В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
НКО И НАЛОГИ
Уважаемые коллеги,
Как вы, возможно, знаете, 1 января 2011 г. вступает в силу закон о повышении в 2-3 раза страховых отчислений с заработной платы для всех видов организаций. Это резко негативно отразится на работе некоммерческих организаций, сократит их бюджеты на оказание социальных услуг, проведение исследований, правовую помощь - словом, все виды деятельности, требующие оплаты труда специалистов. Уменьшится и так небольшой ручеек пожертвований.
На протяжении более года Правительство, в частности, Минфин, жестко отказывалось обсуждать какие-либо исключения из этой нормы, ссылаясь на необходимость поддержки Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Однако в последний месяц ситуация изменилась, и по инициативе Правительства Дума приняла в первом чтении поправки, предусматривающие льготы по страховым платежам для некоторых категорий организаций, работающих в приоритетных, с его точки зрения, направлениях деятельности (СМИ, инновационные IT-компании, организации инвалидов).
Ряд российских НКО, в том числе входящих в Экспертную группу президентского Совета по ГО и ПЧ, в последние дни предпринял активные попытки повлиять на ситуацию. Во взаимодействии с Общественной палатой 2 ноября Советом проведены совместные слушания по этой проблеме (резолюция слушаний может быть выслана интересующимся). На 10 ноября запланирована совместная пресс-конференция руководителей Совета и Палаты по этому вопросу. Совместно с Министерством экономического развития, Комиссией по гражданскому обществу Совета Федерации и Комитетом Думы по делам НКО подготовлены поправки, предоставляющие некоммерческим организациям возможность уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу. Председатель президентского Совета по ГО и ПЧ Михаил Федотов активно общался по этой проблеме с руководством Администрации Президента. На торжественной встрече в Кремле 4 ноября членами Общественной палаты было привлечено внимание к этой проблеме Президента Д.Медедева.
Однако вопрос далеко не решен, ситуация сложная, времени до момента рассмотрения поправок почти не осталось, позиция Минфина и Минздравсоцразвития отрицательная, и требуются экстраординарные публичные действия по поддержке поправок в пользу НКО.
Призываем Вас присоединиться к кампании российских НКО и поставить свою подпись под обращением к Президенту России Дмитрию Медведеву о необходимости принятия поправки в закон о повышении страховых взносов, предоставляющей некоммерческим организациям возможность уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу.
Текст обращения размещен на сайте "Петиции в действии" по адресу www.civilpetitions.org всем желающим можно под ним подписаться.
Это очень просто.
С уважением,
Елена Тополева
директор Агентства социальной информации
РФ ВОШЛА В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ "ООН — ЖЕНЩИНЫ"
НЬЮ-ЙОРК, 11 ноября. Россия вошла в исполнительный совет новой структуры Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин "ООН — женщины". В ходе состоявшегося накануне голосования Россия получила 46 из 54 голосов государств-членов Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС), передает ПРАЙМ-ТАСС.
Всего в исполнительный совет "ООН — женщины" избрано 41 государство, среди которых, в том числе, Венгрия, Казахстан, Украина и Эстония. В состав исполнительного совета избраны 10 членов от группы африканских государств, 10 — от группы азиатских государств, 4 — от группы восточноевропейских государств, 6 — от группы государств Латинской Америки и Карибского бассейна, 5 — от группы западноевропейских и других государств, а также 6 членов от стран, предоставляющих новой структуре крупнейшие по объему добровольные взносы.
Решение о создании новой гендерной структуры было принято Генеральной ассамблей ООН 2 июля 2010 года. В ведение "ООН — женщины" переданы мандаты и функции канцелярии специального советника по гендерным вопросам и улучшению положения женщин, отдела по улучшению положения женщин секретариата ООН, а также Фонда ООН для развития в интересах женщин и Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин.
Новая структура должна начать работу 1 января 2011 года. Ее возглавляет бывшая президент Чили Мишель Бачелет.
Источник: ИА "Росбалт"
http://www.rosbalt.ru/2010/11/11/788645.html
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЕНКА
Мы, группа Объединенные Юристы, представляем Вам свой проект Рекомендации по безопасности ребенка. Проект вызван в жизнь нашей гражданской ответственностью за будущее страны и общества.
Наша многолетняя юридическая практика помощи гражданам в семейных правоотношениях и изученный нами соответствующий зарубежный опыт позволили нам разработать Рекомендации по безопасности ребёнка.
Вдумайтесь, ежегодно в России без вести пропадает более 30 000 детей и подростков. Согласитесь, что цивилизованное гражданское общество не имеет права терять ежегодно целый небольшой городок. А если к этому числу пропавших детей добавить число членов их семей, воспитателей, друзей, одноклассников, то число пострадавших сравнится с несколькими небольшими городками. И это ежегодно!
Рекомендации носят информационно-просветительский характер и содержат превентивные меры предупреждения обстоятельств, способных нанести вред жизни и здоровью ребёнка. Мы решили спонсировать разработку Рекомендаций и обратиться к гражданскому обществу за помощью в распространении.
По всем вопросам получения Рекомендаций или исходного текста можете обращаться к нам здесь на сайте, по электронной почте, ICQ, Skype или по телефону.
Скачать брошюру бесплатно (формат PDF) можно по адресу: http://www.bezopasnost-rebenka.ru/bezopasnost_rebenka.pdf
Источник: сайт "Безопасность ребенка"
http://www.bezopasnost-rebenka.ru/
АНОНСЫ
ПЯТЫЙ ОТКРЫТЫЙ КОНГРЕСС "МИР СЕМЬИ"
25-26 ноября 2010 года
Уважаемые дамы и господа!
Семья – это основа нашего настоящего и источник нашего будущего. 80% россиян считают семью главной ценностью в своей жизни. Семья – это естественная среда обитания человека, которая формирует и определяет судьбу каждого ее члена и накладывает неизгладимый отпечаток на характер и поведение личности.
Всех, кому небезразлична судьба института семьи в нашей стране и мире, кто хочет активно участвовать в процессе его развития и совершенствования, мы приглашаем принять участие в Пятом Открытом Конгрессе "Мир семьи", который будет проходить 25-26 ноября 2010 года в Московском Доме национальностей (ул. Новая Басманная, д. 4, ст. метро Красные ворота).
Основная тема Конгресса "Семья как связующее звено человека и общества. Современный взгляд на закономерности и основные тенденции развития института семьи".
Организаторы Конгресса – НП "Независимый Институт семьи и демографии", Центр реабилитационного и коррекционного образования и Центр социализации, воспитания и неформального образования ФГУ "Федеральный институт развития образования", Национальный общественный комитет "Российская семья", Международное информационно-просветительское Движение "Добро – без границ", "Международная Академия семьи".
Конгресс проводится при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по социальным вопросам и демографической политике, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы и ГУ города Москвы "Московский Дом национальностей".
В работе Конгресса "Мир семьи" примут участие: депутаты законодательных собраний, руководители и специалисты государственных и муниципальных органов власти, учреждений, научных и учебных центров, представители традиционных религиозных конфессий, некоммерческих и общественных организаций, занимающихся вопросами семьи.
На Конгресс приглашаются: представители Администрации Президента РФ, депутаты Государственной Думы, руководители федеральных структур исполнительной власти, руководители структур ООН в России, почетные зарубежные гости и специалисты.
Основные темы для обсуждения:
Материалы Конгресса будут опубликованы. Информация о подготовке Конгресса доступна на сайте http://www.fw.ru
Зарегистрировать участие (количество мест ограничено) можно по электронной почте
fw06-02@mail.ru (с пометкой Конгресс "Мир семьи")
Конт. тел. 8-903-716-30-36 (Зайцева Галина Анатольевна)
ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ И ДИСКУССИЯ "ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, КРИЗИС И ГЕНДЕР"
Вторник 16 ноября 2010, 19.00-21.00
Глобализационные процессы затрагивают не только экономические структуры и институты. Они касаются повседневной жизни людей. Направленность торговых потоков, участие в производстве, глобальное потребление, трудовая миграция и бедность имеют, как это не удивительно на первый взгляд, ярко выраженную гендерную специфику.
Неолиберальные изменения в экономике и политике основываются на неравенстве полов и порождают новые проявления социального неравенства. Государства в своем стремлении к конкурентоспособности и безопасности становятся все более "мужскими", в то время как социальная ответственность в процессе повсеместного ослабления социального сектора носит все более "женский" характер.
Гендерный подход дает возможность визуализировать последствия глобализации и инвестиционной политики мировых финансовых институтов. Основная цель этого подхода – показать действительное положение мужчин и женщин в тех местах, где осваиваются инвестиции.
В рамках этой встречи мы планируем обсудить широкий спектр экономических, социальных и культурных последствий глобализации и в гендерной перспективе.
Основной докладчик:
Криста Вихтерих – социолог, журналистка, автор публикаций по гендеру и глобализации в том числе монографии "Женщины и глобализация". Основные темы научного интереса: экономика и женские сети, экология, глобализация, международная женская политика, глобализация и гендер. Работает приглашенным лектором в различных университетах мира, читает курсы по гендерным исследованиям и международной политике, выступает как консультант совета Женщины в развивающейся Европе.
Ведущая встречи – Ирина Костерина, руководитель программы "Гендерная демократия" Фонда им. Генриха Белля.
Место проведения – г. Москва, ул. Пятницкая 31/2, стр.2, офис РОДП "Яблоко"
Встреча будет проводиться с синхронным переводом с немецкого на русский язык.
Для участия обязательна регистрация по нижеуказанному телефону или е-мейлу kosterina (собака) boell.ru
Контактное лицо – Екатерина Кравченко, 780-30-10 (доб.323)
МИНИСТРУ ОБОРОНЫ АРМЕНИИ ПРЕДСТАВЛЕНА ПРОГРАММA "МИР С ПОМОЩЬЮ ЖЕНЩИН"
Министр обороны Армении Сейран Оганян принял 3 октября сенатора Королевства Бельгия Доминик Тильман.
Как сообщает пресс-служба Минобороны Армении, госпожа Тильман представила Оганяну программу "Мир с помощью женщин", целью которой является способствовать повышению роли женщин в построении мира на Южном Кавказе.
Первый и второй этапы программы состоялись в Брюсселе и Тбилиси, следующие этапы продполагается провести в Баку, Ереване и Степанакерте.
Сейран Оганян, высоко оценив роль женщин в деле создания долгосрочного мира, отметил, что сегодняшний относительный мир стал возможным благодаря активному участию женщин в Арцахской освободительной войне.
Источник: ИА REGNUM
http://www.regnum.ru/news/1343211.html
ПОБЕДА 19 ЖЕНЩИН НА ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРАХ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПЛОХИМ РЕЗУЛЬТАТОМ
Увеличение числа голосов, отданных за женщин на состоявшихся парламентских выборах в Азербайджане, по сравнению с предыдущими годами, свидетельствует об успешности политики страны, сказала в четверг журналистам председатель Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Хиджран Гусейнова.
"Победа 19 женщин на парламентских выборах в Азербайджане является неплохим результатом", - сказала Гусейнова.
В Азербайджане 7 ноября состоялись парламентские выборы, борьбу за депутатские мандаты вели 690 кандидатов.
В прежнем составе парламента республики было представлено 14 женщин.
Связаться с автором статьи можно по адресу trend@trend.az
Источник: Trend.az
http://ru.trend.az/news/elections2010/1780477.html
В БУХАРЕ ОБСУДИЛИ РАБОТУ АССОЦИАЦИИ ДЕЛОВЫХ ЖЕНЩИН
23 октября в Бухаре состоялась юбилейная конференция Ассоциации деловых женщин (АДЖ) Бухарской области "Тадбиркор аёл" под названием "Женщина – предпринимательство и развитие". В мероприятии приняли участие многочисленные гости со всего Узбекистана, а также различные партнеры в странах Центральной Азии и дальнего зарубежья.
Напомним, что отделение Республиканской Ассоциации в Бухарской области было открыто 25 октября 1995 года. С тех пор ее филиалы действуют в Гиждуванском, Бухарском, Жандорском, Алатском и Каракульском районах. В остальных же уголках области отделение имеет своих общественных представителей. Благодаря этому проявить свои предпринимательские качества и тем самым обеспечить себя работой могут все желающие представительницы прекрасной половины человечества во всем регионе.
Как сообщили в Бухарском отделении Республиканской Ассоциации "Тадбиркор Аёл", на мероприятии был рассмотрен пятнадцатилетний опыт деятельности ассоциации и перспективы дальнейшего партнерства. Участники говорили о повышении роли женщин в общественно-политической жизни страны и предпринимательстве, о роли женщин в развитии фермерского хозяйства, а также о сотрудничестве АДЖ с различными бизнес структурами и органами самоуправления граждан.
Отметим, что АДЖ проводит специализированные профессиональные и экономические курсы, где безработные женщины, а также женщины из малообеспеченных и многодетных семей обучаются правильной организации своего бизнеса, в частности, по таким направлениям, как швейное, кондитерское, парикмахерское дело, вышивка, керамика, изготовление мягких игрушек, вязание. Специалистами Ассоциации по всей области активно проводятся всевозможные семинары и тренинги на такие темы, как: "Бизнес-планирование", "Финансовый менеджмент", "Как открыть свой бизнес", "Усовершенствуй свое дело", "Маркетинг и исследование рынка".
Тесное сотрудничество АДЖ ведет с рядом республиканских и международных организаций. Благодаря этому многие женщины, обратившиеся за помощью в "Тадбиркор аёл", получают беспроцентные кредиты, а также другую необходимую помощь. Это такие организации, как Фонд "Мехр нури", женское собрание, Фонд поддержки социальных инициатив, Германская ремесленная палата, Азиатский банк развития, Посольство Королевства Нидерландов и т.д.
По окончании рабочей программы для гостей был предусмотрен культурный досуг. Они увидели достопримечательности древней Бухары и ознакомились с трудовым процессом некоторых предпринимательниц.
Источник: "Узинформ"
http://www.uzinform.com/ru/news/20101021/04798.html
ПРАВА ЖЕНЩИН В ТУРЦИИ
После образования в 1923 г. Республики Турции, в 1926 г. вступил в действие Гражданский Кодекс, взятый по примеру Гражданского Кодекса Швейцарии, в соответствии с которым, турецкая женщина стала активным членом социальной жизни общества. После этого в 1930 г. в Турции женщины впервые получили право выбирать и быть избранными благодаря Муниципальному Кодексу, позже в 1934 г. Конституцию были внесены изменения, по которым женщинам было дано право участвовать в выборах парламента. Таким образом, женщина стили активным членом социальной жизни общества.
В течение 80 лет в Турции было внесено множество поправок законов в сфере прав женщин в соответствие с требованиями времени. Право - это наука, которая постоянно развиваете с целью удовлетворения общественных нужд. Ее цель - достигнуть идеала. При формировании внутреннего права за эталон принимались идеалы прав и свобод личности имеющие место в Международной Декларации Прав Человека.
В 10-й статье Конституции Турции говорится о равенстве перед законом. Независимо от языка, расы, цвета кожи, пола, политических и философских взглядов, вероисповедания, конфессии и тому подобного все люди равны перед законом. Согласно 11-й статье Конституции законы не должны противоречить Конституции. В 41-й статье с подзаголовком "Охрана семьи" говорится: "Семья - по основа турецкого общества, она опирается на равенство супругов". И с этим самым, права и положение женщины в семье охраняются Конституцией. В Турции женщины, принимающие участие в общественной жизни, имеют такие же права, как и мужчины. Во внутреннем праве, женщинам были даны особые права с целью препятствования дискриминации по половым признакам в лично и профессиональной жизни.
В соответствии с 5-й статьей Закона "О гражданстве" Турции только для женщин предусматривается следующее право: "Гражданка иностранного государств заключающая брак с гражданином Турции, при желании автоматически получает турецкое гражданство. Таким образом, женщине предоставляется право выбора по собственной воле". В "Кодексе законов о труде" для работающих женщин имеются специальное положения. В соответствии с этим законом запрещается привлекать женщин любого возраста к труду в ночное время суток (Кодекс закона о труде, ст. 68, 69). Однако, если в связи с особенностями работы, ее должны выполнять женщины, то привлечение женщин старше 18 лет к труду в ночное время суток допускается при условии соблюдения требований предусмотренных в уставе.
Согласно тому же закону, работающая женщина при желании прекратить работу в течение 1 года со дня замужества, имеет право на компенсацию по выслуге лет. Работающие женщины имеют право на оплачиваемый декретный отпуск на 8 недель до родов и 8 недель после родов. А также они имеют право на перерыв на 1 час для кормления ребенка, пока ему не исполнится 1 год. При желании женщины она имеет право на неоплачиваемый 6 месячный отпуск после окончания оплачиваемого.
В Гражданском Кодексе, в котором регулируется правовая сфера общественных отношений, есть много правовых положений, касающихся прав женщин. Женщины имеют право свободного выбора партнера для брака. Несмотря па то, что совершеннолетие достигаете возрасте 18 лет, замуж разрешается выходить с 17 . Для того, чтобы эта чрезвычайная ситуация стала действительной перед законом, сначала должны быть соблюдены соответствующие условия. Если же девушке меньше 17 лет, то кроме собственного согласия ей необходимо согласие родителей, а также решение судьи.
Независимо от возраста женщины в случае, если семья хочет ее насильно выдать замуж, она может воспрепятствовать замужеству, обратившись до бракосочетания в уполномоченные органы. Если же бракосочетание осуществилось, брак может считаться недействительным при условии, что девушка подаст в официальные уполномоченные органы жалобу о вступлении в брак против своей воли (Гражд. Код. ст. 149, 150, 151). Религиозный брак сам по себе не имеет законной силы. Религиозный брак можно заключать при желании только после официальной регистрации брака (Гражд. код. ст. 143). По закону после женитьбы супруги вместе выбирают жилье. Брачный союз управляется обоими супругами (Гражд. код. ст. 186) После брака женщина берет фамилию мужа, но она также может использовать свою девичью фамилию перед фамилией мужа. Для этого ей следует обратиться к служащему ЗАГСа при регистрации брака или позже с письменным заявлением в Управление по делам населения (Гражд. код., ст. 187) Каждый из супругов представляет семейный союз в целях удовлетворения нужд семьи. (Гражд. код., ст. 188). Используя свои представительские полномочия, супруги несут совместную ответственность перед третьими лицами. Женщина может выполнять все виды правовых действий с мужем или другими лицами, если иное не предусмотрено законом (Гражд. код. ст. 189).
Ни один из супругов не обязан брать разрешение у другого при выборе работы (Гражд. код. ст. 192). Без согласия супруги муж не вправе расторгать договор об аренде дома или квартиры, которая является семейным жильем, муж не может продать даже принадлежащую ему собственность, а также ограничить права супруги на жилье. В противном случае, жена может потребовать судебного вмешательства для признания действий мужа недействительными (Гражд. код. ст. 194). Замужняя женщина может потребовать вмешательство суда, если муж не выполняет своих супружеских обязательств, или в случае возникновения семейных разногласий (Гражд. код. ст. 195).
Замужняя женщина при желании может потребовать из суда подсчет вклада в семейный доход каждого из супругов (Гражд. код., ст. 196). Замужняя женщина имеет право на проживание отдельно в случае, если муж подвергает серьезной опасности личность жены, экономическую безопасность и семейный покой (Гражд. код. ст. 197). Замужняя женщина в целях охраны экономического достояния семьи вправе потребовать ограничения прав мужа распоряжаться собственным имуществом на столько, чтобы этого имущества хватило на исполнение мужем своих обязанное гей. (Гражд. код. ст. 199)
Согласно Гражданскому Кодексу для супругов введен режим совместного имущества. (Гражд. код. ст. 202). То есть с возникновением супружеского союза как движимое, так и недвижимое имущество (кроме личных принадлежностей), зарегистрированное на одного из супругов, считается общим. Во время бракосочетания супруги, наряду с договором имущественного режима, могут выбрать и другие режимы, указанные в кодексе. Супруги имеют право выбора имущественного режима, отличного от имущественного режима, предусмотренного законом. Согласно Турецкому Уголовному Кодексу в случае, если жена подвергается насилию со стороны мужа, муж должен быть наказан. Жена вправе открыть судебное дело против мужа. Кроме того. Уголовный отдел Высшего Кассационного Суда считает преступлением насильно заставлять супругу вступать в половую связь.
Женщина может подать жалобу, если супруг заставляет ее вступать в половую связь против ее воли. В случае принуждения женщины силой вступить в половую связь, она может начать бракоразводный процесс. Женщина имеет право на компенсацию морального ущерба при условии, что она сможет доказать факт насилия.
Для того, чтобы удалить из дома мужа, применяющего силу, замужняя женщина имеет право потребовать принятия "приказа об охране". Согласно Закону № 4320 "Об охране семьи", женщина, подвергающаяся насилию не только со стороны мужа, но и любого члена семьи, проживающего с ней в одном жилище, имеет право на юридическую защиту. Что касается наследственных прав, женщины имеют равные права с мужчинами.
В случае смерти супруга в первую очередь женщина получает то, что ей причитается согласно законному имущественному режиму. После - этого оставшееся наследство разделяется между супругой и законными наследниками. Супруга, в качестве наследства имеет приоритетное право получить в собственность предметы домашнего обихода и общую жилую площадь, которые также являются частью наследства. Таким образом, очевидно, что права турецких женщин, играющих важную роль в общественной и политической жизни страны, аналогичны правам женщин развитых европейских стран.
Подготовила Адвокат Сибель Токаоглу
Источник: "Зарубежье.com"
www.zarubejye.com/arhiv/kapak/zar3/arhiv3j.htm
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОФИС ЮНИФЕМ ПРОДОЛЖАЕТ КОНКУРС ЗАЯВОК ОТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ (НКО) В РФ В РАМКАХ СОВМЕСТНОЙ ПРОГРАММЫ МОМ И ЮНИФЕМ ПО ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Региональный офис ЮНИФЕМ (в составе "ООН-Женщины") СНГ продолжает конкурс заявок от национальных партнеров (НКО) в РФ (Москва и Санкт-Петербург) с целью выполнения компонента (результат 5) в рамках Совместной региональной программы МОМ и ЮНИФЕМ по трудовой миграции (2010-2013), осуществляемой при финансовой поддержке Департамента международного развития Великобритании.
В 2010 году ЮНИФЕМ (в составе "ООН-Женщины") в сотрудничестве с Международной организацией по миграции (МОМ) при поддержке Департамента международного развития Великобритании начал реализацию совместной трехгодичной Региональной программы в области трудовой миграции (государства Центральной Азии и России). Основные участники программы - правительства Кыргызстана и Таджикистана как отправляющих стран, а также Казахстана и Российской Федерации - принимающих стран. Цель программы - содействие снижению уровня бедности в Центральной Азии посредством улучшения условий жизни трудовых мигрантов. В рамках программы (результат 5) планируется рассмотреть вопросы по укреплению потенциала гражданского общества в принятии мер по повышению общественной толерантности и терпимости в отношении трудящихся-мигрантов. Ожидается достижение основных результатов, а именно:
С целью эффективной реализации результата 5 ЮНИФЕМ (в составе "ООН-Женщины") планирует субконтрактировать одного национального партнера (НКО) в РФ (Санкт-Петербург).
Результат 5 предусматривает обеспечение активного участия гражданского общества, в частности, социальных НКО, в разработке Концепции социальной интеграции трудящихся мигрантов, направленной на усиление политики по социальной интеграции на местном уровне, распределение ролей и обязанностей участников процесса ее осуществления.
Национальный партнер будет ответственен за выполнение следующих задач:
Временные ограничения:
Критерии отбора партнеров:
На основании предоставленных документов отборочный комитет ЮНИФЕМ (в составе "ООН-Женщины") будет оценивать полученные формы в соответствии с матрицей оценки потенциала.
Документы от НКО принимаются на английском языке до 11 ноября по e-mail: natalia.khodakevich@unifem.org (Наталия Ходакевич), копия - roman.jumanov@unifem.org (Роман Джуманов) или по адресу: 123100, РФ, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 12 (с темой "Социальная интеграция, местное НПО").
В случае возникновения вопросов, просим обращаться по телефону: +7 (495) 797 87 22 (доп.256).
телефон: (495) 797-87-22 (доп. 256),
е-mail: natalia.khodakevich@unifem.org
сайт: www.unifemcis.org
БФ "СИНАРА" ОБЪЯВЛЯЕТ ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
Екатеринбург. Благотворительный фонд "Синара" объявляет о проведении второго этапа регионального грантового конкурса социальных проектов. Конкурс призван содействовать институтам гражданского общества и развитию добровольческого движения на Урале. К участию приглашаются общественные и некоммерческие организации и учреждения, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области. Авторы заявок должны представить проект, имеющий конкретную достижимую цель при наличии четко сформулированной существующей актуальной проблемы и предложить механизм ее решения. Ключевым при определении финалистов конкурса является то, какой реальный эффект для общества несет реализация заявленной программы. Грантовый конкурс проводится по направлениям: здоровые дети, современное образование, культурное наследие, родной край. Подробная информация - на сайте www.bf-sinara.com
Благотворительный фонд "Синара".
Телефоны: (343) 310-33-00, 229-33-00,
e-mail: fond@sinara-group.com
ОТКРЫТЫЕ СТРАНИЦЫ
ВЫСТАВКА "ZEN D’АРТ. ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВА НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: 1989–2009" (МОСКВА, 10.09-31.10.2010)
О ВЫСТАВКЕ
10 сентября в Московском музее современного искусства на Петровке открылась выставка " Zen D’Aрт. Гендерная история искусства на постсоветском пространстве: 1989–2009".
Выставка организована при участии Музейного центра РГГУ и АНО культуры "Творческая лаборатория ИНО".
Кураторы: Наталья Каменецкая, Оксана Саркисян.
Одним из захватывающих сюжетов постсоветской России стал гендерный дискурс. Слова "гендер" и "феминизм" появляются в нашем лексиконе одновременно со словами "перестройка", "демократия", "плюрализм". На руинах советского строя возникают практики искусства, определившие эти новые качества общественного пространства. Наравне с получившим широкое признание и уже вписанным в историю радикальным акционизмом, это и гендерное искусство, впервые представленное на этой выставке как художественное явление. Утверждение женского взгляда и проблемы взаимодействия полов в отечественном актуальном искусстве сопряжены со спецификой постсоветского контекста. Советская политика, уравнивая в правах мужчин и женщин, привела к андрогинному нивелированию половых различий в обществе. Это, однако, не противоречило презентации в идеологическом пространстве женственности, понимаемой через материнскую функцию. Эта специфика национального контекста определила особенности языка, стратегий и актуальной проблематики российского гендерного искусства девяностых годов. Олеся Туркина и Виктор Мазин так определяют его авангардную роль этого периода в психоаналитической терминологии: "Во-первых, именно женская позиция — переходная в смысле сопротивления классификации, бюрократической стабилизации господского означающего фаллоса. Во-вторых, женская позиция как истеричная — это позиция вопрошания, позиция, задающаяся не только вопросом о себе, о своем поле, но и обращающаяся к господскому дискурсу: чего Ты от меня хочешь? Именно вопрос о желании Другого буквально оборачивается вопросом: кто мы такие".
На волне всеобщего интереса к гендерному искусству в начале 90-х складываются и начинают активно работать на базе университетских исследований организация "Идиома" в Москве и "Кибер-фемин-клуб" в Петербурге в центре искусств на Пушкинской, 10. Они становятся неформальными объединениями женщин-художниц и в отсутствие институциональной поддержки гендерного искусства разворачивают активную выставочную деятельность. В перспективе коллективных тематических выставок художниц и художников, их персональных проектов раскрываются рост гендерного самосознания, развитие образности и проблематики гендерного искусства. Вслед за деконструкцией советских мифологем женское искусство переходит к исследованию телесного опыта и традиционно женских социальных практик, рефлексии конструктов женственности общества потребления, женский взгляд предлагает особую оптику реалий неолиберализма.
Выставка в Московском музее современного искусства является первой попыткой представить и исследовать двадцатилетний опыт российского гендерного искусства, ориентируясь на этапы его недолгой истории. Музейное пространство располагает к воссозданию фрагментов наиболее значимых выставок, что также позволяет сохранить первоначальный контекст репрезентации произведений в перспективе формирования языка гендерного искусства. В названиях разделов, составляющих выставку, нашли отражение основные термины гендерного искусства представленного периода: маскарад идентичностей, границы гендера, рефлексия культурных кодов, экзальтация материнского, археология ментального, уязвимость и другие. Тематическое деление вкупе с маркированием произведений исторической документацией, создает оптику для лучшего понимания гендерных аспектов художественного произведения. Произведения хорошо известных художниц и художников органично соседствуют с проектами, оставшимися до сих пор в тени истории и вместе формируют многогранную панораму постсоветского гендерного искусства.
Источник: BesTToday
http://www.besttoday.ru/posters/140.html
ФЕМИНА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Надя Плунгян
22 октября 2010 года
В Московском музее современного искусства прошла выставка Zen d’art: постсоветское искусство глазами женщин, в исполнении женщин и о женщинах. Похоже, за последние 20 лет это первый проект, где вообще была поставлена задача описать и увидеть в нашем искусстве тему гендера (то есть социального пола), да еще и совместить ее с довольно сложным периодом в истории страны.
Издан, наконец, каталог-хрестоматия: в нем не только статьи по истории вопроса, но еще и документация всех "женских" выставок с 1989 года.
Что и говорить, идея заслуживает внимания. Проект готовился долго и кропотливо и, как любое начинание в сфере "актуального искусства", должен был встретить поддержку. Увы, и московская критика, и арт-круги оказались не вполне готовы обсудить женский вопрос в искусстве.
Охота на ведьм
Современное российское искусство вообще-то не принято ругать, если вы не патриарх или прокурор. Но реакция на Zen d’art удивительна. Я не помню, чтобы за последние лет пять хоть одна выставка этого типа подверглась такому единодушному неприятию "изнутри" (и это при том, что ни власти, ни активисты с хоругвями ее вообще не заметили).
Что интересно, рациональных обоснований в статьях не найти, зато сколько угодно проходных стереотипов: "затея с искусством на букву "ж"; "типичный анекдот про блондинку, когда эта самая блондинка выдает многоумную сентенцию"; "придали собранию женского искусства какую-то структуру, скорее пародирующую Андрея Ерофеева, нежели что-то по-ерофеевски разъясняющую"; "вышло все равно нечто в жанре закидывания в чемодан "Все, ухожу навсегда".
Во всех этих текстах одна сквозная мысль: женщина как субъект творчества — в лучшем случае повод посмеяться. Тренд, увы, задала "Афиша", приложив выставку в одной строке анонса: "женская пародия на современное искусство". "Нью-Йоркер" бы разорился, выйдя с таким заголовком.
Самый любопытный отзыв появился в "Ведомостях": "Здесь выставка не просто плохая: она "неестественная, надуманная, сделана без уважения к речевой и визуальной культуре, попросту — без вкуса и глаза"; замысел глуп; название "не только непроизносимое и нечитаемое, но и буквально некрасивое", которое "нет сил повторять"; в целом "ощущение тошнотворного беспорядка". Вдобавок критик жалеет женщин, которые дали свои работы на "непростительно бедную" выставку (надо думать, богатый интерьер сообщает нечто о качестве искусства), и с некоторым содроганием говорит о "пресловутом гендере". Мы узнаем, что "специальный, терминологически перегруженный язык феминистских выставок" на самом деле не более чем "птичий щебет" и может пригодиться разве что для мнимой солидности — "как матерок подростку".
Словом, нет проблемы, нет вкуса, нет ничего, что заслуживало бы внимания, кроме… настойчивых призывов вообще не высказываться на гендерные темы. Так может говорить только человек, смертельно напуганный, чувствующий стыд и замешательство; человек, который всеми силами пытается отгородиться от всего, что считает социальным проигрышем. Человек, который понимает: привлекать внимание к бедному, некрасивому, несовершенному — плохо. Так же плохо, как быть женщиной, а не мужчиной.
Ничего страшного нет
Презрение к переживаниям частной жизни и запрет на самоанализ обычно появляются в тех обществах, где власть говорит с позиции силы. Так было, например, в официальном искусстве советских лет. Подразумевая, что герой всегда бодр, полон энергии и ненависти к врагу, соцреализм клеймил как "буржуазные" и "упаднические" все остальные человеческие состояния: грусть, беспокойство, тревогу, неуверенность в своих возможностях.
В марте, помимо общего роста интереса к вопросам гендера, связанного с женским днем, по новостям прокатилась и отозвалась бурными дискуссиями в интернете история о Норри Мэй-Уэбли, первом человеке, которому официально вписали в паспорт: "пол не определен". До этого не менее бурно обсуждались беременный мужчина Скотт Мур и Кастер Семенья, бегунья, пол которой поставили под сомнение из-за ее поразительных успехов и в нарушение всех правил соблюдения конфиденциальности личной информации полоскали подробности в СМИ. Раз за разом появляются очередные фигуры, ставящие под сомнения простоту определения "мужчина" и "женщина".
Из чего только сделаны мальчики, из чего только сделаны девочки. Сейчас, через двадцать лет изучения советского опыта, нам до сих пор трудно принять, что любые чувства имеют право не только на существование, но и на открытое обсуждение. Среди них, в первую очередь, переживание насилия. Осознание похожих вещей происходило в Европе и Америке в 1970-х, через двадцать лет после окончания войны. Тогда это привело к появлению нескольких волн феминистского движения.
Как знает всякий гуманитарно-грамотный человек, феминизм говорит далеко не только о женщинах: он изучает проблему восприятия социальных меньшинств, механику их интеграции или вытеснения, изучает то, что называется стигмой, то есть навешивание на какую-то группу отрицательного ярлыка.
Гендерные исследования — нормальная часть научного процесса: именно они учат воспринимать общество как единый организм, где не существует неполноценных или неважных элементов. Но, как хорошо видно по рецензиям, в нашей стране разговор о телесности или эмоциональной жизни все еще обесценивается, приравниваясь к так называемому женскому взгляду, то есть чему-то слабому, несолидному, слишком чувствительному — "сила мужчины в кулаках, а женщины — в слезах". Такое впечатление, что "женское" в современной России никак не связано с полом: к женскому причисляется все, что в массовом сознании не наделено властью.
О чем выставка на самом деле
Какое общество, такое и искусство. Если общество не обсуждает свои травмы и вытесняет их в сферу "женского", нет ничего удивительного, что на выставке "женского искусства" мы видим огромный склад самых разных направлений социальной рефлексии, порой трудно соотносимых друг с другом. Вот откуда возможное впечатление "невнятицы" и утомительной насыщенности.
Но так ли это плохо? Ведь и Шостаковича совсем недавно называли "сумбуром вместо музыки". Возможно, как раз некая теснота экспозиции означает, что женщинам есть что сказать и одной большой выставки для этого мало.
Здесь имеет смысл вспомнить, что идея проекта задумывалась Натальей Каменецкой еще в 90-е как отдельный музей женского искусства. Результат, похоже, именно музейный: за один раз все не посмотреть, имеет смысл приходить еще; обилие новых имен с первого раза зрителю запомнить тоже трудно.
Но вот в чем критики определенно правы, так это в том, что для понимания целей и смысла выставки нужен особый и очень хорошо продуманный кураторский комментарий, объясняющий значимость тех сюжетов, которые игнорирует "высокая культура".
Этот комментарий должен не только объяснить, почему шаманские обереги и куклы Веры Сажиной или полотняные коллажи Тимура Новикова связаны с гендером, он должен выстроить свою, особую концепцию гендерного искусства и соотнести его с традиционным восприятием. Тогда будет ясно, например, что шизоидные таблицы Ольги Флоренской, описывающие процедуру "принудительного зайчикования животного мира Крайнего Севера" (1995) не только концептуалистская игра, но и кровавый, от первого лица, рассказ о праве государства вмешиваться в тело своих граждан.
На выставке Zen d’art экспликации напечатаны слева направо. Прочесть их можно только через специальное зеркало. Все верно: "женскому" искусству в России пока что приходится преодолевать колоссальный барьер, чтобы добраться до зрителя. Не говоря уж о том, как трудно и неприятно вкладывать силы в то, что заранее оценивается как второй сорт.
В центральном зале посетители кисточками разгребают землю, насыпанную на стекло, чтобы увидеть скрытую под ней живопись. Работа не из легких. Стоит расчистить один фрагмент, как другой уже потерян. И это, наверно, самая наглядная метафора того, насколько медленно и кропотливо в России пишется женская история.
Но, возможно, пока процесс здесь не менее важен, чем результат.
Материал подготовлен в рамках программы "Гендерная демократия" Фонда им. Генриха Белля.
Источник: "Частный корреспондент"
http://www.chaskor.ru/article/femina_perehodnogo_perioda_20529
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ