А. ЖЕНЩИНЫ И НИЩЕТА

47. В настоящее время в мире более 1 млрд. человек живет в неприемлемых условиях нищеты, в основном в развивающихся странах, причем большинство из них составляют женщины. Нищете присущи различные причины, в том числе структурного характера. Нищета представляет собой сложную, многогранную проблему, корни которой имеют как национальный, так и международный характер. Глобализация мировой экономики и усиление взаимозависимости между странами открывают перспективы и возможности для устойчивого экономического роста и развития, а вместе с тем вызывают опасения и неуверенность насчет будущего мировой экономики. Неустойчивый глобальный экономический климат сопровождался экономической реорганизацией, а в целом ряде стран, кроме того, неспадающими и не поддающимися регулированию уровнями внешней задолженности и программами структурной перестройки. Кроме того, всяческие конфликты, перемещение населения и ухудшение состояния окружающей среды подрывали возможности правительств удовлетворять основные нужды населения своих стран. Трансформация мировой экономики коренным образом изменяет параметры социального развития во всех странах. Одной из серьезных тенденций является усиление нищеты среди женщин, масштабы которого от региона к региону разнятся. Неравенство между мужчинами и женщинами в разделении экономической власти тоже является солидным фактором, способствующим нищете среди женщин. Миграция и последующие изменения в семейных структурах наложили дополнительное бремя на женщин, особенно имеющих несколько иждивенцев. Макроэкономическая политика требует переосмысления и переработки, с тем чтобы учитывать такие тенденции. Эта политика сфокусирована почти исключительно на формальный сектор. Она также склонна сдерживать инициативы женщин и не учитывает дифференцированное влияние на женщин и мужчин. Применение гендерного анализа к широкому спектру политических установок и программ является поэтому чрезвычайно важным для стратегий борьбы с нищетой. В целях ликвидации нищеты и достижения устойчивого развития женщины и мужчины должнывсесторонне и равноправно участвовать в формулировании макроэкономической и социальной политики, а также стратегий искоренения нищеты. Искоренение нищеты не может быть достигнуто лишь через посредство программ по борьбе с нищетой, а требует демократического участия и изменений в экономических структурах в целях обеспечения доступа всех женщин к ресурсам, возможностям и государственным службам. Нищета выражается в различных проявлениях, включая отсутствие дохода и производительных ресурсов, достаточных для обеспечения обустроенной жизни: голод и недоедание; слабое здоровье; ограниченность или отсутствие доступа к образованию и другим основным услугам: высокая заболеваемость и смертность в результате болезней; отсутствие жилища или плохие жилищные условия; нездоровая окружающая среда; социальная дискриминация и отстранение от участия в жизни общества. Она также характеризуется недостаточным участием в принятии решений и в гражданской, общественной и культурной жизни. Она существует во всех странах - в виде массовой нищеты во многих развивающихся странах и в виде очагов нищеты среди достатка в развитых странах. Нищета может вызываться экономическим спадом, влекущим за собой утрату средств к существованию, либо стихийными бедствиями или конфликтами. Нищета - это еще и бедность низкооплачиваемых рабочих и крайняя нужда людей, которые находятся за пределами систем семейной поддержки, социальных учреждений и сеток социальной защиты.

48. За прошедшее десятилетие численность женщин, живущих в условиях нищеты, непропорционально возросла по сравнению с мужчинами, особенно в развивающихся странах. Феминизация нищеты в последнее время стала также значительной проблемой в странах с переходной экономикой - как краткосрочное следствие процесса политических, экономических и социальных преобразований. Наряду с экономическими факторами этому способствуют и стойкие социальные стереотипы в отношении роли полов и ограниченный доступ женщин к властным структурам, образованию, профессиональной подготовке и производительным ресурсам, а также другие формирующиеся факторы, которые лишают семью уверенности в завтрашнем дне. Неспособность соответствующим образом учитывать гендерные аспекты во всяком экономическом анализе и планировании и преодолевать структурные причины нищеты также является одним из способствующих факторов.

49. Женщины вносят свой вклад в экономику и борьбу с нищетой через посредство как оплачиваемой, так и неоплачиваемой работы по дому, в местном коллективе и на рабочем месте. Расширение прав и возможностей женщин является чрезвычайно важным фактором в деле ликвидации нищеты.

50. Хотя нищета влияет на все домохозяйства в целом, в силу разделения между мужчинами и женщинами труда и обязанностей по устройству домашнего быта женщины несут непропорционально тяжкое бремя, стремясь решать вопросы семейного потребления и дохода в условиях обостряющейся нехватки средств. Нищета носит особенно острый характер среди женщин, живущих в сельской местности.

51. Нищета среди женщин непосредственно связана с отсутствием экономических возможностей и независимости, отсутствием доступа к экономическим ресурсам, включая кредит, землевладение и наследование, отсутствием доступа к образованию и вспомогательным услугам и мизерным их участием в процессе принятия решений. Нищета также толкает женщин в ситуации, чреватые для них сексуальной эксплуатацией.

52. В слишком многих странах системы социального обеспечения недостаточно учитывают особое положение женщин, живущих в условиях нищеты, и имеется тенденция к сокращению услуг, предоставляемых такими системами. Для женщин риск оказаться в нищете больше, чем для мужчин, особенно в пожилом возрасте, при том, что системы социального обеспечения основываются на принципе продолжительной оплачиваемой занятости. В некоторых случаях женщины не отвечают этому требованию из-за перерывов в стаже, вызванных несбалансированным распределением оплачиваемого и неоплачиваемого труда. Кроме того, для женщин более старшего возраста гораздо труднее вновь попасть в ряды рабочей силы.

53. Во многих развитых странах, в которых уровень всеобщего образования и профессиональной подготовки женщин и мужчин сходен и в которых имеются системы защиты от дискриминации, в некоторых секторах экономические преобразования прошедшего десятилетия либо значительно повысили уровень безработицы среди женщин, либо привели к нестабильности их занятости. Доля женщин среди бедноты постоянно возрастает. В странах с высоким уровнем набора девочек в школы те, кто покидают систему просвещения раньше всех, без какой-либо квалификации, попадают в наиболее уязвимую группу на рынке труда.

54. В странах с переходной экономикой и в других странах, где происходят коренные политические, экономические и социальные преобразования, эти преобразования зачастую вели к сокращению доходов женщин или же вообще лишали их дохода.

55. Производительные возможности женщин, особенно в развивающихся странах, должны быть расширены через посредство доступа к капиталу, ресурсам, кредиту, земле, технологии, информации, технической помощи и профессиональной подготовке, с тем чтобы повысить их доход и улучшить питание, образование и здравоохранение, а также положение в домохозяйстве. Высвобождение производительного потенциала женщин является чрезвычайно важным в борьбе за разрыв порочного круга нищеты, с тем чтобы женщины могли в полной мере пользоваться благами от развития и результатами своего собственного труда.

56. Устойчивое развитие и устойчивый и стабильный рост экономики могут быть достигнуты лишь посредством улучшения экономического, социального, политического, правового и культурного положения женщин. Одной из необходимых основ устойчивого развития является справедливое социальное развитие, которое признает необходимость расширения бедноте, особенно женщинам, возможностей использовать на устойчивой основе ресурсы окружающей среды.

57. Успех политики и мер, направленных на поддержку или укрепление равенства между мужчинами и женщинами и улучшение положения женщин, должен основываться на учете гендерной проблематики в общей политике, охватывающей все сферы общества, а также на осуществлении позитивных мер при соответствующей организационной и финансовой поддержке на всех уровнях.


Стратегическая цель А. 1. Обзор, принятие и осуществление макроэкономической политики и стратегий развития, которые учитывают потребности и усилия женщин, живущих в нищете

Деятельность, которая должна осуществляться

58. Правительствами:

59. Многосторонними финансовыми учреждениями и учреждениями, занимающимися вопросами развития, включая Всемирный банк, Международный валютный фонд и региональные банки развития, а также посредством двустороннего сотрудничества в целях развития:

60. Национальными к международными неправительственными организациями и женскими группами:


Стратегическая цель А. 2. Пересмотр законов и административных процедур в целях обеспечения равенства прав женщин и их доступа к экономическим ресурсам

Деятельность, которая должна осуществляться

61. Правительствами:


Стратегическая цель А. 3. Обеспечение женщинам доступа к сберегательным механизмам и учреждениям и к кредиту

Деятельность, которая должна осуществляться

62. Правительствами:

63. Коммерческими банками, специализированными финансовыми учреждениями и частным сектором при рассмотрении своей политики:

64. Многосторонними и двусторонними организациями, занимающимися сотрудничеством в целях развития:

65. Правительствами и многосторонними финансовыми учреждениями по принадлежности:

66. Международными организациями:


Стратегическая цель А.4. Разработка методологий с учетом гендерных факторов и проведение исследований в целях решения проблемы феминизации нищеты

Деятельность, которая должна осуществляться

67. Правительствами, межправительственными организациями, учебными и научно- исследовательскими заведениями и частным сектором:

68. Национальными и международными статистическими организациями:


Возврат на первую страницу