Бородина В.
|
18 век принес с собой изменения в сфере социально-общественных отношений в России. Предпосылки этих изменений очевидны и подробно описаны в исторической литературе: "выход женщины из терема", петровские ассамблеи, галантные кавалеры, амурные письма и т.д. В это время и в России происходит рождение так называемого "нового" понимания отношений между мужчиной и женщиной. Новизна понимания социального положения женщины влекла за собой перемены в общественной жизни. Прежде всего, проявляются разительные изменения в сфере брачных отношений, изнутри разрушающие столетиями гармонизируемую жизнь. Основная тенденция связана с нарастающим влиянием личных мотивов в выборе спутника или спутницы жизни. Впрочем, принципиальные перемены и не могли произойти узко, затрагивая лишь сферу сватовства и брака. Для этого необходимы были изменения гораздо более масштабного характера, ломка почти всех устоев общественной жизни, что и случилось в эпоху Петра Великого. Петр Первый издает указы, разрушающие традиционное течение русской жизни. Непрерывные разъезды за границу самого энергичного за всю историю России государя, несомненно, способствовали влиянию западных образцов поведения на россиян. Во всяком случае, в древнерусской литературе просматривается иная степень объективации внутреннего состояния женщины, в ней можно отметить, отсутствие сколько-нибудь заметной традиции обращения к так называемой "женской теме". В допетровскую эпоху, к примеру, сфера любовных отношений мужчины и женщины скрыта от публики, она никак не фиксируется, не привлекает внимания литературы. Реализация чувств женщины в древнерусской литературе осуществляется на уровне внешних ритуальных действий. Переживаемые чувства ориентированы обычно не на внутреннее состояние, а на положение мужчины и женщины по отношению друг к другу, обусловленное ритуалом, традицией взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Отношения полов в допетровскую эпоху высвечиваются, как правило, в трагические моменты жизни, когда естественным образом рвутся, связующие их нити: смерть одного из супругов и проч. Сам же факт межличностного общения литературой времени того практически не освещается. Герои плачут по взаимной утрате, мстят повинным в этом, но друг другу они не говорят практически ни слова. Ощущение новизны в отражении темы отношений мужчины и женщины в русской литературе 18 века вызывается, прежде всего, самим фактом обсуждения "женского опроса", по-особенному вставшего в период петровских преобразований, когда русская: женщина впервые "вышла из терема". С этого времени не только разделенность расстояниями или смертью становится преградой в отношениях между мужчиной и женщиной. Конечно же, это не значит, что в сферу изображения вообще никогда до 18 века не попадало то, что может быть отнесено к внутреннему миру женщины. выше сказанное означает, что ранее героиня рисовалась как бы в одной плоскости с внешним миром. Постановка проблем "внутреннего" самоощущения женщины и поиск адекватных средств для его отображения становятся определяющей тенденцией в дальнейшем развитии русской культуры. Обозначенные в литературе, проблемы межличностного общения женщины и мужчины постепенно выходят на более широкое публичное обсуждение. Благоприятным юном для их "раскрепощения" становятся все более активные подвижки в общественной жизни. Как известно, возникновение периодической печати относится еще к началу 17 века. "Иллюстрированная периодическая печать имела с самого начала непосредственное отношение к половой области. Половой момент был даже до известной степени ее акушером, т.к. первые иллюстрированные журналы были в большинстве случаев журналами мод. С течением времени связь иллюстрированных журналов с половой областью становилась все интимнее, чтобы стать в конце концов и совсем интимной, т.к. возник ряд журналов, иллюстрации которых воспроизводили исключительно эротические мотивы."* Слияние европейской и восточной культур в России обусловило возникновение и развитие рекламы межличностных отношений. Опыт обсуждения "женского вопроса" на западе не мог не повлиять и на Россию; более того, он стал побудительным мотивом ля возникновения подобного вида рекламирования отношений между мужчиной и женщиной и в российских периодических изданиях. А результатом влияния восточного традиционализма стала почти полуторовековая задержка в процессе обсуждения женского вопроса" в российской печати. С 1889 года в Москве начинает издаваться ежемесячный литературный журнал "Женское дело". В новом издании публиковались работы по истории развития обсуждения "женского вопроса" и положению женщины в семье, обществе и государстве в России и за границей; летопись женского движения и женского труда, биографии выдающихся женщин на разных поприщах деятельности, статьи по общественным вопросам, женская беллетристика и стихотворения, а также -художественная хроника, обзор выставок, репертуаров театров и музыкальные новости. С сентября 1906 года "по западно-европейскому образцу" в Москве начинает выходить специализированное издание по вопросам семьи и брака, где также обсуждается "женский" вопрос, - это "Брачная газета". Издание и этой газеты не осталось без читательского внимания, о чем свидетельствует огромный поток писем от женщин с любовными историями, юмористическими рассказами и, конечно же, рекламными объявлениями межличностного характера. К примеру, "Молодая шатенка, 22-х лет, вполне интеллигентная, способная к глубокому чувству, желает познакомиться с интересным, обеспеченным человеком (30 - 35 лет). Если переписка оставит хорошее впечатление, согласна выйти замуж. Имею капитал 15 000 рублей. Прошу выслать карточки Дар в контору: Брачной газеты." Подобный вид межличностной коммуникации, несомненно, свидетельствует о существенном раскрепощении поведения женщины в обществе. Наглядным примером может служить подобная, "краткая корреспонденция между молодыми супругами": "Пришли мне 20 рублей, чтобы я могла купить себе платье. Твоя Маня. Р.S. Я забыла добавить мой крепкий поцелуй." Ответ мужа. "Моя дорогая Маня! Посылаю тебе мои крепкие поцелуи. Твой муж Вася. Р.S. Забыл добавить, что мне никак нельзя прислать тебе 20 рублей."
"Женское дело" и "Брачная газета" в России начала века считались передовым изданием. Их издатели и в дальнейшем всесторонне освещали женские проблемы, а также вели широкую просветительскую работу в обществе.
См.: Русская литература на рубеже двух эпох (17 - начало 18 вв.). М., 1971. См.: Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. См.: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969. Повесть временных лет. М Л., 1950. Слово о полку Игореве//Памятники литературы Древней Руси. 12 век. М., 1980. Повесть о разорении Рязани Батыем//Памятники литературы Древней Руси. 13 век. М., 1981. Повести о Куликовской битве. М., Л., 1959. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., 1994. Т. 2. Буржуазный век. С. 417. Брачная газета 1906.№1. Брачная газета 1906. №3. по материалам круглого стола "ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА" 27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений) |