Митрофанова А.В.
|
Проблема сексуальных посягательств в вузах должна быть поставлена и в нашей стране. К сожалению, большинство случаев остается неизвестным общественности. Гласности женщины решаются предавать (и то, главным образом, неофициально) только те случаи, в которых дело кончилось относительно благополучно, так что их даже нельзя называть "потерпевшими". Именно поэтому женщины считали возможным об этом рассказать. По всей вероятности, случаи менее благополучные вообще не имеют шансов выйти за пределы очень узкого круга лиц. Это не позволяет реально оценить ситуацию в высших учебных заведениях. Если раньше существовали какие-то органы, следившие за соблюдением этики и пресекавшие "моральное разложение", сейчас любая проблема, касающаяся отношений мужчины и женщины, считается "частной" и женщине приходится всякий раз искать выход из ситуации самостоятельно.
Было бы полезным социологическое исследование, которое позволит выявить масштабы данного явления и квалифицировать случаи сексуальных посягательств по некоторым позициям:
* посягательства в отношении равных по статусу - то есть, и в среде студентов, и в среде преподавателей. * посягательства, выраженные в создании на рабочем месте неприятной, раздражающей атмосферы, связанной с шутками и намеками сексуального характера, а также с навязчивыми комплиментами. В университетах США проблема сексуальных домогательств особенно успешно решается когда речь идет об отношениях выше- и нижестоящих, так как именно эти отношения более формальны и лучше поддаются регулированию. По нашему мнению, решать эту проблему необходимо не с помощью запретов и "законодательного" (на уровне вуза) регулирования. Тем более, речь не идет об американском способе разрешения всех конфликтов через подачу судебных исков. Чрезмерное внимание к запретительным мерам может вызвать отторжение прежде всего со стороны самих же молодых женщин, так как может быть воспринято как посягательство на их самостоятельность. К тому же, надо четко понимать, действительно ли необходимо стремиться к созданию на рабочем месте (в данном случае - в высшем учебном заведении) атмосферы полной "стерильности", когда дело касается таких вещей, как флирт, шутки, дружеская интимность. В отдельных случаях неформальное общение может даже идти на пользу делу, не говоря уже о том, что речь идет о взаимоотношениях взрослых, совершеннолетних людей.
Чтобы пресекать откровенные сексуальные посягательства, необходимо прежде всего изменить психологию людей, объяснить им, что молодые девушки могут воспринять определенные действия со стороны преподавателя иначе, чем он сам. Возможно, полезным было бы проведение специальных семинаров, причем и для студенток, и для студентов, и для преподавателей. Это могло бы стать составной частью программы гендерного образования.
по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА" 27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений) |