Аронова И.Ю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ



      Глубокий кризис, охвативший наше общество, так или иначе коснулся жизни всех поколений. Но совершенно по-особому происходящие в обществе изменения влияют на тех., кто еще только стоит на пороге взрослой жизни. Как это влияет на решение возрастных задач развития теми, кому сейчас 16-17 лет? При этом необходим учет половой принадлежности испытуемых, исходя из различия поло-ролевых функций мужчин и женщин.

      Целью данного исследования является изучение проблем вхождения во взрослость современных девушек в период кризисного развития общества.

      Задачи исследования:

1) выявить основные трудности вхождения во взрослость;
2) проследить характер взаимосвязи между выявленными трудностями и воспитательным стилем родителей испытуемых;
3) сравнить две группы испытуемых и выявить особенности вхождения во взрослость в зависимости от социальной среды.

      Для решения поставленных задач были использованы методики: "Незаконченные предложения", "Пиктограмма", "Оценивание пятилетних интервалов" (Кроника), шкалы самооценки Дембо-Рубинштейн и опросник "Подростки о родителях".

      В результате проведенной работы были выявлены следующие основные проблемы, характерные для испытуемых:

1) с принятием своего тела;
2) с формированием временной перспективы, включая трудности с принятием прошлого и тревожным образом будущего;
3) с завоеванием внутренней независимости от родителей и формированием позитивной самооценки и уверенности в себе.

      Сравнивая две группы испытуемых, можно констатировать несколько большую степень взрослости девушек - учащихся медучилища (показатель решенности задач развития у них в полтора раза выше, чем у школьниц), что связано с уже решенной ими проблемой профессионального самоопределения и более успешным решением других задач возрастного развития, прежде всего задачи установления более зрелых отношений со сверстниками противоположного пола.

      По взаимосвязи успешности в решении отдельных возрастных задач развития с воспитательным стилем родителей, результаты корреляционного анализа показали следующее (в качестве меры связи был использован коэффициент Ф).

      Значимая корреляция была выявлена:

1) между успешностью в установлении позитивных контактов со сверстниками и низким показателем по шкале враждебности (уровень значимости А = 0,05), а также высоким показателем по шкале позитивного интереса (А=0,01) в воспитательном стиле матери;
2) успешность в формировании уверенности в себе значимо коррелирует с низкими показателями по шкале директивности в воспитательном стиле отца (А=0,01) и высокими показателями по шкале позитивного интереса (А=0,01) и низкими значениями по шкале враждебности (А=0,05) в воспитательном стиле матери.

      При сопоставлении данных по соотношению всех решенных задач развития к нерешенным (успешность решения задач развития для каждого испытуемого) с параметрами воспитательного стиля родителей получены следующие результаты. Максимальные показатели успешного решения задач развития приходятся на высокие значения по шкале позитивного интереса и низкие значения по шкале директивности и враждебности. Однако, необходимо существенное уточнение: крайние значения - самые высокие по позитивному интересу и самые низкие по директивности и враждебности соответствуют снижению успешности в решении задач развития. Следует подчеркнуть, что все полученные результаты и выводы относятся к данной выборке.


по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА"
27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений)