Година Е.З.

ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ США: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ



      Гендерные исследования как систематическая академическая дисциплина появляются в американских колледжах и университетах в конце 1960-х годов. Именно в это время по стране прокатилась мощная волна политических движений, связанная в первую очередь с борьбой за гражданские права, равенство рас и полов. По словам Сары Эванс, одного из лидеров американского феминизма, "борьба за равенство рас стала повивальной бабкой феминистского движения"1. Если черное население США выступало под лозунгами борьбы с этноцентризмом, то главным содержанием движения за права женщин стала борьба с андроцентризмом. Не случайно поэтому, что первый курс по истории женского движения был прочитан в 1965 г. в так называемом Свободном Университете Сиэттла, который был основан студентами в рамках Вашингтонского Университета.

      Появление программ женских исследований совпало также с предпринятой в 60-е годы реформой высшего образования США. Впервые в американской истории колледжи и университеты были преобразованы из элитарных институтов в учреждения массового образования. Достаточно сказать, что за десятилетие с 1955 по 1965 гг. через американские университеты прошло около 3 млн. студентов - больше, чем за все предыдущие три столетия американской истории 2.

      Таковы исторические предпосылки академической институализации программ гендерных исследований. Первые официальные курсы, связанные с вопросами пола и гендера, появляются в американских колледжах и университетах в 1969/70 учебном году. Число их быстро растет и через 10 лет достигает 30000 курсов, организованных в рамках 350 программ. Возникшие в первую очередь на основе исторических, социологических и филологических дисциплин, эти курсы вскоре включают в себя также психологию, антропологию, теорию и практику образования, политические науки и юриспруденцию. Кафедры, под эгидой которых объединялись эти программы и курсы, получили название Department of Women's Studies. Перевод этого термина на русский язык представляется затруднительным, т.к. дословный перевод "Кафедра по изучению женских вопросов", или "Кафедра женских исследований" не вполне благозвучен, а альтернативный термин "Кафедра феминологии" не совсем соответствует содержанию, вкладываемому в американское название.

      Здесь уместно упомянуть о той дискуссии, которая развернулась по поводу названия университетских подразделений на заре их существования в 70-е годы. Было предложено несколько названий: 1)"Кафедра феминистских исследований" (Feminist Stidies) - термин не укоренился из-за своей сугубо политической окраски; 2) "феминологии" (Female Studies) - более биологически ориентированный термин; 3) "половых ролей, или гендерных исследований" (Sex-role or Gender Studies) - термин, претендующий на большую объективность и ориентированный в первую очередь на социальные, а не биологические различия; и наконец 4) уже упомянутый термин Women's Studies, который в итоге и стал повсеместно распространенным в американских университетах.

      Параллельно с учреждением кафедр развивались научно-исследовательские центры, специализированные библиотеки и архивы, осуществлялся выпуск журналов и других изданий, появлялись многочисленные издательства, специализирующиеся на соответствующей тематике, основывались частные фонды, финансирующие научно-исследовательские и учебные программы. Координирующую функцию по объединению усилий, направленных на развитие женских исследований в масштабах всей страны взял на себя основанный в 1982 г. Национальный Совет по Женским Исследованиям (National Council for Research on Women) и учрежденная в 1977 г. Национальная Ассоциация по Женским Исследованиям (National Women's Studies Association).

      Развитие сети кафедр, специализирующихся на женских исследованиях, сопровождалось увеличением числа женского персонала среди университетских преподавателей и сотрудников. Так, в 1965 году женщины составляли 10% среди обладателей докторской степени. В 1979 г. эта цифра возросла втрое. В 1980-х гг. число женщин среди преподавателей американских университетов достигло 30%.

      В настоящее время кафедры женских исследований имеются в большинстве университетов США. Более того, аналогичные программы преподаются сейчас также в ряде средних школ и общеобразовательных колледжей (Community College). Студенты, специализирующиеся по этим кафедрам, получают различные научные степени вплоть до высшей - Ph.D. При этом в рамках университета образовательные программы успешно сочетаются с исследовательскими и практической работой. Продемонстрируем это на примере одного из крупнейших американских университетов - Университета Миннесоты. В этом университете преподавание учебных дисциплин осуществляется Кафедрой женских исследований, научно-исследовательская работа - специализированным Центром (Centre for Advanced Feminist Studies). Существует также целый ряд институтов, направленных на решение практических задач: Центры "Женщины и политика", "Женщины и спорт"; Программа "Женщины против насилия"; Центр психологического консультирования и др.

      Наряду с упомянутыми кафедрами, в последние годы в США появляются также университетские подразделения гендерных исследований (Gender Studies), ориентированные, однако, в основном на изучение "субкультур" так называемых сексуальных меньшинств. Как указывает французский журналист Жак Бодрийяр в своей критической книге об Америке, сегодня "происходят новые явления в сексуальной области...Вопрос сексуальных различий становится более важным, чем вопрос о сексуальном удовлетворении. Гендерные исследования - это новый фронтир Америки" 3.


1 Evans S. Personal Politics: The Roots of Women's Liberation in the Civil Rights Movement and the New Left. N.Y., Knopf, 1978.
2 Stimpson C.R., Cobb N.K. Women's Studies in the United States. A Report to the Ford Foundation. 1986.
3 Baudrillard J. America. London - N.Y., 1991, p.46.


по материалам круглого стола
"ЖЕНСКИЙ ВОПРОС НАКАНУНЕ XXI ВЕКА"
27-28 апреля 1998 г., МГУ им. М.В.Ломоносова (в рамках ежегодных Ломоносовских чтений)