Костикова А.А.

ПРОБЛЕМА "ЖЕНСКОГО" В НОВЕЙШЕЙ ФИЛОСОФИИ



      Специфика предполагаемого подхода заключается в том, что исходным пунктом рассмотрения является не история феминизма, не развитие феминистских идей, а современное состояние так называемой "западной" философии, которая на определенном этапе не только оказалась тесно связана с проблематикой феминизма, а именно в последней нашла свое наиболее яркое и адекватное выражение.

      Именно проблема соотнесения постмодернизма, как специфически широкого определения современной культуры и философии, и феминизма дает нам материал для самых неожиданных выводов. Таких, например, как вывод о том, что именно феминистский постмодерн, или феминистский постструктурализм оказывается чуть ли не единственной практической философией, как пишет об этом один из британских авторов, К.Видон, "это способ производства знания, который использует поструктуралистские теории языка, субъективности социальных процессов и институтов для понимания существующих отношений власти и для определения областей и стратегий изменения (1). Или о том, что движение феминизма не сводится к политическому движению женщин (и здесь не идет речь, как в одной из журнальных статей, о Ельцине - феминисте) поскольку теоретиками освобождения от мужского господства становятся мужчины-постмодернисты. Или о том, что теоретически феминизм оказывается фокусом многих ключевых философских проблем.

      С нашей точки зрения, это не удивительно, а скорее закономерно. Постклассическая философия, пытаясь найти новую тему, новый стиль или новый метод для новой философии, неявно обращалась к анализу сексуальности . Но лишь философия постмодерна сделала это явным образом. Такое "появление", осмысление всего того, что было предметом исследования "исподволь" в классической философии - одна из характерных черт постмодернистской философии. По меткому выражению Ж.Лакана, кстати, в ответ на одно из уже постструктуралистских выступлений М.Фуко, такая философская позиция позволяет обратить внимание на самое главное - "то, что очень часто и даже чаще всего есть внутреннее того, что называют актом, - это то, что опознает сам себя" (2). Таким образом, философия, как и вся культура постмодерна. выполняет двоякую функцию: представляет новый предмет, до той поры скрытой от публики, и представляет его совершенно новым способом. В этом смысле показателен центральный термин теоретического феминизма "гендер" - он фиксирует одновременно новый предмет исследования - отношения полов в конкретном социально-историческом ситуационном контексте - и новый, чисто постмодернистский, подход к этому предмету - стремление "снять" иерархичность этих отношений.

      Движение от философии модерна и философского структурализма к постструктурализму и философскому постмодернизму было одновременно попыткой преодолеть бинарное рассмотрение мира и дихотомичное построение самой философии. Это было движение к субъекту и. несомненно, проблема идентичности субъекта стала одной из центральных. Она включала в себя и проблему сексуальной идентичности. Однако идентичность субъекта понималась как нечто не сводимое к структуре или функции, а скорее фрагментированное. Такой подход стал характерен и для большинства феминистски ориентированных постмодернистов.

      "Содержательному" приближению новейшей философии к феминисткой- гендерной - проблематике, предшествовал так называемый "лингвистический" поворот, поставивший в качестве основной задачи философии описание дискурсивных способов конструирования субъективности. Постструктуралисты рассматривали социальные явления как специфические языковые практики, по отношению к которым субъект всегда оказывается пассивным.

      Именно семиотический анализ стал базой для появления собственно феминистского постструктурализма.

      Именно семиотический анализ стал и полем активного участия мужчин-теоретиков в феминистской борьбе. Пожалуй, только в этой деятельности - по деконструкции патриархатного дискурса -мужчины приняли не только активное участие, но были инициаторами.

      Однако именно постмодернистское развитие феминизма, как показывают рассуждения последних лет, можно подорвать феминистское движение изнутри.

    Литература:
    1.Weedon Ch. Feminist practice and poststructuralist theory.Oxford>N.Y.,Blackwell.1987.
    2.Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц.-М.,Касталь,1996.-448с.-С.46.



по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА"
27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений)