В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
КЛУБ ДЕЛОВЫХ ЖЕНЩИН ПРОВЕЛ МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (БРЯНСК)
Мастер-класс для социальных педагогов образовательных учреждений по теме "Замещающая семья как приоритетная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" провела Брянская региональная общественная организация "Клуб деловых женщин" в рамках реализации социально значимого проекта "Ответственное родительство в условиях кризиса. Женский взгляд".
"Проблема работы с замещающими семьями более чем актуальна для Брянска, отметила психолог Клуба Татьяна Вязьмитина. На территории города в настоящее время существует 38 приемных семей, в них на воспитании находятся 50 детей. И почти 900 детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях опекунов (попечителей)".
Как рассказала Татьяна Вязьмитина, в процессе работы мастер-класса были определены не только условия эффективности социально-психологической помощи семьям, но и отработаны техники, определены методики и принципы работы как со взрослыми, так и с детьми. Особое внимание уделялось социально-педагогической и психологической диагностике семьи, изучению микроклимата в семье, стилю воспитания, материальному обеспечению и жилищно-бытовым условиям.
Психолог Клуба также напомнила, что в рамках реализации проекта "Ответственное родительство в условиях кризиса. Женский взгляд" работает горячая линия "Экстренная помощь семье в трудных жизненных ситуациях", телефон (4832) 57-19-36. Каждый вторник и четверг специалисты кабинета психологической помощи помогают решать проблемы, с которыми сталкиваются семьи.
Источник: ИА "Наш Брянск.ru"
http://www.news.nashbryansk.ru/2010/01/21/chronicles/master-klass-dlya-socpedagogov/
В ГРАЙВОРОНСКОМ РАЙОНЕ К КОНЦУ ГОДА ПОЯВИТСЯ КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛ.)
К концу 2010 года при Козинском социально–реабилитационном центре для детей и подростков, что в Грайворонском районе, областное управление социальной защиты населения планирует открыть Кризисный центр "Мать и дитя" - для женщин с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Как сообщает издание "Грайворонские вести", Кризисный центр "Мать и дитя" - будет единственным в Белгородской области учреждением подобного направления, в России же таких всего три - в Москве, Санкт–Петербурге и Екатеринбурге.
Новый центр будет рассчитан на 10–15 мест для матерей с детьми. В штат персонала будут входить медицинские работники, психологи, социологи, педагоги, специалисты по социальной реабилитации семьи.
Ремонт помещения планируется осуществить за счет районного бюджета, а содержание Центра и приобретение оборудования будет осуществляться за счет Российского фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Источник: МЕДИАТРОН
http://mediatron.ru/node/7853
РОССИЯНКИ ХОТЯТ РАБОТАТЬ
Наиболее распространённой причиной выхода россиянок на работу после декретного отпуска является желание профессиональной реализации, – показал опрос, проведённый Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru (http://www.superjob.ru) среди работающих жительниц нашей страны, имеющих детей до 7 лет.
Отпуск по уходу за ребёнком – законное право каждой женщины, а, кроме того, счастливая возможность посвятить своё время заботе о малыше, ощутить радость материнства. Но рано или поздно перед многими мамами встаёт вопрос о выходе на работу. Как оказалось, чаще всего россиянки возвращаются в профессию не ради поддержания семейного бюджета, а чтобы не "зарываться в ворохе нескончаемых домашних дел". Именно желание "реализовать свой профессиональный потенциал" назвали 52% женщин в качестве причины своего возвращения к работе после декретного отпуска.
Финансовые затруднения заставили выйти на работу 35% опрошенных женщин. "Ребёнка я воспитываю одна"; "Муж остался без основного заработка", - комментируют они. Стоит отметить, что чаще остальных по причине финансовых проблем к работе возвращались участницы опроса с окладом до 25 тысяч рублей в месяц (38%).
На уговоры начальства со старой работы поддались 3% дам. Столько же опрошенных (3%) не устояли перед интересным предложением от новой компании. Большинство женщин, выбравших вариант "другое" (4%), признались, что они и не уходили в декрет: "Я не уходила в декрет. Детей помогают растить бабушки и дедушки".
При этом 57% россиянок уверяют, что они легко влились в рабочий процесс после декретного отпуска. Многим из них это удалось по причине его небольшой продолжительности: "Я никогда не сидела в декрете больше 6 месяцев. И работала практически до родов". Другие в силу профессии практически не прерывали работу: "Во время декрета и отпуска по уходу за ребёнком я продолжала работать через удалённый доступ, так что профессиональные знания не пострадали".
Тем не менее, 23% участниц опроса признаются, что возвращение к работе далось им нелегко: "Было ощущение, будто я с другой планеты". Можно отметить, что затруднения с интеграцией в рабочий процесс чаще испытывали россиянки с высшим образованием (23% против 18% со средне-специальным). Ещё 5% опрошенных сообщают, что после декрета им пришлось пройти переобучение, поскольку их профессиональный уровень заметно упал и не позволял им двигаться дальше.
Опрос также показал, что 40% женщин после декрета вернулись к работе в своей прежней должности, около трети (31%) кардинально сменили сферу деятельности, 13% получили повышение, а 5% были понижены в должности. При этом далеко не все из тех, кто был понижен в должности или же никак не продвинулся по карьерной лестнице, выйдя из декрета, огорчены этим обстоятельством: "Я перешла на работу в более крупную фирму"; "Должность осталась прежней, но зарплата выросла".
Источник: Газета "Вечерняя Москва"
№9 (25277) от 21.01.2010
http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=89874
СОЗДАНА ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ЖЕНЩИНЫ ИНГУШЕТИИ"
В Ингушетии создана общественная организация "Женщины Ингушетии". На днях прошло учредительное собрание, на котором доктор филологических наук, профессор Раиса Ахриева была избрана председателем республиканской организации, сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе президента Ингушетии.
Инициатива создания общественной организации принадлежала самой Ахриевой. Эту идею поддержал президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров на встрече с женщинами, где обсуждалась общественно-политическая ситуация в республике. "Мы не можем оставаться в стороне, когда происходят такие сложные процессы в республике, мы живем в условиях не характерных для жизни вайнахов. Женщины всегда играли ключевую роль в жизни народа", - отметила на встрече профессор Ахриева.
Всего в республиканской общественной организации женщин работают около 30 человек, это известные ученые, и простые домохозяйки.
В организацию "Женщины Ингушетии" могут вступить все желающие, кому не безразлична дальнейшая судьба республики, отметили в пресс-службе.
Источник: ИА Regnum
http://www.regnum.ru/news/1242773.html
МИНЮСТ УКРАИНЫ БУДЕТ ОТСТАИВАТЬ РАВЕНСТВО МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Министерство юстиции выявило признаки половой дискриминации в отдельных положениях Семейного кодекса Украины. Об этом сообщил Министр юстиции Николай Онищук.
Как сообщили в пресс-службе Минюста, такие выводы сделаны по результатам гендерно-правовой экспертизы Семейного кодекса, которая была осуществлена Министерством юстиции. Вывод направлен на ознакомление в Верховную Раду и Министерство по делам семьи, молодежи и спорта.
По мнению Минюста, гендерно-дисбалансированной является часть вторая статьи 143 Семейного Кодекса, которой установлено, что мать, которая не находится в браке, должна забрать своего ребенка из родового дома или из другой организации здравоохранения.
Как отмечается в выводе, эта норма не стыкуется с основными направлениями государственной политики относительно обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин.
В Минюсте настаивают: отец и мать имеют равные права и обязанности относительно своих детей, а обязанность именно матери забирать ребенка из родового дома прямо связана с фактом ее пребывания в браке, что в свою очередь ставит в зависимость от брака и объем ответственности отца.
Тем не менее, в соответствии со статьей 141 Семейного кодекса Украины, мать и отец имеют равные права и обязанности относительно ребенка, независимо от того, находились ли они в браке между собой.
Таким образом, как отмечается в выводе правовой экспертизы, положение части второй статьи 143 Семейного кодекса Украины фактически противоречит как принципу равенства прав женщин и мужчин, так и действующему на сегодня законодательству.
В связи с этим Минюст считает, что часть вторая статьи 143 Семейного кодекса Украины нуждается во внесении изменений в части закрепления на законодательном уровне права (обязанности) мужчины, который не находится в браке с женщиной, которая родила ребенка, забрать такого ребенка из родового дома или другой организации здравоохранения в том случае, если его отцовство установлено, а мать ребенка не забрала.
Источник: SITEUA.ORG
http://news.siteua.org/system_category/123264
АНОНС
ЗИМНЯЯ ШКОЛА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (МОСКВА, 21-28 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА)
Московская хельсинкская группа (МХГ) совместно с международным Молодежным правозащитным движением (МПД) в рамках образовательной программы "Международная Школа прав человека и демократии" объявляют набор слушателей для участия в третьей Зимней Школе прав человека (Москва, 21-28 февраля 2010 г.)
Зимняя Школа прав человека – это интерактивный семинар, в рамках которого тренеры и консультанты Московской хельсинкской группы, а также ведущие российские и международные эксперты по правам человека проведут занятия по следующим темам:
Помимо общих интерактивных занятий в программе Школы факультативные блоки – "Кино за права человека", презентации социальных проектов НКО, дискуссии о месте и роли действий по защите прав человека в развитии гражданского общества. Участники семинара также имеют возможность подготовить собственные факультативные блоки.
Кого мы ждем?
К участию приглашаются начинающие правозащитники, молодые сотрудники общественных правозащитных приемных и государственных органов по защите прав человека, активисты молодежных гражданских и студенческих организаций, работники студенческих юридических клиник из России.
К участию приглашаются кандидаты не старше 35 лет!
В первую очередь к участию будут приглашаться те кандидаты, у кого нет опыта участия в подобных школах или других семинарах по правам человека, но есть значительный опыт практической деятельности в этих сферах!
Условия участия:
Для участников, прошедших конкурсный отбор, обучение в Школе бесплатное.
Организаторы берут на себя расходы, связанные с питанием и проживанием участников.
Организаторы также компенсируют затраты на проезд до Москвы и обратно (при проезде ж/д транспортом компенсируется стоимость проезда в купе, а в случае, если длительность поездки составляет более 36 часов, – стоимость авиабилета эконом-класса).
Как принять участие:
Для участия в Школе необходимо зарегистрироваться и подать заявку на сайте Школы www.inthrschool.org. С кандидатами для участия в Школе может быть проведено собеседование.
Заявки принимаются до 30 января!
Все заявители будут уведомлены о принятом решении не позднее 10 февраля.
Заполнить заявку на участие в школе он-лайн: http://inthrschool.org/node/96
В случае, если не получается заполнить анкету он-лайн, электронную версию можно скачать здесь: http://inthrschool.org/files/MHG_HRSchool-2010_anketa.doc
Команда Зимней школы прав человека
Дополнительная информация:
тел.: +7 (495) 607-60-69,
e-mail: part@inthrschool.org
www.inthrschool.org
Анна Жердева, Анна Добровольская.
Источник: Портал "Москва, общество, власть"
со ссылкой на Сайт "Международная школа прав человека и демократии"
http://www.mosportal.ru/konkurs/1/i58_32.htm
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
XI МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОНКУРС "ЖЕНЩИНА – ДИРЕКТОР ГОДА"
С 1 декабря 2009 г. по 1 февраля 2010 г. Комитет общественных связей города Москвы совместно с ГУ города Москвы "Центр поддержки женских инициатив" проводит XI Московский городской конкурс "Женщина – директор года".
Целью Конкурса является выявление и поддержка женщин-руководителей, добившихся значительных успехов в своей профессиональной деятельности в различных отраслях экономики и социальной сферы города и повышение роли женщины-руководителя в решении социально-экономических задач города.
За время существования конкурса в нем приняли участие более 2 тысяч женщин-руководителей промышленных предприятий, потребительского рынка и услуг, жилищно-коммунального хозяйства, научно-образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты, культуры и других жизнеобеспечивающих сфер столицы.
Конкурсный отбор будет проводиться по номинациям. Победителей определит городская конкурсная комиссия, в состав которой входят представители отраслевых, территориальных и функциональных органов власти, объединений профсоюзов и работодателей.
Итоги конкурса будут подведены в 3-й декаде февраля 2010 г. и объявлены на торжественной церемонии награждения победителей конкурса, которая состоится накануне Международного женского дня – 8 Марта.
Информация о порядке проведения конкурса и условиях участия в нем размещены на сайтах www.mosportal.ru, www.kosmoskva.ru в разделе "Конкурсы". Участие в Конкурсе бесплатное.
Прием конкурсных документов будет осуществляться до 1 февраля 2010 г. по адресу: ул.Шухова, д.17, корп.2 (станция метро "Шаболовская", далее пешком).
Контактные телефоны рабочей группы Конкурса: (495) 236-52-60, 236-67-31, 236-62-96.
ДОКУМЕНТЫ XI МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО КОНКУРСА "ЖЕНЩИНА – ДИРЕКТОР ГОДА"
Источник: Портал "Москва, общество, власть"
http://www.mosportal.ru/konkurs/2/i58_15.htm
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ
НОВОЕ ИЗДАНИЕ КОАЛИЦИИ "ПРАВО ПОЖИЛЫХ"!
Уважаемые коллеги!
Рады сообщить, что Региональный общественный фонд помощи престарелым "Доброе Дело" в рамках издательской программы Коалиции организаций "Право пожилых" опубликовал пособие "Как реализовать право на дополнительное лекарственное обеспечение?". Автор - юрист медицинского права Алексей Панов (Центр медицинского права, Омск). В популярной форме пособие информирует о том, что такое дополнительное лекарственное обеспечение (ДЛО), кто имеет право на него, каковы условия предоставления ДЛО. Сообщается также о различных механизмах защиты интересов в этой злободневной для многих пенсионеров сфере: досудебных, судебных. Представлены случаи исковых заявлений и судебных решений. Даны нормативные акты. В Приложении читатель найдет материал о проблемах ущемления интересов пожилых людей, рассматриваемых через подходы ООН и международный опыт преодоления последствий этих негативных явлений.
Уверены, что настоящее издание Коалиции будет полезно пожилым людям, активистам общественных организаций, всем, кто вовлечен в сферу социальной поддержки населения и пожилых людей в т.ч.
Тираж 1000 экз., распространение бесплатное. Заявки принимаются от общественных, некоммерческих организаций, помогающих пожилым, государственных структур системы социальной защиты. В заявках просьба указывать название организации, количество экземпляров, почтовый адрес, а также среди каких организаций предполагается распространить пособие.
Издание осуществлено в рамках проекта по укреплению системы защиты интересов пожилых, поддержанного Департаментом международного развития Великобритании.
С уважением,
Эдуард Карюхин,
Региональный общественный фонд помощи престарелым "Доброе Дело",
врач-геронтолог,координатор Коалиции,
edkar1@mail.ru
www.dobroedelo.ru
ПРИ СОДЕЙСТВИИ ЮНИСЕФ В МОСКВЕ СОСТОЯЛАСЬ ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО СБОРНИКА "ДЕТИ В РОССИИ – 2009"
22.01.2010 в Москве состоялась презентация статистического сборника, изданного Федеральной службой государственной статистики и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) "Дети в России – 2009".
В сборнике собрана информация, охватывающая здоровье и образование детей, социальную защиту семей с детьми, занятость и правонарушения несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних, досуг молодого поколения. До выхода сборника эта информация публиковалась в различных статистических изданиях по отраслевым направлениям государственной статистики, что затрудняло ее поиск и использование.
Материалы статистического сборника "Дети в России" будут использованы при подготовке очередного периодического доклада Российской Федерации Комитету ООН по правам ребенка, проведении анализа положения детей в стране, подготовке Национального плана действий в отношении детей, а также других государственных докладов и документов по вопросам социальной политики.
Из материалов сборника следует, что в России зарегистрировано более 26 миллионов детей в возрасте от 0 до 17 лет. В 1995 году их было более 38 миллионов. 506 тысяч детей России являются инвалидами.
В сборнике отмечается, что в 2008 году было зарегистрировано значительное снижение уровня младенческой смертности. Вероятность отпраздновать свое пятилетие у российских детей увеличилась более чем в два раза по сравнению с 1995 годом.
ЮНИСЕФ надеется, что публикация сборника "Дети в России -2009" позволит лучше оценить положение детей и молодежи и, в конечном итоге, будет содействовать полному выполнению всех норм Конвенции о правах ребенка.
Источник: Центр новостей ООН
http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=12971
ИЗДАНЫ МАТЕРИАЛЫ ВТОРОГО ВСЕРОССИЙСКОГО ЖЕНСКОГО СЪЕЗДА
Москва, 28-29 ноября 2008 года
Доклад председателя Комитета Государственной думы РФ
По делам женщин, семьи и детей
Елены Мизулиной
Уважаемые соотечественницы! Понимаю, как важен сегодняшний разговор, ведь нам предстоит - может быть, на столетие вперед - сформулировать современные задачи для российского женского сообщества. И насколько это ответственно и перед историей, и с точки зрения объединения наших усилий во имя нашей Родины, во имя наших детей, семей.
Уважаемые подруги! Сегодняшнее событие с точки зрения исторической - уникально, 100 лет назад в той, еще дореволюционной, России женщины со всех уголков страны собрались на свой Первый съезд. На нем присутствовало более тысячи делегатов.
Я даже не могу себе представить, как в тогдашней России, где женщины не обладали ни пассивным, ни активным избирательным правом, где безграмотность женщин была почти всеобщей, где женщины страдали от семейного гнета, от патриархального уклада, они смогли организоваться, договориться и провести свой съезд! Конечно, характер проблем, которые обсуждали наши предшественницы, был другой - как освободиться от семейного гнета, от насилия в семье, как получить образование, проблемы приобретения избирательных прав...
Конечно, сегодня у нас множество других проблем, и некоторыми из них я бы хотела сегодня с вами поделиться.
Я думаю, в этом зале будет много звучать слов относительно того, какой замечательный исторический путь прошла Россия при всех сложностях и противоречиях нашей истории. Отмечу хотя бы такой факт: женщин, имеющих высшее образование, в сегодняшней России больше, чем мужчин. Сегодня есть фракции или, по меньшей мере, представительства - женские группы - на всех уровнях органов власти в Российской Федерации - сто лет назад нашим соотечественницам о таком и не мечталось. Может даже возникнуть ощущение, что мы свободны и равны так же, как мужчины, скажу больше: не раз встречалась с мнением женщин, занимающих весьма высокие посты, мол, у нас нет никаких проблем на пути во власть, мы всего достигли сами и, в общем-то, не ощущаем никакой дискриминации. Наверное, в конкретной карьере конкретной женщины бывает и так. Но отражает ли подобное мнение положение в целом для России? Можем ли мы сегодня говорить, что российская женщина равноправна с мужчиной? Можем ли мы говорить, что сегодня у российской женщины нет иных проблем кроме одной - сделать счастливой свою семью? К сожалению, нет, нет, и нет...
Я не случайно поднимаю эту проблему равноправия доступа к власти, потому что 100 лет назад она также обсуждалась нашими предшественницами, пусть и немного в другом ключе. Да, за прошедшие 100 лет мы получили доступ к выборам и в рамках пассивного, и в рамках активного избирательного права, но посмотрите - каков уровень нашего представительства? Чем выше уровень власти, тем меньше женщин. В Государственной думе сегодня, правда, женщин чуть больше среднего - 13 процентов. И все же и такой показатель не может нас удовлетворять, поскольку по практике работы парламента других стран и по всем экспертным оценкам известно, что только когда доля женщин в парламенте составляет не менее ю процентов, можно продвигать вопросы, связанные с защитой детей. И только при условии, что представительство женщин не менее 20-25 процентов, можно продвигать и вопросы, связанные с защитой женщин, и более широкий спектр других социальных вопросов.
Я возглавляю в Госдуме Комитет по вопросам семьи, женщин и детей и благодаря этому получила уникальную возможность анализировать, что происходит с развитием законодательства, с семьей, с положением женщин в Российской Федерации, и видеть вообще - все ли у нас так замечательно? И могу сказать, к сожалению, нет. Проблема дискриминации в обществе сохраняется, мало того, именно на примере отношения к семье и семейной политике в Российской Федерации я могу утверждать, что дискриминация женщин превращается в беду для России. Дискриминация в отношении женщин оборачивается очень большими перекосами в сфере государственной политики.
Попытаюсь это обосновать на примере государственной семейной политики. Провозглашение 2008 года Годом семьи прекрасно? Безусловно!.. Посмотрите, как привлекли внимание к семье! Посмотрите, сколько замечательных акций! Пропаганда семейных ценностей! Безусловно, этот год для нас очень успешный, потому что ценность понятия "семья" действительно растет, хорошая, благополучная семья, семья с детьми, семья, имеющая достаток, - становится престижной! Но! Год семьи заканчивается - и что нам остается в наследство? Может, мы получили серьезную стратегию семейной политики до 2025 года, ну или хотя бы на ближайшие 3-5 лет? Нет, ничего подобного.
Мы продолжаем жить с Основными направлениями государственной семейной политики, которые были утверждены Указом Президента в 1996-м году! Вы прочитайте этот Указ, в преамбуле которого четко сказано, что он действует лишь на переходный период, потому что в условиях 90-х годов - а каждый сидящий здесь прекрасно помнит, какие это были годы: дефицит всего, в том числе и госбюджета, бедность всеобщая - в тех условиях, конечно, главной задачей семейной политики было обеспечить выживание. Поэтому в Основных направлениях прописан тот минимум, что могло тогда предоставить государство, чтобы как-то удержать семьи от развала.
А что же сейчас, когда мы с вами имеем профицитный бюджет, когда в разы увеличились суммы доходной части бюджета Российской Федерации, когда выстроена вся система законодательства применительно к новой Конституции, когда зримы громадные успехи России в экономике? Что происходит с семьей, с семейной политикой? Я смею утверждать, что семья переживает кризис. И преодолеть ситуацию кризиса мы не смогли.
Почему? Да потому что, к сожалению, решения, в том числе и применительно к семье и к государственной семейной политике, принимают мужчины, а для мужчины семья - это личная семья: если в личной семье все хорошо, значит, и везде хорошо. Но мы-то с вами знаем, что не все семьи таковы, где отец-глава хорошо зарабатывает, где он заботится о семье, о детях, может обеспечить хорошее образование, отдых... Фактически мы имеем совершенно иную тенденцию - снижается число зарегистрированных браков и растет число разводов: если в 2007-м году на 7,4 брака приходилось 4,8 развода, то есть 64 процента браков распадалось, то на 9 месяцев этого (2008) года на 7 браков - то есть и тут снижение - приходится уже 5 разводов, то есть 71 процент браков распадается. Численность детского населения, несмотря на беспрецедентные меры поддержки, в том числе разного вида пособия и институт материнского семейного капитала, сокращается. Если в 2ооо-м году в России детское население составляло 34,5 миллиона, то на конец 2007-го года - 27 миллионов. Сохраняется устойчивая динамика выявления сиротства - это вообще позорная ситуация для России. И когда нам говорят, что она все-таки сокращается, это лукавство. Вот цифры, сравните: 2000-й год - 123204 сироты выявлено, 2007-й - 124483-Растет число лишения родительских прав, а разве это не обесценение семейных ценностей и родительства как такового? Из этих 124 тысяч детей, которые в прошлом году были выявлены как дети-сироты, посмотрите: 77416 детей, т.е. почти две трети - это те дети, родители которых были лишены родительских прав. Почему мы с такой легкостью лишаем родительских прав? Почему мы не пытаемся создать условия для того, чтобы все-таки дать возможность родителям исполнить добросовестно свои обязанности? Увеличивается число детей, рожденных вне брака. По данным экспертов, сегодня каждый третий ребенок рождается в незарегистрированном браке.
На высоком уровне сохраняется социальная и духовно-нравственная деформация в молодежной и подростковой среде. Неслучайно наш Комитет вместе с Общественной палатой Российской Федерации, Общественным советом Центрального федерального округа вынужден был собрать 34 эксперта и сесть за разработку концепции государственной политики в сфере духовно-нравственного воспитания. Не мужчины, занимающие посты на высшем уровне власти, сделали эту концепцию и 14 законопроектов - а общественность! И среди экспертов две трети - женщины. Женщины, а не мужчины! Потому что каждая из нас знает, как и что сегодня происходит с детьми, и успешность собственной семьи не мешает чувствовать боль и ответственность за судьбы новых поколений.
Отказ родителя от исполнения родительских обязанностей - об этом надо кричать вовсю, потому что посмотрите, что происходит при расторжения браков! Не более четверти расторгаемых браков заканчивается заключением соглашения об уплате алиментов, го процентов женщин вообще отказываются что-либо взыскивать со своих мужей, просто машут рукой, потому что это лишняя трата времени. Но даже если алименты взыскиваются на основании судебного решения, более чем в половине случаев эти деньги получить не удается.
Фактически, семья с детьми сегодня - бедная семья! И проблема в том, что чем больше детей, тем больше бедность! И если второй ребенок увеличивает бедность семьи или ухудшает благосостояние семьи на треть, то каждый третий ребенок - уже в 4 раза! И, к сожалению, вот эта ситуация, эта тенденция очень опасная - она приводит к одному единственному выводу нашу молодежь: иметь детей и семью, основанную на зарегистрированном браке, в России невыгодно. Лучше так - пожил в гражданском браке, мужчина потом ничем не обязан - ушел, женщина, если что, сделает аборт, поэтому у нас сегодня аборты делают запросто - направо и налево! В прошлом году 161000 девочек до 18-ти лет сделали аборт! А каждая из нас знает, что такое аборт при первой беременности - это в большинстве случаев последующее бесплодие.
Мы вкладываем миллиарды рублей в материнский семейный капитал - в прошлом году у нас 1600000 детей родилось. И 1302000 сделано абортов. Так зачем мы одной рукой вкладываем деньги в медицину, в здравоохранение, чтобы делали аборты, а другой - миллиарды же рублей, чтобы рожали детей!? Если мы не переменим эту ситуацию, это соотношение, то нет у России ни перспективы, ни гарантий, что еще через 100 лет наши потомки встретятся на Третьем или каком-то еще съезде женщин...
К сожалению, ситуация удручающая. И когда мне наши коллеги говорят - да зачем это расширение представительства женщин во власти, да зачем эти гендерные квоты, о которых вы говорите, - я отвечаю: по меньшей мере расширение представительства женщин во власти до 20-25 процентов - это возможность объединения усилий женщин на том уровне, где принимаются решения. Чтобы изменить негативную тенденцию, связанную с семьей, с нашими детьми, пора уйти от формулы, когда я - представитель власти и в моей личной семье все хорошо, значит, везде все замечательно. Надо сделать так, чтобы благополучие, уют, достаток были в каждой семье в России, чтобы она была счастлива, и чтобы было выгодно в России быть семьей, основанной на юридически зарегистрированном браке с тремя и более детьми - вот что должно стать девизом государственной семейной политики.
Скажу вам откровенно, был период, когда и я, пребывая во власти, полагала, что не нужно специально защищать женщин и их представительство во власти квотами, гендерными квотами, но сегодня я считаю иначе. И не верьте тем, кто говорит, что только скандинавские страны ввели квоты, потому что у них там мужчины - пассивные, а женщины - активные, нет! Изучая современный опыт и законодательства в странах Европейского союза, я увидела во всех странах Евросоюза - во всех странах! - где не было обеспечено достаточное представительство женщин, то есть в странах и центральной части Европы, например, в Бельгии, были приняты в свое время законы, обеспечивающие до 25 процентов представительства женщин во власти! И посмотрите на ту же Бельгию - в прошлом году безработица в стране упала на 1,5 процента - только за счет увеличения представительства женщин во власти. Закон о равных возможностях для женщин принят в Бельгии в 1995-м году, создан совет по равным возможностям, ежегодно присуждаются премии "Равные возможности" для работодателей за создание и стимулирование создания рабочих мест для женщин. Потому что сегодня такова реальность и стереотип, что женщине - домашний очаг, а мужчине - власть и работа, ушел в прошлое. Пора и нам ломать старые стереотипы. Мы находимся в России не столетней давности, а в современной, где без второго заработка фактически обеспечить семью невозможно. А если еще учесть, что почти пять (а то и, по некоторым экспертным оценкам, семь) миллионов детей живут в семье с одним родителем и этот родитель - женщина (только 2,4 процента всех семей с одним родителем составляет семья с отцом)! То есть в основном это семья с одной матерью, которая тянет жилы: работает, зачастую еще и учится, на ней вся домашняя работа и воспитание детей. Поэтому и у женщин должна быть достойная оплата труда, должны быть обеспечены нормальные условия для сочетания труда и воспитания детей...
Я утверждаю, что без расширения представительства женщин во власти нам не переломить отношение к семье и к детям. Мужчинам заниматься интереснее и престижнее глобальными вопросами - терроризм, коррупция, финансовый кризис, и у нас в Думе это очень заметно. И если здесь есть представители из законодательных органов субъектов Федерации, они тоже скажут - все мужчины стремятся заниматься этими проблемами. Что же касается проблем преодоления кризиса семьи - желающих практически нет, кроме женщин. Две трети и больше занимающихся этими проблемами - это женщины! Но нужно такое же представительство или хотя бы 25 процентов, чтобы мы могли действительно принимать решения в этой специфической области. Ценность семьи, семьи российской, а не только личной, с нашей женской точки зрения, важнее, чем борьба с коррупцией, чем финансовый кризис, чем терроризм.
Только при таком представительстве мы сможем продвигать к решению наши темы, связанные с семьей и с детьми, только при этом условии мы сможем обеспечивать счастливое благополучное будущее России. Поэтому я обращаюсь к вам - если вы хотите, чтобы у России действительно было будущее, чтобы мы не говорили в последующем о демографии, чтобы у нас были дети, которые не станут коррупционерами, не станут террористами, потому что ими не рождаются, они воспитываются и растут в наших семьях или вне этих семей, если вы не хотите, чтобы это было идите во власть, готовьтесь к власти, учитесь это делать!
Я вижу здесь много женщин, которые уже создали свою семью, вырастили своих детей - у вас есть время заниматься продвижением этих тем. Идите во власть, не бойтесь! Знайте, сегодня женщины очень нужны во власти в России, везде, где принимаются решения.
И, заканчивая свое выступление, хочу, уважаемые коллеги, обратить ваше внимание вот на что. Мы не стали дожидаться, когда на высшем уровне власти поймут, что нужна современная государственная семейная политика, что нужен пакет законопроектов, который вывел бы семейное законодательство из той отсталой ситуации - а это действительно самая отсталая отрасль законодательства. Я это утверждаю! Отсталая в том числе за счет того, что существует ошибочное мнение о том, что не! у семейного права и семейных институтов никакой самостоятельности, что это некоторый отголосок, некоторый отпрыск гражданского права. А гражданским правом занимаются у нас весьма уважаемые представители и власти, и бизнеса, и научных школ. Гражданское право превратилось в некоторый фетиш. В Гражданский кодекс нельзя внести поправку, патронатные семьи появились в регионах как особенная семья - нельзя закрепить как особенный самостоятельный институт опеки и попечительства патронатную семью, потому что это нарушает логику, нарушает стройность гражданского права. О какой стройности гражданского права можно говорить, если страдают семьи, если такое количество детей-сирот? Без семейного законодательства, без его совершенствования на самодельной основе сделать это невозможно, хотя и опускать руки тоже не годится.
Как я уже говорила, мы создали рабочую группу в Комитете и уже завершаем работу над концепцией государственной семейной политики до 2025-го года - "Общественно-государственный проект". Вынесем ее на обсуждение, видимо, 15 декабря, у нас будет круглый стол по проекту федерального закона о социальных стандартах качества и уровня жизни семей с детьми и там же мы предложим эту концепцию.
А к ней, к этой концепции мы готовим 7 законопроектов.
Кто готов с нами участвовать - пожалуйста, присоединяйтесь, мы будем очень рады! Мы приглашаем вас на парламентские слушания, посвященные 100-летию Первого Всероссийского съезда женщин, которые состоятся i декабря в зале Пленарных заседаний Государственной думы. Это нам удалось продавить, чтобы женщины могли собраться в основном зале Государственной думы - в зале Пленарных заседаний.
Я еще раз обращаюсь к вам, уважаемые коллеги, за помощью, участием и содействием! Без объединения наших усилий, общественности и нашего Комитета в Думе, других комитетов и всех тех, кто к нам присоединится, не вынести тему семьи, семьи с детьми, духовно-нравственного воспитания наших детей в приоритеты государственной политики и государственные задачи нашей власти. Я вас призываю - идите во власть, и не через 100 лет, идите сейчас, вы здесь очень нужны, потому что только мы все вместе можем продвинуть и защитить наши семейные, а значит и всероссийские, ценности.
СЕКЦИЯ "О НАЦИОНАЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН
Ольга Воронина,
руководитель секции, ведущий научный сотрудник
Института философии РАН, директор Московского центра гендерных исследований
Добрый день, дорогие участницы съезда!
В работе нашей секции приняли участие 170 человек. В дискуссии принимали участие представители структур власти, эксперты и представители неправительственных организаций.
Мне кажется, что необходимо сказать несколько слов о том, что такое "Национальный механизм" и почему на нашем съезде мы посчитали важным сделать специальную секцию об этом. Национальный механизм - это термин, который впервые был введен в Организации объединенных наций еще в 1962 году и обозначает государственную структуру или государственные структуры, которые занимаются вопросами обеспечения равенства прав и равенства возможностей мужчин и женщин, или вопросами гендерного равенства. Вопросы Национального механизма обсуждались и декларировались при выработке Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Как известно, в российском законодательстве существует норма имплементации международного законодательства в законодательство Российской Федерации и приоритет международного права в области прав человека над национальным правом. То есть Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации, участником которой является Россия, - для нас закон. В то же время мы знаем, что Национальный механизм в Российской Федерации в последнее время практически отсутствует. В позапрошлом и прошлом годах в результате административных реформ были ликвидированы все имеющиеся звенья Национального механизма. На настоящий момент у нас есть только один Комитет по вопросам семьи, женщин и детей в Государственной думе, в рамках которого действует маленькая гендерная секция. Поэтому важность этого механизма, который мог бы заниматься решением всего комплекса социальных вопросов и проводить принцип соблюдения равных прав и равных возможностей женщин и мужчин в нашей стране, трудно переоценить.
Во многих странах существуют такие механизмы. Приведу два примера. По данным ООН, в небольшом государстве Люксембург бюджет министерств по гендерному равенству составляет 7 миллионов евро. В нашей стране на эти цели не выделяется ни рубля. Во Франции в структурах Национального механизма федерального и регионального уровня работает 220 человек. У нас это, как я уже сказала ранее, всего лишь навсего маленький комитет, который занимается вопросами законодательства.
Обсудив эти вопросы, участники нашей секции пришли к следующим выводам. (К сожалению, не все поправки нашей секции вошли в общую резолюцию съезда, поэтому я позволю себе озвучить основные моменты резолюции нашей секции.)
Проанализировав реальную ситуацию соблюдения принципа равных прав и возможностей женщин и мужчин в РФ, гарантированного Конституцией РФ, и имея в виду подписанные Россией международно-правовые документы по гендерному равенству, мы считаем необходимым решение следующих задач:
Используя мировой опыт, мы определили - эффективный Национальный механизм должен иметь следующие составляющие:
Законодательная структура - в данный момент она уже существует в виде Комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей, который фактически среди прочих вопросов занимается и вопросами гендерного равенства. Необходимо создание подкомитета, специально занимающегося экспертизой имеющихся законов и готовящихся законопроектов с точки зрения соблюдения конституционного принципа равноправия мужчин и женщин.
Исполнительная структура - министерство по вопросам гражданского общества и гендерного равенства с соответствующими полномочиями и финансированием.
Мы считаем, что уполномоченные по правам человека должны включать вопросы дискриминации женщин и предотвращения всех форм насилия в отношении женщин в свои доклады по правам человека в Российской Федерации.
Мы также считаем, что необходимо создать региональные структуры Национального механизма по гендерному равенству в органах законодательной и исполнительной власти.
Говоря о международном опыте, хочу сразу отметить, что не согласна с теми выступавшими, кто с этой трибуны сказал, что мы не должны опираться на зарубежные примеры, а должны все делать сами, опираясь на собственные ценности. Я не отрицаю значимости российских национальных традиционных ценностей. Но, должна сказать, что наши национальные ценности давным-давно включены в общемировые. Так же как и общемировые ценности, в особенности в отношении прав человека, включены в наше сознание, в наше законодательство, в нашу Конституцию. И я считаю крайне нерациональным подходом открещиваться от чего-то, что не является угрозой, а может только способствовать развитию каждого человека, будь то мужчина или женщина, и страны в целом.
Так вот, проанализировав международный опыт, мы выяснили, что уже давным-давно во многих странах в структуры Национального механизма, которые создаются и финансируются государством, также, на равных правах, включаются и структуры гражданского общества. Для того чтобы гражданское общество имело официальный легальный канал дискуссии с властью.
В связи с этим мы считаем необходимым создание в Общественной палате РФ Комиссии по гендерному равенству, а также включение вопросов соблюдения гендерного равенства в отчеты Общественной палаты. Мы считаем, что эксперты и неправительственные организации должны стать составной частью Национального механизма, что позволит им напрямую участвовать в разработке национальной гендерной политики. Необходимо признать роль общественных организаций как представителей интересов тех групп населения, на социально-экономическое положение которых в первую очередь и оказывает влияние деятельность правительства. При этом правительство должно придерживаться принципа "критического партнерства", в соответствии с которым доступ к государственной поддержке и ресурсам имеют не только НПО-сторонники, но и НПО-оппоненты правительственной политики.
Для эффективной работы Национального механизма необходимо:
Обращаем внимание на обязанность государственных структур, ответственных за подготовку Доклада РФ по соблюдению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, заранее предоставлять этот Доклад женским НПО и экспертному сообществу для обсуждения (в соответствии с принятыми международными нормами).
И в заключение я хочу сказать всем собравшимся: ошибочно думать, что вопросы гендерного равенства - это одно, а социальная политика - это другое. Это не так. Мы никогда не решим проблемы незащищенности, бедности, разлада в семье, если не будем иметь в виду, что у нас нет абстрактного человека, у нас есть мужчины и женщины. Они очень разные, но их интересы не противостоят друг другу, они друг друга дополняют. И мы никогда не наладим жизнь, пока не будем учитывать интересы и потребности и той и другой части общества.
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ