ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК №5(527)
1 февраля 2008 года

Быть покрытым – общее требование

- Господин Бардвил, утверждение, что положение женщины–мусульманки есть проблема не ислама, как веры, а общества и людей, которые называют себя мусульманами, многим может показаться лишь выразительным противопоставлением, риторическим приемом. Действительно, какие же нормы тогда знают мусульмане или, точнее, должны знать?

- Если хорошо знать главные источники ислама – Коран и Сунну Пророка (мир ему), серьезно вдумываться в положения и принципы веры, то я убежден, ислам предстает как религия справедливости. Прав у мужчины ничуть не больше, чем у женщин. А что касается обязанностей, то их нагрузка распределена мудро. Жертвами заблуждений назвал бы я людей, которые практикуют угнетение и унижение женщин.

Одно из самых распространенных заблуждений касается внешнего вида, одежды. Да, ислам предъявляет требования к внешнему виду. Человек должен быть опрятен, соблюдать гигиенические нормы. Одежда должна закрывать тело, за исключением лица и кистей рук.

Как и в других монотеистических религиях (например, в христианстве) мусульманкам рекомендуется покрывать голову, что свидетельствует о скромности женщины, ее стремлении сохранять целомудрие. Но никто не имеет права насильно требовать от нее ношения платка, хиджаба!

Ислам – религия сдержанности. О "срединном пути", то есть воздержании от крайностей, о взвешенности в речах, поступках и внешнем поведении верующих сказано в Коране. Уважение к другим людям, к обществу – принцип, а не демагогическая формула.

О почтении и уважении к женщине Пророк Мухаммед (мир ему) сказал так: "Рай – под ногами ваших матерей".

Красота – не достоинство

- И еще ислам признает, что женщина красивее мужчины. Но при этом делать комплимент считается… предосудительным.

- Как одежда, внешние аксессуары не должны влиять на оценку личности и отношение к человеку, так и природная красота. В европейской традиции, например, считается признаком хорошего тона отметить, что женщина или мужчина хорошо выглядят. В исламской традиции принято не подчеркивать значимость внешности. Это считается невежливым.

У мужчин и женщин есть куда боле важные достоинства – порядочность, профессионализм, ответственное отношение к семейным обязанностям.

Ислам допускает другой путь возвышения женщин и мужчин – трепетное отношение к их целомудрию, уважение их роли и значимости в семье и в обществе.

Аллах создал женщину красивее, чем мужчину. Ее миловидность и привлекательность – подарок от Господа. Но ведь любой Божий дар не для того, чтоб им услаждать человеческое тщеславие или, что еще горше, делать предметом торга. Эксплуатация женской красоты, сексиндустрия – это скорбь для верующего человека, преступление против веры. Проституция есть грех – в этом едины все люди Писания (иудеи, христиане, мусульмане).

Ислам также ясно запрещает принуждение к вступлению в брак, похищение и насилие. Совершая обряд бракосочетания в мечети, я обязательно спрашиваю обоих молодоженов, добровольно ли они вступают в брак? Свидетелями являются родители, родственники, друзья молодых. Как хороши в этот день и жених, и невеста! Счастливые пары определяешь сразу – по глазам, выражению лиц. А скромность одежды отнюдь не помеха настоящему счастью.

Чье дело мыть полы?

- Вы действительно считаете, что у женщины-мусульманки реально есть свобода выбора, например, в исполнении семейных обязанностей? Разве домашнее хозяйство, как правило, не на плечах женщин, особенно наших, российских?

- Женщины – мусульманки, как и все женщины, живут в этом мире, хотят общаться с людьми, участвовать в общественной жизни, проявлять себя. У них есть потребность развиваться, добиваться профессиональных успехов, делать карьеру. Они занимаются бизнесом, открывают свои предприятия, пишут книги.

Можно только сожалеть, что женщине долгое время отводилась исключительно роль домашней хозяйки. Это – не религиозное установление ислама, а традиции, которые противоречат учению. Подобные "порядки" имеют корни во временах языческих, и придерживаются людьми, которые не знают требований Корана.

Ислам учит соблюдению естественных законов. В определенные периоды женщина выполняет особую роль – вынашивает ребенка, рожает, кормит грудью. Только она. Естественно, во внешнем мире ее возможности несколько ограничены в такое время. Но воспитание детей, забота о порядке и благополучии в доме – неотъемлемая мужская обязанность!

Ко мне обращаются время от времени командиры воинских частей с просьбой разъяснить новобранцам с южных регионов, что они должны… мыть пол во время дежурств. Парни обычно упираются: мол, по исламу нельзя, позор для мужчины браться за женскую работу. Разговаривая с такими бойцами, прошу: "Покажите мне, в каком аяте такое сказано?" Молчат. Их ссылки на ислам не обоснованы. Это местечковые, невежественные представления.

Я им разъясняю, что высший авторитет для мусульман – Божий Пророк Мухаммед (мир ему) делал работу по дому, убирал за собой! Посланник Аллаха не считал за позор выполнение домашних обязанностей.

Женщина – не служанка в семье, не бесправная рабочая сила. При желании она может работать и весь заработок тратить на себя или по своему усмотрению. Обеспечивать семью материально (полностью!) – обязанность мужчины. Если женщина тратит из своих средств что-то на детей – она как в долг дает своему мужу. Более того, по исламскому закону нет общей собственности мужа и жены. Все, что принадлежит женщине, в том числе приобретенное во время совместной жизни, не подлежит разделу.

Переступить порог

- И, тем не менее, в мечеть приходит больше мужчин, их жены и дочери в это время сидят по домам или идут в магазины. Исламской деятельностью занимаются тоже в основном мужчины. В исламской науке, юриспруденции практически только мужские имена. Как говорить о равных правах, если даже в мечеть женщины не могут ходить свободно?

- Это еще один результат искажения ислама. Что такое мечеть? Место поклонения Господу. Как можно человеку – вне зависимости от пола – запрещать идти туда, где люди собираются с одной целью - молиться Богу? Это все равно, что идти против Бога!

Я часто вижу напряжение в глазах женщин и девушек, которые приходят в мечеть. Читаю в их взглядах боязнь и вопрос: "Можно ли мне, женщине, зайти в мечеть?" Для многих звучит откровением, что совместная молитва, посещение молитвенного собрания – поощряемы вне зависимости от пола. Некоторые искренне боятся переступить порог мечети. И это – не та скромность, которая украшает, и которой нет цены. Это – результат непросвещенности, заблуждений, а может, в ряде случаев и сознательного искажения ислама.

Да, у нас существуют отдельные молитвенные помещения для мужчин и женщин. Таков порядок, который установлен для того, чтоб человек был сосредоточен во время молитвы. Помещение для женщин ничуть не хуже, чем для мужчин. Это не какой-то убогий уголок за загородкой, а специальное чистое помещение, где девушки и женщины могут выполнять все предписания для совершения намаза, слушать проповедь, при желании молиться самостоятельно.

Когда я читаю в новостных лентах или слышу, что где-либо не приветствуется и даже запрещается посещение женщинам мечети, меня это поражает! Это – не ислам.

В Петрозаводске при мечети организованы специальные курсы, на которых изучаются арабский язык, Коран, Сунна, история ислама. Занятия ведут подготовленные преподаватели. В течение трех лет, после успешного завершения курсов, наши верующие получают специальный сертификат. Мы не отказали ни одной женщине, которая захотела заниматься на курсах. Но, к сожалению, их число пока невелико. Проблема для этих женщин уже не в том, как переступить порог мечети, а умеют ли они сосредоточиться, построить свой режим так, чтоб находилось достаточно времени для занятий.

И все же огромной проблемой мусульманского сообщества остается недостаточное исламское просвещение.

"Жена не довольна – пойми ее чувства"

- Лидер ЛДПР господин Жириновский предлагал депутатам предыдущего состава Государственной Думы законодательно утвердить норму шариата о возможности мужчине заключать до четырех браков. Это одно из самых дебатируемых положение ислама. Почему аналогичное разрешение не распространяется на женщин? Не вступает ли в противоречие в подобных случаях принцип справедливости и явное неравенство возможностей мужчин и женщин?

- За все годы жизни в России я встретил только одного мусульманина, у которого действительно были две жены, и при этом соблюдены все необходимые требования. А именно - женщины равно обеспечивались, у обеих не было претензий к мужу, равным было содержание и отношение к детям от обеих жен.

Брак – не прихоть мужчины. Ко мне редко, но обращаются мужчины за советом, как быть, если в первом браке есть дети, жена – хорошая мать и хозяйка, но есть стремление к другой женщине. Можно ли ему жениться второй раз, не расторгая первого брака? Я прошу такого мужчину ответить на два вопроса. Первый: разговаривал ли он со своей женой, узнал ли ее мнение? Второй: есть ли у него возможности для достойного и равного содержания обеих женщин? Один из последних подобных разговоров закончился на первом вопросе. Оказывается, жена категорически возражала, сильно расстроилась. "Так как ты можешь огорчать жену? Она – твой самый близкий человек, мать твоих детей. Получается, ты не хочешь считаться с ее чувствами", - сказал я этому мусульманину. "Я не могу вступать во второй брак по этой причине?" - уточнил он. "Получается, что не можешь, - отвечаю - В Коране сказано, что верующий должен милосердно поступать со своими близкими. В первую очередь, с членами своей семьи".

Исламские ученые объясняют положение о многоженстве несколькими причинами. Женщины в периоды войн, социальных катаклизм и по многим другим причинам могут оставаться одинокими, незащищенными, терять мужей и близких родственников. В таких случаях брак – это защита и попечение со стороны мужчины, который берет на себя обязанность относиться к ней уважительно и внимательно, обеспечить ее материальный достаток, проявить к ней ласку. Это – огромная ответственность. Среди верующих не может быть поверхностного отношения к браку.

- Почему же понятие "гарем" стало одним из наиболее употребимых? Язык не закрепляет слов с низкой частотой использования, что, в свою очередь, свидетельствует о распространенности явления.

- Есть арабское слово "гарам", что значит "родственница" - мать, жена, дочь, тетя, племянница. Какой угодно степени родственницы женского пола во множественном числе - "харим" (или "гарим"). Когда на Востоке мужчина говорит: "Это мой харим", это не значит, что он имеет в виду жен. Он говорит, что эти женщины – его родственницы. Конечно, слово из наиболее активно употребляемых.

Сказано Пророком

- Вы сможете сформулировать положение или привести формулу из исламского учения, которое можно назвать фундаментальным для отношений мужчин и женщин? Например, для христиан такое положение – в Евангелии, где говорится, что "жена от мужа, так и муж через жену, все же – от Бога".

- У всех народов, у людей, исповедующих разные религии, есть особое почтение к завещанию, словам, произносимым перед кончиной. Пророк Мухаммед (мир ему) перед смертью обратился к общине: "Все мусульмане – братья. Жизнь, имущество и честь каждого верующего священны. Женам приличествует целомудрие и послушание, мужьям следует обходиться с ними кротко и заботиться о благоденствии их". Ни о каких преимуществах мужчин над женщинами нет и намека в его речи. Это был огромный шаг вперед в отношении к женщине четырнадцать веков назад. Эти положения остаются мерками гуманизма и сегодня.


Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ


Возврат на первую страницу "Вестнички"