197. На региональном и международном уровнях механизмы
и учреждения, призванные содействовать улучшению положения женщин в качестве
составной части основной деятельности в сфере политического, экономического,
социального и культурного развития и инициатив в области развития и прав
человека, сталкиваются с аналогичными проблемами, обусловленными отсутствием
приверженности этому делу на самых высоких уровнях.
198. На нескольких последовательно проведенных международных
конференциях была подчеркнута необходимость учета гендерных факторов в
контексте политики и при планировании программ. Тем не менее во многих
случаях этого не делается.
199. Были укреплены региональные органы, занимающиеся
вопросами улучшения положения женщин, равно как и соответствующие международные
механизмы, такие, как Комиссия по положению женщин и Комитет по ликвидации
дискриминации в отношении женщин. Тем не менее ограниченность имеющихся
в их распоряжении ресурсов по-прежнему препятствует полному осуществлению
их мандатов.
200. Во многих организациях были разработаны методологии
для проведения в контексте политики и программ анализа с учетом гендерных
факторов и изучения дифференцированных последствий политики для женщин
и мужчин, которые могут использоваться на практике, однако зачастую их
не применяют или применяют непоследовательно.
201. Национальный механизм по вопросам улучшения положения женщин является центральным подразделением по координации политики в рамках правительства. Его главная задача заключается в том, чтобы оказывать правительству в целом поддержку в деле учета гендерной проблематики во всех областях политики. Условия, необходимые для эффективного функционирования подобных национальных механизмов, включают в себя:
а) подчиненность такого механизма должностному лицу максимально высокого уровня в правительстве министру - члену кабинета;
b) наличие институциональных механизмов или процессов, которые содействуют, когда это необходимо, децентрализованному планированию, осуществлению и контролю в целях вовлечения неправительственных и общинных организаций с низового уровня и выше;
с) наличие достаточного объема ресурсов с точки зрения бюджетных средств и обеспечения кадрами;
d) возможность оказания влияния на разработку правительством политики во всех областях.
202. Решая вопрос о механизмах содействия улучшению положения
женщин, правительства и другие субъекты должны поощрять активную и действенную
политику по учету гендерной проблематики во всех стратегиях и програкмах,
с тем чтобы принятию решений предшествовал анализ последствий, соответственно
для женщин и мужчин.
Стратегическая цель Н. 1. Создание или укрепление национальных
механизмов и других правительственных органов
Деятельность, которая должна осуществляться
203. Правительствами:
а) обеспечение возложения ответственности за вопросы улучшения положения женщин на должностное лицо в правительстве максимально высокого уровня; во многих случаях это мог бы быть уровень министра - члена кабинета;
b) создание на основе прочной политической приверженности национального механизма, там, где таковой отсутствует, и укрепление, когда это целесообразно, существующих национальных механизмов по вопросам улучшения положения женщин на максимально высоком уровне в правительстве; он должен иметь четко определенные мандаты и полномочия; чрезвычайно важными элементами будут являться адекватное обеспечение ресурсами и предоставление возможностей и полномочий влиять на политику и разрабатывать и пересматривать законодательство; помимо прочего, он должен проводить анализ политики и осуществлять информационно-пропагандистскую деятельность, поддерживать соответствующие связи, координировать деятельность и контролировать ход осуществления;
с) обеспечение профессиональной подготовки кадров по вопросам сбора и анализа данных с учетом гендерной .проблематики;
d) разработка процедур, позволяющих механизму собирать информацию о всех решаемых правительством вопросах политики на ранней стадии, и постоянное использование механизма при разработке политики и в процессе ее обзора в рамках правительства ;
е) предоставление законодательным органам на регулярной основе докладов, когда это целесообразно, о прогрессе в том, что касается учета гендерных проблем в контексте основной деятельности, принимая во внимание меры по осуществлению Платформы действий;
f) поощрение и поддержка активного участия широкого круга
разнообразных институциональных партнеров в государственном, частном и
добровольном секторах в работе по обеспечению равенства женщин и мужчин.
Стратегическая цель Н.2. Учет гендерных аспектов в
рамках законодательств. государственной политики, программ и проектов
Деятельность, которая должна осуществляться
204. Правительствами:
а) обеспечение того, чтобы до принятия решений в сфере политики, проводился анализ их последствий, соответственно для женщин и мужчин;
b) проведение на регулярной основе обзора национальной политики, программ и проектов, а также хода их осуществления в целях оценки последствий для политики по обеспечению занятости и дохода, с тем чтобы можно было гарантировать, что женщины являются непосредственными получателями приносимых развитием благ и что их полный вклад в процесс развития с учетом как оплачиваемой, так и неоплачиваемой работы, выполняемой женщинами, учитывается в рамках экономической политики и планирования;
с) содействие национальным стратегиям и реализации целей, связанным с достижением равенства между женщинами и мужчинами, в целях устранения препятствий на пути осуществления женщинами своих прав и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
d) проведение при необходимости работы с членами законодательных органов в целях содействия учету гендерной проблематики в рамках всех законодательств и политики ;
е) предоставление всем министерствам мандата на проведение
обзора политики и программ с точки зрения гендерного аспекта и в свете
Платформы действий; возложение ответственности за осуществление этого мандата
на руководство максимально высокого уровня; создание и/или укрепление структуры
межведомственной координации для осуществления этого мандата, контроля
за прогрессом и взаимодействия с соответствующими механизмами.
205. Национальным механизмам:
а) оказание содействия в разработке и реализации правительственной политики по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами, разработка соответствующих стратегий и методологий и поощрение координации и сотрудничества в рамках центрального правительства, с тем чтобы обеспечить учет гендерной проблематики в основной деятельности в рамках всех определяющих политику процессов;
b) поощрение и налаживание отношений сотрудничества с соответствующими органами правительства, центрами по проведению прикладных и теоретических исследований по женской проблематике, научными и учебными заведениями, частным сектором, средствами массовой информации, неправительственными организациями, в особенности женскими организациями, и всеми другими партнерами в рамках гражданского общества;
с) принятие мер по проведению законодательной реформы, связанной, в частности, с проблемами семьи, условиями занятости, социальным обеспечением, налогообложением, равными возможностями в сфере образования, мерами по улучшению положения женщин и представлением о подходах и культуре, поощряющих равенство, а также содействие учету гендерной проблематики в рамках реформ правовой политики и процесса разработки программ;
d) поощрение более широкого участия женщин как активных участниц и одновременно бенефициаров процесса развития, в результате которого произошло бы улучшение качества жизни для всех;
е) установление непосредственных контактов с национальными, региональными и международными органами, занимающимися вопросами улучшения положения женщин:
f) оказание правительственным учреждениям помощи в области
подготовки кадров и предоставление им консультативных услуг с целью учета
гендерной проблематики в их политике и программах.
Стратегическая цель Н.3. Сбор и распространение дезагрегированных
по признаку пола данных и информации для целей планирования и оценки
Деятельность, которая должна осуществляться
206. Национальными, региональными и международными статистическими службами и соответствующими учреждениями правительств и Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с научно-исследовательскими и информационными организациями, в соответствующих областях компетенции:
а) обеспечение сбора, обработки, аналита и презентации статистических данных, касающихся людей, с разбивкой по признаку пола и по возрасту, а также обеспечение того, чтобы они отражали проблемы и вопросы, связанные с жизнью женщин и мужчин в обществе;
b) сбор, обработка, анализ и презентация на регулярной основе данных с разбивкой по возрасту, полу, социально-экономическим и другим соответствующим показателям, включая число иждивенцев, для использования при планировании и осуществлении политики и программ;
с) привлечение центров по изучению гендерных проблем и научно- исследовательских организаций к разработке и апробированию соответствующих показателей и методологий исследований в целях укрепления гендерного анализа, а также привлечение их к деятельности по контролю и оценке хода реализации целей Платформы действий;
d) направление или назначение сотрудников для укрепления программ гендерной статистики и обеспечения координации, контроля и увязки со всеми областями статистической работы, а также подготовка материалов, обобщающих статистические данные из различных тематических областей;
е) принятие мер в целях совершенствования сбора данных о всестороннем вкладе женщин и мужчин в экономику, включая их участие в неформальном секторе(ах);
f) получение более всеобъемлющих данных о всех видах работы
и занятости путем:
l) совершенствования сбора данных о неоплачиваемом труде, уже включенном в систему национальных счетов Организации Объединенных Наций, например, в сельском хозяйстве, особенно в нетоварном сельском хозяйстве, и о других видах нерыночной производительной деятельности;
ll) улучшения количественных показателей, которые в настоящее время недооценивают безработицу и неполную занятость среди женщин на рынке труда;
lll) разработки методов на соответствующих форумах для определения ценности неоплачиваемого труда в количественном выражении, который не учитывается в системе национальных счетов, например работа по уходу за иждивенцами и приготовление пищи, для возможного учета в официальной статистике во вспомогательных или в других официальных счетах, которые могут подготавливаться отдельно от основных национальных счетов, однако согласовываться с ними, с целью признания экономического вклада женщин и привлечения внимания к неравномерному распределению оплачиваемого и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами;
g) разработка международной классификации методов сбора
статистической информации об использовании времени с учетом различного
распределения оплачиваемой и неоплачиваемой работы между мужчинами и женщинами
и сбор данных, дезагрегированных по признаку пола, на национальном уровне
с учетом местных сдерживающих факторов:
l) проведение регулярных исследований об использовании времени для измерения в количественном выражении неоплачиваемой работы, включая регистрацию тех видов деятельности, которые осуществляются одновременно с оплачиваемой работой или с другой неоплачиваемой работой;
ll) измерение в количественном выражении неоплачиваемого труда, который не учитывается в национальных счетах, и совершенствование методов для достоверного отражения его стоимости во вспомогательных или других официальных счетах, которые подготавливаются отдельно от основных национальных счетов, однако согласуются с ними;
h) совершенствование концепций и методов сбора данных об определении уровней нищеты среди женщин и мужчин, включая их доступ к ресурсам;
i) укрепление систем статистических данных о естественном движении населения и включение гендерного анализа в публикации и исследования; уделение приоритетного внимания гендерным различиям при подготовке исследований и сборе и анализе данных в целях совершенствования статистических данных о заболеваемости; и улучшение сбора данных о доступе к медицинским услугам, включая доступ к всеобъемлющим услугам по охране полового и репродуктивного здоровья, охране здоровья матери и ребенка и по планированию семьи с уделением особого внимания матерям-подросткам и уходу за престарелыми;
j) сбор более надежных данных с разбивкой по признаку пола и по возрасту о жертвах всех форм насилия в отношении женщин, таких, как насилие в семье, сексуальные домогательства, изнасилования, кровосмешение и половое принуждение и торговля женщинами и девочками и о насилии со стороны агентов государства, а также о лицах, совершивших эти акты насилия;
k) совершенствование концепций и методов сбора данных
об участии женщин и мужчин из числа инвалидов, включая их доступ к ресурсам.
207. Правительствами:
а) обеспечение регулярного выпуска статистического сборника, в котором тематические данные о женщинах и мужчинах представлены и интерпретируются в такой форме, которая удобна для широкого круга пользователей, не имеющих специальной подготовки;
b) обеспечение того, чтобы статистики и пользователи статистической информации в каждой стране регулярно проводили обзоры адекватности официальной статистической системы и охвата ею гендерных проблем, а также подготовка плана в целях осуществления необходимых улучшений, где это необходимо;
с) проведение и поощрение проведения научно-исследовательскими организациями, профсоюзами, работодателями, частным сектором и неправительственными организациями исследований с целью изучения количественных и качественных аспектов разделения власти и влияния в обществе, включая число женщин и мужчин на старших руководящих должностях как в государственном, так и в частном секторе;
d) использование данных с более эффективной разбивкой
по признаку пола при разработке политики и осуществлении программ и проектов.
208. Организацией Объединенных Наций:
а) содействие разработке методов в целях поиска более совершенных путей сбора, обработки и анализа данных, которые могут касаться прав женщин, включая насилие в отношении женщин для использования всеми соответствующими органами Организации Объединенных Наций;
b) содействие дальнейшей разработке статистических методов в целях совершенствования данных, касающихся участия женщин в процессе экономического, социального, культурного и политического развития;
с) регулярная подготовка каждые пять лет нового выпуска издания "The World's Women" ("Женщины мира") и его широкое распространение;
d) оказание странам, по их просьбе, помощи в разработке гендерных политики и программ;
е) обеспечение представления Комиссии по положению женщин
на регулярной и скоординированной основе соответствующих докладов, данных
и публикаций Статистического отдела Секретариата Организации Объединенных
Наций и Международного учебного и научно-исследовательского института по
улучшению положения женщин о прогрессе, достигнутом на национальном и международном
уровнях.
209. Многосторонними финансовыми учреждениями, занимающимися проблемами развития, и двусторонними донорами:
поощрение развивающихся стран и стран с переходной экономикой и оказание им поддержки в деле создания собственного потенциала путем предоставления ресурсов и технической помощи, с тем чтобы эти страны могли в полной мере определять объем работы, выполняемой женщинами и мужчинами, включая оплачиваемый и неоплачиваемый труд, и, при необходимости, использование вспомогательных или других официальных счетов в отношении неоплачиваемого труда.