235. Сейчас в области средств коммуникации работает больше
женщин, но лишь немногие из них достигли уровня принятия решений или являются
членами правлений или органов, оказывающих влияние на политику в области
средств массовой информации. Об отсутствии внимания к гендерной проблематике
в средствах массовой информации свидетельствует неспособность искоренить
стереотипизацию по признаку пола, которую можно обнаружить в государственных
и частных местных, национальных и международных средствах массовой информации.
236. Необходимо изменить продолжающуюся практику изображения
женщин в отрицательном или унизительном свете в материалах средств массовой
информации - электронных, печатных и аудиовизуальных. Печатные и электронные
средства массовой информации в большинстве стран не создают сбалансированный
образ женщин, ведущих активную и разнообразную жизнь, и их социальный вклад
в меняющемся мире. Кроме того, картины насилия и унижающая достоинство
или порнографическая продукция средств массовой информации также отрицательно
воздействуют на положение женщин и их участие в жизни общества. Столь же
ограничивающими могут быть и программы, закрепляющие традиционную роль
женщин. Глобальная тенденция к потребительству создала обстановку, в которой
реклама и коммерческие передачи зачастую изображают женщин главным образом
в качестве потребителей и неадекватным образом выбирают в качестве целевых
групп девочек и женщин всех возрастов.
237. Следует усиливать роль женщин путем расширения их
трудовых навыков, знаний и доступа к информационной технике. Это укрепит
их способность бороться на международном уровне с отрицательным изображением
женщин и со случаями злоупотребления влиятельностью этой все более важной
отрасли экономики. Необходимо создать и укрепить саморегулирующиеся механизмы
для средств массовой информации и разработать подходы, устраняющие тенденциозное
с гендерной точки зрения программирование. Большинство женщин, особенно
в развивающихся странах, не имеют эффективного доступа к расширяющимся
каналам электронной информации и поэтому не могут создавать сети, обеспечивающие
их альтернативными источниками информации. Поэтому необходимо вовлекать
женщин в процесс принятия решений относительно разработки новых технологий,
с тем чтобы они в полной мере участвовали в их становлении и деятельности.
238. При рассмотрении вопроса о мобилизации средств массовой информации правительства и другие участники этого процесса должны содействовать разработке активной и открытой политики включения гендерной проблематики в основное русло политики и программ.
Стратегическая цель J.1. Расширение возможностей и
доступа женщин в том. что касается выражения мнений и принятия решений
в средствах массовой информации и технологически новых средствах коммуникации,
а также с помощью этих средств
Деятельность, которая должна осуществляться
239. Правительствами:
а) содействие образованию, профессиональной подготовке и занятости женщин, содействие равноправию женщин для достижения доступа ко всем областям и уровням в средствах массовой информации;
b) содействие изучению всех аспектов вопроса о женщинах и средствах массовой информации с целью определения областей, требующих внимания и принятия мер, и обзор существующей политики средств массовой информации с целью включения в нее гендерной проблематики;
с) содействие полному и равноправному участию женщин в деятельности средств массовой информации, включая управление, составление программ, просвещение, подготовку кадров и проведение исследований;
d) целенаправленное обеспечение сбалансированной представленности женщин и мужчин при назначении во все консультативные, управленческие, регулирующие или контрольные органы, в том числе органы, связанные с частными и государственными или общественными средствами массовой информации;
е) поощрение, в масштабах, соразмерных свободе выражения мнения, этих органов к увеличению числа программ, составляемых для женщин и женщинами, с целью обеспечить надлежащее рассмотрение их потребностей и проблем;
f) поощрение и признание сетей женских средств массовой информации, включая электронные сети и другие новые коммуникационные технологии, в качестве средств распространения информации и обмена взглядами, в том числе на международном уровне, и оказание с этой целью поддержки группам женщин, действующим во всех средствах массовой информации и системах коммуникации;
g) поощрение творческого использования программ в национальных средствах массовой информации для распространения сведений о различных формах культуры коренных народов и о разработке социальных и образовательных вопросов в этой связи в рамках внутригосударственного права и обеспечение средств и стимулов для этого;
h) обеспечение гарантий свободы средств массовой информации и ее последующей защиты в рамках национального права и поощрение, в соответствии со свободой выражения мнений, позитивного участия средств массовой информации в решении вопросов развития и социальных вопросов.
240. Национальными и международными системами массовой
информации:
выработка, с учетом свободы выражения мнений, регулирующих
механизмов, том числе добровольных, которые содействовали бы сбалансированному
и разностороннему изображению женщин в средствах массовой информации и
международных коммуникационных системах и содействовали бы расширению участия
женщин и мужчин в производстве и принятии решений.
241. Правительствами, когда это необходимо, или национальными механизмами по улучшению положения женщин:
а) содействие разработке для женщин общеобразовательных и учебных программ с целью подготовки информации для средств массовой информации, включая финансирование экспериментальных работ, и использованию новых коммуникационных технологий, киберпространства и спутниковых средств связи, будь то в государственном или частном секторах;
b) поощрение использования систем коммуникации, в том числе новых технологий, как средства усиления участия женщин в демократических процессах;
с) содействие составлению справочника о женщинах-экспертах в области средств массовой информации;
d) поощрение участия женщин в разработке профессиональных
руководящих принципов и кодексов поведения или других соответствующих саморегулирующихся
механизмов с целью содействия созданию сбалансированного и нестереотипного
образа женщин в средствах массовой информации.
242. Неправительственными организациями и профессиональными ассоциациями в области средств массовой информации:
а) содействие созданию в средствах массовой информации наблюдательных групп, которые могут наблюдать за средствами массовой информации и проводить с ними консультации с целью обеспечения должного отражения потребностей и проблем женщин;
b) обучение женщин методам более широкого использования информационной техники в области связи и средств массовой информации, в том числе на международном уровне;
с) создание сетей и разработка информационных программ для неправительственных организаций, женских организаций и профессиональных организаций средств массовой информации с целью признания конкретных потребностей женщин в средствах массовой информации и содействия расширению участия женщин в коммуникационном процессе, особенно на международном уровне, в поддержку диалога Юг-Юг и Север-Юг между этими организациями, в частности в целях укрепления прав женщин и равенства между женщинами и мужчинами;
d) поощрение развития индустрией средств массовой информации
и учебными заведениями, а также учреждениями по подготовке кадров для средств
массовой информации, на соответствующих языках, традиционных, свойственных
коренным народам и других, присущих этническим группам, форм общения, таких,
как устное творчество, театр, поэзия и пение, отражающих их культуры, и
использование этих форм коммуникации для распространения информации о процессе
развития и социальных вопросах.
Стратегическая цель J.2. Содействие созданию сбалансированного
и нестереотипного образа женщины в средствах массовой информации
Деятельность, которая должна осуществляться
243. Правительствами и международными организациями, в той степени, в какой это согласуется со свободой выражения мнений:
а) содействие исследованиям и осуществлению стратегии в области информации, просвещения и коммуникации, направленной на поощрение создания сбалансированного образа женщины и девочки и освещение их многочисленных ролей;
b) поощрение разработки средствами массовой информации и рекламными агентствами конкретных программ, направленных на повышение информированности о Платформе действий;
с) поощрение профессиональной подготовки с учетом гендерных аспектов специалистов средств массовой информации, включая владельцев и руководителей средств массовой информации, в целях содействия созданию и использованию нестереотипных, сбалансированных и разнообразных образов женщин в средствах массовой информации;
d) поощрение средств массовой информации к тому, чтобы они воздерживались от изображения женщин как неполноценных людей и не использовали их в качестве объекта для удовлетворения сексуальных потребностей и товара, а представляли их в качестве творческих человеческих личностей, ключевых участниц процесса развития, которые вносят в него вклад и пользуются его благами;
е) пропаганде идеи о том, что преподносимые средствами массовой информации негативные стереотипные образы женщин являются по своему характеру дискриминационными и унижающими достоинство, а также оскорбительными;
f) принятие или введение эффективных мер, включая принятие
надлежащего законодательства, которые были бы направлены на борьбу с порнографией
и изображением насилия в отношении женщин и детей в средствах массовой
информации.
244. Средствами массовой информации и рекламными агентствами:
а) разработка, сообразно с принципом свободы волеизъявления, руководящих принципов и кодексов профессионального поведения и других форм саморегулирования в целях содействия презентации нестереотипного образа женщины;
b) установление, сообразно с принципом свободы волеизъявления, руководящих принципов и кодексов профессионального поведения в отношении насилия, унижающих достоинство или порнографических материалов, касающихся женщин, в средствах массовой информации, включая рекламу;
с) учет гендерной проблематики в контексте решения всех проблем, вызывающих озабоченность общин, потребителей и гражданского общества;
d) расширение участия женщин в процессе принятия решений
на всех уровнях средств массовой информации.
245. Средствами массовой информации, неправительственными организациями и частным сектором в сотрудничестве, когда это целесообразно, с национальными механизмами по улучшению положения женщин:
а) поощрение справедливого распределения семейных обязанностей с помощью проводимых средствами массовой информации кампаний, в рамках которых особое внимание уделяется равенству полов и нестереотипному распределению ролей женщин и мужчин в семье и распространяется информация, нацеленная на искоренение грубого обращения в отношении одного из супругов и детей и всех форм насилия в отношении женщин, включая насилие в семье;
b) подготовка и/или распространение помещаемых в средствах массовой информации материалов о руководителях-женщинах, в частности как о руководителях, которые привносят в свою работу на этом посту многочисленный и разнообразный жизненный опыт, включающий, но не ограничивающийся опытом в деле разумного сочетания рабочих и семейных обязанностей в качестве матерей, как о профессиональных работниках, о менеджерах и предпринимателях из числа женщин, для создания образцов для подражания, в особенности для молодых женщин;
с) содействие широкомасштабным кампаниям с использованием государственных и частных учебных программ в целях распространения информации и повышения осведомленности о правах женщин;
d) содействие созданию и финансирование, в зависимости от обстоятельств, новых альтернативных средств массовой информации и использование всех средств коммуникации для распространения информации среди женщин и о женщинах и их проблемах;
е) разработка подходов и профессиональная подготовка экспертов
по вопросам применения гендерного анализа в отношении программ средств
массовой информации.