Котовская Е.И.
|
В обществе XIX в. проблемы семьи и брака стали предметом самых острых дискуссий. В ней участвовали такие известные русские философы, как С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус и другие. Открыл эту дискуссию писатель Л. Н. Толстой, считавшийся в Росси "апологетом семьи и деторождения". Действительно, эти темы звучат во всех произведениях писателя. Поэтому таким резонансом прозвучало его произведение "Крейцерова соната", в котором по существу отрицалась святость брака, плотской любви и рождения детей. Устами своего героя Позднышова Л. Толстой заявляет: -Брак? Это - "страшный ад, от которого стреляются, убивают себя и друг друга." - Плотская любовь - "не естественна и представляет собой нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспомнить стыдно". - Ненависть в браке совершенно закономерна и "естественна". Ока является ничем иным, как взаимной ненавистью "сообщников преступления" половой любви. В "Послесловии" к "Крейцеровой сонате" Л.Толстой заявляет, что "христианского брака быть не может и никогда не было". В Евангелии нет указаний на брак, церковный брак выдуман самими церковниками и "не имеет ничего христианского". Единственным истинно христианским идеалом является полное целомудрие, даже более всего в браке. Если человек все-таки пал (вступил в брак -Е.К.), он должен стремиться к своему идеалу и жить со своей женой, как с сестрой. Такова квинтэссенция размышления Л.Толстого о браке, которое в дальнейшем переросло в целое "учение", со временем обросшее многочисленными последователями. Наиболее известными из них были публицисты М.О.Меньшиков и С.Ф.Шарапов. Интересно, что даже сейчас среди части молодых людей делаются попытки, правда, безуспешные. реанимировать "учение" Л.Толстого, и, в первую очередь, его взгляды на семью и брак. В резкую полемику с Л.Толстым вступили такие видные публицисты, как В.Розанов и Н.Бердяев. Среди современников, В.Розанов считался "корифеем" брачного вопроса.Им было написано немало работ на эту тему. Для В.Розанова пол - это "отнюдь не орган и не функция, а что-то духовное и одновременно физическое". Это дар человеку от Бога и обращаться с ним следует, как с величайшим сокровищем. Зачатие - кульминационный момент пола, его "сияние" является одновременно существом брака и его основой. Брак по Розанову - "гармония полов и он основан, как феномен на вечной и неуклонной предустановленности их сочетания". Совершают брак сами супруги, поэтому брак - "текущее таинство". В этом ключе Розанов рассматривает семью, как "религию". Близко к взглядам Розанова примыкали философы-публицисты Устьинский, Романов, создававшие особую религию брака. Поддерживал их и Д.Мережковский. Широкие дискуссии о семье и браке постоянно шли на страницах периодической печати, затронув практически все слои интеллигентного российского общества того времени. Страстные споры продолжались и в религиозно-философских собраниях, проходивших в Санкт-Петербурге. Идея Собраний (открытого общества людей, свободно обсуждающих вопросы культуры и религии) принадлежала Д.Мережковскому и его супруге 3. иппиус, а также Розанову, Философову, Тернавцеву. Давая характеристику деятельности этого общества, философ Н.О.Лосский писал, что "с самого начала на первый план выступают три проблемы в связи с проблемой пола - проблема святой плоти, проблема социальной справедливости и ее решение через христианизацию общества". В этих Собраниях решался вопрос и о месте и роли женщины в обществе. Прежде всего ее место видели в семье, но семье христианской, воспитывающей детей в духе любви и активного делания добра. Во-вторых, женщина спасает и себя и мужчину бескорыстным служением ближнему, а значит и Богу. На этот путь бескорыстного подвижнического служения встало немало интеллигентных русских женщин конца XIX века. Для многих из них вера была сугубо личными, потаенным делом души и совести. Из их среды выдвигались подвижницы, сестры милосердия, руководствующиеся чувством любви и сострадания к ближнему своему. Они безвозмездно ухаживали за больными и ранеными, создавали дома для престарелых и сиротские приюты. Их общины в XIX в. возникали по всей России, но особенно много их было в Москве и Санкт-Петербурге. Я не стану подробно останавливаться на истории этих общин, это дело будущих исследователей. Скажу лишь несколько слов о некоторых из них. Так, сестры милосердия из общины при храме Покрова в Рубцове работали в тяжелейших отделениях некоторых городских больниц для бедных. Именно они осуществляли постоянный уход за страждущими в Московском Троицком доме для неизлечимых больных. Ухаживали и бесплатно лечили сестры больных из прилегающих рабочих кварталов. Сестер выселили из обители. Последними остались почти девяностолетняя мать Антония и две ее сподвижницы. Лишенные продовольственных карточек и всех гражданских прав, они были вынуждены собирать милостыню возле родного им храма. Не менее трагична судьба некоторых сестер милосердия из Иверской общины. Она возникла в 1869 г. под флагом Российского общества Красного Креста. Сестры из этой общины являли собой образец мужества и милосердия, как на фронтах, так и в мирной жизни. Именно они боролись со страшными эпидемиями холеры и чумы в отдаленных районах Росси в конце XIX в. Именно они выхаживали раненых, как красных, так и белых, в прифронтовых госпиталях во время Гражданской войны. К ним в обитель привозили раненых рабочих, восставших в 1917 г. в Москве. Однако в 1920 г. эта обитель была также закрыта. Больничный храм Иверской Божей Матери был передан местной больнице под хозяйственные нужды. Лишь в 1938 г. он был возвращен церкви. Сейчас по его куполом опять сияет золотой крест.
Марфо-Мариинская обитель была последней из созданных в Москве до революции общин сестер милосердия. История ее особенно интересна. Община была основана Великой княгиней Елезаветой Федоровной, вдовой генерал-губернатора Москвы Великого князя Сергея Александровича. Он был убит в 1905 г. эсером И.Каляевым. Глубоко верующая Елизавета Федоровна просила не наказывать убийцу своего горячо любимого мужа. Последующую жизнь она посвятила ревностному служению обездоленным. Сестры милосердия из этой общины опекали самые бедные районы - трущобы Москвы. Ими, кроме одной из лучших больниц того времени, был создан прекрасный приют для сирот. Сестры ухаживали за больными и ранеными на фронтах. Община просуществовала до 1928 г. Часть сестер попало в тюрьмы, другая - была вывезена в районы Средней Азии, где многие из них умерли от истощения или попали в сталинские застенки. Сама Елизавета Федоровна вместе с двумя сестрами была сначала отправлена в Пермь, затем - в небольшой уральский городок Алапаевск. В июле 1918 г. вместе с пятью представителями рода Романовых и келейницей Варварой Яковлевной она была расстреляна. В 1990 г. Русская Православная церковь и общественность Москвы открыли памятник подвижнице и великомученице Елизавете Федоровне. Этот памятник из белого мрамора напоминает нам о сотнях погибших за веру и убеждения простых, безвестных русских женщин. Именно они во время активного преследования за религиозные убеждения в нашей стране сумели, несмотря на жестокие репрессии, пронести и сохранить подлинную веру в своих сердцах.
по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА" 27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений) |