В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
НОВОСТИ ИЗ ТВЕРИ
СЕМИНАР-ТРЕНИНГ "ПРИМЕНЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ. ПРАВО ГРАЖДАН НА АССОЦИАЦИИ (СТ.11)"
Надежда Кружкова,
президент Центра социальной реабилитации женщин "Так живем",
участница семинара-тренинга.
24-25 января т.г. в Твери состоялся семинар-тренинг "Применение Европейской конвенции по правам человека на национальном уровне. Право граждан на ассоциации (Ст.11)". Событие состоялось при сотрудничестве Совета Европы, СПб гуманитарно-политологического центра "Стратегия" и Уполномоченного по правам человека в Тверской области.
Участников приветствовали: Сабрина Кажоли, программный советник, Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Совет Европы; Александр Сунгуров, президент Центра "Стратегия"; Ирина Блохина, Уполномоченный по правам человека в Тверской области.
Крыштоф Коссович, юрист Европейского суда по правам человека, открыл семинар темой "Право на свободу мирных собраний и на свободу ассоциаций (Статья 11 ЕКПЧ): содержание и приемлемые ограничения в свете решений Европейского суда по правам человека".
Далее Евгений Бестужев, сотрудник Центра "Стратегия", рассмотрел новое Российское законодательство о регистрации и отчетности НКО: опыт Российской Федерации. Итоги независимого общественного мониторинга. Опыт Тверской области собравшиеся обсудили за круглым столом. В его работе активно участвовали Викторов В.Е., зам. начальника Управления Федеральной регистрационной службы (УФРС) по Тверской области, Маслакова А.А. и Александрова Т.В., начальники отделов регистрации НКО и контроля за деятельностью НКО этой службы и лидеры тверских НКО.
Большой интерес у аудитории вызвало сообщение Ирины Блохиной, Уполномоченного по правам человека в Тверской области, о направлениях работы вверенной ей структуры.
Деловая игра по теме семинара завершила его первый рабочий день.
Второй день также начал Крыштоф Коссович с "Общей презентации надзорного механизма Европейской конвенции по правам человека: общие принципы интерпретации и возможный вклад НКО на стадиях, предшествующих Европейскому суду по правам человека".
Сабрина Кажоли рассказала о сотрудничестве между национальными НКО и Советом Европы. После чего последовали ответы гостей на вопросы участников и обсуждение тем.
Александр Сунгуров представил модели взаимодействия между органами власти и НКО, что помогло участникам семинара-тренинга в малых группах подготовить к презентации свое видение того, как улучшить взаимодействие между российскими НКО, российскими и региональными органами власти и Советом Европы.
В своих заключительных словах все участники мероприятия отметили его информационную ценность, полезность полученных знаний, интересный и результативный опыт совместной работы представителей Управления Федеральной регистрационной службы, аппарата Уполномоченного по правам человека, некоммерческого сектора, Совета Европы, опыт их конструктивного взаимодействия.
ЖЕНЩИНЫ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
По данным Росстата в настоящее время в экономике России занято 49 % женщин и 51 % мужчин.
Ситуация на российском рынке труда имеет для женщин ряд положительных моментов: это высокий уровень занятости женщин, в том числе в индустриальном секторе и секторе услуг; высокий уровень образования женщин, опережающий уровень образования мужчин.
Негативные особенности российского рынка труда для женщин связаны с их неравными возможностями в силу распространенных стереотипов о социальных ролях мужчин и женщин, что влияет на распределение времени и выполнение семейных обязанностей, которые в основном лежат на женских плечах.
Ввиду того, что государственный сектор экономики предоставляет для женщин рабочие места с более низкой заработной платой, большое число женщин ищет работу в неформальном секторе экономики. По оценкам Росстата в неформальном секторе экономики занято 11,5 миллионов человек, из которых женщины составляют 48 %.
Неформальный сектор экономики дает женщинам возможность заниматься предпринимательской деятельностью; работать в крестьянских (фермерских) хозяйствах, заниматься оказанием различных платных услуг в качестве врачей, нотариусов, аудиторов, бухгалтеров, педагогов или в качестве горничных, гувернанток, няней, домашних поваров и других; работать по найму у отдельных граждан или в собственном домашнем хозяйстве и производить товары и услуги, предназначенные для реализации на рынке.
Развитие женского предпринимательства является одним из главных направлений реализации конституционного права женщин на труд, эффективным каналом, позволяющим женщинам не только адаптироваться к условиям рынка, но и решать вопросы собственного трудоустройства, создавать новые рабочие места, повышать профессиональные навыки и умения.
В нашей стране отношение к женскому предпринимательству весьма однонаправленное. Большинство граждан считают, что женщине лучше сидеть дома и растить детей, если у мужа есть средства ее содержать. Если же заниматься женщине бизнесом, то, естественно, на общих основаниях.
Однако надо вспомнить, что массовый приход женщин в бизнес начался в начале 90-х годов, когда уровень женской безработицы постоянно увеличивался. Большинство женщин – мелких предпринимателей занялось «бизнесом» в силу вынужденных причин: потери работы вследствие закрытия предприятий, ликвидации или сокращения рабочего места, досрочного ухода на пенсию, потери квалификации из-за длительных перерывов в работе и других причин. Занятие предпринимательской деятельностью позволило многим женщинам не только справиться с трудностями переходного периода, но и создать для себя и своей семьи прочную материальную основу для решения неотложных семейных проблем.
Как правило, и в России, и за рубежом женский бизнес - это малые и средние предприятия. Конечно, есть женщины - крупные бизнесмены и топ-менеджеры, но практически везде это пока не характерная ситуация. Исследования показывают, что среди мелких предпринимателей женщины составляют большинство - 70 %. Это в основном возрастная группа старше 40 лет, с высокой долей разведённых и вдовых женщин.
Существуют объективные свидетельства, подтверждающие неравные условия вхождения и развития собственного бизнеса для женщин и мужчин: различны пути и причины вхождения в бизнес; разные уровни доступа к информации, образованию и финансам.
Во всем мире женщины испытывают трудности при получении доступа к системам деловых связей и рынкам.
Но во многих странах государство целенаправленно заботится о развитии женского предпринимательства и реализации экономических прав женщин. В Корее принят закон о создании в стране Ассоциации женщин-предпринимателей. Закон призывает центральные и местные власти оказывать поддержку как новичкам, так и опытным деловым женщинам. В США предприняты шаги по усилению финансовых возможностей женщин-владельцев малого бизнеса путем предоставления микрокредитов через программу управления малым бизнесом и фонд развития финансовых возможностей населения. В Хорватии идет реализация программы по выделению малым предприятиям, в частности, женщинам-предпринимателям, займов на выгодных условиях. Правительство Индии поддерживает деятельность женщин-предпринимателей и выделяет им не менее 30% от всех бюджетных средств, направляемых на развитие. В Южной Африке реализуется программа "Технология для женщин в бизнесе", облегчающая женщинам малого бизнеса доступ к технологиям. В России начата реализация широкомасштабной программы по подготовке и переподготовке, улучшающей возможности занятости для женщин. В Австралии, в рамках проекта "Обучение женщин малого бизнеса" создана сеть обучения, которая соединила новичков с опытными владельцами бизнеса и позволила им делиться знаниями и опытом.
Сегодня в Америке женщинам принадлежит более 50% всех малых предприятий, это более 8 миллионов малых коммерческих фирм, и женщины организовывают новые компании в два раза чаще, чем мужчины. Особенно показателен пример Италии, где приняты закон и государственная программа по поддержке женского бизнеса, позволяющие успешно начать собственное дело, иметь равный с мужчинами доступ к кредитам. Кроме того, создан комитет по женскому предпринимательству при министерстве промышленности и торговли, учрежден национальный фонд по развитию женского предпринимательства. На поддержку женского бизнеса в этой небольшой стране выделено 300 миллионов долларов.
В ряде европейских стран предприятия, руководимые женщинами, обеспечивают от 50 до 60 % валового внутреннего продукта страны. По разным оценкам 50-52 % - в Германии, США, 52-55 % - в Японии, 57-60 % - в Италии. Это говорит о том, что женщины успешно включены в экономическое развитие.
Между тем необходимо учитывать, что женский бизнес имеет некоторые отличия от мужского бизнеса. Женское предпринимательство строится на более высоких «этических стандартах». Женщины демонстрируют большую склонность к компромиссу во взаимодействии с партнёрами, большее стремление учитывать моральные принципы и этические нормы. Они значительно чаще уделяют внимание социальной стороне бизнеса.
Это не только важно для имиджа бизнеса в целом, но и выгодно государству, потому что означает большую вероятность «отдачи» государственных инвестиций в будущем.
На прошедшей конференции была сделана презентация многих успешных женских историй. Собираясь вместе, женщины делятся между собой своими бизнес-историями, успехами и неудачами и стараются поддержать друг друга.
Общий вывод женской аудитории - женские предприятия более устойчивы, но развиваются медленнее, чем мужские. Это имеет положительные стороны. Среди обанкротившихся и прекративших свою деятельность предприятий доля женских достаточно мала. В семейных же предприятиях женщина обычно берет на себя роль бухгалтера, товароведа, менеджера по персоналу, оставляя мужчине такие рискованные области как маркетинг, общее руководство предприятием, внешние связи.
Женские примеры свидетельствуют, что бизнес дает женщинам независимость, возможность самореализоваться и самоутвердиться. Женщины в бизнесе объединяются и всё сильнее заявляют о себе.
Государство должно учитывать этот факт и признать женский бизнес самостоятельной структурой предпринимательства, обладающего специфическими гендерными особенностями. Необходимо разрабатывать стратегии в сфере поддержки женского предпринимательства, включая совершенствование нормативных основ регулирования малого предпринимательства, упрощение доступа к финансовым ресурсам, развитие кредитования и страхования, развивать инфраструктуру малого предпринимательства с учётом приоритетного развития на муниципальном уровне, повышать экономическую защищённость малого предпринимательства.
Только сбалансированное наличие развитых составляющих мужского и женского бизнеса дает устойчивое и стабильное развитие российской экономики.
Источник: сайт ФНПР
http://www.fnpr.org.ru/4/25/3116.html
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДЛАГАЮТ ОБЪЯВИТЬ 2008 ГОД В БЕЛАРУСИ ГОДОМ СЕМЬИ
Представители общественных организаций "Белорусский союз женщин" и "Республиканская ассоциация многодетных родителей" предложили объявить 2008 год в Беларуси Годом семьи. С такой инициативой они выступили на заседании круглого стола в Минске 27 декабря.
Как отметила председатель Белорусского союза женщин Надежда Ермакова, в продолжение Года матери (2006) и Года ребенка (2007) следующий должен быть объявлен Годом семьи. "У каждого ребенка должен быть дом, семья и любящие родители, — отметила она. — Семья — это великий дар, основа общества, поскольку именно в семье человек развивается духовно как личность". Она сообщила, что Белорусский союз женщин в новом году продолжит работу по поддержке и защите семьи, укреплению здоровья женщин и детей, созданию в обществе высокого престижа семьи и материнства.
Председатель республиканской ассоциации "Белорусский союз женщин" Татьяна Кравченко заявила, что также присоединяется к этой инициативе. Она напомнила, что в последние годы в Беларуси сделано многое по поддержке многодетных семей: им предоставлена возможность получения льготных кредитов на строительство жилья и финансовая поддержка при их погашении в случае рождения детей. Также в этом году молодым семьям предоставлена возможность получения помощи при погашении нельготных кредитов на строительство жилья в случае рождения детей. Т.Кравченко выразила надежду, что в будущем году государственная поддержка семей будет еще более ощутимой.
В то же время она отметила, что в Беларуси сейчас около 32 тыс. сирот, большинство из которых — социальные, то есть у них есть биологические родители. По ее мнению, объявленный Год семьи будет способствовать тому, что дети обретут семью.
Источник: "Белорусские новости"
http://naviny.by/rubrics/society/2007/12/27/ic_news_116_283009/
ВЫШЕЛ ЯНВАРСКИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА "КАВКАЗИЯ"
Дорогие коллеги,
Надеемся, что старт года был для вас удачным! Ассоциация журналистов ГендерМедиаКавказ предлагает вам январский выпуск журнала "КавкАзия" на тему "Гендер и Мода". Его и все остальные за предыдущие три года можно найти тут: http://www.gmc.ge/images/04KAVKAZIAJ-01.html.
Февральский выпуск будет посвящен гендерным проблемам села, мы приглашаем авторов, будем рады получить тексты, снимки, короткие реплики, предложения. Кроме того, продолжается соревнование на лучший феминистский слоган (итоги планируем подвести в марте).
Желаем вам успехов и удачи во всем.
C уважением,
Галина из Тбилиси Петриашвили,
galapet@ip.osgf.ge
Ну что такое мода?
Одни скажут - это новизна, элегантность, творчество, красота.
Другие - это способ мимикрии, способ уживаться с людьми, быть как все.
Третьи скажут: это способ не быть, как все, - самоутвердиться, подняться, сказать миру свое "фффэ". Если уж больше сказать нечего.
А для четвертых мода – это чистейшей воды манипуляция, возможность сбивать людей в стада и гурты - и делать на этом капиталы, денежные или политические.
Ведь мода - не только на внешнее. Но и на то - во что верить и как жить.
СОДЕРЖАНИЕ
НОВОСТИ ИНТЕРНЕТА
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ "ДОБРОСОСЕДСТВО"
(http://www.dobrososedstvo.info)
Уважаемые друзья, коллеги!
Сообщаем Вам, что открыт новый медиа-проект "Фонда содействия развитию международных связей и социальных систем" информационно-аналитический портал "Добрососедство" (http://www.dobrososedstvo.info).
"Добрососедство" – место встреч для всех, кому не безразлична тема добрососедских отношений, кого интересуют свежие новости и аналитика, мнения и общение соседствующих с Россией стран и народов.
Портал призван содействовать развитию гражданского общества, укреплению связей между общественными и иными некоммерческими организациями, действующими в разных странах, расширению связей между государствами, народами и людьми. На его страницах найдут место различные мнения, способствующие тому, чтобы люди лучше понимали друг друга, не навязывая своего мнения и образа жизни.
Мы приглашаем к сотрудничеству инициативных граждан, некоммерческие организации и деловые сообщества, стремящиеся к добрососедским отношениям с другими странами и народами. Ждем ваших мнений, публикаций и другой информации по теме добрососедства на страницах нашего портала.
Всего доброго,
Директор региональных проектов
Фонда содействия развитию международных связей и социальных систем
Юрий Московский
ksovet@gmail.com
р/т +7 (495) 661-16-88, м.8-916-119-83-94, м.8-903-015-32-07
Руководитель информационного департамента
Андрей Васин
andrey.vasin@dobrososedstvo.info
, р/т +7 (495) 661-16-88
Главный редактор портала
Сергей Тувакин
sergey.tuvakin@dobrososedstvo.info
, р/т +7 (495) 661-16-88
Координаты Фонда содействия развитию международных связей и социальных
систем:
т.+7 (495) 661-16-88, 661-16-89, fdirss@gmail.com
Адрес: 109147, Россия, Москва, ул. Марксистская, д. 3, корп. 2
ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ПО ИСКОРЕНЕНИЮ НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН
A/HRC/7/53-E/CN.6/2008/9, 14 ДЕКАБРЯ 2007
Мы рады поделиться с Вами отчетом о деятельности Фонда по искоренению
насилия в отношении женщин от 14-го декабря 2007 года. Он предоставлен
на 5 официальных языках ООН (арабском, китайском, французском, русском
и испанском) и его можно найти по следующей ссылке:
http://www.un.org/womenwatch/daw/csw/csw5
2/OfficialDocuments.html
Источник: сайт UNIFEM
Опубликовано: 28 января 2008
http://www.unifemcis.org/print.html?id=174
АНОНСЫ
СЕКЦИЯ "ГЕНДЕР И СМИ" В РАМКАХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ЖУРНАЛИСТИКА В 2007" (МОСКВА, 5.02.08)
5 февраля на факультете журналистики МГУ в рамках ежегодной научно-практической конференции "Журналистика в 2007" состоится секция "Гендер и СМИ", инициированная Союзом журналистов России и Центром гендерных исследования СМИ факультета. Ведущие – секретарь СЖР Надежда Ажгихина и директор Центра, заместитель декана журфака Ольга Смирнова. В ходе работы будет представлено новое исследование, посвященное гендерному анализу недавней избирательной кампании, а также доклады о гендерной трансформации современного медийного пространства в России и в мире, истории отечественной и мировой женской журналистики. Дискуссия будет продолжена на круглом столе " Международный опыт гендерных стратегий в СМИ и профессиональных ассоциациях", на котором также будет представлена первая публикация Центра – ежегодник "Гендер и СМИ", выпущенная при поддержке Международной Федерации журналистов.
Источник: сайт Союза журналистов
http://www.ruj.ru/news_2008/080123.shtml
ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО КЛУБА "ЖУРНАЛИСТКА" (МОСКВА, 12.02.08)
Союз журналистов России, Центр гендерных исследований СМИ факультета журналистики МГУ и Гендерный совет Международной Федерации журналистов приглашают вас принять участие в очередном заседании международного клуба "Журналистка", которое состоится 12 февраля в 18:00 в Мраморном зале Центрального Дома журналиста (Никитский бульвар, 8а).
В повестке дня
Ждем вас в ЦДЖ!
По всем возникающим вопросам просьба обращаться к Евгении Грачевой (т.796-86-08)
Источник: сайт Союза журналистов
http://www.ruj.ru/news_2008/080129_1.shtml
10-ЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЖЕНСКИЙ КОНГРЕСС (МАДРИД, ИСПАНИЯ, 3-9.07.08)
10-ый Международный междисциплинарный женский конгресс 2008 будет проходить в Мадриде, Испания, 3-9 июля, в Университете Complutense. Девиз Конгресса - "Равенство: никакой утопии" и общая тема "Новые границы: вызовы и перемены". Насилие и миграция будут частью центральных тем. Пожалуйста, посетите вебсайт Конгресса: http://www.mmww08.org
Мы приглашаем людей или группы людей, а также общественные и частные организации, которых заинтересовали темы Конгресса, представить свои заявки (на английском или испанском языке). WWMM08 будет международной платформой, глобальным форумом для исследователей, ученых, активистов и других участников. Программа Конгресса включает тринадцать главных тем и в общей сложности почти сто подтем.
Главные темы:
Заявки можно подавать на сайте Конгресса: http://www.mmww08.org до 28 февраля 2008 года.
Вопросы регистрации, резервирования гостиницы, заявки на статьи и гранты:
Unicongress: C/ Barbara de Braganza, 12-3?D 28004 – Madrid (Espana) Tels:
+34 91 310 4376 Fax: +34 91 319 57 46
E-mail: mmww08@unicongress.com
Источник: сайт Конгресса
http://www.mmww08.org
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
ОКРУЖНОЙ ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ГОДА СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СЕМЬЯ В ГОД СЕМЬИ"
Согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года и Плану основных мероприятий по проведению в 2008 году в Российской Федерации Года семьи, данный грантовый конкурс социальных и культурных проектов "Семья в Год семьи" (далее - Конкурс) направлен на укрепление авторитета российской семьи и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.
Конкурс проводится в целях сохранения духовно-нравственных традиций семейных отношений и преодоления социального иждивенчества - за счет привлечения благополучных и социально здоровых семей к решению проблем общества через собственное активное участие в обустройстве России.
В Конкурсе могут принимать участие проекты, представленные организациями-заявителями, зарегистрированными в установленном порядке на территориях субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, а также общероссийские (сетевые) организации.
Сроки реализации проектов не должны превышать 8 месяцев 2008 года. Финансирование проектов производится не ранее 1 марта 2008 года.
В рамках Конкурса рассматриваются два типа проектов:
В Конкурсе могут принимать участие:
Конечный срок подачи заявок - 10 февраля 2008 года до 17.00 часов (московское время).
Положение о конкурсе размещено на сайте www.youthrussia.ru
Источник: NT-информ
http://www.rsci.ru:80/MoreInfo.html?MessageID=5934
КОНКУРС РАБОТ, ПОСЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМАМ ВИЧ/СПИДА
В рамках кампании "Оставайтесь людьми!" фонд "Фокус-Медиа" приглашет журналистов на конкурс лучших работ, посященных проблемам ВИЧ/СПИДа.
Цели конкурса:
Будут отобраны победители в следующих номинациях:
В Конкурсе могут принять участие журналисты или редакции региональных российских телекомпаний, радиостанций, печатных и интернет СМИ. На конкурс принимаются журналистские работы, в которых затрагиваются вопросы ВИЧ/СПИДа, вышедшие в эфир или опубликованные в период с марта 2007 г. по март 2008 г.
Жюри оценивает поступившие работы по следующим критериям:
Каждый заявитель имеет право представить на конкурс одну или несколько работ. Каждая из представленных работ будет рассматриваться самостоятельно; независимая оценка работы будет производиться по критериям, указанным выше. Принимаются работы, опубликованные (вышедшие в эфир) с 1 марта 2007 г. по 1 марта 2008 г.
Прием работ на конкурс, консультации: до 1 апреля. Выбор победителей (работа жюри): до 1 мая. Церемония награждения победителей: конец мая – начало июня
Дополнительную информацию и консультацию по заполнению формы заявки можно получить в Фонде "ФОКУС-МЕДИА" у Анны Кочиневой по телефону (495) 221-6026/27/28, добавочный 118 или по электронной почте Anna_Kochineva@focus-media.ru
Более подробная информация доступна на сайте Фонда: www.focus-media.ru
Источник: NT-информ
http://www.rsci.ru:80/MoreInfo.html?MessageID=5935
НАЧИНАЕТСЯ ПРИЕМ ЗАЯВОК НА II МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС "УРОКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ"
Исследовательские работы и методические разработки сценариев благотворительных акций на русском языке из всех стран мира принимаются на международный конкурс
Конкурс методических разработок сценариев благотворительных акций
Участники: педагоги средних школ, колледжей, лицеев, гимназий, кадетских корпусов, учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), учреждений дополнительного образования (ДО), руководители детских творческих объединений, сотрудники некоммерческих организаций - разработчики оригинальной методики организации и проведения благотворительных акций.
Номинации:
Конкурс исследовательских работ по вопросам благотворительности
Участники: аспиранты и студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся школ. Принимаются как самостоятельные исследования, так и выполненные творческими коллективами.
Номинации:
Тематика Конкурса
На конкурс принимаются все исследовательские работы в сфере благотворительности, в том числе междисциплинарные исследования. Организаторы конкурса оставляют за собой право формировать отдельные секции на основании присланных работ.
Примерные направления исследований:
Победителям конкурса будут вручены ценные призы, грамоты и благодарственные письма.
Все рекомендованные экспертными советами работы публикуются в сборнике методических разработок сценариев благотворительных акций, в сборнике тезисов докладов и на сайте "Благотворительность и благотворители в Самарской области" http://www.blago-samara.ru/.
Победителям и призерам предоставляется возможность опубликовать работы в форме статьи.
Исследовательские работы должны быть представлены в оргкомитет до 30 апреля 2008 года по электронной почте blago@raduga.info указанием в теме письма: "на II Международный конкурс "Уроки благотворительности" (Конкурс исследовательских работ)" или по адресу: 443041, г. Самара, ул. Ленинская 137/44, с пометкой: "на II Международный конкурс "Уроки благотворительности" (Конкурс исследовательских работ)".
Методические разработки должны быть представлены в оргкомитет до 20 марта 2008 года по электронной почте blago@raduga.info указанием в теме письма: "на II Международный конкурс "Уроки благотворительности" (Конкурс сценариев благотворительных акций)" или по адресу: 443041, г. Самара, ул. Ленинская 137/44, с пометкой: "на II Международный конкурс "Уроки благотворительности" (Конкурс сценариев благотворительных акций)".
Дополнительная информация доступна на сайте "Благотворительность и благотворители в Самарской области" http://www.blago-samara.ru/.
Задать дополнительные вопросы и получить консультацию можно у координатора конкурса Сапожникова Андрея Владимировича: тел. +7 (846) 332-18-91, blago@raduga.info
Источник: "Инфогрант"
Со ссылкой на Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния"
http://infogrant.ru/fulldoc_sr.dws?dui=38945
ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС ПО ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ФОНДОВ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ"
CAF Россия (Charities Aid Foundation) объявляет традиционный грантовый конкурс по программе "Развитие фондов местных сообществ".
Цель конкурса: поддержать развитие новых фондов местных сообществ с целью стимулирования их работы по укреплению позиций в своих сообществах и по привлечению средств из местных источников, а также поддержать инициативы фондов — членов Партнерства фондов местных сообществ — по повышению качества и эффективности конкурсов, программ и деятельности фондов местных сообществ.
Программа и Конкурс проводится CAF Россия при финансовой поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мота. Заявки по установленной форме принимаются до 10 марта 2008 года.
Более подробную информацию смотрите на сайте http://www.cafcf.ru/.
По вопросам конкурсов программы Вы можете обратиться в CAF Россия, и
к сотрудникам Программы развития фондов местных сообществ:
Лариса Аврорина,
Ирина Мячина
Тел.: +7 (495) 792—5929
Факс: +7 (495) 792—5986
ОТКРЫТЫЕ СТРАНИЦЫ
ХИДЖАБ КАК СИМВОЛ "ЖЕНСКОГО ВОПРОСА"
Людмила Мишина.
г. Петрозаводск.
"Женский вопрос" стал линией излома в современном исламе.
А занавеска, разделявшая мужскую и женскую часть жилища во времена Мухаммеда
(мир ему), то есть хиджаб, – символом этого излома.
Руководитель Духовного управления мусульман Республики Карелия Висам Али
Бардвил уверен, что обострение дискуссий о положении женщины-мусульманки
надо рассматривать, в первую очередь, как часть общего политического и
социального кризиса. И не только в России, но в мире. В эпицентре этого
кризиса – проблема соблюдение прав и свобод человека. И, опять же, не только
в России или только в арабо-мусульманском мире.
Не в меньшей степени усугубляют проблему и подмены положений ислама, невежество
людей, причисляющих себя к мусульманам, в вопросах исламской юриспруденции,
этики, традиций.
Журналист Людмила Мишина взяла интервью у члена Совета муфтиев России,
муфтия Петрозаводской мечети Висама Али Бардвила.
Быть покрытым – общее требование
- Господин Бардвил, утверждение, что положение женщины–мусульманки есть проблема не ислама, как веры, а общества и людей, которые называют себя мусульманами, многим может показаться лишь выразительным противопоставлением, риторическим приемом. Действительно, какие же нормы тогда знают мусульмане или, точнее, должны знать?
- Если хорошо знать главные источники ислама – Коран и Сунну Пророка (мир ему), серьезно вдумываться в положения и принципы веры, то я убежден, ислам предстает как религия справедливости. Прав у мужчины ничуть не больше, чем у женщин. А что касается обязанностей, то их нагрузка распределена мудро. Жертвами заблуждений назвал бы я людей, которые практикуют угнетение и унижение женщин.
Одно из самых распространенных заблуждений касается внешнего вида, одежды. Да, ислам предъявляет требования к внешнему виду. Человек должен быть опрятен, соблюдать гигиенические нормы. Одежда должна закрывать тело, за исключением лица и кистей рук.
Как и в других монотеистических религиях (например, в христианстве) мусульманкам рекомендуется покрывать голову, что свидетельствует о скромности женщины, ее стремлении сохранять целомудрие. Но никто не имеет права насильно требовать от нее ношения платка, хиджаба!
Ислам – религия сдержанности. О "срединном пути", то есть воздержании от крайностей, о взвешенности в речах, поступках и внешнем поведении верующих сказано в Коране. Уважение к другим людям, к обществу – принцип, а не демагогическая формула.
О почтении и уважении к женщине Пророк Мухаммед (мир ему) сказал так: "Рай – под ногами ваших матерей".
Красота – не достоинство
- И еще ислам признает, что женщина красивее мужчины. Но при этом делать комплимент считается… предосудительным.
- Как одежда, внешние аксессуары не должны влиять на оценку личности и отношение к человеку, так и природная красота. В европейской традиции, например, считается признаком хорошего тона отметить, что женщина или мужчина хорошо выглядят. В исламской традиции принято не подчеркивать значимость внешности. Это считается невежливым.
У мужчин и женщин есть куда боле важные достоинства – порядочность, профессионализм, ответственное отношение к семейным обязанностям.
Ислам допускает другой путь возвышения женщин и мужчин – трепетное отношение к их целомудрию, уважение их роли и значимости в семье и в обществе.
Аллах создал женщину красивее, чем мужчину. Ее миловидность и привлекательность – подарок от Господа. Но ведь любой Божий дар не для того, чтоб им услаждать человеческое тщеславие или, что еще горше, делать предметом торга. Эксплуатация женской красоты, сексиндустрия – это скорбь для верующего человека, преступление против веры. Проституция есть грех – в этом едины все люди Писания (иудеи, христиане, мусульмане).
Ислам также ясно запрещает принуждение к вступлению в брак, похищение и насилие. Совершая обряд бракосочетания в мечети, я обязательно спрашиваю обоих молодоженов, добровольно ли они вступают в брак? Свидетелями являются родители, родственники, друзья молодых. Как хороши в этот день и жених, и невеста! Счастливые пары определяешь сразу – по глазам, выражению лиц. А скромность одежды отнюдь не помеха настоящему счастью.
Чье дело мыть полы?
- Вы действительно считаете, что у женщины-мусульманки реально есть свобода выбора, например, в исполнении семейных обязанностей? Разве домашнее хозяйство, как правило, не на плечах женщин, особенно наших, российских?
- Женщины – мусульманки, как и все женщины, живут в этом мире, хотят общаться с людьми, участвовать в общественной жизни, проявлять себя. У них есть потребность развиваться, добиваться профессиональных успехов, делать карьеру. Они занимаются бизнесом, открывают свои предприятия, пишут книги.
Можно только сожалеть, что женщине долгое время отводилась исключительно роль домашней хозяйки. Это – не религиозное установление ислама, а традиции, которые противоречат учению. Подобные "порядки" имеют корни во временах языческих, и придерживаются людьми, которые не знают требований Корана.
Ислам учит соблюдению естественных законов. В определенные периоды женщина выполняет особую роль – вынашивает ребенка, рожает, кормит грудью. Только она. Естественно, во внешнем мире ее возможности несколько ограничены в такое время. Но воспитание детей, забота о порядке и благополучии в доме – неотъемлемая мужская обязанность!
Ко мне обращаются время от времени командиры воинских частей с просьбой разъяснить новобранцам с южных регионов, что они должны… мыть пол во время дежурств. Парни обычно упираются: мол, по исламу нельзя, позор для мужчины браться за женскую работу. Разговаривая с такими бойцами, прошу: "Покажите мне, в каком аяте такое сказано?" Молчат. Их ссылки на ислам не обоснованы. Это местечковые, невежественные представления.
Я им разъясняю, что высший авторитет для мусульман – Божий Пророк Мухаммед (мир ему) делал работу по дому, убирал за собой! Посланник Аллаха не считал за позор выполнение домашних обязанностей.
Женщина – не служанка в семье, не бесправная рабочая сила. При желании она может работать и весь заработок тратить на себя или по своему усмотрению. Обеспечивать семью материально (полностью!) – обязанность мужчины. Если женщина тратит из своих средств что-то на детей – она как в долг дает своему мужу. Более того, по исламскому закону нет общей собственности мужа и жены. Все, что принадлежит женщине, в том числе приобретенное во время совместной жизни, не подлежит разделу.
Переступить порог
- И, тем не менее, в мечеть приходит больше мужчин, их жены и дочери в это время сидят по домам или идут в магазины. Исламской деятельностью занимаются тоже в основном мужчины. В исламской науке, юриспруденции практически только мужские имена. Как говорить о равных правах, если даже в мечеть женщины не могут ходить свободно?
- Это еще один результат искажения ислама. Что такое мечеть? Место поклонения Господу. Как можно человеку – вне зависимости от пола – запрещать идти туда, где люди собираются с одной целью - молиться Богу? Это все равно, что идти против Бога!
Я часто вижу напряжение в глазах женщин и девушек, которые приходят в мечеть. Читаю в их взглядах боязнь и вопрос: "Можно ли мне, женщине, зайти в мечеть?" Для многих звучит откровением, что совместная молитва, посещение молитвенного собрания – поощряемы вне зависимости от пола. Некоторые искренне боятся переступить порог мечети. И это – не та скромность, которая украшает, и которой нет цены. Это – результат непросвещенности, заблуждений, а может, в ряде случаев и сознательного искажения ислама.
Да, у нас существуют отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин. Таков порядок, который установлен для того, чтоб человек был сосредоточен во время молитвы. Помещение для женщин ничуть не хуже, чем для мужчин. Это не какой-то убогий уголок за загородкой, а специальное чистое помещение, где девушки и женщины могут выполнять все предписания для совершения намаза, слушать проповедь, при желании молиться самостоятельно.
Когда я читаю в новостных лентах или слышу, что где-либо не приветствуется и даже запрещается посещение женщинам мечети, меня это поражает! Это – не ислам.
В Петрозаводске при мечети организованы специальные курсы, на которых изучаются арабский язык, Коран, Сунна, история ислама. Занятия ведут подготовленные преподаватели. В течение трех лет, после успешного завершения курсов, наши верующие получают специальный сертификат. Мы не отказали ни одной женщине, которая захотела заниматься на курсах. Но, к сожалению, их число пока невелико. Проблема для этих женщин уже не в том, как переступить порог мечети, а умеют ли они сосредоточиться, построить свой режим так, чтоб находилось достаточно времени для занятий.
И все же огромной проблемой мусульманского сообщества остается недостаточное исламское просвещение.
"Жена не довольна – пойми ее чувства"
- Лидер ЛДПР господин Жириновский предлагал депутатам предыдущего состава Государственной Думы законодательно утвердить норму шариата о возможности мужчине заключать до четырех браков. Это одно из самых дебатируемых положение ислама. Почему аналогичное разрешение не распространяется на женщин? Не вступает ли в противоречие в подобных случаях принцип справедливости и явное неравенство возможностей мужчин и женщин?
- За все годы жизни в России я встретил только одного мусульманина, у которого действительно были две жены, и при этом соблюдены все необходимые требования. А именно - женщины равно обеспечивались, у обеих не было претензий к мужу, равным было содержание и отношение к детям от обеих жен.
Брак – не прихоть мужчины. Ко мне редко, но обращаются мужчины за советом, как быть, если в первом браке есть дети, жена – хорошая мать и хозяйка, но есть стремление к другой женщине. Можно ли ему жениться второй раз, не расторгая первого брака? Я прошу такого мужчину ответить на два вопроса. Первый: разговаривал ли он со своей женой, узнал ли ее мнение? Второй: есть ли у него возможности для достойного и равного содержания обеих женщин? Один из последних подобных разговоров закончился на первом вопросе. Оказывается, жена категорически возражала, сильно расстроилась. "Так как ты можешь огорчать жену? Она – твой самый близкий человек, мать твоих детей. Получается, ты не хочешь считаться с ее чувствами", - сказал я этому мусульманину. "Я не могу вступать во второй брак по этой причине?" - уточнил он. "Получается, что не можешь, - отвечаю - В Коране сказано, что верующий должен милосердно поступать со своими близкими. В первую очередь, с членами своей семьи".
Исламские ученые объясняют положение о многоженстве несколькими причинами. Женщины в периоды войн, социальных катаклизм и по многим другим причинам могут оставаться одинокими, незащищенными, терять мужей и близких родственников. В таких случаях брак – это защита и попечение со стороны мужчины, который берет на себя обязанность относиться к ней уважительно и внимательно, обеспечить ее материальный достаток, проявить к ней ласку. Это – огромная ответственность. Среди верующих не может быть поверхностного отношения к браку.
- Почему же понятие "гарем" стало одним из наиболее употребимых? Язык не закрепляет слов с низкой частотой использования, что, в свою очередь, свидетельствует о распространенности явления.
- Есть арабское слово "гарам", что значит "родственница" - мать, жена, дочь, тетя, племянница. Какой угодно степени родственницы женского пола во множественном числе - "харим" (или "гарим"). Когда на Востоке мужчина говорит: "Это мой харим", это не значит, что он имеет в виду жен. Он говорит, что эти женщины – его родственницы. Конечно, слово из наиболее активно употребляемых.
Сказано Пророком
- Вы сможете сформулировать положение или привести формулу из исламского учения, которое можно назвать фундаментальным для отношений мужчин и женщин? Например, для христиан такое положение – в Евангелии, где говорится, что "жена от мужа, так и муж через жену, все же – от Бога".
- У всех народов, у людей, исповедующих разные религии, есть особое почтение к завещанию, словам, произносимым перед кончиной. Пророк Мухаммед (мир ему) перед смертью обратился к общине: "Все мусульмане – братья. Жизнь, имущество и честь каждого верующего священны. Женам приличествует целомудрие и послушание, мужьям следует обходиться с ними кротко и заботиться о благоденствии их". Ни о каких преимуществах мужчин над женщинами нет и намека в его речи. Это был огромный шаг вперед в отношении к женщине четырнадцать веков назад. Эти положения остаются мерками гуманизма и сегодня.
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ