Комплексная социальная помощь женщинам и детям в условиях
специального Введение За последние годы значительно возросло количество сирот, социальных сирот, детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, специальных образовательных и социальных учреждениях. По данным Министерства образования к концу 2005 г. число сирот, беспризорных и безнадзорных детей достигло 760 тысяч. Из них только 10% выпускников школ-интернатов, приютов и других учреждений считаются успешными. Это говорит о том, что образовательные и воспитательные программы нуждаются в совершенствовании и дополнении. У школьников, обучающихся в условиях интерната, ограничено социальное общение. Нередко, не получая в детстве социальных навыков, эти школьники при выходе из интерната не могут противостоять трудностям, с которыми они сталкиваются в жизни. Они слабо владеют бытовыми навыками: не умеют готовить, стирать, ходить в магазины, делать покупки, заботиться о себе и о других. Известны случаи, когда выпускники школ-интернатов теряют полученное от государства жилье в обмен на «ящик газировки». Часто они оказываются «орудием» в руках криминальных структур. Известно, что для каждого ребенка, находящегося в условиях интерната, характерны трудности в общении, межличностные отношения с окружающими складываются тяжело, социальная приспособленность на низком уровне, при этом они не могут получить в достаточном объеме и на необходимом уровне социально-психологическую помощь. Исследования психологов показали, что если дети не получили своевременной психологической помощи, то в дальнейшем это может трансформироваться в агрессию с преимущественной ориентацией на сверстников в подростковом возрасте и склонностью к разгульному поведению - в юношеском. Установлено, что спонтанное выражение гнева в 8 лет приводит к использованию физической силы против других лиц, скитанию по улицам, влечению в компании, поиску удовольствия в курении и алкоголе - в 14 лет, а в 20 лет - к деструктивным поступкам. В настоящее время обычно социально-психологическая и профилактическая работа начинается главным образом в подростковом возрасте. Целесообразно сдвинуть возрастные границы этой работы в сторону младшего школьного возраста. Именно эта целевая группа нуждается в социально-психологическом сопровождении и реабилитации как можно раньше. Поэтому в проекте мы уделили особое внимание приобретению детьми младших классов социально значимых навыков. Своевременная адаптация, коррекция и реабилитация воспитанников в рамках специального образовательного учреждения позволит предотвратить дальнейшую трансляцию ими негативных социально-поведенческих моделей в социум, внесет вклад в решение проблемы социально-психологического оздоровления общества. Каждому ребенку жизненно важно освоить навыки социального поведения, осознать свою значимость и ценность другого человека. Детям, не получившим полноценного общения в своей родной семье, это особенно важно. Зарубежные педагоги и психологи, отечественные ученые, занимавшиеся изучением детей с проблемами развития, указывают на важную роль искусства в развитии детей, признают, что наиболее эффективными в коррекции эмоционально-поведенческих нарушений и социальной дезадаптации детей являются арттерапевтические методы. В рамках реализации проекта проводились как групповые, так и индивидуальные занятия для детей с нарушениями развития. Это были не просто занятия рисованием, музыкой или играми, а целенаправленное использование искусства для коррекции имеющихся у них личностных и психофизических отклонений. Искусство развивает социальные чувства, умение сотрудничать с другими детьми и взрослыми. В предпроектный период в 2005 году по запросу АБНО ЦПП «Искусство и здоровье» лаборатория диагностики Института психологии РАО провела в интернате психологическую диагностику детей 1-4 классов, которая еще раз подтвердила необходимость проведения дополнительной коррекционной работы с учащимися. Следует отметить, что коррекционная работа, прежде всего, необходима для детей, пришедших в первый класс, когда они еще незнакомы друг с другом, и им необходимо включиться в круг общения, развить дружественные отношения. Поэтому уже в рамках проекта психологами из АБНО ЦПП «Искусство и здоровье» была дополнительно проведена психологическая диагностика детей, пришедших в 1 класс. По данным проведенной диагностики, для детей характерны эмоциональное напряжение, сниженный фон настроения, неустойчивость поведения, несформированность произвольности поведения и познавательных процессов, неадекватная самооценка, высокая тревожность, агрессивность, наличие разнообразных страхов, отклонения в личностном развитии, незрелость эмоциональной сферы и др. Профессия педагога, воспитателя особенно специальных учреждений связана с длительными периодами волевого усилия, умственного и эмоционального напряжения, большими физическими нагрузками, что способствует развитию синдрома «хронической усталости» (СХУ) и синдрома «эмоционального выгорания» (СЭВ). Это подтверждается и исследованиями отечественных и зарубежных ученых. По данным НИИ медицины труда к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны 60% учителей. Существует также тенденция полного поглощения школой всей жизни педагога. Чаще всего педагог находится в школе с утра до вечера, забрасывает свою личную жизнь, смиряясь либо с неналаженностью семейной жизни, либо вообще с ее отсутствием. Около половины педагогического состава школ - одинокие женщины, незамужние или разведенные, многие из них не имеют собственных детей. К сожалению, этой проблеме уделяется недостаточно внимания. Поэтому необходима разработка практических программ психологической реабилитации данной категории специалистов. АБНО ЦПП «Искусство и здоровье» и Информационный центр независимого женского форума имеют многолетний опыт практического применения арттерапевтических методов работы с детьми и взрослыми из образовательных учреждений и общественных организаций: НОУ «Родник», Школа «Рафаил», Центр «Радуга», Центр реабилитации для детей с онкологическими заболеваниями «Липки» и др. и в различных социальных проектах. Проект «Комплексная социальная помощь женщинам и детям в условиях специального образовательного учреждения» реализовывался на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №105 г. Москвы и был своевременной психологической помощью сотрудницам и поддержкой учащимся, которую пока школа-интернат и семья оказать им не может. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №105 ЮВАО г. Москвы основана в 1962 году. Коллектив педагогов в основном состоит из специалистов с высшим дефектологическим образованием. Директор школы- интерната - Ванич-кина Татьяна Алексеевна. Всего обучается 125 воспитанников. Из них: детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - 39, инвалидов - 22, из многодетных семей - 25, под опекой - 7. Арттерапевтическая коррекционная работа с учащимися интерната №105 Программа социально-психологической коррекции и адаптации для детей 1-3 классов основывалась на интегративном подходе, сочетающем музыкальную и игровую терапии, терапию рисунком, чаепития, посещение Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Основными формами процесса социально-психологической коррекции и адаптации были групповые и индивидуальные занятия, общие с воспитателями чаепития. В процессе проведения занятий решались следующие задачи:
Всего было проведено 21 групповое арттерапевтическое занятие, из них для учеников 1-го класса - 8 занятий, 2-го класса - 4 занятий, 3-го класса - 7 занятий и два совместных занятия, для 1 и 2 классов и 2 и 3 классов. Проведено 16 арттерапевтических индивидуальных занятий, из них для учеников 2-го класса - 7 (Власенко К., Кемпе М., Скрябина А., Чичулин Д.), для учеников 3-го класса - 9 (Ильин М., Макаров А., Николаева Н.). Для индивидуальных занятий с детьми выбирались следующие темы: 1. Повышение самооценки, повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности. 2. Формирование позитивного отношения к своему Я, повышение уровня самовосприятия, работа с позитивными мыслями. 3. Развитие способности к эмпатии, умения сопереживать другим. 4. Снижение уровня тревожности, работа с состоянием тревоги, обучение саморегуляции - снижению уровня психоэмоционального напряжения. 5. Работа со страхами ребенка, выявленными в ходе диагностики: осознание страха, обучение умению справляться с чувством страха. 6. Коррекция и развитие сенсомоторной сферы: тактильных ощущений, слухового восприятия. 7. Повышение сенсорной чувствительности: осязания, слухо-зрительного восприятия. 8. Коррекция пространственно-временных нарушений - ориентации в пространстве и во времени. 9. Коррекция и развитие двигательной сферы: формирование умения выполнять движения по подражанию, развитие произвольности движений:
10. Коррекция психических функций:
11. Коррекция эмоционально-волевой сферы:
12. Обучение основам саморегуляции:
13. Обучение способам выхода из трудных для ребенка ситуаций. 14. Формирование положительной мотивации к занятиям в группе. 15. Управление телом: ознакомление со строением тела, его основными частями с использованием собственного тактильного контакта, осознание себя и своего тела, осознание собственной телесной активности, развитие умения контролировать телесные проявления, использование тела как инструмента взаимодействия с окружающими, развитие неверабальной коммуникации. 16. Расширение словарного запаса, развитие речи, стимуляция речевого общения. 17. Развитие воображения, творческого самовыражения и другие. Арттерапия рисованием предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. В частности, психотерапия через рисунок оказывается наиболее эффективной. Детский рисунок является основным коммуникативным средством ребенка, средством выражения чувств. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Рисунки содержат очень важную информацию о личностных особенностях ребенка, его проблемах. Рисование легко совмещается с другими психотерапевтическими техниками: игровой терапией, музыкальной терапией. Занятия рисованием проводились как индивидуально, так и в группе. Каждый ребенок рисовал на отдельном листе бумаги. Кроме того, дети учились рисовать и вместе на одном листе, учились совместной деятельности. Это было для них впервые и производило сильное впечатление. Так они учились рисовать в чужом пространстве и выдерживать вмешательство в свое. До начала рисования использовался модифицированный тест Люшера, с помощью которого фиксировалось изменение эмоционального состояния ребенка. Ребенок раскладывал цветные карандаши по степени привлекательности. Каждым карандашом он рисовал последовательно кружок в верхней части рисунка. Такая же процедура повторялась в конце занятия. На уроках рисования, как известно, главное - научить ребенка основам изобразительной деятельности, на арттерапевтическом занятии не применяются оценочные суждения, такие как красиво-некрасиво, правильно-неправильно и т.п. Большую ценность представляют искренность, открытость, спонтанность в выражении чувств и переживаний детей, нежели эстетическая сторона рисунков. Переживания, запечатленные в рисунке, легко доступны для восприятия и анализа. Заострялось внимание ребенка на те сюжеты рисунка, которые выходят на первый план, на том, что ему самому кажется наиболее важным. Прорабатывались жизненные ситуации или рассказы, вытекающие из рисунка. На занятиях дети учились передавать свое настроение, чувства с помощью цвета, линии. При этом им предоставлялась высокая степень свободы и самостоятельности. В процессе рисования и после его окончания обсуждались не художественные достоинства рисунка, а те мысли, чувства, которые возникали у ребенка во время работы. Дети делились впечатлениями, рассказывали о своих рисунках. Если ребенок затруднялся описать свои ощущения и чувства при обсуждении, то ему задавались наводящие вопросы. В процессе обсуждения рисунков в беседу включались все участники занятия. Они учились слушать друг друга, осознавать чувства других, сопереживать друг другу. Таким образом формировалось и развивалось их умение работать в коллективе. На занятиях проводилось наблюдение за внешними проявлениями поведения детей: особенностями оттенка голоса ребенка, положением тела, выражением лица, жестами, дыханием, паузами. В процессе проведения занятий прослеживалась положительная динамика в эмоциональном состоянии детей. Взаимодействие в группе помогало детям преодолеть замкнутость, тревожность, лучше понять свои проблемы и межличностные взаимоотношения. Наблюдалось повышение интереса к занятиям, а также увеличение активности детей от занятия к занятию. На каждом занятии всем предлагалась для рисования одна и та же тема, например: «Осень», «Моя семья», «Мои страхи», «Мое настроение и мои чувства», «Зима», «С какими музыкальными инструментами я познакомился»и др. На заключительном занятии ученики рисовали сюжеты на тему: «Что я запомнил из наших занятий». Рисунки детей были одновременно средством и диагностики, и коррекции. Комментарии психолога В.В.Федоровой Корсаков Игорь
(2 класс, 9 лет) На вопрос: «Как назовешь свой рисунок?». Ответил: «Зоопарк». Понятие собственной семьи ассоциируется у ребенка с зоопарком. Тут же в обсуждение включился Макаров Андрюша и сказал: «Животные не бросают своих сыновей». Тем самым Андрюша «проговорил» свою проблему. Кузнецов Коля
(2 класс, 9 лет) Страхи и другие эмоциональные проблемы характерны для детей 5-9 лет и встречаются в норме у большинства детей этого возраста. Психологическая диагностика детей школы-интерната № 105 показала наличие у них разнообразных страхов выше допустимой нормы. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку в большинстве случаев почти невозможно. Здесь на помощь приходит терапия рисунком, которая позволяет наиболее безболезненным способом нейтрализовать страхи, переживания, которые могут лежать глубоко в сознании ребенка. Николаева Настя (3 класс, 10 лет) Ильин Миша (3 класс, 9 лет) Кемпе Маша (2 класс, 9 лет) Ильин Женя (3 класс, 9 лет) На групповых занятиях дети обучались сотрудничать и через участие в сюжетно-ролевых играх, направленных на приобретение умений и навыков общения друг с другом, совместную импровизацию на музыкальных инструментах. Для детей с нарушениями развития крайне важна на занятиях смена видов деятельности. Выбор нами метода музыкальной терапии в работе с детьми определялся возможностями положительного воздействия музыки и музыкальной деятельности на все сферы личности растущего ребенка, особенно для детей, имеющих те или иные нарушения в развитии. Особенности психики таких детей делают использование музыки и музыкальной деятельности наиболее подходящими для работы с ними и способствующими решению поставленных задач. Музыка в этот период играет важную роль, она помогает гармонизировать силы мышления и воли, она воздействует на душу ребенка, вызывая в ней эмоциональный отклик. Музыкальное искусство изначально было средством общения между человеком и социумом. Первичная функция музыки, по мнению многих исследователей в области этномузыкознания, с древнейших времен состояла в поддержании социальной коммуникации. В ходе различных ритуалов, сопровождающихся музыкой, - обрядовых праздников, церемоний, проводов на войну и др., - музыка обращалась к людям и объединяла их в коллективном сопереживании. При игре на инструменте в группе, участвуя в хоре и т. д., у ребенка развиваются социальные чувства. Музыка, музыкальный язык являются средством невербальной коммуникации, которые помогают установить контакт между детьми или между детьми и взрослыми. Совместная музыкальная деятельность расширяет социальный опыт детей, развивает умение адекватно общаться, взаимодействовать друг с другом. Музыка, ее содержание, музыкальные образы являются также способом познания и осмысления окружающего мира для детей с проблемами, развивая и расширяя у них представления об окружающем мире. Дети с нарушениями развития часто затрудняются описать словами свои переживания, чувства. Их переживания могут выражаться спонтанно посредством музыкальной деятельности, что помогает выразить подавленные переживания ребенка, лежащие глубоко внутри бессознательного. Наряду с этим, музыка обогащает сферу чувств ребенка: позволяет развить чувство прекрасного, расширяет опыт эмоциональных переживаний, развивает способности к эмпатии. В случае детей с проблемами в поведении музыка и музыкальная деятельность развивают самодисциплину, способность выполнять определенные требования и др. Наряду с коммуникативно-развивающей функцией музыкальная деятельность оказывает положительное влияние и на другие сферы психики ребенка. Одновременно с коррекционно-развивающими возможностями музыка является и диагностическим средством. В своей работе на занятиях мы основывались на активно-деятельностном подходе, принципом которого является включение детей в разные виды музыкальной активности. На групповых занятиях с детьми применялись такие виды музыкальной деятельности как игра на музыкальных инструментах, народные танцы, пение, музицирование на элементарных инструментах, слушание. Это позволяло выявлять запас имеющихся представлений, речевые возможности, эмоциональные реакции детей, интерес к деятельности, умение переносить знания в новую ситуацию и их практическое применение, формировало коммуникативные умения, адекватность поведения и эмоциональные реакции, возможности общения, контактность, волевые усилия. Музицирование, игра на музыкальных инструментах - это вид совместной деятельности, играющий важную роль в коррекции и развитии коммуникативных навыков у детей, их поведенческих проявлений. Кроме того, положительно влияет на психику детей, улучшается концентрация и устойчивость внимания, память, воображение, формируется произвольность действий, умение следовать правилам во время игры, снижается импульсивность, развивается и совершенствуется сенсомоторная функция, тонкая моторика, слухо-двигательная координация и т.д. На занятиях дети познакомились со звучаниями разных групп музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных. Многие инструменты и их звучание оказались новыми для них. Затем они учились играть на инструментах. Это были блок-флейты, детская лира, кантеле, различные ударные инструменты: треугольники, барабаны, кастаньеты, колокольчики и др. Выбранные для занятий музыкальные инструменты имеют свой определенный способ звукоизвлечения, что ставит перед ребенком определенные задачи, необходимые для освоения игры на инструменте. Обучение игре на флейте развивает мелкую моторику ребенка, координацию между движением пальцев и слухом, умение произвольно управлять дыханием для гармоничного и точного звучания инструмента, умение услышать неточность в исполнении и исправить ошибку. При игре в ансамбле перед ребенком стоит задача слушать одновременно и себя, и других участников, в процессе решения которой развиваются важные для социализации психологические качества. Через совместную игру дети познают друг друга. Звучание блок-флейты имеет светлую окраску, легкость, воздушность, что по своим характеристикам соответствует возрасту младших школьников, поднимает настроение детей. На групповых занятиях дети разучивали на флейтах упражнения, несложные песни, попевки. Дети с интересом и удовольствием осваивали приемы игры на инструменте и испытывали положительные эмоции, переживания, чувство удовлетворения от достигнутого успеха. К концу программы учащиеся освоили начальные навыки игры на флейте. Подобная работа проходила и в процессе освоения детьми лиры и кантеле. Здесь также работа проходила в направлении познавания звука инструмента, его характера, окраски, способа звукоизвлечения на нем. Звук лиры отличается мягким и тихим тембром, продолжительным звучанием струн и действует успокаивающе, сглаживает эмоциональную и моторную возбудимость, помогает сосредоточению. Проведение мероприятий на развитие социальных умений и навыков Мероприятия, которые проводились в интернате с детьми, были разными по форме и содержанию, и все были направлены на развитие различных социальных умений и навыков. Они относительно простые, но находили у детей живой эмоциональный отклик и побуждали к активной собственной деятельности. Показательны два мероприятия: посещение общественного места - музея и организация в классе общего чаепития. Занятия-чаепития в 1-3 классах Одной из основных задач специалистов, работающих с детьми-сиротами, имеющими нарушения в развитии, является развитие у детей не только интеллектуальной и эмоциональной сферы, но и социальных навыков, которые помогут им в дальнейшей жизни. Для развития и формирования у детей социальных навыков, например, навыков заботы, мы проводили занятия-чаепития сучащимися 1-3 классов. Традиция чаепитий широко распространена в России и других странах. Совместное чаепитие, атмосфера, которая создается за общим столом, объединяет и сближает людей, создает обстановку, в которой теплеют сердца, легко снимаются барьеры, завязывается беседа. Чаепитие за общим столом - не только возможность поесть и попить чаю, удовлетворить свой аппетит - это встречи людей и в то же время пространство для общения. На наш взгляд, проведение занятий в форме чаепития содержит в себе много возможностей для социального развития. К сожалению, дети в большинстве не умеют вести себя за столом. Их знания и умения ограничены в этой части, и нередко дети оказываются беспомощными, так как слабо представляют, как нужно вести себя за общим столом. Одна из причин такой ситуации состоит в том, что сами взрослые часто не уделяют этому особого внимания, даже в семье не знакомят с этикетом и не учат проявлять заботу о других людях, которую можно формировать и за столом. Задачами занятий-чаепитий были: сформировать представления и понятия об этикете, чайном этикете, сервировке стола, владении различными предметами, совершенствовать навыки поведения за столом во время общего чаепития. Этика является частью культуры, поэтому важно приобщать детей к общей культуре посредством формирования у них нравственно-этических навыков. Дети должны чувствовать себя частью культуры своей страны. Такая форма занятий дает возможность ребенку, включаясь в общую деятельность, ощутить свой вклад и свою причастность к жизни своего класса, к группе сверстников, подготавливает детей к многообразным жизненным ситуациям, к представлениям о новых для них формах взаимоотношений. Так развиваются разные варианты эмоциональных проявлений, средства выражения социально-нравственных побуждений. Сначала занятия-чаепития проводились для каждого класса отдельно, а потом провели и совместные чаепития, объединив детей первого и третьего, второго и третьего классов. В каждом классе есть чашки, ложки, чайник и другие, необходимые для подготовки и проведения чайного застолья, принадлежности. Обычно дети пьют чай в классе, сидя каждый за своей партой, поедая свои сладости. Некоторые дети могут за собой ухаживать, поставить себе на стол чашку, налить чай, помыть за собой посуду и даже подмести пол и т.д. Но наши наблюдения на первом занятии чаепития сразу выявили, что у детей есть трудности в общении. Все этапы чаепития проводились с детьми и взрослыми совместно. Это было важно, чтобы все происходило как дома, в семье, тогда чаепитие перестает быть чем-то безличным, автоматическим. В классах есть возбудимые дети, поведение которых характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением придерживаться правил поведения в коллективе, неусидчивостью, двигательной расторможенностью и т.д., и есть обособленные дети, стремящиеся к изолированности, уходу от окружающих сверстников. А общая работа, в которой участвуют все дети, где каждый ребенок вносит свой посильный вклад, способствует объединению детей. Наблюдение за тем, как дети включаются в процесс общего дела, принимают чужую инициативу или нет, как готовят чаепитие, как ведут себя за столом, во многом дало понимание особенностей их взаимодействия и особенностей их эмоционального отношения друг к другу-Так, например, составляя вместе столы, ребята отталкивали друг друга, пытаясь в одиночку перетаскивать тяжелые столы. Расставлять стулья вокруг столов мальчики не хотели, а если и делали, то каждый поставил стул только для себя. Остальные стулья пришлось расставить девочкам. Накрывая на стол, каждый ставил чашку и блюдце тоже только для себя. Если кто-то раскладывал печенье и конфеты на общем столе, то хотел делать это только один, отказываясь от помощи одноклассников, которые хотели с удовольствием помочь. Кто-то вообще занимался своими делами, и надо было несколько раз просить его помочь. Детям было трудно ждать, они старались скорее сесть за стол и начать пить чай, и есть сладости. Сидя за столом, дети старались быстро схватить конфету или печенье, протягивая руки через весь стол, съесть как можно больше, даже если уже и не могли. Многие дети не следили за тем, как они едят, не вытирали рты, если испачкались, хотя рядом лежали салфетки, не обращали внимания на раскиданные по столу фантики и мокрые пятна от пролитого на стол чая. Дети не общались за столом, а старались скорее проглотить еду, часто вскакивали из-за стола, толкая друг друга. На первом занятии-чаепитии детям рассказали о традиции чаепития, чайного застолья в России, познакомили с новым для них понятием этикет, а именно чайный этикет, чайное застолье. Показали, как надо красиво сервировать стол для общего чаепития, как рассаживаться за столом, как расставлять приборы, кто за кем ухаживает, как передавать друг другу чашки, как правильно держать чашку и блюдце, как заваривать чай в пакетиках, куда положить фантик от конфеты, для чего нужны сахарница, вазы, как вести застольную беседу. Во время чаепития дети учились общаться, а не только кушать. Дети стали рассказывать увлекательные истории, загадывали загадки, рассказывали стихотворения, пели песни. На следующих занятиях при подготовке к чаепитию детям необходимо было сначала сосчитать, сколько нужно поставить стульев и чайных приборов, чтобы хватило на всех, также распределили обязанности между детьми: мальчики составляют столы и расставляют стулья, а девочки сервируют стол: расстилают скатерть, раскладывают салфетки, приносят чашки, ложки, блюдца, раскладывают конфеты и печенья на большие блюда. Учили детей смотреть, чтобы стол был накрыт красиво, чтобы на столе красиво были разложены все угощения. Ребята уже на втором занятии-чаепитии использовали навыки поведения за столом, которым их научили. Детей специально учили видеть и чувствовать рядом с собой другого ребенка, другого человека, смотреть на него, когда обращаешься к нему, учили их рассказывать, что они делали днем, в школе, какие уроки у них были, что они узнали нового. Дети учились ждать за столом тех, кто ест медленно. Создавались также условия и для проявления заботы друг о друге, дети становились помощниками взрослых. По окончании все вместе произносили "спасибо" и приступали к завершающей части занятия: дети убирали посуду со стола, мыли ее, вытирали стол, подметали пол, все вместе расставляли столы и стулья на свои места. Формирование нового опыта взаимодействия детей со сверстниками требует от воспитателей, преподавателей, психологов создания специальных условий и постановки перед детьми новых задач, которые способствуют развитию у детей соответствующих способов общения. Таким образом, налаживаются различные по характеру взаимоотношения со сверстниками, укрепляются положительные отношения между ними. Особенно важно, что отношение ребенка к партнерам-сверстникам обогащается новым содержанием. Чайное застолье можно использовать и для изменения качеств самого ребенка, для изменения его поведения и отношения к одноклассникам. Такая форма занятий способствует выявлению у детей положительных качеств, которые до этого не проявлялись, открывая ребенка с новой стороны. Так, на первом занятии-чаепитии в первом классе двое детей положили свои сладости на общий стол, поделились со всеми. На следующих встречах другие дети по их примеру тоже стали делиться своим угощением. Но некоторым ребятам сделать это было очень трудно, они напротив, старались взять с тарелок побольше для себя, хотя голода эти дети не испытывали: детей в интернате кормят хорошей и разнообразной пищей. И здесь воспитатель должен вовремя замечать и поощрять положительные проявления детей в отношениях друг с другом, их добрые намерения, чувства и поступки. Реальная практика проявления заботы друг о друге - один из главных источников, формирующих социальное чувство у детей. Необходимо подчеркнуть, что эффективность такой работы возрастет, если впоследствии она будет закрепляться систематически в повседневной практике, чтобы это вошло в привычку. Такие занятия желательно проводить в течение длительного времени. В этом случае формирование социального поведения у детей происходит успешнее. Посещение Государственного музея музыкальной
культуры Посещение 19 декабря 2006 года Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки с учениками 3-го класса школы-интерната было заключительным этапом социальной работы по кор-рекционно-развивающей программе, направленной на формирование у них социальных навыков, способствующих успешной адаптации в социуме. Это мероприятие проводилось, чтобы дети смогли проявить и закрепить в реальной ситуации знания и навыки, полученные на занятиях. Одновременно с этим оно было критерием оценки уровня освоения у детей тех социальных навыков, на развитие которых была направлена основная работа в проекте. Музей находится далеко от школы-интерната, экскурсия по музею продолжалась полтора часа, поэтому все мероприятие заняло вторую половину дня до ужина. Детям предстояла пешая дорога до метро, поездка в метро с пересадкой на другую линию, дорога пешком от метро до музея, сама экскурсия и обратная дорога, совпавшая по времени с часом пик. Почему экскурсия и почему Музей музыкальной культуры, ведь проще было бы отвести детей в театр? Но в музыкальном театре Натальи Сац эти дети уже были, и было решено использовать новую для них форму социально развивающей работы. В музее они никогда еще не были. Экскурсия - распространенная форма работы с детьми. Она имеет большое значение в воспитании и развитии детей с нарушениями развития и особенно детей, находящихся и обучающихся в интернате, поскольку их социальное общение ограничено. В ходе экскурсии происходит освоение детьми нового социального опыта через непосредственное общение детей с социумом, расширение их знаний и представлений о мире, об окружающей действительности. Посещение любого музея для детей - событие яркое и запоминающееся, вызывающее эмоциональный отклик. Экскурсия положительно влияет на усвоение знаний и закрепление навыков, полученных на занятиях. Кроме того, на наших коррекционно-развивающих занятиях дети знакомились с различными музыкальными инструментами, учились на них играть, учились слушать и различать звучание не только музыкальных инструментов, но и окружающей природы. Поэтому посещение Музея музыкальной культуры давало возможность расширить их уже имеющиеся знания о музыкальных инструментах и приобрести новые. Музыкальное искусство дает ребенку возможность художественного освоения действительности. В процессе освоения ребенок проходит путь от восприятия прекрасного, через накопление эстетических впечатлений к формированию чувства прекрасного. А чувство прекрасного формируется как посредством слушания и созерцания, так и в активной музыкальной деятельности: пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В процессе овладения детьми этими видами деятельности также создаются условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах детей, возможности художественного развития, а также формирования предпосылок развития их творческой активности. Активное взаимодействие ребенка, имеющего нарушения в развитии, с художественной средой способствует формированию у него нравственно-эстетических ценностей и усвоению способов общения в социально-культурной среде. Организация и проведение любой экскурсии требует от воспитателей и педагогов определенной подготовительной работы с детьми. Работа состояла из следующих этапов: подготовительного, собственно экскурсии и заключительного. На подготовительном этапе важно вызвать у детей интерес, создать мотивацию к изучению нового. С детьми проводились занятия, во время которых изучали разные виды транспорта, их отличительные особенности, специфику метро, правила безопасного поведения на улице и в транспорте, действия в случае, если ребенок потерялся или отстал от взрослых, правила общения со взрослыми и незнакомыми людьми. Кроме того, мы познакомили детей с новым для них видом культурного учреждения - музеем, рассказали, какие музеи существуют в Москве, обсудили их предназначение и то, как нужно вести себя в музее. В процессе занятий дети узнавали новые слова, термины, понятия. Вместе с детьми был составлен план-последовательность этапов экскурсии и действий на них, а также схема маршрута. Готовясь к проведению экскурсии, обсудили содержание будущей экскурсии и объяснили, что дети смогут узнать там нового и т.д. На этом этапе обсуждение предстоящей экскурсии сопровождалось демонстрацией картинок, иллюстраций, проведением дидактических и сюжетно-ролевых игр, в процессе проведения которых происходило освоение и закрепление навыков социальных взаимоотношений. С возрастом и по мере обретения жизненного опыта, ранее полученные представления конкретизируются, расширяются и обогащаются. Основной этап - собственно сама экскурсия. Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки имеет уникальную коллекцию музыкальных инструментов разных стран мира. В ходе экскурсии детям рассказывали о музыкальных инструментах разных народов мира: русских, украинских, народов Прибалтики, Севера, Африки, Азии, Америки и разных исторических эпох, начиная с IX века и до наших дней. Они увидели, из каких природных материалов изготавливались уникальные музыкальные инструменты, дошедшие до нас, можно сказать, из глубины веков, услышали их звучание. Так, через знакомство с разными музыкальными инструментами дети узнавали об истории, обычаях, традициях, характере народов, живущих в разных уголках Земли. История возникновения инструментов у разных народов связана со сказаниями, легендами, мифами, которым присуща яркая образность, более близкая для восприятия и понимания детьми с нарушениями развития. В ходе экскурсии ведущая рассказывала мифы и легенды, вызывавшие у детей живой эмоциональный отклик. Это позволило удерживать у них длительное время внимание и интерес. На протяжении всей экскурсии дети постоянно общались, экскурсовод задавал вопросы, и они активно и охотно отвечали на них, проявляя свои знания. Дети и сами задавали вопросы, интересовались, как играют на тех или иных инструментах, просили разрешения самим поиграть. Ребята с радостью узнавали музыкальные инструменты, с которыми они знакомились и учились играть на занятиях, с большим интересом слушали звучание новых, неизвестных до этого для них инструментов, то есть проявляли познавательную активность. Большой интерес у детей вызвали клавишные музыкальные инструменты: клавесин, клавикорд, челеста. Очень заинтересовала шарманка, дети с любопытством заглядывали вовнутрь, пытаясь найти, откуда идет звук. Каждому хотелось попробовать поиграть на этих инструментах, но, зная, что правила музея не позволяют это делать, ребята старались изо всех сил сдерживать свои желания. Необходимо отметить, что поведение детей в музее соответствовало общепринятым правилам, навыки которых вырабатывались во время занятий. По окончании ведущая похвалила детей за их хорошее поведение во время экскурсии. Она была удивлена, узнав, что дети имеют нарушения в развитии и учатся в специальном учебном учреждении. На обратном пути в интернат мы попали в "час пик", когда метро перегружено пассажирами и от детей с нарушениями развития требуется особое напряжение и концентрация внимания, эмоциональная устойчивость. Несмотря на это, дети проявили свои умения безопасного поведения в транспорте: не толкались, держали друг друга за руки, находились рядом с взрослыми, выполняя все инструкции, и даже уступили свои места женщинам. Заключительным этапом экскурсии была беседа с детьми, когда все уже пришли в интернат. Во время беседы дети делились своими впечатлениями о посещении музея, их отношении к увиденному и услышанному, о том, что нового они узнали во время этой поездки, как оценивают свое поведение в транспорте и в музее, легко или трудно было следовать правилам поведения. Дети выразили желание еще раз посетить Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки и попросили, чтобы аналогичная экскурсия была проведена и для учащихся второго класса. Работа по социализации детей предполагает систематическое использование полученных на коррекционно-развивающих занятиях знаний, представлений, умений и навыков. Необходимо подчеркнуть, что экскурсионная работа позволяет повысить как развивающий эффект воспитания, так и социальную компетентность детей с нарушениями развития. Из отзыва Г.И.Тарады, воспитательницы 3 класса, о посещении музея: «В этом году психологи нам организовали великолепную экскурсию в Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Даже тяжелая дорога не испортила впечатление, хотя мы попали в час пик, ехали с пересадками, но сама экскурсия - это было замечательно. Дети эту экскурсию долго помнили, очень многое отложилось в их памяти». ОТЗЫВЫ о работе психологов с учащимися 1 класса Дмитриева А.Д., воспитатель: «Прежде всего, очень важно для детей, пришедших в первый класс, когда они незнакомы друг с другом, помочь им включиться в круг общения, развить дружественные отношения друг с другом, чему и способствовала работа психологов. На групповых занятиях дети учились делиться своими чувствами, интересами, проявлять чуткость, отзывчивость, поддерживать друг друга. Психологи помогали детям сформировывать представление о таких важных для общения качествах личности таких, как доброта, вежливость, правдивость, трудолюбие, отзывчивость, забота. Многие дети не знали свое отчество, дату рождения, сведения о своих родителях. Психологами были проведены индивидуальные занятия с такими детьми, которые способствовали развитию у них самосознания, дети узнали дату своего дня рождения, узнали, что у них есть отчество и какое оно. Были организованы занятия по формированию у детей бытовых навыков. Дети получили представления и навыки сервировки чайного стола. Совместно с взрослыми с большим воодушевлением и интересом готовили чайный стол, учились владеть различными предметами чайного стола. Во время чаепития их обучали правилам поведения за столом, развивали их умение общаться и во время чаепития. Они рассказывали друг другу стихи, загадки, пели песни. Было очень весело, занимательно и познавательно. На занятиях психологи развивали у детей умение анализировать свои поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения. В частности, были сформированы и закреплены навыки поведения с незнакомыми людьми. В играх, организованных психологами, дети обучались правилам поведения на улице и в транспорте. Несомненно, расширились их представления об окружающем мире, обогатился словарный запас. Детям нравятся занятия. Мы Вас ждем всегда». о работе психологов с учащимися 2 класса Халитова А.Х, воспитатель: «Многие наши ученики вследствие нарушенных отношений в семьях имеют определенные трудности не только в обучении, но и в общении друг с другом. Они отличаются избыточной двигательной активностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. В то же время дети любознательны, активны, с удовольствием и с готовностью участвовали в групповых и индивидуальных занятиях на развитие навыков общения и поведения в различных ситуациях, формирование и развитие бытовых навыков, эмоционально-волевой сферы, предложенные психологами. На занятиях дети примеряли на себя различные роли и пытались быть разными, приобрели новый опыт общения в привычном для них коллективе, опробовали разные способы поведения, развили умение замечать, что кому-то плохо, выражать свое сочувствие, оказывать помощь, высказывать свое мнение и выслушивать и уважать мнение других людей. Можно отметить, что у них сформировалось положительное эмоциональное отношение к сверстникам, у некоторых повысилась самооценка, уверенность в своих силах. Организованное чайное застолье помимо практической помощи принесло огромную радость и удовольствие детям. Им была предоставлена возможность самим сервировать стол. Они узнали много нового о поведении за столом, о том, что нужно для того, чтобы общение было интересным, познавательным, что очень важно для детей, воспитывающихся в интернате. Во время чаепитий удалось создать веселую и приближенную к семейной атмосферу. Проведены занятия по освоению значимых в быту ролей. Дети получили представление о качествах и свойствах бытовых приборов: кухонной утвари, мебели, электроприборов, о правилах безопасного пользования этими предметами, о необходимости соблюдения правил безопасности, получили знания и навыки поведения в общественных местах, навыки поведения в общественном транспорте, в отношениях с незнакомыми людьми». о работе психологов с учащимися 3 класса Тарада Г.И., воспитатель: «Психологи проводили индивидуальную и групповую работу с детьми. Нам была предоставлена возможность принимать участие в групповых занятиях, что было очень важно. На занятиях дети развили навыки общения с взрослыми и сверстниками, навыки поведения в различных жизненных ситуациях, учились взаимопомощи и сопереживанию, учились мирно разрешать конфликты, возникающие в группе. Подобные занятия способствовали умению детей налаживать отношения друг с другом. У них более удачно стали складываться отношения в совместной деятельности. На занятиях в игровых условиях дети учились сами оказывать поддержку другим. Такая поддержка и помощь позволяла им получать удовлетворение от своего доброго поступка, от того, что они могут принести радость своим сверстникам и что особенно важно, повышает их уверенность в себе. Проведенные психологами занятия способствовали развитию навыков заботы и бытовых навыков у детей. Совместное чаепитие просто окрылило детей, они вместе сервировали чайный стол, все проявили инициативу, активно общались за столом, узнали много правил этикета. Были проведены занятия, посвященные развитию умения ориентироваться в экстренных ситуациях, когда необходимо обратиться в милицию, пожарную службу, больницу. А также умению пользоваться некоторыми бытовыми приборами. Дети были обучены правилам поведения в музее, театре и смогли закрепить их, посетив Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Выражаю большую благодарность психологам Нисневич Е.И. и Федоровой В.В., которые организовали посещение музея. Очень помогли в работе их рекомендации, обмен опытом. С моими детьми работали очень много, но групповые занятия с нашими детьми проводить все-таки сложно, лучше с ними проводить индивидуальную работу. Вот, например, Андрей Макаров, если с ним заниматься индивидуально, он спокойный, внимательный, но когда начинаются групповые занятия, ему хочется быть лидером, а лидерство у него не получается, тогда он начинает всех заводить, стучит, кричит, всех перебивает. Но все равно польза от занятий есть. Они приходят с занятий и рассказывают, что пели, как кружились листья, когда они подбрасывали их в воздух. Занятия не проходят даром». Комментарии психолога В.В. Федоровой На заключительном этапе проекта были проведено чаепитие, во время которого дети 1 класса делились своими впечатлениями. Каждому участнику задавались одни и те же вопросы: понравились ли им занятия? И что они больше всего запомнили? Некоторые дети прямо отвечали, другим приходилось задавать дополнительные вопросы. Зиялова Лола - ей занятия понравились, запомнила, как играла на дудочке, на колокольчике, как рисовала. Ларцева Настя - очень понравилось рисовать, особенно рисовать карандашами, запомнила, как играла на дудочке, на колокольчике, Парузинов Толя - очень понравилось рисовать, он запомнил, как рисовали кружочки, как он рисовал портрет Валентины Викторовны, а еще ему очень понравилось, как все здоровались и прощались. Петров Саша - понравились все занятия. Ему понравилось рассматривать в журнале разные виды транспорта, особенно машины. Он запомнил, как играл на дудочке, как пели песню про дуду. Очень ему понравилось, как учились накрывать столы, как пили чай, загадки загадывали. Щученко Денис - понравилось все, а запомнил, как рисовали, как играли на дудочке, знакомились с видами транспорта в журнале, как чай пили с печеньем и конфетами, как узнал новые слова «пожалуйста» и «спасибо» и когда нужно их говорить. Карабашкин Паша - понравилось чаепитие. Гасымов Андрей - единственный, кто знает свое отчество и называет себя Андрей Андреевич. Он принимал активное участие в занятиях, угощал всех печеньем и конфетами, помогал расставлять столы. Отвечать на вопросы не стал, стеснялся. Асланян Аня - помнит, как рисовала, смотрела машины, играла на дудочке, на барабане и на колокольчике, нравилось рисовать, пить чай. Хотела бы научиться писать. Арттерапевтическая работа с сотрудницами интерната Специфика работы педагогов и воспитателей в специальном учебном заведении, с одной стороны, связана с длительным психическим и физическим напряжением, способным оказывать негативное влияние на его психику и здоровье. С другой стороны, быстро меняющиеся социальные условия требуют от них способности к социальному развитию, быть способными к сотрудничеству и партнерству, и адаптации к новым социальным условиям. В жизни они должны уметь гибко переходить от профессиональной роли к бытовой жизни, быть просто женой и матерью. Известно, что и здесь они сталкиваются со сложностями: дома они часто остаются учителями, по всем педагогическим правилам строго и неуклонно воспитывающими не только своих детей, но и своих спутников жизни. Многие женщины-учителя, имеющие семьи и детей, находятся в постоянном напряжении из-за того, что стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Учительницы говорят о том, что испытывают постоянный страх что-то не успеть, ускоряют ритм собственной жизни, не разрешая себе «отвлекаться по пустякам». К таким «пустякам» они часто относят минуты отдыха, созерцания или наслаждения маленькими радостями жизни. Как следствие, женщины начинают раздражаться, испытывать переутомление, жалуются на головные боли, бессонницу. Обычно на сознательное и грамотное овладение практическими навыками психологической самопомощи - снятия внутреннего напряжения, усталости, восстановления работоспособности - учителю просто не хватает времени. Явно недооценивается ее значение, да и мало существует специальных руководств и методик, посвященных данному вопросу. Являясь ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, психологическое и физическое благополучие педагога имеет первостепенное значение. Именно учитель, в первую очередь, отвечает за организацию комфортной образовательной среды, делает на практике эту среду благоприятной для обучения школьников. Настроение учителя, его собственная готовность или неготовность к интенсивной работе во многом влияют на работоспособность и активность класса и вызывают у школьников соответственные эмоции. Психологические исследования свидетельствуют, что привораживать сердца ребят могут только педагоги, творчески и увлеченно работающие. Сотрудницы ИЦ НЖФ и АБНО ЦПП «Искусство и здоровье» имеют многолетний успешный опыт применения арттерапевтических практик, направленных на личностный и творческий рост женщин. Тренинги показали свою эффективность и в психопрофилактике синдрома «эмоционального выгорания». Несмотря на то, что были проведены только два тренинга с использованием арттерапевтических методик - «Тематический коллаж» и музыкальная терапия для преподавателей, воспитателей, логопеда и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, они сумели получить практический опыт психологической самопомощи. К тому же их участие в групповых занятиях рисованием, пением, игре на музыкальных инструментах с учащимися интерната также способствовало снятию у них психического и физического напряжения. Тренинги были разработаны таким образом, чтобы помочь педагогу более грамотно и разумно ориентироваться в своем психологическом пространстве для сбережения собственного психического здоровья и здоровья окружающих. Тренинги были направлены также на создание взаимоподдерживающей обстановки в коллективе и развитие творческого потенциала женщин. Тренинг «Тематический коллаж» состоял из трех частей. Сначала все участницы обсуждали, какие способы и методы психологической саморегуляции они знают и какие можно использовать для психологической разгрузки. Во второй части тренинга участницы создавали коллаж. Из иллюстрированных журналов необходимо было вырезать сюжеты, совпадающие с их представлениями о различных способах психологической разгрузки. Вырезанные сюжеты из журналов они наклеили на большой лист бумаги, обсудили и дали ему общее название «Мы отдыхаем». Посмотрев на готовую работу, участницы увидели, что часть сюжетов у них совпадает с отдыхом, например, отдых на пляже, купание в море и т.д., а некоторые нет, например, работа в огороде. Стали спорить и дискутировать, приводить и другие способы восстановления, о которых забыли, и они не были отражены в коллаже. Третья часть - обсуждение коллажа и анализ работы. В процессе создания коллажа наблюдалось изменение настроения участниц. В совместной деятельности они оживились, увлеченно обсуждая, как лучше разместить вырезанные сюжеты. Для них стало неожиданным, что такое, на первый взгляд, простое, незамысловатое занятие способствовало их раскрепощению, снятию напряженности, принесло положительные и радостные ощущения. На тренинге педагоги и воспитательницы были ознакомлены с эффективными методами психологической саморегуляции: снятия напряжения, усталости и восстановления работоспособности. В процессе тренинга происходил активный обмен опытом между участницами, создавались условия для использования новых способов психологической разгрузки. Установился благоприятный эмоциональный фон, чувствовался дух сотрудничества, взаимопонимания и сотворчества. Из высказываний участниц тренинга: «Созданный нами тематический коллаж будет напоминать о коллективной работе в «чужом пространстве». Не ожидала, что с помощью старых журналов можно улучшить настроение». «Тренинг побудил нас к размышлениям о необходимости постоянного внимания к самому себе, регулярно отдыхать и систематически заниматься психотехническими упражнениями. Действительно, находясь в интенсивном общении, в эмоционально перегруженной атмосфере, необходимо уметь управлять своим эмоциональным состоянием, эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться». «Это занятие позволяет развить чувство причастности к коллективу». «При выполнении заданий чувствовали себя свободно, комфортно. У нас была уникальная возможность обменяться впечатлениями, что происходило во время упражнений, говорить об эмоциях, которые у нас вызывали упражнения». Музыкальное занятие для женщин-сотрудниц проводилось с целью показать его возможности для предупреждения возникновения синдрома хронического выгорания и усталости, а также минимизации последствий их негативного воздействия на специалистов, работающих с такой категорией детей. Педагогам и воспитателям необходимо уметь расслабиться, сбросить с себя накопленные негативные эмоции, научиться регулировать свое состояние и т.д., то есть овладеть методами саморегуляции. К таким методам относится музыкальная психотерапия. Это метод, в котором музыка и разнообразная музыкальная деятельность используется как средство профилактики, восстановления и гармонизации психического и физического здоровья. Музыка оказывает влияние на физиологические процессы, вызывает телесные и двигательные реакции в организме. С помощью музыки, различных ее элементов, можно изменять, регулировать ритм дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, обмена веществ, мозговой активности и т.д. Музыка помогает открывать себя в себе, углубляет понимание себя, способствует самосознанию, воздействует на эмоциональную сферу человека, вызывая определенные эмоциональные реакции, что,| в свою очередь, способствует развитию чувств. Положительные эмоции, возникающие во время активной музыкальной деятельности, а также при восприятии музыкальных произведений, нейтрализуют негативные эмоции. Неприятные аффекты подвергаются разрядке, уничтожаются, превращаются в свою противоположность. Таким образом происходит изживание отрицательных эмоций, изменение настроения. Занятия различными видами музыкальной деятельности помогают развить коммуникативные возможности, эмпатию. Раскрытие и реализация творческого потенциала женщин является основой для их дальнейшего саморазвития. Активные занятия творчеством способствуют решению многих психологических проблем. В тренинге мы использовали пение. Голос является отражением индивидуальности человека, его психофизического состояния. Голос человека и пение могут являться диагностикой и одновременно способом регуляции его психофизического состояния. Пение благотворно сказывается на работе внутренних органов и функциональных систем организма человека. В процессе пропевания определенных звуков происходит замедление альфа-ритма головного мозга, что соответствует состоянию успокоения и комфорта, способствуя стабилизации эмоций. Пение включает исполнение специальных упражнений, состоящих из сочетания гласных и согласных звуков, которые во время их пропевания воздействуют на физический, психический и духовный уровни человека. Эта система упражнений приводит к восстановлению психофизической целостности. Наряду с терапией пением, на тренинге для педагогов был использован прием музыкальной терапии "воздействующая музыка", который заключается в активном слушании музыкальных произведений и совместном обсуждении по окончании прослушивания. Для этого были выбраны произведения разных стилей и эпох, природных звучаний, различных музыкальных инструментов, изготовленных из природных материалов. Слушая музыкальные произведения разные по характеру, инструментальному звучанию, можно целенаправленно влиять на психофизическое состояние человека расслабляющим, тонизирующим или активизирующим образом. Это ведет к восстановлению эмоционального равновесия, вызывает положительные эмоции. Для прослушивания мы использовали записи произведений В.-А. Моцарта, Й. Гайдна, А. Вивальди, И.-С. Баха, П.И. Чайковского. Кроме психофизического воздействия музыкальные образы, возникающие во время слушания произведений, представляют проекцию внутреннего мира каждой из участниц тренинга, что позволяет им более полно познать и понять себя, свой внутренний мир, скрытые переживания и произвольно изменять их при помощи подбора определенных музыкальных произведений, близких их душевному состоянию. Сочетание музыкального занятия и тематического коллажа дало хороший психотерапевтический эффект, помогло снятию эмоционального напряжения, возникающего обычно в процессе работы с детьми с нарушениями развития, способствовало более глубокому раскрытию внутреннего мира женщин-педагогов. Несмотря на то, что в начале тренинга чувствовалась некоторая настороженность и напряжение, можно сказать, даже скепсис со стороны преподавательниц, в ходе тренинга постепенно происходили изменения как в их настроении, так и в их отношении к проводимому занятию. По окончании женщины стали живо обсуждать прошедший тренинг, отмечая произошедшие изменения в их самочувствии и настроении. Они высказали пожелание продолжать подобную работу. Из высказываний участниц тренингов:
Проведение мероприятий для развития сотрудничества Одна из основных трудностей в работе многих современных учреждений заключается в их изолированности, а организация совместной работы структур из различных ведомств - очень не простая на сегодняшний момент задача. В России до сих пор еще не выработаны технологии межведомственного подхода к решению проблем, поэтому, реализуя совместные проекты, мы пытаемся искать новые технологии целостного подхода. Нам кажется, что попытки частичного решения проблем разными ведомствами часто бывает непреодолимым препятствием успешного их решения. Проблемы, с которыми сталкиваются государственные специальные учреждения, сегодня невозможно решить только усилиями одного учреждения или ведомства, для этого необходимо взаимодействие различных государственных и муниципальных структур и общественных организаций, налаживание между ними партнерских отношений. Для решения этой задачи проект «Комплексная социальная помощь женщинам и детям в условиях специального образовательного учреждения» был направлен и на развитие сотрудничества между государственными специальными образовательными учреждениями и общественными организациями. С этой целью мы провели семинары для создания пространства обмена опытом и сотрудничества между участниками данного проекта: ИЦ НЖФ, АБНО ЦПП «Искусство и здоровье», школой-интернатом №105 и Социально-реабилитационным центром «Солнышко» г.Пущино Московской области. Обмен имеющимся положительным опытом способствовал развитию новых форм и видов социально-направленной деятельности, участники смогли увидеть новые сферы применения своих возможностей, установить доверительные и партнерские отношения. Приглашение в проект Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Солнышко» г. Пущино было связано с тем, что он имеет уникальный опыт социализации детей через их участие в различных городских социальных и экологических проектах. Опыт наблюдения за детьми, получающими новые социальные навыки жизни, показал, как изменилось их поведение, учеба, отношения со сверстниками и взрослыми. 29 сентября 2006 года в специальной школе-интернате № 105 прошел семинар «Внедрение новых социальных форм в работе с детьми интернатов и других социальных центров для детей». Открыла семинар Елизавета Божкова, директор ИЦ НЖФ, познакомив участниц семинара с деятельностью женской общественной организации. Работа по данному проекту - это новый опыт для ИЦ НЖФ и новая социальная группа, которая нуждается в социально-психологической поддержке. При этом было очень важно, чтобы сотрудницы специальных образовательных и социальных учреждений были бы способными воспринимать опыт других учреждений и осознавать свой. Елена Нисневич, президент АБНО ЦПП «Искусство и здоровье» и директор Валентина Федорова рассказали о целях, задачах и программах проекта для учащихся, педагогов и воспитателей. Директор школы-интерната №105 Татьяна Ваничкина рассказала об основных направлениях работы с детьми, об основных целях и задачах социально-педагогической деятельности интерната, выделила основные направления: социальное педагогическое; социально-психологическое; медико-социальное; коррекционно-развивающее; профориентацию. Выделенные направления существуют не изолированно друг от друга. Их взаимосвязь определяется единством целей и задач психолого-медико-социально-педагогической деятельности. Реализация представленных направлений эффективно осуществляется в комплексной работе всего коллектива. В интернате имеется также блок дополнительного образования: хореография, театральный, спортивный, лозоплетение, флористика, умелые руки, инкрустация по дереву, основы компьютерных знаний. Для участниц семинара была проведена ознакомительная экскурсия по интернату, они посетили некоторые школьные занятия, спальный корпус, столовую, помещения, в которых дети проводят досуг, библиотеку, зал для проведения культурно-массовых мероприятий, мастерские. На семинаре выступили также педагоги начальных классов интерната - Галина Мясникова, Тамара Фейгина и Галина Тарада. Они рассказали о формах и методах воспитательной работы с детьми-учащимися младшей школы, поделились достижениями и проблемами. Установилась атмосфера открытого и доверительного общения, ощущался дух сотрудничества и профессиональной солидарности. Все участницы были активными и заинтересованными. Опытом социализации детей Социально-реабилитационного центра (СРЦ) для несовершеннолетних «Солнышко» г. Пущино Московской области через их участие в городских проектах по энергосбережению, сборе и утилизации ТБО и благоустройстве города поделилась на семинаре психолог Галина Махортых и зав. стационарным отделением Галина Котенкова. Галина Махортых также рассказала об основных направлениях деятельности учреждения, о сотрудницах, осуществляющих реабилитационную работу с детьми-сиротами, с детьми, оставшимися без попечения родителей, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, с детьми из семей "группы риска", а также с гражданами пожилого возраста и инвалидами. Сотрудницы СРЦ ознакомили участниц семинара с методами и формами работы с детьми. Людмила Андреева, используя в своей работе с детьми сказкотерапию, рассказала об эффективности этого метода и показала художественные работы детей, выполненные на практических занятиях. Мария Аникина продемонстрировала коррекционный эффект от занятий ручным трудом. Участницы семинара увидели уникальные по своей художественной выразительности работы, сделанные детьми. Ольга Артишук рассказала о самовыражении детей в творчестве. Ознакомила с удивительной техникой «Монотипия», которую она использует в работе с детьми, провела с участницами семинара аналогичный мастер-класс «Пробуждение фантазии». Из выступлений участниц семинара:
Сотрудницы СРЦ «Солнышко» пригласили педагогов школы-интерната посетить их учреждение и продолжить сотрудничество. На наш взгляд, семинар 29 сентября прошел очень плодотворно для всех его участников. Создалась очень доверительная, дружеская и творческая атмосфера. Все были открыты, рассказывая о своей работе и имеющихся проблемах. Было очевидно, что коллективами специальной школы-интерната № 105 и социальным центром "Солнышко" накоплен большой опыт в работе с детьми-сиротами и социальными сиротами. Женщины из Пущино задали очень хороший творческий тон, а московские показали прекрасный интернат с прекрасным оборудованием. Пущинцы немного позавидовали такому материальному обеспечению и при этом предложили помочь в благоустройстве дворовой территории и посадить весной цветы. Подарили куст эхинацеи, который был высажен на территории интерната. Очень много положительных эмоций и впечатлений получили педагоги СРЦ «Солнышко». Они отметили что на семинаре сложилась атмосфера открытого и доверительного общения, что случается не всегда. Было высказано одобрение не только сложившимся человеческим отношениям, но и возникшим планам дальнейшего сотрудничества. Позже на консилиуме в СРЦ участницы семинара рассказали о поездке и о впечатлениях от замечательной работы коллектива интерната. Отправлено письмо в интернат с благодарностью педагогам за теплый приём и высказано пожелание дальнейшего сотрудничества с интернатом и коллегами из АБНО ЦПП «Искусство и здоровье» и ИЦ НЖФ. Встречу в московской школе-интернате №105 29 сентября 2006 года можно было считать началом сотрудничества между участницами проекта. Второй семинар «Искусство в образовательных программах по усилению женщин и детей из специальных образовательных и социальных учреждений» прошел в Пущинском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Солнышко» 9-10 ноября 2006 г. Встреча в Пущинском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Солнышко» явилась очередным этапом достижения основной цели проекта - укрепления женщин-педагогов и воспитателей специальных образовательных и социальных учреждений Москвы и Пущино через сотрудничество и обмен опытом между государственными специальными образовательными учреждениями и общественными организациями. Елена Бесчастная, директор СРЦ «Солнышко», провела ознакомительную экскурсию, в ходе которой она показала игровые помещения, спальни для девочек и мальчиков, комнаты психологической разгрузки и другие помещения Центра. При этом она не только рассказала о направлениях и методах работы с детьми, но и наглядно продемонстрировала результаты деятельности. Галина Махортых рассказала о методах арттерапии как новом инструменте в социальной работе в Центре «Солнышко». Татьяна Ваничкина, директор школы-интерната №105 VIII типа, познакомила участниц семинара с основными направлениями работы с детьми-воспитанниками интерната. Валентина Федорова рассказала об опыте терапии эмоциональных комплексов через рисование у детей с нарушениями развития. Она показывала, какое значение имеет рисунок в мире такого ребенка, демонстрировала работы своих маленьких пациентов, объясняла пути дальнейших шагов по терапии на основании результатов, полученных из анализа детских рисунков. Елена Нисневич рассказала о роли музыкального искусства в социальном развитии детей и провела с участницами семинара мастер-класс по музыкальной терапии, который был тепло встречен участницами. Кроме того, на семинаре был представлен опыт социальной работы с детьми-инвалидами Тверской общественной организации Центра социальной реабилитации женщин «Так живем». В сообщении Надежды Кружковой, президента Центра, «Облегчение адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество посредством их самореализации в ремесле ткачества» было показано, что владение навыками народных ремесел может служить личностному росту, способствовать не только техническому, но и творческому развитию и, в конечном итоге, может повышать социальную конкурентоспособность инвалидов. Нужно отметить, что использование ткачества как средства реабилитации пока еще не имеет широкого распространения, поэтому организаторам семинара хотелось продемонстрировать его как еще одну возможность реабилитации воспитанников специальных образовательных и социальных учреждений. На семинаре были представлены и другие специально подготовленные мастер-классы, рассчитанные не только на детей, но и на педагогов. Занятия проводили педагоги СРЦ «Солнышко» Ольга Артишук (мастерская по монотипии «Пробуждение фантазии») и Татьяна Тышкова (занятие по изготовлению традиционной народной куклы). Тренинг «Искусство для развития социального партнерства, упражнение с цветом» провели сотрудницы ИЦ НЖФ. В этот раз тренинг заключался в рисовании на одном листе группы, состоящей из шести человек. Этот тренинг был направлен на формирование умения работать в коллективе. Как отметили все участницы, семинар помог им утвердиться в своей повседневной работе, наполнил новым интересным опытом, помог найти единомышленниц и установить связи для дальнейшего сотрудничества. На семинаре царила атмосфера доверия, сотрудничества, взаимопонимания. Для педагогов и воспитателей специальных учреждений такая встреча-семинар - событие необычное. Организаторы надеялись, что она послужит пусковым механизмом для использования новых способов работы и организации жизни в этих учреждениях. Из выступлений участниц семинара:
29 января 2007 года был проведен заключительный круглый стол по обсуждению результатов деятельности по проекту. В работе круглого стола принимали участие воспитатели и педагоги учеников, с которыми проводилась арттерапевтическая коррекционная работа по проекту: А.Д.Дмитриева, Г.И.Тарада, Е.В.Васина, Л.А.Артемьева; психологи В.В.Федорова и Е.И.Нисневич. Ведущие круглого стола В.В.Федорова и Е.И.Нисневич подвели итоги своей работы по проекту с детьми, воспитателями и педагогами интерната. Работа по проекту длилась меньше года, но уже видны положительные результаты. Об этом говорили все участники круглого стола в своих выступлениях. Было отмечено, что все дети с радостью ходили на занятия. Занятия не прошли даром, они многому научились, дети теперь умеют делиться своими впечатлениями, рассказывать, что видели и слышали. Они научились общаться с другими детьми, сопереживать. Воспитатели тоже остались довольны проведенной арттерапевтической работой, они считают, что такие занятия нужны для снятия психологического напряжения и для общего развития. Воспитатели положительно отозвались о проведенных совместных мероприятиях-семинарах, которые были направлены на развитие сотрудничества между специальными образовательными и социальными учреждениями и общественными организациями. Обмен опытом, который происходит на таких семинарах, положительно влияет на развитие творчества в профессиональной деятельности. Участницы мероприятий хорошо отзывались о поездке в Пущино, о знакомстве с СРЦ «Солнышко», о возможной совместной работе в будущем. Привлечение ребят из СРЦ «Солнышко» к работам по озеленению скверов и парков города, к проектам по ресурсосбережению, отмечено как положительный момент работы Центра Психологи посоветовали использовать такую практику и в интернате №105. |
||
На главную страницу ИЦ НЖФ
|