Аронова И.Ю.
|
Глубокий кризис, охвативший наше общество, так или иначе коснулся жизни всех поколений. Но совершенно по-особому происходящие в обществе изменения влияют на тех., кто еще только стоит на пороге взрослой жизни. Как это влияет на решение возрастных задач развития теми, кому сейчас 16-17 лет? При этом необходим учет половой принадлежности испытуемых, исходя из различия поло-ролевых функций мужчин и женщин. Целью данного исследования является изучение проблем вхождения во взрослость современных девушек в период кризисного развития общества.
Задачи исследования:
1) выявить основные трудности вхождения во взрослость; Для решения поставленных задач были использованы методики: "Незаконченные предложения", "Пиктограмма", "Оценивание пятилетних интервалов" (Кроника), шкалы самооценки Дембо-Рубинштейн и опросник "Подростки о родителях".
В результате проведенной работы были выявлены следующие основные проблемы, характерные для испытуемых:
1) с принятием своего тела; Сравнивая две группы испытуемых, можно констатировать несколько большую степень взрослости девушек - учащихся медучилища (показатель решенности задач развития у них в полтора раза выше, чем у школьниц), что связано с уже решенной ими проблемой профессионального самоопределения и более успешным решением других задач возрастного развития, прежде всего задачи установления более зрелых отношений со сверстниками противоположного пола. По взаимосвязи успешности в решении отдельных возрастных задач развития с воспитательным стилем родителей, результаты корреляционного анализа показали следующее (в качестве меры связи был использован коэффициент Ф).
Значимая корреляция была выявлена:
1) между успешностью в установлении позитивных контактов со сверстниками и низким показателем по шкале враждебности (уровень значимости А = 0,05), а также высоким показателем по шкале позитивного интереса (А=0,01) в воспитательном стиле матери;
При сопоставлении данных по соотношению всех решенных задач развития к нерешенным (успешность решения задач развития для каждого испытуемого) с параметрами воспитательного стиля родителей получены следующие результаты. Максимальные показатели успешного решения задач развития приходятся на высокие значения по шкале позитивного интереса и низкие значения по шкале директивности и враждебности. Однако, необходимо существенное уточнение: крайние значения - самые высокие по позитивному интересу и самые низкие по директивности и враждебности соответствуют снижению успешности в решении задач развития. Следует подчеркнуть, что все полученные результаты и выводы относятся к данной выборке.
по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА" 27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений) |