Тулина Н.В.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СЕМЬИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.



      Современная индустриально-городская цивилизация состоит в тяжелом разладе с человеческой психологией, физиологией и нравственностью. Этот разлад пронизывает все устои жизни, искажает развитие человека, все отношения - от личных до социальных. И тем не менее в спорах социологов и философов о путях цивилизации нет ни малейшего стремления посмотреть на перспективу сквозь самую глубинную из социальных призм - призму человеческой природы.

      А ведь именно здесь - в соответствии или несоответствии между человеческой природой и устройством общества, его социальными институтами - лежат самые глубинные и решающие мерила жизни. У людей есть три главные области жизнедеятельности - семья, работа, гражданская жизнь, и три главные роли - семьянин, работник, гражданин. Именно в личной жизни, в личных отношениях, как это ни парадоксально, человек проявляется полнее всего и формируется прежде всего.

      Демократическая культура будущего общества возникает на основе уважения к ценностям, какими бы разными по форме они ни были.

      Демократическое общество могут создавать только воодушевленные его идеями граждане, которые являются опорой демократии в гораздо большей степени, чем идеи, структуры и институты. Очевидно, что именно семья способна и должна воспитать в российских детях будущих граждан- демократов.

      Активная солидарность, способность выбирать самое главное, стремление к равенству - эти качества, если они поощряются в семье, а не подавляются, могли бы способствовать становлению в России подлинно демократического общества, основанного на реальных действиях граждан, а не только на законах и структурах. В таком обществе семья, еще далеко не полностью использующая свой потенциал, могла бы сыграть решающую роль.

      Но для достижения этой цели необходима активная семейная политика, которая может основываться только на серьезных научных исследованиях, высококвалифицированных и убедительных рекомендациях. Можно с уверенностью утверждать, что любая, рассчитывающая на успех семейная политика должна быть очень широкой и гибкой, основываться на понимании происходящих внутренних и внешних процессов, подходить к ним с терпимостью и заявлять о себе только в тех случаях, когда речь идет о судьбах семьи как социального института, в отличие от социальной филантропии, направленной на помощь отдельным семьям.

      Современная социологическая теория выработала семь основных принципов семейной политики.

      Первый - принцип суверенитета семьи, означающий, что при проведении политики необходимо минимизировать какое бы то ни было вмешательство в дела семьи (влиять на поведение семей, ограничивать свободу аборта или развода, дискриминировать незарегистрированные браки или внебрачных детей и т.д.).

      Второй - принцип суверенитета личности, делающим недопустимыми меры, ограничивающие свободу волеизъявления одних членов семьи в пользу других, искусственно консервирующие отживающие стереотипы женского, мужского и детского поведения.

      Третий - принцип опоры на собственные силы, провозглашающий несовместимость семейной политики с социальным, а тем более государственным патернализмом. Защита семьи не должна превращать ее в иждивенца.

      Четвертый - принцип социальной защищенности семьи, предполагающий обеспечение всем семьям гарантированного стандартного для каждой типичной семейной ситуации минимального уровня доходов, жилищных условий, правовой защиты, свободного времени и других условий социальной поддержки. Чтобы этот принцип не вступал в противоречие с предыдущим, круг получателей всех видов социальной помощи не должен быть чрезмерно широким, нужны достаточно жесткие критерии отбора.

      Пятый - принцип расширения свободы выбора, ибо самые щедрые и самые популярные меры семейной политики не должны подталкивать большинство семей к одному решению, а предлагать как можно больше альтернатив. Этот принцип служит как бы критерием оценки предполагаемых реализуемых мер семейной политики.

      Шестой - принцип дифференцированности политики, предполагающий неоднородность общества, состоящего из различных социальных групп с их экономическими, социально-культурными и другими особенностями. Меры, кажущиеся естественными и приемлемыми в одной социальной среде, в другой - могут восприниматься как насилие и попрание суверенитета семьи.

      И последний седьмой - принцип регионализации семейной политики, учитывающий разнообразие социально-демографических и конфессиональных моделей семьи.

      Общий смысл семейной политики заключается в том, чтобы содействовать пониманию и признанию российским обществом глубинных интересов меняющейся семьи как части своих собственных перемен, поискам нового равновесия и гармонии между личностью, семьей и обществом.


по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА"
27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений)