В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ "БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ"
Май – декабрь 2010 г.
при финансовой поддержке Huairou Commission
Проект "Безопасность российских городов" выполнялся Региональной общественной организацией "Информационный центр независимого женского форума" в партнерстве с общественными и женскими организациями из 5 городов России: Петрозаводска, Твери, Пущино, Дубны и Челябинска в период с мая по декабрь 2010 года.
В ходе выполнения проекта проведены встречи с представителями власти и органов внутренних дел в городах, на которых были достигнуты договоренности о сотрудничестве, партнерстве и взаимной поддержке. Результатами этих переговоров стало то, что во всех городах органами внутренних дел были предоставлены статистические данные о районировании преступности, по которым можно было проводить сравнение результатов, полученных женскими организациями во время исследований (технология mapping). Представители администраций городов, депутаты, представители органов внутренних дел приняли участия в мероприятиях проекта – круглых столах, семинарах, где они смогли услышать о результатах выполнения проекта, принять участие в обсуждениях, задуматься о конкретных мерах по улучшению ситуации с безопасностью. Всего в городах было проведено около 20 встреч, в которых приняло участие около 100 человек. Кроме того, было проведено 5 мероприятий с участием более 150 человек.
В каждом городе проведены исследования по безопасности городских территорий с помощью фокус групп, уличных опросов, пеших аудитов безопасности, применена методика "mapping". Всего было проведено 11 фокус групп, в которых приняло участие более 100 человек, уличные опросы были проведены 15 участниками проекта и заполнены 218 анкет, проведены аудиты безопасности территорий в дневное и ночное время по 16-ти различным маршрутам, в которых приняло участие 59 человек.
Всего в проекте было задействовано более 645 человек, из них около 427 непосредственно были участниками встреч, исследований или мероприятий, 218 человек участвовали как респонденты при проведении уличных опросов и тоже получили информацию о проекте. О проекте вышло 12 статей в городах, в том числе на интернет сайтах, информация о проекте выходила в 5 выпусках Информлистка ИЦ НЖФ и в 2 выпусках рассылки Huairou Commission.
Одним из самых важных событий проекта было проведение 18-20 октября межрегионального семинара в Твери, где собрались участницы проекта из 5 городов России, чтобы поделиться опытом проведенной работы и исследований. В этом мероприятии участвовало более 40 человек, в том числе представители администрации города, органов внутренних дел, СМИ, университетов, общественных организаций, депутаты, предприниматели. Член исполнительного комитета Huairou Commission Лили Хьютжетс представляла на семинаре Huairou Commission. Ее цель была поделиться с участницами подходами к решению проблем безопасности женщин в городах, рассказать о программах Huairou Commission, направлениях деятельности, членах и партнерах, наградах и достижениях этой международной организации.
На семинаре женщины обменялись опытом, который они получили во время проведения пеших аудитов безопасности территорий, дискуссий в фокус группах, опросах на улицах и во время встреч с представителями администраций и общественности в своих городах. Оказалось, что многие проблемы схожи, такие как проблемы общественного транспорта, отсутствие доверия к милиции, большое количество темных, слабо освещенных и оборудованных пешеходных зон, распитие алкоголя в общественных местах и т.п.
Женщины представили на семинаре карты своих городов с нанесенными данными проведенных аудитов безопасности территорий, фокус групп, фотографии, диаграммы и выводы, вытекающие из проведенного мониторинга. Все участники семинара согласились с тем, стоит налаживать сотрудничество с местными властями, объединять усилия всех заинтересованных сторон и, конечно, решать проблемы безопасности в городах России.
Все участники семинара намерены разрабатывать стратегию реального улучшения ситуации с безопасностью в их городах.
Итоги семинара в Твери и публикации в прессе о ходе проекта имели большой отклик в городах-участниках проекта и за рубежом.
Проект дал возможность увидеть насколько важна тема безопасности в современных российских городах, насколько готовы общественные организации к выполнению подобных проектов, включающих в себя серьезные исследования и анализ данных. Проект продемонстрировал заинтересованность властей и органов внутренних дел в сотрудничестве с общественными организациями по данной теме.
РОО "ИЦ НЖФ" и женские общественные организации 5 российских городов выражают благодарность Huairou Commission за финансовую и организационную поддержку проекта.
ИЦ НЖФ
iciwf@okb-telecom.net
К ВОПРОСУ О НОВОМ ПОРЯДКЕ РАСЧЕТА ДЕКРЕТНЫХ ПОСОБИЙ
НОВАЯ МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОСОБИЙ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ ВЫЗЫВАЕТ У ЭКСПЕРТОВ ДВОЯКОЕ ЧУВСТВО
"Поскольку у нас поставлена задача улучшения демографической ситуации, очень бы хотелось, чтобы декларируемые тезисы на практике все-таки были подтверждены реальными делами, а не пересчетом в сторону уменьшения пособий", — такое мнение в разговоре с "Росбалтом" высказала эксперт комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Галина Семья, комментируя недовольство российских мам законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" № 343-ФЗ.
"Я солидарна с ними как женщина, тем более кризис у нас до сих пор продолжается: каждая копейка на счету, — говорит она. — Но вообще я думаю, что, прежде всего, специалистам минздравсоцразвития необходимо просчитать типовые ситуации для каждой женщины по старой и по новой методике и понять, о каких потерях идет речь".
Семья также напомнила, что, согласно новому закону, "в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком", соответствующие календарные годы по заявлению женщины можно "заменить" предшествующими календарными годами при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
"В этой части обсуждаемого закона я не вижу ничего плохого, — прокомментировала эксперт. — У каждого человека есть удачные периоды работы и неудачные, и для мам возможность выбора в данном случае будет очень актуальной".
Источник: Росбалт
http://www.rosbalt.ru/2011/01/18/809532.html
АКЦИЯ В ЗАЩИТУ ПРАВ БЕРЕМЕННЫХ
Российские женщины провели 18 января акцию в защиту прав беременных. Участницы выступили против нового порядка расчета декретных пособий.
В разных регионах состоялись пикеты, участницы которых выступили против нового порядка расчета декретных пособий. В Москве пикет проходил перед зданием Минздрава.
Напомним, в прошлом году Госдума приняла поправки в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Теперь при расчете пособий по уходу за детьми учитывается не один год стажа, а два перед выходом в декрет. Участницы акции считают, что это может резко сократить размер выплат беременным, отмечает "Эхо Москвы".
Источник: Justmedia
http://www.justmedia.ru/news/russiaandworld/2011/01/18/82708
КАЗАХСТАН ВСЮДУ ПРОДВИГАЕТ ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО
Казахстан, председательствующий в этом году в ОБСЕ, эффективной гендерной политикой продвигает идеи гендерного равенства на всем евразийском пространстве, считает депутат Мажилиса Елена Тарасенко по информации ИА Новости-Казахстан.
"Постоянный совет под руководством председателя ОБСЕ принял решение о проведении в Вене дополнительного совещания по теме продвижения гендерного баланса и участия женщин в политической и общественной жизни", - напомнила Тарасенко в интервью ИА Новости-Казахстан.
Депутат убеждена, что "казахстанский опыт является добротным примером для всех восточных стран, в которых под влиянием устойчивых традиционных стереотипов социальный статус женщин все еще находится в стадии своего развития".
"В этом высокий гендерный потенциал председательства Казахстана в ОБСЕ и в этом наша прекрасная возможность внести свой вклад в дело полноценного укрепления прав человека", - подчеркнула Тарасенко.
Она напомнила, что в Казахстане сформирована современная правовая база в этой области, в основе которой законы "О профилактике бытового насилия" и "О государственных гарантиях равенства прав и возможностей женщин и мужчин", в настоящее время проводятся гендерные экспертизы всех важнейших законов государства. Казахстан продвигает идеи гендерного равенства на евразийском пространстве, считает депутат.
Источник: Гендерно-информационная сеть Южного
Кавказа
http://ginsc.net/main.php?option=view_article&mode=0&article=14452&lang=ru
АЛЬЯНС ЖЕНСКИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ ТРЕБУЕТ ОТМЕНИТЬ ПРИНЯТИЕ ПОПРАВОК В КОДЕКС О ВЫБОРАХ (КЫРГЫЗСТАН)
Альянс женских законодательных инициатив заявляет о том, что последние поправки в Кодекс о выборах противоречат нескольким нормам Конституции КР, и требует признать результаты данного голосования недействительными. Об этом говорится в заявлении НПО.
Институты гражданского общества, женские НПО с негодованием узнали о том, что 29 декабря 2010 года Жогорку Кенеш принял в первом чтении поправку в Кодекс о выборах Кыргызской Республики о том, что в случае выбытия депутата, следующего депутата определяет политический совет партии.
Тем самым сводятся на нет принципы репрезентативности и пропорциональности, возможности доступа к уровням принятия решений политическим меньшинствам – женщинам, этническим группам, молодежи. Эти квоты были заложены в избирательный кодекс посредством долгой борьбы гражданского сектора. Решение политсоветов партий будет непрозрачным и позволит победить интересам узких групп внутри партий, говорится в заявлении.
Альянс считает данную поправку противоречащей сразу нескольким нормам Конституции Кыргызской Республики, в частности статьям 5, 6 и 16. Кроме того, принятие данной поправки прямо нарушает статью 6 закона "О введении в действие Конституции Кыргызской Республики", которая недвусмысленно запрещает введение подобных поправок: "Специальные гарантии, предусмотренные международными обязательствами Кыргызской Республики, Кодексом Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике, Законом Кыргызской Республики "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин", Указом президента Кыргызской Республики "О мерах совершенствования гендерной политики" N 136 от 20 марта 2006 года, сохраняют свои действия".
Очень жаль, что нынешний парламент повторяет способы печально известной партии "Ак-Жол" при принятии важных политических решений в атмосфере непрозрачности и перед праздниками, чтобы избежать рекции и справедливого возмущения общественности. "Мы расцениваем это как ярчайший пример политических откатов от демократических ценностей и достижений, а также игнорирования интересов уязвимых групп", - говорится в заявлении.
Как считает гражданский сектор, вопрос достойной замены выбывающих депутатов политсоветам партий необходимо решать при формировании списка кандидатов партии. На самом деле, сохранение существующей нормы замены выбывших депутатов следующими по списку служит повышению ответственности политических партий на этапе формирования списка своих кандидатов.
Отметим, что Альянс женских законодательных инициатив объединяет 71 НПО и 78 физических лиц.
Источник: CA-NEWS
http://www.gender.cawater-info.net/news/06-01-2011.htm
НОВОСТИ ООН. РАЗДЕЛ "ЖЕНЩИНЫИ ДЕТИ"
БЕЛАРУСЬ ОТЧИТАЕТСЯ ПЕРЕД ООН О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЖЕНЩИН
17 января в Женеве начала работу 48-я сессия Комитета по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. На сессии будут рассмотрены периодические отчеты Бангладеш, Беларуси, Израиля, Кении, Лихтенштейна, Южной Африки и Шри-Ланки о законодательных и административных мерах, направленных на обеспечение прав женщин.
Комитет ООН состоит из 23 экспертов и создан для наблюдения за выполнением Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Она была принята Генеральной Ассамблей в 1979 году и вступила в силу в 1981 году. Ее участниками являются 186 государств, которые периодически отчитываются перед Комитетом о выполнении положений этого международного соглашения.
48-я сессия Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин продлится до 4 февраля.
УКРАИНА И БЕЛАРУСЬ ОТЧИТАЮТСЯ О ВЫПОЛНЕНИИ КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ РЕБЕНКА
С 17 января по 4 февраля в Женеве пройдет очередная сессия Комитета ООН по правам ребенка. Его члены рассмотрят доклады Афганистана, Беларуси, Дании, Лаосской Народно-Демократической Республики, Новой Зеландии, Сингапура и Украины о законодательных и административных мерах, направленных на защиту детей.
Комитет ООН по правам ребенка состоит из 18 экспертов. Он создан для наблюдения за выполнением требований международной Конвенции о правах ребенка. Она была принята Генеральной Ассамблей в 1989 году и вступила в силу в 1990 году. Ее участники периодически отчитываются перед Комитетом о выполнении требований этого международно-правового документа.
В 2000 году были приняты два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка — относительно участия детей в вооруженных конфликтах и торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Комитету поручено вести наблюдение за выполнением этих новых международно-правовых документов.
На нынешней сессии Беларусь и Мексика также отчитаются перед Комитетом о том, как они добиваются выполнения двух этих Факультативных протоколов. А Украина расскажет о выполнении обязательств в рамках Факультативного протокола относительно участия детей в вооруженных конфликтах.
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
ПРООН ИЗДАЛА ПУБЛИКАЦИЮ С ОТВЕТАМИ НА ВОПРОСЫ ПО ПРАВАМ ЖЕНЩИН
Вы никогда не задумывались, в каких сферах жизни необходимо защищать права женщин? Может ли женщина быть председателем фермерского хозяйства? Что такое "брачный договор" и для чего его заключают?
Ответы на эти и другие подобные вопросы можно найти в новой публикации Программы развития ООН (ПРООН), разработанной совместно с Комитетом женщин Узбекистана и Национальным центром по правам человека на трех языках (русском, узбекском и каракалпакском).
Издание представляет собой сборник вопросов и ответов, раскрывающих сущность и значение статей Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) на образование, труд, гражданство, на участие в политической жизни страны, а также семейные права. Узбекистан ратифицировал Конвенцию в 1995 году и предоставил Комитету ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин 4 периодических доклада.
Презентация книги "Права женщин в вопросах и ответах", посвященной 30-летию CEDAW, состоялась в прошлом месяце в Комитете женщин Республики Каракалпакстан. На презентации выступили Председатель Комитета женщин Каракалпакстана З.Ибрагимова, специалист Проекта ПРООН "Развитие потенциала национальных институтов по правам человека" Е.Абдуллаев и один из авторов книги М.Инакова.
Они рассказали аудитории о роли Комитета женщин Узбекистана в реализации норм Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, о закреплении прав женщин в международном праве и в законодательстве Республики Узбекистан.
Затем презентация книги прошла в юридической клинике при Юридическом факультете Нукусского государственного университета им. Бердаха для студентов факультета.
Мероприятия были организованы совместно Комитетом женщин Узбекистана и ПРООН в рамках проекта ПРООН "Развитие потенциала национальных институтов по правам человека", главной целью которого является повышение потенциала данных институтов и других аналогичных организаций для эффективного осуществления своей деятельности в области защиты прав человека.
Проект также оказывает содействие другим государственным и общественным организациям (министерствами ведомствам и их структурным подразделениям), связанным с обеспечением защиты прав и интересов личности.
Источник: UzReport
http://www.gender.cawater-info.net/news/11-01-2011.htm
ОТВЕТЫ НА НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Вашему вниманию предлагается уникальный документ, содержащий ответы Министерства юстиции на вопросы, собранные в более чем половине субъектов Российской Федерации, касающиеся практики правоприменения законодательства о некоммерческих организациях на территории России.
Одновременно достоинством и недостатком Российской Федерации является ее обширная территория. В настоящий момент в России как в крупных городах, так и в самых отдаленных ее уголках, зарегистрировано 366 791 (источник - http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx) некоммерческих организаций. Достоинством в данном случае, является количество существующих организаций и их относительно высокая распространенность на территории страны. Недостатком является существование различий в видении и, как следствие, в толковании и практике правоприменения некоммерческого законодательства. В итоге это выливается в различные требования не только при регистрации или перерегистрации НКО, но, например, в ходе представления отчетности НКО в различных субъектах РФ.
НП "Юристы за гражданское общество" уже на протяжении 5 лет занимается вопросами правоприменительной практики законодательства о некоммерческих организациях. Широкая сеть юристов (33 региона РФ) Партнерства часто сталкивается с различным толкованием законодательства и предъявляемыми требованиями к НКО сотрудниками Территориальных управлений Министерства юстиции РФ.
Результатом плодотворного сотрудничества Партнерства и Департамента по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации стала подготовка ответов на наиболее часто задаваемые вопросы в сфере государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций: http://www.law-ngo.ru/conference/faq/
Источник: Инфогрант
http://www.infogrant.ru/doc/42421.html
В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ ПРЕЗЕНТОВАНА БРОШЮРА ПО ГЕНДЕРНЫМ ПРОБЛЕМАМ
Презентация брошюры "Гендер и женщина в современном карабахском обществе", изданной карабахской неправительственной организацией "Центр гражданских инициатив" (ЦГИ), прошла в столице Нагорного Карабаха - г. Степанакерте.
Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, брошюра содержит информационно-аналитические материалы, касающиеся деятельности организации в рамках проекта "Укрепление возможностей женщин для построения мира на Южном Кавказе", реализуемого под эгидой Кавказского представительства международной организации CARE. Особое место в брошюре отведено проведенным в июле-октябре 2010 года опросам по положению и проблемам карабахской женщины в современном обществе и семье, ее возможностям влияния на общественно-политические процессы в своей стране.
"Итоги опросов были проанализированы и обобщены с целью ознакомления заинтересованных структур и общественности с различными аспектами гендерной проблематики в Нагорном Карабахе. Брошюра предназначена для широкого круга читателей. Она может служить также подспорьем для исследования учеными мало изученной в Нагорном Карабахе гендерной проблематики", - отметил директор ЦГИ Альберт Восканян.
Участники презентации высказали свои мнения относительно брошюры, задали вопросы как координатору проекта, так и психологу и социологу организации по проекту.
"Развал советской системы, переход к рыночным отношениям, продолжительная война и связанные с ней события в определенной степени изменили социальную структуру общества и систему иерархических приоритетов. Это в большой степени относится и к сфере гендерных отношений. Война и послевоенные трудности оставили свой отрицательный след на жизни женщины и ее душевном состоянии. Особенно тех, кто лично испытал бедствия войны. Сегодня на хрупкие плечи женщины возложено много дополнительных забот. В повседневной жизни ей нередко приходится выполнять в семье и обществе одновременно и роль мужчины. Поэтому она чаще подвержена стрессам, депрессии, уходит в себя, отчаявшись найти пути решения тех или иных проблем. Нам еще многое предстоит сделать, чтобы женщина была надежно защищена во всех отношениях, чтобы безработной не приходилось голодать, чтобы маленький ребенок был обеспечен местом в детском садике или имел няню, а мать получила бы возможность интересно проводить свой досуг, заниматься чем-то полезным, чувствовать себя полноценным и равноправным членом общества", - отметил директор ЦГИ.
В рамках проекта ЦГИ рассчитывает определить реальное гендерное положение представителей "слабого пола" в Нагорном Карабахе на индивидуально-личностном уровне, в семье, на работе и в обществе в целом, разобраться в вопросах интеграции женщин в общество, их особых потребностей психологического, физиологического, социального плана, изучить проблемы, с которыми сталкивается женщина в современном карабахском обществе. Другая цель проекта - раскрытие потенциала женщины в предотвращении и урегулировании конфликтов для обеспечения в дальнейшем их полноценного участия в усилиях по поддержанию и укреплению мира и безопасности.
"Уверены, что достижения в этом плане пойдут во благо гражданского общества, в частности, будут содействовать развитию гендерной демократии и гендерного равноправия как в самом Нагорном Карабахе, так и в регионе", - сказал Альберт Восканян.
Источник: ИА REGNUM
www.regnum.ru/news/1364727.html
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС
КОНКУРС ПРОЕКТОВ "СЕМЬЯ - ОСНОВА ГОСУДАРСТВА"
Цель Конкурса: пробудить и объединить созидательный потенциал народного творчества в решении демографической проблемы. Организатор: Автономная некоммерческая организация "Семья России" при поддержке Администрации Президента РФ, Совета Федерации РФ, Московской Патриархии, Министерства культуры РФ, Министерства связи РФ, Общественной Палаты РФ, Администраций российских регионов.
Основные направления Конкурса
На Конкурс представляются: учебно-методические разработки, сценарии, театральные пьесы, рефераты, курсовые и дипломные работы, социальная реклама, клипы, наружная реклама, рассказы, песни, слайд-фильмы, радиопередачи, телевизионные циклы, фотовыставки, компьютерные игры, тематические сайты, семинары, акции, шествия, кинолектории, тематические беседы, утренники, тренинги и иные формы популяризации традиционных семейных ценностей, соответствующие тематике Конкурса.
К участию в Конкурсе приглашаются представители системы образования, культуры, СМИ, силовых структур, государственных учреждений, творческих Союзов, общественных объединений, некоммерческих организаций, а также студенты, аспиранты и учащиеся. Принимаются и рассматриваются на Конкурсе проекты (творческие работы) от группы авторов (не более трех). Возрастные ограничения отсутствуют.
Требования к проектам (творческим работам)
Каждым автором или авторским коллективом может быть представлено не более 5 работ по каждому из направлений. Каждая конкурсная работа регистрируется отдельно. Число авторов одной работы не может превышать трех человек. Если авторы проекта относятся к разным возрастным категориям, то регистрация проекта осуществляется по возрасту старшего из участников. Работы, поданные на конкурс, должны содержать только русскоязычную информацию. Все работы не должны требовать предварительной инсталляции. При создании интернет-приложений необходимо учитывать следующие требования: тематический сайт должен быть пригоден для просмотра в режиме оффлайн (без линков на внешние программы). Работы должны быть пригодны для просмотра на персональном компьютере с операционной системой Windows NT/2000/ХР/Vista.
Сроки проведения Конкурса
Прием и регистрация заявок - с 10 декабря 2010 г. по 30 января 2011 г.
Первый этап (Региональный) - с 01 по 20 февраля 2011 г.
Второй этап (Всероссийский) - с 10 марта по 10 апреля 2011 г.
Конкурсный отбор заявок проводится в два тура
Первый тур - региональный. Проводится в регионах и осуществляется на основе оценки экспертами соответствия заявленных материалов тематике конкурса. Для этого создается региональный оргкомитет Конкурса и формируется региональное жюри, которое определяет победителей первого тура и высылает лучшие проекты на II тур.
Второй тур - всероссийский. Из лучших конкурсных проектов, отобранных и присланных региональными жюри на адрес учредителя Конкурса, жюри ранжирует конкурсантов по направлениям, определяет победителей.
Лауреатами считаются победители Регионального этапа, вышедшие в финал, отмеченные жюри в одном из направлений. Лауреатам Конкурса вручается Диплом лауреата Конкурса и презентационные материалы. Победителями Конкурса (призерами) считаются участники, получившие любое из призовых мест. Победителям Конкурса вручаются Дипломы с указанием призового места, презентационные материалы и ценные призы, предоставленные генеральным спонсором Конкурса.
Результаты Конкурса объявляются 15 апреля 2011 г. на сайте Конкурса.
Победители Конкурса примут участие в VIII Всероссийском кинофестивале "СЕМЬЯ РОССИИ", который пройдет с 15 по 19 мая 2011 г. на теплоходе.
Официальный сайт Конкурса
http://www.semyarossii.ru/
kino@semyarossii.ru
Почтовый адрес Конкурса
156000, г. Кострома, ул. Советская, д. 4
(4942) 31 23 90
Источник: Инфогрант
http://www.infogrant.ru/doc/42381.html
ОТКРЫТЫЕ СТРАНИЦЫ
В ОТЧЕТНЫХ ДОКУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВА ГОВОРИТСЯ О ТОМ, ЧТО ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В БЕЛАРУСИ УЖЕ ДОСТИГНУТО, НО ЭТИ ОТЧЕТЫ ОТРАЖАЮТ ЛИШЬ ФОРМАЛЬНУЮ СТОРОНУ ДЕЛА.
На прошедшей 2 декабря в Минске международной конференции "Права женщин и сбалансированная политика в области семьи, занятости и гендерного равенства: реальность и перспективы" заместитель министра труда и социальной защиты Игорь Старовойтов заявил, что "Беларусь досрочно достигла Целей развития тысячелетия, связанных с искоренением крайней нищеты и голода, снижением материнской и детской смертности, обеспечением начального образования, достижением равенства мужчин и женщин".
Накануне этой конференции, 22 ноября в Министерстве труда и социальной защиты Беларуси состоялось заседание Национального совета по гендерной политике под председательством министра труда и социальной защиты Марианны Щеткиной. На заседании обсуждался вопрос об отчетности Беларуси по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин за период 2002–2007 гг. (Конвенция CEDAW). В январе 2011 г. делегации Беларуси предстоит защита подготовленного отчетного документа на 48-й сессии Комитета ООН.
В ходе этого заседания и на международной конференции 2 декабря были рассмотрены предложения по разработке концепции уже четвертого Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2011–2014 гг. Несмотря на существование в Беларуси своего экспертного Совета, наличие периодических исследований Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), а также сформированных национальных механизмов по продвижению гендерного равенства, беларусское Министерство труда приглашает консультанта-специалистку из состава российского Экспертного совета при Комитете ГосДумы по вопросам семьи, женщин и детей, фигура которой вызывает ряд вопросов. Есть все основания полагать, что этот шаг является очередной манипуляцией в деле продвижения гендерного равенства в Беларуси, отдаляющий от решения основной проблемы – выполнения уже принятых документов.
Активизация перед выборами
Особое внимание следует обратить на тот факт, что накануне очередных президентских выборов снова и снова возникает потребность обращаться к гендеру как "полезной категории" для демонстрации развития и прогресса демократии в Беларуси. Во всем мире гендерное равенство считается одним из индикаторов уровня демократизации общества. Именно поэтому у нас начинают подводить итоги, собирать заседания советов, организовывать конференции и выслушивать доклады руководителей и представителей всевозможных министерств и ведомств. Всем этим структурам напоминают о том, что есть базовые документы ООН, статьи Конвенций (например, о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин), за выполнение работы которых нужно отчитываться перед Комитетом ООН и другими международными структурами.
Другими словами, Евросоюз хочет видеть выраженный прогресс в следовании общепринятым демократическим стандартам, и только тогда он может возобновить отношения с Беларусью. Но пока все усилия по отчетности со стороны государства международное сообщество признает несвободными и недемократичными (как и президентские выборы в Беларуси вообще, включая выборы в 2006 г.), т.е. акцент делается на то, что высокие показатели прогресса и подводимые итоги сфальсифицированы.
Как указано в Альтернативном отчете по выполнению Беларусью Конвенции CEDAW (2010),
наиболее острыми проблемами женщин в нашей стране являются: бедность (дискриминация женщин из бедных слоев городского населения возрастает), дискриминация на рынке труда (средняя зарплата женщин на 20% ниже, чем у мужчин), ухудшение состояния здоровья женщин (рак молочной железы "молодеет"), сохранение в общественном сознании традиционных гендерных стереотипов, серьезные препятствия на пути участия женщин в деятельности неправительственных организаций и политических партий, насилие над женщинами (4 из 5 женщин Беларуси в возрасте 18–60 лет подвергаются насилию, 22,4% испытывают экономическое, 13,1% – сексуальное насилие).
Альтернативные отчеты и возможности влияния
В Национальный Совет по гендерной политике входят также и представители женских общественных объединений. Например, Людмила Петина (с момента создания Совета в 2000 г.) – сопредседатель ОО "Женское независимое демократическое движение”. Именно эта организация уже во второй раз инициирует предоставление в Комитет CEDAW альтернативного отчета по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ).
После получения в 2004 г. как альтернативного, так и государственного отчета, Комитет КЛДЖ рекомендовал беларусскому правительству принять системные меры по устранению дискриминации в отношении женщин и привести законодательство и практику в соответствие с требованиями Женской конвенцией, предполагающей обеспечение женщин целым рядом гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав, гарантируемых Конвенцией. Однако все эти рекомендации и по сей день игнорируются беларусским правительством: на государственном уровне нет достаточного понимания того, что гендерное равенство имеет политическую, экономическую и социальную основы, требующие пересмотра всей системы осуществляемой государством политики.
Следовательно, получается странная схема долгосрочного формального взаимодействия. Правительство не считает необходимым поддерживать декоративные институции, созданные в середине 1990-х для выполнения международных обязательств по Пекинской платформе действий ООН. В августе 1996 г. было "практически завершено формирование Национального механизма, который реализует государственную политику в отношении женщин".
В 2000 г. создан Национальный совет по гендерной политике, который является координирующим органом по проведению в жизнь государственной политики гендерного равенства. Однако на реализацию этой политики специальное финансирование так и не было выделено.
Более того, ЮНФПА сообщает о том, что первоначально Совет создавался как имеющий более высокий статус и наделенный более широкими полномочиями, чем отдельные министерства и ведомства, что обусловлено тем, что "мировое сообщество рассматривает улучшение положения женщин как первый шаг в достижении гендерного равенства". Но сегодня уже 2010 год, а этот "первый шаг" в Беларуси реально так и не сделан. Возникает закономерный вопрос: если механизмы есть, почему так сложно дается Беларуси этот значимый для мирового сообщества шаг?
Не потому ли, что Совет по гендерной политике при Совмине РБ – это декоративная структура без собственного бюджета, которая время от времени собирает экспертов, чтобы те отчитались перед международным сообществом? Туда входят представители как третьего сектора, которые пишут альтернативные отчеты, так и ряд министерств и ведомств. Однако за 10 лет так и не были сформулированы правила работы этого "высоко статусного" Совета, а его возможности воздействия на принятие правительственных решений имеют декларативный характер. Не отработаны элементарные процедуры принятия общих рекомендаций Совета. Поэтому и информация о заседаниях этой структуры появляется в СМИ перед очередными значимыми для страны событиями и выглядит как отчетно-показательные выступления, имитирующие развитие демократических процессов: "гендерные проблемы" как бы решаются.
Очередной перспективный "национальный план" и структуры ООН
В Беларуси нет представительства программы Фонда ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Появление такой программы означало бы признание на официальном уровне наличия проблем дискриминации женщин в нашей стране.
У нас "гендером" как полезной категорией анализа занимается ЮНФПА. "Гендер" тут присутствует исключительно как индикатор в таблицах и ограничен на уровне поддержки женщин как социально уязвимой группы, дальше этого дело не идет.
В связи с этим роль Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Беларуси может рассматриваться как направленную на сглаживание и выхолащивание политического и культурного смыслов продвижения гендерного равенства на иной политический уровень. Например, на уровень понимания того, что политика экономического развития не может быть гендерно-нейтральной. Издержки, вызванные замедленным процессом реализации законов и гендерно-чувствительной политики, имеют прямые последствия не только для женщин, но и для общества в целом. Как точно заметила Сагипа Юсаева, заместитель директора региональных программ ЮНИФЕМ: "Невозможно добиться высокого социально-экономического роста и эффективно управлять демократическими процессами, если женщины имеют ограниченный доступ к экономическим ресурсам или исключаются из процессов развития".
Приглашенная консультант-специалистка из Москвы, о которой велась речь в самом начале, вряд ли сможет помочь в продвижении гендерной политики в Беларуси, поскольку является автором всего лишь одной книги, в названии которой присутствует категория "гендер". Кроме того, именно благодаря активному участию этого "профессионала в вопросах гендерных исследований" несколько лет назад был "завален" проект закона "О равных правах мужчин и женщин в Российской Федерации", который подготовила доктор юридических наук, профессор Светлана Поленина (наиболее значимая ее монография "Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект". М., 2000).
Можно также сделать вывод о том, что в Беларуси даже структуры ООН (ЮНФПА) не в состоянии влиять на выбор экспертов. Иными словами, стандарты качества предоставления экспертных услуг у нас отсутствуют. В таком случае не приходится удивляться, что "первого шага", т.е. улучшения положения женщин, при таких подходах придется ждать еще 10 лет, а может и больше.
В Беларуси "гендер" выступает в качестве полезной категории из чужого, западного словаря, смысл которой не стал нам ближе за 14 лет. Непонятой эта категорией остается и для тех, кто формирует финансово-экономическую политику в министерствах экономики и финансов. Тем не менее, в отчетных документах гендерное равенство по формальным признакам в Беларуси уже достигнуто.
"Политическая воля" государства в вопросах национального развития должна подкрепляться выделением бюджетных средств на решение вопросов гендерного равенства. В противном случае разработанные политики, существующие в Беларуси с 1996 г., так и будут носить декларативный характер, а не реализовываться соответствующим образом.
Степень продвижения вопросов гендерного равенства зависит от адекватного включения гендерных приоритетов в национальные стратегии распределения бюджета. Все просто.
Справка
Список ведомств и программ в Беларуси, которые занимаются "гендером":
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ