Ларькова Н.А.

СИБИРСКИЕ ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ: ЛОМКА СОЦИАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ



      Один из мифов российской истории - миф о так называемых "декабристках" - первых женщинах, обозначивших женщин как явление в общественной жизни России. При этом всячески подчеркивается именно русский характер явления, хотя из 12-ти декабристок русскими были только пять, из остальных две (Анненкова и Ивашева) -- чистокровные француженки, одна (Трубецкая) - француженка по отцу и воспитанию, две польки по крови и культурной ориентации (Ентальцева и Юшневская), две - украинки хотя бы наполовину (Волконская и Давыдова). Все они, однако, принадлежали к сословию, считающемуся носителем русской государственной культуры - дворянству (исключение - наемные работницы Полина Гебль (Анненкова) и Камилла Ле-Дантю (Ивашева)) и в этом качестве действительно были первыми русскими женщинами, поступок которых, стал явлением общественно значимым и повлиявшим на формирование самосознания русских женщин (недаром одной из основоположниц русского женского движения стала внучка декабриста Ивашева).

      Для ста с лишним молодых мужчин, попавших в Читинский, а потом в Петровский острог, пример жен (не всегда верных мужьям, о чем говорят, в частности, упоминания о супружеской неверности М.Н.Волконской) не был примером, а физиологическая потребность брала свое. В скандальных "Записках декабриста" Д.Завалишина, фактура которых многократно и безуспешно была опровергаема историками всех направлений, говорится об организации "при" каземате банального публичного дома, что было довольно просто при вольности нравов каторжно-ссыльного Забайкалья.

      Совсем иная ситуация складывалась с выходом каторжников на поселение: оторванные от сугубо мужского общества, от моральной и материальной помощи товарищей, они, естественно, пытались вписаться в окружающую их среду, прежде всего - через связи с женщинами, освященные или не освященные законом. Анализ этих связей открывает полный спектр отношений - от юридически оформленных браков ссыльных "государственных преступников" до более чем сомнительных как с нравственной, так и с юридической точек зрения.

      Имущественная и образовательная разнородность самих первых русских революционеров предопределила и разнообразие социальной принадлежности их избранниц, хотя однозначной зависимости здесь не было. Женами более аристократичных членов столичного "Северного общества" становится обычно дочери чиновников и купцов, а бывшие прапорщики и поручики провинциальных полков - "Соединенные славяне" - находили себе спутниц жизни в среде крестьян и казаков. Конечно, были и почти скандальные мезальянсы вроде брака потомка Рюрика князя Е.Оболенского с "вольноотпущенной" крестьянкой Варварой Барановой, кстати, няней внебрачных детей его друга И.Пущина. Но и подобного рода браки были, как правило, счастливы. После амнистии 1856 г. некоторые семьи выезжали в Европейскую Россию, где экзотические для российского дворянского общества женщины вполне вписывались в круг общения их мужей. Большинство же новых семей осталось в Сибири - их главы за 15-20 лет вросли в крестьянскую или казачью среду, связанные с ней не только экономически, но и вписавшись в круг обширных родственных связей своих жен.

      Конечно, общая картина не была столь идилической, ибо сама среда была весьма пестрой. Спился с женой-алкоголичкой и рано умер А.Тютчев, погиб в пьяной драке в доме своей любовницы М.Глебов (кстати, только у него в обвинении присутствовало пребывание на Сенатской площади нетрезвым), ускорило заболевание и преждевременную смерть В.Кюхельбекера отношение к мужу абсолютно чуждой ему жены - дочери мелкого чиновника.

      Однако многие ссыльные не оформляли своих связей, и не только те, у кого в России остались жены, как у А.Бригена или В.Штейнгеля. Неженатые декабристы тоже часть не спешили оформить по многу лет длящиеся связи, даже после рождения детей. Судьбы последних разнообразны, но в основном благополучны. Многие отцы вывозили их в Европейскую Россию и старались дать достойное воспитание и образование и помогали занять соответствующее социальное положение. Так поступил, например, И.Пущин, дети которого были усыновлены его братом, или В.Штейнгель, дети которого получили фамилию Бароновы по титулу отца. Оставшиеся в Сибири тоже, как правило, за счет полученного образования и из уважения к их отцам (но и при поддержке местного общества) поднимались по социальной лестнице. Сын умершего Н.Бестужева стал видным предпринимателем и общественным деятелем, сын малоизвестного Н.Лисовского - офицером, а выросший в селе Шушенском сын бывшего поручика А.Фролова и казачки Макаровой в 1916 г. был генералом от инфантерии в Генеральном штабе.

      Несмотря на все разнообразие, столь жизненно естественное, связей декабристов с сибирскими женщинами эти связи имели несколько общих последствий. Прежде всего в большинстве своем они часть были спасением для попавших в поначалу чуждую для них среду декабристов, а рождение детей придавало их жизни важнейшую цель. Однако помимо индивидуальных, были и социально-общественные последствия: через своих спутниц декабристы входили в неведомую для русских интеллигентов среду сибирского мелкого чиновничества, купечества и крестьянства, естественным образом ломая социальные барьеры и оказывая огромное, отмечаемые всеми исследователями, влияние на общественную и культурную жизнь огромного региона России. При этом естественно, что именно женщины выполняли связующую роль между разными мирами и способствовали возникновению особенно прочных связей и усилению взаимопонимания.

      Приехавшие в Европейскую Россию сибирячки и их дети ломали бытовавшее в культурной среде мнение о дикости сибиряков, что в условиях коренной ломки социальных и культурных ориентиров общества предреформенной России и при огромном моральном авторитете в нем декабристов было одним из ручейков, размывавших костность власти и способствовавших изменению взглядов российского общества на многие вопросы взаимоотношения разных его слоев.

    Литература:
    "Декабристы. Биографический справочник" - М, "Наука", 1988 Д.И.Завалишин "Записки декабриста"- М, 1906
    Э.А.Павлюченко "В добровольном изгнании" - М, "Наука", 1984
    И.И.Пущин "Записки о Пушкине. Письма" - М, "Художест. литература", 1988
    М.Сергеев "Несчастью верная сестра" - Ирк., Вост-Сибир. кн. изд., 1975



по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА"
27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений)