Павлова В.В.

СОЗНАТЕЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО СЕГОДНЯ



      В настоящее время сознательное родительство все больше осознаётся как мощный регулятор, действующий в предупредительном режиме в решении многих проблем жизни общества и человека. Природа благодарит мать и отца за сознательные творческие усилия в воспитании и обучении детей более крепким их физическим, психическим, духовно-нравственным здоровьем.

      В мировом опыте по этому вопросу накоплен определенный теоретический и практический багаж. Появляются школы, курсы по обучению родителей и тех, кто их обучает в коммерческом и некоммерческом варианте. Плодотворность этой задачи будет связано в большей степени с некоммерческим вариантом. Если бы государство позволило бы себе тратить миллиарды не на содержание больниц, тюрем, судов, школ, а на то, чтобы заниматься беременными женщинами: затраты не будут великими, а результаты будут бесконечно лучшими.

      В мировой практике существуют ассоциации по пренатальному - дородовому воспитанию будущих родителей, накопивших интересный опыт, в частности, французская ассоциация ANEP, подобные ассоциации развиваются как благотворительные и культурно-просветительские. В России действует одноименное межрегиональное общество, зарегистрированное в 1993 году, поддерживающее лучшие достижения благотворительного, культурно-просветительского направления.

      Результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие учёными различных специальностей, подтверждают наличие взаимосвязи между определенными событиями, происходящими во время беременности, или самочувствием матери в этот период и какими-то отклонениями, чем-то необычным, по их собственному мнению, в характере или поведении ребенка. Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек ( прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода.

      Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжёлая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых заболеваний, как неврозы, тревожные состояния, многочисленные аллергические недуги, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния.

      Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку - один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

      Не отрицая важность воспитания родившегося ребенка, особенно, в первые годы жизни, равно как и самовоспитания, учёные заявляют, что ни первое, ни второе не оказывает того фундаментального воздействия, которое присуще пренатальному воспитанию.

      Информирование будущих родителей, практические занятия по образу жизни идут по различным программам, различных специалистов (врачей, психологов, музыкантов, характерологов), главная цель которых открыть мир красоты, спокойствия и уверенности в будущем.

      С 1995 года в группе пренатального воспитания студентов и аспирантов МГУ изучается характер беременных женщин. Особенностью этой группы является то, что все они учатся, многие учатся и работают, большинство живут в общежитии, так как не являются жителями Москвы. Начальное обследование беременных женщин по восьмицветному тесту М.Люшера чаще показывает отсутствие готовности к осознанному родительству: женщины больше заняты самоутверждением, эгоцентричны, способны на подавление чувств, не понимают свою непосредственную связь с ребенком. Вместе с тем, эти женщины обладают хорошей реакцией на новое, эстетической восприимчивостью, любознательностью, что помогает в ходе разнообразных занятий направить ее ум, чувства, действия в русло сознательного родительства, духовного творчества. Женщины хорошо откликаются на советы в формировании устойчивых ощущений своей связи с будущим ребенком, проявления тепла, любви к нему. Они осознают важность занятий в пренатальном воспитании. Меняется эмоциональный фон женщины, она становится спокойней, осознает значительность своего положения.


по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА"
27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений)