182. Несмотря на размах движения к демократизации общества
в большинстве стран, женщины во многом недопредставлены на большинстве
уровней государственного управления, особенно в министерствах и других
органах исполнительной власти, и добились незначительного прогресса в обретении
политической власти в законодательных органах или в достижении одобренного
Экономическим и Социальным Советом целевого показателя, предусматривающего
30- процентную представленность женщин на руководящих должностях к 1995
году. Сейчас в мире женщины занимают лишь 10 процентов мест в законодательных
органах и еще меньший процент министерских должностей. Более того, в некоторых
странах, включая те, где происходят фундаментальные политические, экономические
и социальные перемены, наблюдалось существенное сокращение числа женщин,
представленных в законодательных органах. Хотя женщины составляют почти
во всех странах по меньшей мере половину корпуса избирателей и добились
почти во всех государствах - членах Организации Объединенных Наций права
избирать и быть избранными, они по-прежнему серьезно недопредставлены среды
кандидатов на государственные должности. Традиционный уклад работы многих
политических партий и государственных структур по-прежнему препятствует
участию женщин в общественной жизни. Стремлению женщин к соисканию политического
поста могут препятствовать дискриминационные подходы и практика, обязанности
в семье и по уходу за детьми и высокие расходы на соискание государственной
должности и пребывание на ней. Женщины, занимающиеся политикой и работающие
на руководящих должностях в правительствах и законодательных органах, вносят
свой вклад в пересмотр политических приоритетов, включение в политическую
повестку дня новых вопросов, отражающих специфически женские проблемы,
ценности и опыт, и открытие новых перспектив решения магистральных политических
вопросов.
183. Женщины показали значительные руководящие способности в общественных и неформальных организациях, а также на государственных должностях. Тем не менее процесс воспитания и негативные стереотипы восприятия женщин и мужчин, в том числе формируемые средствами массовой информации, усиливают тенденцию к тому, чтобы процесс выработки политических решений оставался прерогативой мужчин. Аналогичным образом, недопредставленность женщин на руководящих должностях в таких областях, как искусство, культура, спорт, средства массовой информации, образование, религия и право, не давала женщинам существенно влиять на многие ключевые институты.
184. Из-за ограниченности их выхода на традиционные пути
к власти, например руководящие органы политических партий, организации
работодателей и профессиональные союзы, женщины добивались доступа к власти
через альтернативные структуры, особенно в секторе неправительственных
организаций. Через неправительственные и низовые организации женщины получали
возможность выражать свои интересы и заботящие их вопросы и включать женские
проблемы в национальную, региональную и международную повестку дня.
185. Неравенство в общественной жизни нередко начинается
с дискриминационных подходов и практики и неравных властных отношений между
женщинами и мужчинами в семье, как описывается в пункте 29 выше. Неравное
разделение труда и обязанностей внутри домохозяйств, базирующееся на неравных
властных отношениях, также ограничивает женщинам возможность находить время
и развивать навыки, требуемые для участия в выработке решений на более
широких общественных форумах. Более равноправное распределение этих обязанностей
между женщинами и мужчинами не только повышает качество жизни женщин и
их дочерей, но и расширяет их возможности определять и формулировать государственную
политику, практику и расходы, так чтобы их интересы могли признаваться
и учитываться. Неформальные сети и модели выработки решений на уровне местных
коллективов, отражающие установку на доминирующую роль мужчины, ограничивают
способность женщин равноправно участвовать в политической, экономической
и социальной жизни.
186. Низкая доля женщин среди лиц, ответственных за принятие
экономических и политических решений на местном, национальном, региональном
и международном уровнях, отражает структурные и поведенческие барьеры,
которые необходимо преодолеть позитивными мерами. Правительства, транснациональные
и национальные корпорации, средства массовой информации, банки, учебные
и научные заведения, региональные и международные организации, в том числе
принадлежащие к системе Организации Объединенных Наций, не в полной мере
используют потенциал женщин как умелых управленцев, руководителей, дипломатов
и посредников.
187. Равноправное разделение власти и прерогатив принятия
решений на всех уровнях зависит от анализа правительствами и другими субъектами
гендерной статистики и учета ими гендерной проблематики при разработке
политики и осуществлении программ. Равенство в принятии решений является
необходимым фактором для расширения возможностей женщин. В некоторых странах
в результате антидискриминационных мер представленность женщин в местных
и национальных органах управления достигла 33,3 процента и более.
188. Национальные, региональные и международные статистические
учреждения все еще не располагают достаточными знаниями о том, как подавать
вопросы, касающиеся равного подхода к женщинам и мужчинам в экономической
и социальной сферах. В частности, недостаточно используются базы данных
и методологии, существующие в важной сфере выработки решений.
189. Занимаясь проблемой неравенства между мужчинами и
женщинами в области разделения власти и принятия решений на всех уровнях,
правительствам и другим субъектам следует поощрять активную и зримую политику
учета гендерной проблематики во всех стратегиях и программах, так чтобы
до принятия решений проводился анализ их последствий соответственно для
женщин и мужчин.
Стратегическая цель G. 1. Принятие мер по обеспечению
равного доступа женщин к директивным структурам и процессу принятия решений
и их полного участия в них
Деятельность, которая должна осуществляться
190. Правительствами:
а) решительная установка на то, чтобы поставить цель достижения равного представительства женщин и мужчин в правительственных органах и комитетах, равно как и государственно-административных образованиях, и в судебных инстанциях, включая установление конкретных целевых показателей и принятие мер для значительного увеличения числа женщин, с тем чтобы добиться равного представительства жениной и мужчин, при необходимости путем квотирования, на всех правительственных и государственно-административных должностях;
b) принятие, в частности там, где это необходимо, в рамках избирательных систем мер, побуждающих политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности в той же пропорции и на тех же уровнях, что и мужчин;
c) защита и поощрение равных прав женщин и мужчин на участие в политической деятельности и на свободу ассоциации, включая членство в политических партиях и профсоюзах;
d) обзор дифференцирующего воздействия избирательных систем на политическую представленность женщин в выборных органах и рассмотрение, в случае целесообразности, вопроса о корректировке или реформе этих систем;
е) контроль и оценка прогресса в деле представленности женщин на основе регулярного сбора, анализа и распространения количественных и качественных данных о женщинах и мужчинах на всех уровнях различных руководящих должностей в государственном и частном секторах и ежегодное распространение данных о численности женщин и мужчин, занятых на различных уровнях в правительствах: обеспечение женщинам и мужчинам равного доступа ко всему диапазону назначаемых государственных должностей и создание внутри правительственных структур механизмов для контроля за прогрессом в этой области;
f) поддержка неправительственных организаций и научно-исследовательских институтов, занимающихся изучением вопросов участия женщин в процессе и структуре принятия решений и их воздействия на них;
g) содействие более широкому привлечению женщин из числа коренного населения к выработке решений на всех уровнях;
h) поощрение и обеспечение в соответствующих случаях того, чтобы финансируемые правительством организации руководствовались недискриминационной политикой и практикой для увеличения числа и повышения престижа женщин в своих организациях;
i) признание того, что совместное выполнение женщинами и мужчинами производственных и родительских обязанностей способствует более широкому участию женщин в жизни общества, и принятие для достижения этого надлежащих мер, в том числе направленных на обеспечение сбалансированного сочетания семейной жизни и трудовой деятельности;
j) стремление к достижению равного соотношения между мужчинами
и женщинами в списках национальных кандидатов, выдвигаемых для избрания
или назначения в органы Организации Объединенных Наций, специализированные
учреждения и другие автономные организации системы Организации Объединенных
Наций, прежде всего на должности старшего уровня.
191. Политическими партиями:
а) рассмотрение вопроса об изучении партийных структур и процедур в целях устранения всех препятствий, которые прямо или косвенно создают дискриминационные барьеры для участия женщин;
b) рассмотрение вопроса о разработке инициатив, позволяющих женщинам всесторонне участвовать во всех внутренних руководящих структурах и процессах выдвижения кандидатов на назначаемые и выборные должности;
с) рассмотрение вопроса о включении гендерных проблем
в свою политическую программу, принимая меры по обеспечению возможности
участия женщин в руководстве политических партий на равных основаниях с
мужчинами.
192. Правительствами, национальными органами, частным сектором, политическими партиями, профсоюзами, организациями работодателей, научно-исследовательскими и учебными заведениями, субрегиональными и региональными органами и неправительственными и международными организациями:
а) принятие конструктивных мер по формированию из числа женщин "критической массы" лидеров, администраторов и управленцев на стратегических руководящих должностях;
b) создание или же укрепление механизмов контроля за доступом женщин к должностям старшего уровня в руководящих органах;
с) обзор критериев набора и назначения в консультативные и руководящие органы и продвижения на старшие должности на предмет обеспечения актуальности этих критериев и их недискриминационного характера по отношению к женщинам;
d) поощрение усилий неправительственных организаций, профсоюзов и частного сектора по достижению равноправия между входящими в их состав женщинами и мужчинами, включая равное участие в их руководящих органах и в переговорах во всех областях и на всех уровнях;
е) разработка коммуникационных стратегий в целях содействия публичному обсуждению новых ролей мужчин и женщин в обществе и в семье, как это описывается в пункте 29 выше;
f) перестройка программ приема на работу и служебного роста для обеспечения того, чтобы все женщины, особенно молодого возраста, имели равный доступ к источникам подготовки кадров управленческого, предпринимательского, технического и руководящего звена, включая подготовку без отрыва от работы;
g) разработка программ служебного роста женщин всех возрастов, предусматривающих планирование карьеры, систему дифференциации, наставничество, инструктаж, профессиональную подготовку и переподготовку;
h) поощрение и поддержка участия женских неправительственных организаций в работе конференций Организации Объединенных Наций и в процессе подготовки к ним;
i) стремление к сбалансированному представительству обоих
полов в составе делегаций, направляемых в Организацию Объединенных Наций
и на другие международные форумы, и его поддержка.
193. Организацией Объединенных Наций:
а) осуществление действующих и принятие новых установок и мер в области найма с целью достижения к 2000 году общего равенства полов, особенно на уровне категории специалистов и выше, при уделении должного внимания важности подбора персонала на возможно более широкой географической основе в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Устава Организации Объединенных Наций;
b) разработка механизмов выдвижения кандидаток для назначения на старшие должности в Организации Объединенных Наций, специализированных учреждениях и других организациях и органах системы Организации Объединенных Наций;
с) дальнейший сбор и распространение количественных и
качественных данных об участии женщин и мужчин в принятии решений и анализ
их дифференциального воздействия на этот процесс и контроль за ходом достижения
поставленной Генеральным секретарем цели, предусматривающей, чтобы к 2000
году женщины занимали 50 процентов управленческих и руководящих должностей.
194. Женскими организациями, неправительственными организациями, профсоюзами, социальными партнерами, производителями и промышленными и профессиональными организациями:
а) налаживание и укрепление солидарности среди женщин на основе информационных, просветительных и пропагандистских мероприятий;
b) развертывание на всех уровнях пропаганды в целях открытия перед женщинами возможностей влиять на политические, экономические и социальные решения, процессы и системы и работа над обеспечением отчетности выборных представителей о том, как они придерживаются курса на решение гендерных проблем;
с) создание - при соблюдении законодательства о защите
данных - баз данных о женщинах и их квалификации с целью их использования
при назначении женщин на старшие должности руководящего и консультативного
звена и их распространения среди правительств, региональных и международных
Организаций и предприятий частного сектора, политических партий и других
соответствующих органов.
Стратегическая цель G.2. Расширение имеющихся у женщин
возможностей участия в процессе принятия решений и в работе системы управления
Деятельность, которая должна осуществляться
195. Правительствами, национальными органами, частным сектором, политическими партиями, профсоюзами, организациями работодателей, субрегиональными и региональными органами, неправительственными и международными организациями и учебными заведениями:
а) организация обучения по развитию руководящих навыков и укреплению уверенности в своих силах, призванного помощь женщинам и девочкам, особенно имеющим особые потребности, женщинам-инвалидам и женщинам, относящимся к расовым и этническим меньшинствам, в укреплении уверенности в собственных силах и побудить их к занятию руководящих должностей;
b) разработка гласных критериев занятия руководящих должностей и обеспечение сбалансированного в гендерном отношении состава отборочных органов;
с) создание системы наставничества для не имеющих соответствующего опыта женщин, и в частности организация обучения, в том числе навыкам организующей и руководящей деятельности, ораторского искусства и самоутверждения, а также ведения политических кампаний;
d) организация для женщин и мужчин учебной подготовки с уделением особого внимания гендерным вопросам, призванной содействовать формированию недискриминационных рабочих взаимоотношений и уважению разных стилей работы и управления ;
е) налаживание механизмов и обучения, поощряющих женщин к участию в процессе выборов, политической деятельности и других сферах организующей работы.