству, принятию других точек зрения. Кроме того, оно также является и способом разрядки, снятия напряженности и усталости во время очень напряженной работы на семинаре, особенно после выступлений. Работа с красками позволяет справиться с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда невербальные средства оказываются единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения. Художественное творчество ускоряет развитие эмпатии и вызывает положительные чувства.

Так, на семинаре в Снежинске для формирования толерантности, партнерства, чувства группы и сопричастности к общему делу мы выбрали обсуждение сказки "Репка". В Тарусе мы организовали выставку изделий женского труда из различных стран и городов-участников проекта, посетили Дом детского творчества, музей профлицея, познакомились с изделиями вышивальщиц местной фабрики. А на заключительном семинаре в Москве, где слово "творчество" уже было в самом названии, мы не только рисовали, делали открытки, пели и танцевали по специальной методике, но и организовали выставку изделий народного творчества умельцев из городов-участников и демонстрацию самими участницами моделей одежды, выполненных в лоскутной технике, художницы-модельера Т. Бердниковой из Челябинска.


Рисование акварельными красками

У нас уже был опыт рисования акварельными красками в группах. Рисовали на семинарах в городах по предыдущим проектам с группами женщин: председательницами ТСЖ в Великом Новгороде, психологами, социальными работницами и членами женских организаций в Петрозаводске, участницами проекта "Женщины в управлении городами" в Москве.

Это был наш первый опыт использования занятий искусством в рамках образовательных семинаров. И каждый раз результат был потрясающий и совершенно неожиданный для нас.

Обычно наши занятия проходят в течение трех дней, каждый день мы рисуем в группе не менее часа. Задания разные, но все направлены на бессловесный диалог, на развитие коммуникативных способностей и навыков.

Сначала некоторые участницы относятся к рисованию как к детскому занятию, баловству, у некоторых даже возникает протест. Но в процессе работы женщины начинают доверяться этой деятельности, причем многие замечают, что в них что-то меняется, и они начинают понимать, что нуждаются в ней и что она просто необходима, если ты ищешь творчества в своей общественной деятельности и личностного развития. После каждого занятия принято по кругу говорить о чувствах, пережитых в процессе рисования.

При проведении семинаров мы столкнулись с тем, что их участницы с трудом говорили о своих чувствах и переживаниях, все время пытались говорить лишь о том, что они рисовали, но тем не менее, мы заметили, что занятия сами по себе развивали и усиливали их внимание к собственным чувствам, развивали воображение, художественные способности участниц и не требовали специальной подготовки. Важен был сам процесс творчества, а не художественная оценка работ. Эти занятия обычно проводила художница-реставратор музея А.Н. Скрябина Маргарита Николаевна Алексеева.

В этом проекте мы использовали технику социального рисования только на трех последних семинарах в Дубне, Тарусе и Москве. О том, какое "усиление" это дало их участницам, можно узнать из слов, высказанных ими на семинарах по окончании рисования в группах, которые мы приводим в конце раздела.


Рисуя на семинарах, мы не ставим целью создание шедевров

Нина Габриэлян,
поэтесса, писательница,
руководительница проекта
"Усиление женщин через образование"

Мне вспоминается, что Г. Мопассан, который был очень недурным художником, отказался от живописи. И когда его спросили, почему, он сказал, понимаете, если я буду профессиональным художником, я не смогу купить в магазине ту картину, которая мне нравится, и повесить ее на стену. Потому что все, кто ко мне придут, будут говорить, господин Мопассан, вы же профессиональный художник, что вы за белиберду повесили. Я буду вынужден повесить к себе на стену картину, которая мне не нравится, но которая поощряется другими.

Рисуя на семинарах, мы не ставим целью создание шедевров, причем шедевров с какой-либо коллективной точки зрения, главное - испытать собственные эмоции. Это тоже очень важный момент образовательной программы. Я помню, у меня был спор с одной знакомой. Она мне задала вопрос, я на него ответила. Она возмутилась и сказала, как можно так отвечать, когда мировая философия уже это все переработала и отвергла, вот, например, философ N. Тут уж возмутилась я и сказала "А N пусть мою жизнь не проживает, свою жизнь я буду проживать сама". В рисунке мы проживаем себя, свою жизнь, а не чьи-то представления о том, что красиво и что некрасиво.

Не столь важно, что у нас получилось с так называемой "объективной точки зрения", для человека важнее то, что он получил гамму позитивных эмоций. Работой с цветом мы изменили свое понятие "результата". Есть два типа работы в группах: один - направленный на результат, а другой - на развитие. И мы придерживаемся принципа "на развитие". Это не значит, что у нас не будет никакого результата. Но если мы не будем развиваться личностно и социально, а будем в нашей деятельности только подстраиваться под некий заранее известный результат, то мы не получим того притока сил, который дается только через развитие и который даст нам возможность получить результат - быть может, и незапланированный, но важный в сущности.

В своих образовательных программах мы стремимся, чтобы не было обучающих и обучаемых. Мы все учимся взаимно друг у друга. Я хочу сказать, почему так важны для нас в рамках семинара арт- и терапевтические практики: и рисование, и танцы, и пение. Сейчас вся культура в разрывах, тело, весь организм человека в разрывах, и такой же разрыв сейчас существует и в области науки. Мы видим, что наука находится в определенном кризисе, и в кризисе находится одна из важнейших наук - медицина, которая вдруг увидела исчерпанность многих своих методов. В частности, химических. Увидела, что только медикаментозными методами, не обращаясь к человеческой душе, человека вытащить очень трудно. Лечим глаз, "едет" печень. Лечим печень, "отстегивается" пятка. Дальше поэтапно все отваливается, потому что это нецелостный подход к человеку.

Мы уже говорили и будем снова говорить о необходимости межведомственного подхода. Проблему надо решать так, чтобы контактировали и Министерство образования, и Министерство культуры, и Министерство здравоохранения, и общественные организации. Растаскиванием проблему не решить. То же самое происходит, когда мы растаскиваем человека по органам. Говорят, что человек - это совокупность органов, но совокупность органов - это труп, то с чем имеют дело анатомы. А мы не совокупность органов, мы нечто гораздо более сложное. Непонятное и непознанное для самих себя. Эти арт-методики имеют и терапевтическое значение. Поэтому в словах практически всех участниц мы услышали слово "радость". Мы этим способом подключились к резервуару своих сил. Кто-то к детству, кто-то еще к чему-то, может быть, непонятному, но к чему-то радостному и усиливающему.

Поэтому наши образовательные программы, которые мы сейчас включаем в программы по городской политике, это не образование, а усиление через образование. Не ослабление через образование, где это образование отнимет у тебя последние силы, и ты с вытаращенными глазами не будешь знать, что делать. А именно усиление. И мне кажется, что это изменяет наш стереотип относительно результата. Надежда Яковлевна Мандельштам писала в своих воспоминаниях о том, что Осип Мандельштам обладал редкостной способностью получать радость от самых простых вещей - от звука воды, которая течет из крана, от запаха свежего белья. У нас сейчас сильно заблокированы те душевные каналы, те чувствилища, через которые мы можем взять эту силу, притянуть к себе. Поэтому для нас важна работа по пробуждению чувств и развитию коммуникативных навыков толерантности. И мы получаем личностное усиление, которое потом мы и можем отдавать.


Работа с природным материалом

Ольга Пронина

Современный человек часто рассматривает природу как нечто, помогающее ему жить. Иногда как источник наслаждения. А сложные взаимосвязи, что присущи природе, он склонен упрощать, и часто они ускользают от его внимания. Особенно когда речь идет о повседневной жизни. В лучшем случае, думая о природе, мы вспоминаем цветы в горшках и изделия из дерева. А ведь мир природы: это и камни, и вода, и растения, и животные во всем их многообразии - от бабочек до домашних животных.

Одним из даров природы является пчелиный воск. С давних пор этот благородный природный материал используется человеком для изготовления свечей, красок, мелков, а также в лечебных целях. Это один из идеальных материалов в упражнениях по социализации группы: достаточно 15-20 минут работы с ним, чтобы атмосфера совместной работы стала умиротворенной и благожелательной. Именно это и произошло после занятий по изготовлению свечей из вощины (г. Таруса, семинар "Возможности влияния женских инициатив на развитие Тарусского района"). В работе группы принимали участие люди разного возраста, разных профессий, интересов, социального статуса. Казалось бы, что нового могли узнать из этого упражнения чиновники, солидные мужчины, деловые женщины, социальные работники? Тонкий медовый аромат, заполнивший зал, спокойные равномерные движения рук, закручивающих свечи из вощины, само закручивание по спирали, соответствующей прадревнему символу разворачивающейся и сворачивающейся жизни - все это как нельзя лучше соответствовало месту проведения семинара - городу Тарусе, гостинице "Интеркосмос". Как будто напомнило, с одной стороны, о спирали космической галактики как о некотором универсальном принципе и, с другой стороны - об обиходном образе жизни местных жителей, еще не оторванных от природы, как в мегаполисах больших городов, как будто подчеркивая своеобразие жизни в Тарусе. В этом упражнении встретились универсальный закон спирального движения и то, что может сделать своими руками человек. Недаром через 10 минут от начала этого упражнения стихли разговоры, и люди смогли прислушаться к себе и к другим. Как будто всем открылась незримая, но ощутимая вплоть до кончиков пальцев тайна.

В конце встречи Екатерина Сафоненко, у которой в Тарусе своя пасека, предложила продегустировать мед, собранный ее пчелами с каштановых цветов. Мед оказался замечательный: душистый, терпкий, с ароматом цветущих каштанов. Она рассказала также о русском обычае изготавливать свечи из пчелиного воска, когда женщины после бани использовали ее еще не остывшее тепло для расплавления воска, чтобы делать свечи, как говорится, "всем миром".


Окно в мир души

Другое упражнение (семинар "Творчество как инструмент гендерного подхода при принятии политических, экономических и социальных решений", г. Москва) заключалось в рисовании восковыми мелками. Когда мы в качестве природного материала выбираем восковые мелки, то имеем дело не просто с природным воском, а происходит встреча двух природных материалов, отличающихся своим происхождением: красящего пигмента, получаемого из даров земли - растертых глин и минералов, и воска, который пчела вырабатывает в сотах, еще хранящего в себе тепло солнечных дней. Таким образом, внутри материала взаимодействуют земля (через пигмент) и солнце (через воск). Рисуя восковыми мелками по белому листу бумаги, мы позволяем проявиться цвету минеральных субстанций, входящих в мелки, благодаря красящему пигменту, а сам воск несет в себе солнечное начало. Упражнение, которое было предложено группе, усиливало это сочетание земного и солнечного благодаря выбору предложенных цветов. Группа работала с двумя основными цветами - желтым и синим. Работа мелками, в отличие от работы акварелью, где переполненная чувствами душа может почти безгранично растекаться вместе с красками по влажной поверхности, требует более осознанного и строгого подхода. И, тем не менее, имея только два основных цвета - желтый и синий, можно пережить всю полноту их встречи в малом пространстве листа бумаги. Излучающийся желтый приостанавливает свое движение, наталкиваясь на спокойствие и отстраненность синего. Найти гармоничный выход из встречи двух полярных цветов - теплого и холодного, активного и пассивного - эту задачу мы решаем каждый раз, когда пытаемся в малом жизненном пространстве воплотить мир своего идеала.

Прежде, чем каждый участник группы приступил к рисованию, было предложено обратить внимание на фактуру бумаги. И каждый должен был выбрать либо шероховатую, либо гладкую поверхность листа. Этот выбор фактуры позволял выявить замысел и характер рисунка. По окончании занятия полученные рисунки наклеивались на более плотный лист тонкого картона, и получались открытки. На выставке сделанных открыток в конце этого дня можно было увидеть уникальность каждой работы, многообразие характеров, темпераментов, неповторимых черт каждой участницы семинара. Готовые работы являли собой попытку заглянуть за привычный опыт высказывания и через мир цвета выразить мир души.


Гендерный подход к выставочной деятельности

Ольга Пронина

Сейчас все чаще у деятелей культуры разных стран, в том числе у мужчин, возникает идея, что наступает век, который будет принадлежать женщине. Тем самым отдается дань ее образу мыслей, ее подходу к ведению дел, ее умению ладить, ее чувству гармонии и соразмерности, начиная от домашнего хозяйства до межличностных отношений.

В выставочной деятельности сейчас все чаще наблюдаются тенденции проведения выставок, которые не ограничиваются только временной экспозицией. Так, на выставках ремесел разворачиваются ярмарки, проходят мастер-классы, где все желающие могут научиться основам ремесла. Именно эта цель преследовалась во время выставок женского творчества на семинарах "Возможности влияния женских инициатив на развитие Тарусского района" (Таруса, февраль 2002 г.) и "Творчество как инструмент гендерного подхода при принятии политических, экономических и социальных решений" (Москва, апрель 2002 г.). Гендерный подход отличает тенденция к творческому разрешению проблем. И семинары сопровождались выставками творчества женщин. На выставках была представлена малая часть того, что своими руками может делать женщина: куклы и вышивка, лоскутная техника и аппликация, украшения из натуральных материалов, открытки и ткачество, батик и небольшие миниатюры. Все изделия были согреты душевным теплом создавших их женщин, недаром одна из женских инициатив г. Челябинска носит имя "Душегрея".

На выставке в Тарусе были представлены изделия, привезенные из разных уголков мира. С одной стороны, эти изделия были созданы из природных материалов, с другой стороны - они имели национальный и местный колорит. В этом можно заметить особый "женский" почерк: во-первых, домашний труд, несмотря на обилие бытовой техники, связан с работой руками, и в этом смысле - "рукодельный", во-вторых, даже при следовании традиции любая женщина стремится внести индивидуальные штрихи, выражая свою индивидуальность в одежде, обустройстве дома и домашнего очага. Ведь стремление внести красоту в обыденность - есть извечное качество женщины.

Небольшие сувениры, привезенные со 2-го Всемирного социального форума (31 января - 5 февраля 2002 г., Порту-Алегри, Бразилия), создавались женщинами прямо во время Форума. Мамы вяжут крохотные фигурки величиной 2-3 см, одетые в национальные костюмы, не отходя от колясок, в окружении своих многочисленных детей. Многие ремесла были развернуты прямо под теплым бразильским небом - стоят небольшие ткацкие станки, и сходящие со стана изделия: платки, шарфы, пояса, коврики - сразу приобретались участниками Форума, можно было даже сделать личный заказ, который тут же исполнялся. Гости города с радостью приобретают такие изделия, а умельцы с радостью создают свои маленькие рукотворные шедевры. Эта жизнерадостность и толерантность поражают. Кажется, что даже камни Бразилии согреты этим человеческим теплом.

Для традиционных ремесел актуален вопрос: как можно вписаться в современную жизнь? Сразу после семинара в Тарусе местные вышивальщицы, специализирующиеся на народной вышивке, разработали сувенирные изделия с символикой города.

Труд в мире современных технологий настолько дифференцирован, что человек зачастую не видит результатов своего труда, будучи "одним из многих". Почти все современные технологии основаны на унификации, и уже становится не важно, где и кто производит данную вещь, она лишена своеобразия места и личности, приложившей к ней свои руки.

Женское творчество в этом смысле представляет альтернативный подход к миру. Своеобразное пронизание красотой изнутри, выражающееся у женщины в неотъемлемом стремлении преобразовать все вокруг себя именно с позиции красоты, заставляет женщин отдавать этому преобразованию свободное время, а также избирать это сферой своей основной деятельности. На выставке семинара в Москве были представлены небольшие видеосюжеты о творчестве женщин Челябинска, которые регулярно показываются по местному телевидению. Были представлены удивительные судьбы женщин: бывшая балерина, вышедшая на пенсию, начинает заниматься кружевоплетением, совсем юная школьница создает иглой и нитью настоящие картины.

В проекте Т. Бердниковой "Из бабушкиного сундука" (г. Челябинск) воплощается новый подход к народному костюму: детали лоскутного шитья помогают создать настоящие шедевры, которые позволяют "прочитать" современный женский костюм с точки зрения национальных корней. Творчество для этих женщин уже стало стилем и образом жизни. Их работы не только украшают залы музеев, но и способны преобразовать своей красотой окружающий мир.


Мысли и чувства участниц семинара после рисования
(12 апреля - 14 апреля 2002 г., г. Москва )

Выдержки из стенограммы

Восковые мелки

Татьяна Бровкина, Снежинск

Когда рисовала мелками (я мелками никогда раньше не рисовала) я поняла задачу так: я должна выразить свой идеал в желтых тонах, а темное должно просто оттенять. Я себе представила, что для меня идеальное - это такая капля, естественная капля, которая утяжеляется и как-то спускается. Но она у меня не получалась, я не могла ее нарисовать. То, что я рисовала, не было похоже на каплю. А потом, когда я стала оттенять синим, синий не ложился, мелки меня не слушались, и я решила дать себе волю… И вот эти оттенения я наносила произвольными движениями руки, и они получились синими, как всполохи, но недоделанными. И в результате у меня ощущения того, что я нарисовала идеал, не было. Вероятно, во мне он еще не сформировался. Я себя так и поняла. Я еще, видимо, в поиске. Пыталась, что-то выразить, но не получилось. А что получилось, мне не нравится. От работы я не получила удовлетворения.

Наталья Новикова, Снежинск

Я вообще не услышала ни слова "идеал", ни задачи. Я взяла два мелка и получала удовольствие от того, что я просто вожу линии, мне хотелось вести плавные, плавные линии. И у меня получилось яйцо. И я сразу же поняла, что я хочу что-то овальное, закругленное. У меня нет, видимо, никаких углов, во всяком случае, когда я рисовала, их не было.

Светлана Федоровна Николаева, Снежинск

У меня было какое-то чувство блаженства от того, что я попала именно в эту обстановку. Я впервые в жизни попала в такую обстановку, на такой семинар. И когда я стала рисовать, почувствовала, что мне хорошо, а рука у меня двигалась как-то не так. Я не умею рисовать, я не знаю, как надо. Я даже не знала, что я хочу. Хотелось нарисовать что-то, чтобы все было гладкое, одно из другого выходящее. Мне достались два цвета - желтый и голубой, а я люблю эти цвета. Сначала я растерялась, но рисовала так, "как рисовалось". И это мне понравилось. Это чувство блаженства перекрыло все. В итоге я осталась недовольна своим рисунком. У меня не получилось то, что я хотела, но я испытала чувство блаженства от того, что я делала. Мне было хорошо. Я как-то успокоилась.

Лидия Стародубцева, Таруса

Я рисую уже не первый раз и получаю от этого массу удовольствия. Но сейчас я хотела бы рассказать о другой стороне рисунка. Я чиновник, 33 года выполняю то, что мне говорит народное образование и другие руководящие мной органы. Мне было сказано, рисовать двумя мелками, я ими и рисовала. Мне было сказано, что один цвет должен выходить с одной стороны, другой - с другой, я так и сделала. И никаких окружностей или кругов! Сказано, идти навстречу друг другу, я так и рисовала.

Но вот дальше сказывается работа нашего семинара. Что происходит? Я чувствую, что меняюсь. Мне надоело жить так, как мне говорят "надо жить". А мне не хочется. Я даже картинку приклеила не так, как у всех. Мало этого, было сказано, два цвета, а я все равно взяла третий, красный, потому что мне чего-то не хватало. А то, что между желтым и синим появился зеленый, меня очень удовлетворило. Появился зеленый цвет, который начал вытеснять даже желтый. Поэтому, чтобы окончательно не потерять этот цвет тепла, я даже использовала третью краску, красную.

А еще я поняла, что мы очень похожи с Галей Лобановской из Челябинска, мы почувствовали это еще в Снежинске. Даже не глядя друг на друга, мы нарисовали совершенно идентичные картинки. Я не видела ее картинку, она не видела мою, мы увидели их только тогда, когда закончили работу. То есть мы с ней где-то на подсознании идем в одном направлении.

Татьяна Федяева, Таруса

Мир складывается не только из слов и цвета. Мир складывается из запахов, в том числе. Запах краски, запах карандашей - это всегда запах детства. И когда я беру даже простой карандаш - я не знаю, как у других, но у меня так, - вспоминается школа, детсад. И вчера в очередной раз я почувствовала именно это "детство". Нам всем не хватает, наверное, возможности уйти туда. И возникает ощущение свободы, с одной стороны, а с другой - ощущение того, что надо увидеть, что у других. Я самовыражаюсь каким-то образом, и хочется сделать, как у другого. Хочется посмотреть, и в то же время быть не как все. Такой парадокс. Хочется увидеть и какие-то кристаллы, и окружность, и два цвета, и четыре, и пять, и очень много всего. И очень жаль, что очень мало времени, потому что заканчивать не хочется, хочется дальше продолжать и продолжать.

Тамара Ивашкевич, Дубна

Мелками я рисовала первый раз. И когда я их взяла, у меня абсолютно не было никакой идеи. И я предалась ощущению. Рука сама начала рисовать круг. Мне почему-то захотелось создать какое-то пространство. Оно у меня не получилось, но я пыталась. Когда я увидела, что не получается, то нарисовала "третий глаз". Вот такие очень интересные моменты я испытала.

Татьяна Каменских, Снежинск

Мне, наверное, было сложнее всех, потому что знания в живописи и графике давили очень сильно, особенно на первом занятии на семинаре в Тарусе. Был психологический барьер. Был страх, Боже, я ведь сейчас опозорюсь! У меня был такой страх, вы не поверите.

Сейчас я работаю с детьми и вижу, когда идут работы на ассоциативную живопись, то раскрывается чувственная сфера и получаются шедевры. Но так как я "тетенька" умная, у меня сплошной контроль и самоконтроль, голова все время работает, то на первом занятии в Тарусе я удовольствия от этой работы не испытала. Я была очень зажатая, мне было страшно.

А здесь (я сейчас еще прохожу и тренинги в Центре взаимоотношений, сюда я как раз с тренинга приехала) я как раз поняла, что самое прекрасное, это сам процесс, когда в голове все полностью отключается. И вчера я это и испытала. Мне неважно было, чем и что я рисую.

И еще очень важный момент. Я по жизни люблю красный цвет. И когда на первом занятии в Тарусе мне досталась краска синего цвета, у меня внутри был бунт. Я ненавидела синий цвет. Самое интересное, спасибо вам большое, - после Тарусы я в этот цвет влюбилась. Эти занятия бесследно не проходят, в них все замечательно выстроено психологически.

Ангелина Смычкова, Калуга

Дело в том, что у меня при рисовании (и мелками, и акварелью) в голове возникал бешеный интерес к чему-то. Я не могу до сих пор понять, к чему. Мне хотелось нарисовать что-то яркое, безумно яркое. Поэтому, когда я рисовала мелочками (был только синий цвет и желтый), мне было мало двух цветов. Мне хотелось нарисовать ядовито яркую цветовую гамму, именно угловатую, как бы искрящуюся. Мне очень понравилось рисовать и мелками, и красками. Я полностью удовлетворена своими рисунками. Тем более, что они у меня получились такими красивыми.

Галина Лобановская, Челябинск

На моем листе с одной стороны идет синий цвет, с другой желтый. Они посередине листа входят в зацепление, и получается зеленая полоса. Когда рисовала, я вспомнила, что где-то читала, что существует три алгоритма мироздания. Европейцы говорят, что все в мире делится на белое и черное. Китайцы говорят, что все белое станет черным. А индусы говорят, что белое есть черное. И когда я это вспомнила, я подумала, что пространство, выстроенное внутри себя, я могла бы изобразить любым цветом, даже черным. И это было бы логично.

Татьяна Лотц, Челябинск

У меня смешивались два чувства, одно - накопившееся напряжение, я постаралась выразить это синим внизу, и вроде как знак опасности - красным. У меня получилось большое красное своего рода яйцо, немножко обрамленное зеленым. Второе - меня переполняли положительные эмоции от встречи с вами, с подругами, с которыми на протяжении года работаем. Мне хотелось как-то выплеснуть свои эмоции и в то же время не выплеснуть "ребенка". Одновременно были и негатив, и позитив. Я думала, если я выброшу на бумагу свое эмоциональное состояние, то нужно будет желтым защитить свои положительные эмоции.

Акварель

Татьяна Бровкина, Снежинск

Красками работать мне понравилось. Когда они начали растекаться, я поняла, что мне стало хорошо. Наблюдаешь, как они растекаются, добавляешь еще и получается все гораздо плавнее, чем мелками. Возможно, здесь сказался и мой предыдущий опыт работы с красками. Мне нравится рисовать красками. Получилось что-то красно-желтое. Конечно, не красота, но, по крайней мере, у меня осталось спокойное, удовлетворенное ощущение. Все как бы "само происходит", а ты только идешь за этим.

Наталья Новикова, Снежинск

После рисования мелками, работая с акварелью, я нарисовала бабочку. Для меня образ бабочки - это что-то такое трепетное и восторженное. И вчера под влиянием вас, женщины, я была в таком восторге: вы все такие яркие индивидуальности, что, видимо, сам собой у меня родился некий образ. Но так как передо мной поставили всего две краски - желтую и синюю - и у меня даже мысли не возникло, что надо взять какие-то другие, я взяла и нарисовала желтой и синей. Я не могла сначала понять, какую больше я хочу бабочку - желтую или синюю. Поэтому я и сделала одно крыло желтое, а другое синее. Я осталась очень довольна своей работой.

Светлана Федоровна Николаева, Снежинск

Я начала рисовать красками и испытала то, что испытывала только в детстве. У меня было ощущение, что меня мама гладит по голове. Я давно такого не испытывала. Я взяла кисточку и почувствовала какой нежной стала моя рука. Мне стало хорошо по-детски. Не помню, когда я последний раз держала кисточку в руках. Я взяла кисточку и как бы вернулась в детство. Я испытала чувство какой-то материнской заботы. Не знаю почему, но мне было очень хорошо. Мне показалось, что все получилось так, как я и хотела. Я не видела никаких границ, все у меня слилось именно так, как я хотела.

Тамара Ивашкеквич, Дубна

У меня очень аккуратненько лег листочек, сразу захотелось рисовать, я успокоилась. Это ощущение покоя и удовольствия, которое я получила, работая с акварелью, я сохранила до сегодняшнего утра. У меня были две краски, синяя и желтая, и мне было интересно посмотреть, как они сольются. Я начала их сливать и это мне напомнило какие-то нюансы из моего отдыха на Кипре. Какая-то зеленоватая лазурь… Это меня как-то расслабило, мне было очень комфортно. И это ощущение сохранилось у меня до сих пор.

Наталья Баскова, Челябинск

Когда я рисовала акварелью по мокрой бумаге, возникало какое-то ощущение умиротворения, гармонии. Вода как-то сходится с моими ощущениями. Краски разливаются, и у меня возникает ощущение, что я плаваю в воде. Перелив этих красок дает мне гармоничное, очень приятное ощущение, мелки - нет. Думаю, что в следующий раз, когда не будет барьеров и каких-то установок, тогда, наверное, смогу сделать что-то гармоничное и с мелками.

Татьяна Лотц, Челябинск

Когда я начинала рисовать мелками, мне хотелось нарисовать бабочку. Но я поняла, что бабочка в заданный образ не вписывается. А рисуя акварелью, я положила по диагонали желтый и нежно-голубой, потом поставила своего рода точки, они расплылись и получилось что-то похожее на пятнышки бабочки. И негатив от меня ушел, отошел на второй план, - я почувствовала себя бабочкой. После рисования акварелью была такая легкость, что я сюда не вошла, а "влетела", как будто немножко даже парила над землей.

к началу журнала