Беляева Г.Ф., Костикова И.В.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА ЖЕНЩИН -ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
(По результатам опроса участниц круглого стола, организованного Союзом женщин МГУ)



      В настоящее время женщины в высшей школе представляют собой довольно многочисленную группу, причем заметна устойчивая тенденция роста числа женщин, являющихся высококвалифицированными специалистами.

      Процесс феминизации науки и высшего образования протекает стихийно: нет научно разработанной и обоснованной методики для определения оптимальной половозрастной структуры научных и учебных подразделений. Однако женщины являются группой работников, имеющих свои специфические проблемы. В силу этого сам процесс феминизации науки и высшего образования, а также социальное и профессиональное самочувствие женщин - преподавателей и научных работников в высшей школе - может и должен стать объектом научного анализа, в частности, социологических исследований.

      В ноябре 1997 г. Союзом женщин МГУ им. М.В.Ломоносова был проведен круглый стол, главными темами которого стали социальные и профессиональные проблемы женских научно-педагогических кадров университета. В работе круглого стола приняли участие около 40 представительниц факультетов, учебных центров и научных подразделений МГУ, причем, приглашались преимущественно молодые, перспективные ученые и педагоги. Ниже приводятся результаты опроса участниц встречи. Не являясь репрезентативными для всей совокупности женщин - научных и педагогических кадров МГУ, эти результаты позволяют обнаружить такие вопросы профессиональной деятельности респонденток, которые, скорее всего, являются общими проблемами этой категории работников, и ,на наш взгляд, представляют определенный интерес. Благодаря этому небольшому опросу были уточнены задачи и сформулированы гипотезы полномасштабного выборочного исследования женских научно-педагогических кадров МГУ.

      Участницы круглого стола - женщины в возрасте от 25 до 45 лет, среди которых две трети - молодежь (от 26 до 33 лет). Одна треть участниц встречи - незамужние женщины, две трети имеют семьи. Более половины респонденток имеют иждивенцев (38% - одного члена семьи, 26% - двух), треть опрошенных иждивенцев не имеют.

      Уровень образования участниц круглого стола достаточно высок: 80% опрошенных имеют ученую степень кандидата наук, 15% - доктора наук. Ученое звание старшего научного сотрудника имеют 9% респонденток, доцента - 6%. Стаж работы в МГУ у большинства участниц встречи не превышает 10 лет (у 41% - от 1 года до 5 лет, у 32% - от 6 до 10 лет), лишь у 6% женщин стаж свыше 20 лет и у 18% - от 11 до 20 лет.

      Несмотря на наличие у опрашиваемых женщин ученых степеней, большинство участниц круглого стола - преподавательский и научный персонал низшего и среднего звена (в %% от числа опрошенных):

    ассистенты и преподаватели - 26%
    ст. преподаватели и доценты - 20%
    младшие научные сотрудники и научные сотрудники - 29%
    старшие научные сотрудники - 15%
    ведущие научные сотрудники, главные научные сотрудники - 6%

      Профессиональное самочувствие у большинства участниц встречи вполне благополучное: 94% в целом удовлетворены своей работой в МГУ.

      Рейтинг привлекательных сторон работы в МГУ показывает, что наши респондентки более всего ценят факторы, непосредственно связанные с творческой деятельностью, что свидетельствует о ярко выраженной мотивации на труд в сферах науки и образования. Даже такие традиционные для женской занятости ценные условия труда, как свободный режим работы, психологический климат в коллективе и социальная защищенность, заняли в рейтинге 4,5 и 7 место. Результаты ответа на вопрос "Что для Вас наиболее ценно в Вашей работе в МГУ?" распределились следующим образом (в % от числа опрошенных).

    1. Возможность заниматься фундаментальной наукой ....70
    2. Возможность творческого самовыражения..................61
    3. Работа с молодежью (студентами, аспирантами).........59
    4. Свободный режим работы...........................................56
    5. Психологический климат в МГУ...................................47
    6. Престиж МГУ..............................................................38
    7. Социальная защищенность.........................................12
    8. Профессиональное общение........................................11
    9. Зарубежные командировки...........................................3

      Среди причин, которые более всего снижают удовлетворенность работой в университете, на первом месте оказались экономические факторы - отсутствие материальной заинтересованности (56%) и недостаточность информационной и технической базы для исследовательской работы (38%). Неудовлетворенность работой в МГУ по указанным причинам связана с общей экономической ситуацией в России и с тем бедственным положением, в котором оказались в настоящее время отечественная наука и образование. Действия руководства МГУ по усилению социальной защищенности работников университета значительно смягчают положение, благодаря чему на общем фоне среди других учебных заведений МГУ выглядит вполне благополучно, однако отсутствие материальной заинтересованности занимает первое место среди факторов, негативно влияющих на общую оценку работы в МГУ.

      Третья по значимости причина неудовлетворенности - отсутствие перспектив должностного роста (20% опрошенных) - довольно неожиданный результат опроса. Для данной категории работников такой причины быть не должно (напомним, что большинство наших респондентов - молодые женщины, кандидаты наук!). Существование такой причины неудовлетворенности работой в МГУ свидетельствует о том, что кадровая политика в университете не является оптимальной и это сказывается прежде всего на молодых ученых и педагогах.

      Были отмечены также отсутствие перспектив решения жилищной проблемы, перегрузки, недостаточная правовая защищенность, отсутствие необходимой информации о работе и возможностях профкома, спортклуба, Союза женщин, системы довузовского образования (по одному ответу). 10% опрошенных отметили невнимание к их инициативам.

      Однако перечисленные выше трудности, связанные прежде всего с современными экономическими проблемами науки и высшей школы, не пугают женщин: 85% опрошенных не собираются уходить из МГУ на другое место работы и лишь 12% могут уйти, если получат хорошее предложение.

      Мнение женщин о развитии в системе МГУ хозрасчетных научных и учебных структур свидетельствует о том, что они поддерживают эти коммерческие инициативы, которые способны помочь научной работе и улучшить материальное положение сотрудников. Только 12% участниц круглого стола указали, что их подразделение не оказывает никаких платных услуг, 9% затруднились ответить на этот вопрос. В подразделениях, где работают остальные опрошенные, достаточно широко практикуются как научные, так и учебные платные услуги, причем в целом лидируют различные виды обучения. Считают развитие таких структур необходимым и перспективным направление 67% опрошенных, 20% поддерживают только научные хозрасчетные структуры и лишь 9% затруднились ответить.

      Материальное положение у половины опрошенных женщин за последний год не изменилось, у 35% - немного улучшилось, у 6% - немного ухудшилось. Пятая часть опрошенных не имеет никаких дополнительных доходов, у остальных они возникают из различных источников - другая работа (чаще всего вне МГУ), социальные выплаты или помощь родных (Данные о дополнительных доходах приводятся в % от числа опрошенных.)

    Работа вне МГУ в негосударственных,
    частных организациях...................................................................32%
    Совместительство в МГУ................................................................23%
    Работа вне МГУ в бюджетных и государственных организациях.....20%
    Социальные выплаты (пенсия, пособия и т.д.)................................23%
    Материальная помощь родственников..........................................20%
    Дивиденды на вклады и ценные бумаги.........................................6%

      Наши респонденты - женщины, половина из них имеют семьи, и как показывают данные опроса, большинство помимо основной работы имеют дополнительную. К сожалению, следует констатировать уже не традиционную двойную занятость женщин (семья + работа), а тройную.

      Треть опрошенных вполне удовлетворены уровнем своей профессиональной квалификации (32%), чуть больше половины (56%) выбрали вариант ответа "скорее да, чем нет". Только одна респондентка самокритично ответила "нет" и две - "скорее нет, чем да". Успех своей профессиональной деятельности женщины связывают со многими факторами, и все-таки в первую очередь они надеются на самих себя. Распределение ответов на вопрос, от чего зависит успех в профессиональной деятельности, дан в % от числа опрошенных.

    Ваших собственных усилий..............................71%
    Коллектива, в котором Вы работаете.................56%
    Семейных обстоятельств...................................26%
    Вашей материальной заинтересованности.........23%
    Взаимоотношений с администрацией.................12%

      Были отмечены также следующие факторы, влияющие на оптимизацию трудовой деятельности: организация научной и учебной работы, перевод на более высокооплачиваемые должности, финансирование исследований и решение жилищной проблемы (по одному ответу).

      Менее половины опрошенных женщин удовлетворены своим должностным статусом - 47%, "нет" ответили 38% респонденток, 15% опрошенных утверждают, что эта проблема их не волнует.

      И все же, несмотря на явные перегрузки, несоответствие должностного статуса высокому уровню образования, материальные трудности, участницы круглого стола не падают духом. На вопрос "С каким настроением Вы смотрите в будущее?" треть ответила "с надеждой и оптимизмом", чуть больше половины - "спокойно, но без особых надежд и иллюзий" и лишь 17% продемонстрировали настроение социальной тревожности - "с тревогой и неуверенностью".

      В целом можно отметить, что если данные опроса объективно отражают ситуацию с карьерой женского научно-преподавательского кадрового состава МГУ, то необходимо обратить внимание прежде всего на два фактора: несоответствие высокого образовательного уровня должностному статусу и растущую вторичную занятость молодых женщин, которая не способствует сохранению сил и времени для основной работы.


по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА"
27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений)