В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА "МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В МОСКВЕ" (МОСКВА, 22.10.08)
22 октября 2008 года в помещении Комитета общественных связей города Москвы состоялся расширенный круглый стол – презентация проекта "Модели экономической устойчивости семей с детьми в Москве", разработанного группой экспертов под руководством Ржаницыной Л.С., д.э.н., ведущего научного сотрудника Института экономики РАН, по заказу Правительства Москвы.
На круглом столе также прошла презентация книги "Работа и семья в жизни женщин с детьми-дошкольниками: опыт города Москвы", в которой опубликовано исследование, проведенное в рамках данного проекта.
Подробнее об этом издании см. ниже.
Круглый стол, тема которого затрагивает выработку и анализ стандартов экономической устойчивости как нового ориентира социальной политики проходил в рамках совместной работы Комитета общественных связей города Москвы и Комиссии по улучшению качества жизни москвичей (руководитель – Бессолова О.А).
КРУГЛЫЙ СТОЛ "СМИ - В ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНЫМ ИНИЦИАТИВАМ РЕГИОНОВ" (МОСКВА, 24.10.08)
24 октября в Московском доме общественных организаций прошел круглый стол "СМИ - в помощь социальным инициативам регионов", организованный редакцией журнала "Социальное партнерство - Москва" и РОО "Женская занятость".
Темы выступлений:
На круглом столе был распространен документ "НКО и СМИ - противостояние или союз?", подготовленный по заказу редакции журнала "Социальное партнерство – Москва"
Контактные телефоны:
(499) 783-0221 Наталья Бычкова, 8-926-484-1993 Ирина Володина
СЕМИНАРЫ "ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В СЕМЬЕ И ТРУДОВОЙ СФЕРЕ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ"
Ольга Шнырова,
директор ИЦГИ
gender@interline.ru
25 - 28 октября в г. Плесе Ивановской области и 31 октября - 2 ноября в г. Светлогорске Калининградской области были проведены международные семинары "Гендерная дискриминация в семье и трудовой сфере: пути решения проблемы" для представителей органов муниципальной и региональной власти, правоохранительных органов и общественных организаций. Тема семинаров была приурочена к Году семьи и реализации национальных проектов в сфере социальной политики. Проведение успешной демографической политики возможно только тогда, когда на рынке труда будут гарантированы права родителей с детьми, когда будут реализованы эффективные программы по поддержке семьи, созданию в ней благоприятного психологического климата, исключающего насилие и доминирование. Преодоление дискриминации в семье и трудовой сфере является необходимым условием проведения успешной социальной и демографической политики.
Семинары были организованы региональной общественной организацией "Ивановский центр гендерных исследований", которая имеет большой опыт проведения различных образовательных мероприятий, направленных на повышение квалификации муниципальных служащих, преподавателей школ и вузов, руководителей общественных организаций при поддержке Global Opportunities Fund и посольства Великобритании. В Калининграде партнером ИЦГИ по проведению семинара выступила Лига избирательниц Калининграда, деятельность которой направлена на обеспечение равного представительства женщин и мужчин во всех органах управления. В этом году Лига избирательниц будет отмечать свое десятилетие.
Целью семинаров было не только ознакомить участников с проблемой гендерной дискриминации на рынке труда и в семье, но и помочь им, опираясь на собственный опыт, понять механизмы и факторы ее порождающие, поскольку часто люди, подвергающиеся дискриминации, не осознают этого. Следующей проблемой является недостаточное знание законов и юридических механизмов, позволяющих грамотно отстаивать свои права в случае столкновения с фактом дискриминации. Поэтому важной составляющей семинара стали юридические тренинги, проведенные лучшими специалистами в этой области: доцентом Ивановского государственного университета, директором юридической клиники "ИРИС" Ниной Исаевой в Плесе и доцентом Санкт-Петербургского педагогического университета им. А.И.Герцена Марианной Муравьевой в Светлогорске.
Отличительной чертой семинаров являлось также и то, что он ставил своей задачей не просто обсуждение проблемы, но и получение конкретных результатов по ее решению. Поэтому тренеры старались стимулировать участников к разработке конкретных проектов по оказанию помощи наиболее дискриминируемым слоям общества, используя возможности самоорганизации населения муниципальных образований и межсекторного взаимодействия. Поскольку в Европе имеется большой опыт решения проблем дискриминации совместными усилиями власти и местных сообществ, на семинар был приглашен Крис Грин, руководитель национального английского отделения международной кампании "Белая лента: мужчины против насилия" (кампания имеет отделения в 40 странах мира), который провел тренинг по мобилизации общественных ресурсов для борьбы с насилием в семье. В ходе семинаров участники предложили расширить тематику проектов и разработать планы помощи людям, страдающим от различных форм дискриминации (по возрасту и состоянию здоровья). В результате участниками семинаров были разработаны и защищены проекты по предотвращению дискриминации среди молодежи, людей пожилого возраста, инвалидов.
Поскольку в конце ноября по всему миру по инициативе Кампании "Белая лента" проводится Международная неделя по борьбе с насилием в семье, участники семинара решили присоединиться к ней, проведя мероприятия по привлечению внимания к проблеме домашнего насилия в своих муниципальных образованиях.
Семинары являются начальной стадией более длительного проекта, направленного на предотвращение дискриминационных практик и выработку механизмов помощи дискриминируемым категориям населения. Продолжением деятельности станет реализация разработанных проектов и проведение в феврале-марте 2009 г. итоговых конференций по их результатам.
ВЕСТИ ИЗ КАРЕЛИИ
Вера Хевсуришвили
schwili@onego.ru
К 100-летию Первого женского съезда
ИХ СТАРОСТЬ ДОМА НЕ ЗАСТАНЕТ
Столетие Первого женского съезда в России готовится отметить российская общественность. В рамках подготовки к этой дате в Карелии проводится ряд мероприятий – больших и малых.
15 октября ветераны женского движения из клуба "Женщина" выезжали в Олонецкий район, чтобы своими глазами увидеть первые результаты внедрения передовых технологий на сельскохозяйственных предприятиях республики. "Зачем им это надо?" - удивленно спросила одна молодая петрозаводчанка. Ну как ей объяснить, что "были люди в наше время – могучее, лихое племя", которым до всего было дело? Их активная жизненная позиция – не просто красивые слова, а смысл всей жизни. И надо было видеть, как молодели их лица, когда они узнавали об улучшении условий работы доярок и скотников на фермах. Пусть и в отдельно взятых хозяйствах, но все же у нас, в Карелии.
Побывать на новом комплексе племсовхоза "Мегрега" и в обновляемом "Ильинском" женщин пригласила Ванда Патенко, министр сельского хозяйства Республики Карелия. Для Ванды Феликсовны члены этого клуба – не просто ветераны, а уважаемые женщины, на примере которых она когда-то воспитывала в себе неравнодушное отношение к порученному делу, вырабатывала свою активную жизненную позицию. Подобные встречи с учителями – своего рода отчет о проделанной работе. А показать и рассказать было что. Чудеса начались у входа на территорию комплекса, когда каждой гостье было предложено надеть не только халат с шапочкой, но и бахилы. Оказалось, не напрасно: в помещениях царит почти стерильная чистота!
В феврале прошлого года в чистом поле на окраине Мегреги заложили первый камень в корпуса фермы для крупного рогатого скота, а в июне текущего сдали в эксплуатацию целый комплекс, оснащенный компьютерами и видеокамерами, соединительными галереями и лабораториями, автокормушками и чесалками, скреперной системой удаления навоза и музыкальным сопровождением в доильном зале.
Все эти наработки из опыта шведской фирмы De Laval настолько эффективны, что даже на первых порах удается надаивать в сутки от каждой коровы по 23 кг молока жирностью 4,2%,а планируется получать до 28 кг продукции высшего качества, в три раза превосходящей стандарты. Критерий оценки работы немногочисленного персонала комплекса (полтора десятка человек) – надои, качество и строгое соблюдение технологии, которое фиксирует видеозапись. Компьютеры на каждом доильном месте (их 32) фиксируют надой и качество, исходя из чего рассчитывают рацион питания каждой коровы – по 400 г комбикорма на литр молока. Чем больше надой, тем больше получит корма. Блок управления, оснащенный компьютерами, руководит всем технологическим процессом: сколько данной корове надо комбикорма, когда ей идти на осеменение, не заболела ли. Электронный чип подсказывает, если что не так, и перед коровой остается закрытой секция дойки, а открывается дверь в изолятор.
Комплекс построен на кредитные ресурсы, хозяйство рассчиталось со старыми долгами и регулярно вносит плату в счет погашения кредита. Персонал прошел обучение за рубежом, результаты его работы высоко оценены на сельскохозяйственной выставке в Финляндии. Коров йоркширской породы из Финляндии завозят постепенно, их уже около 400, а комплекс рассчитан на 800 голов. Генеральный директор племсовхоза Владимир Бакуров поделился с гостями планами: выращивать бычков на мясо, иметь свой молокозавод, а из навоза получать электроэнергию.
В "Ильинском" перемены к лучшему еще более ощутимы, так как новый комплекс, аналогичный мегрегскому, возводится рядом с обветшавшими коровниками. Антонина Жеребцова, директор совхоза, прямо светится от радости: в каких условиях начинают работать ее люди: технологический процесс автоматизирован, построены комнаты отдыха и душевые, просторно, тепло, светло!
Во время беседы за чашкой чая Ванда Феликсовна рассказала, что в планах правительства республики и министерства развивать сельское хозяйство Карелии ради одной цели: возродить самобытность карельских сел, сохранить землю и народ на селе. С верой в будущее Карелии работает команда министра, и в эту веру она обращает всех специалистов сельского хозяйства.
Такая позиция не могла не порадовать активисток женского движения. Многое повидали они на своем веку, не всем грандиозным планам было дано осуществиться. Они порадовались оживлению на олонецкой земле, посоветовали руководителям хозяйств больше внимания уделять воспитанию своих кадров, обеспечению молодежи жильем. Уезжали они от гостеприимных сельчан с надеждой, что поднимется карельская деревня и все больше будет в магазинах своих продуктов – зкологически чистых, натуральных и доступных по цене.
ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН, ПОСВЯЩЕННОЕ ВОПРОСУ "ЖЕНЩИНЫ, МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ" 29.10.2008
ЧЛЕНЫ ООН НЕ СПЕШАТ ВЫПОЛНЯТЬ РЕЗОЛЮЦИЮ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ О ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН В ХОДЕ КОНФЛИКТОВ
Выступая на открытом заседании ООН, посвященном ходу выполнения резолюции "Женщины, мир и безопасность" 29.10.2008, Специальный советник Генерального секретаря по гендерным вопросам и улучшению положения женщин Рейчел Маянджа заявила, что за прошедшие восемь лет достигнуты заметные успехи в смягчении негативного воздействия последствий вооруженных конфликтов на женщин и в расширении гендерного баланса в полевых операциях ООН.
Однако, по ее мнению, на этом направлении еще многое предстоит сделать. Рейчел Маянджа обратила внимание на разрыв между провозглашаемой политикой и реальным выполнением резолюции 1325 (2000), особенно на национальном уровне. Специальный советник Генерального секретаря сообщила, что только 10 государств мира разработали специальные планы действий по реализации резолюции. Еще пять находятся на стадии их подготовки.
Заместитель Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира на этом же заседании заявил, что при планировании миротворческих миссий, обсуждении их мандата и хода деятельности возглавляемый им Департамент уделяет важное внимание гендерному вопросу. Он сообщил, что в последние несколько лет ООН содействовала участию женщин в выборах в Афганистане, Бурунди, Либерии, Гаити и Непале. Департамент совместно с другими отделами и учреждениями ООН проводит специальные курсы для миротворцев, направленные на повышение их умения и навыков по защите женщин в зонах конфликтов.
Резолюция Совета Безопасности ООН 1325 (2000) "Женщины и мир и безопасность" была принята 31 октября 2000 года.
Источник: Центр новостей ООН
http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=10587
БЕЛАРУСЬ ВЫСТУПАЕТ ЗА УЧРЕЖДЕНИЕ МЕХАНИЗМА МОНИТОРИНГА ЗА НАСИЛИЕМ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН В ХОДЕ КОНФЛИКТОВ
На заседании Совета Безопасности ООН, посвященном вопросу "Женщины, мир и безопасность", выступила заместитель главы Администрации президента Республики Беларусь Наталья Петкевич. Она заявила о необходимости усилить роль женщины в принятии и реализации управленческих решений, в том числе, в разрешении и предупреждении конфликтов. Представитель Беларуси также призвала укрепить систему защиты женщин — жертв современных войн.
В этой связи представитель Беларуси сообщила ее страна разделяет предложение Генерального секретаря ООН о необходимости учреждения механизма мониторинга за насилием в отношении женщин и девочек в ходе конфликтов, подчеркнув, что подобные преступления не должны замалчиваться и оставаться безнаказанными.
"Недостаточно лишь продекларировать активную роль женщины в функционировании политической системы государства. Необходимо создать устойчивые традиции недекоративного, непоказного участия в процессе принятия государственно важных решений", — отметила Наталья Петкевич. В качестве примера она обратила внимание на свою страну, процитировав президента Лукашенко, о том, что он хочет видеть парламент "работоспособным и с женским лицом".
По словам представительницы Минска, на сегодняшний день в белорусском парламенте третья часть депутатских мест принадлежит женщинам. А в муниципальных представительных органах эта цифра превышает 45 процентов.
Заместитель главы Администрации президента Беларуси обратила особое внимание на торговлю женщинами, девочками и сексуальное насилие над ними в ходе конфликтов. Она подчеркнула, что в современной политике насилие, включая сексуальное, трансформируется в один из способов ведения войны.
"Если мировое сообщество будет закрывать на это глаза, деградация может захлестнуть и другие сферы жизнедеятельности стран и народов. В этой связи Республика Беларусь на протяжении нескольких лет выступает с инициативой разработки всеобъемлющего плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми" — заявила Наталья Петкевич.
Представитель Беларуси предложила изменить название темы заседания Совета Безопасности "Женщины и мир и безопасность" Женщины – это мир и безопасность".
Источник: Центр новостей ООН
http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=10582
ВТОРОЕ СОВЕЩАНИЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПЯТОЙ КОНФЕРЕНЦИИ МИНИСТРОВ ПРОЦЕССА "ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ"
Второе совещание высокого уровня по подготовке к пятой конференции министров процесса "Окружающая среда для Европы" и исполнительная сессия Европейского комитета по окружающей среде и здоровью прошли в Мадриде, Испания, 22-24 октября 2008 г. Они были посвящены реализации третьей и четвертой региональных приоритетных задач, заложенных в Европейском плане действий "Окружающая среда и здоровье детей", принятом на предыдущей конференции министров процесса "Окружающая среда и здоровье" в Будапеште в 2004 г.
В рамках второго подготовительного совещания Европейский ЭКО-Форум и Альянс по здоровью и окружающей среде (HEAL) организовали сессию неправительственных организаций, на которой представили опыт работы НПО региона по реализации четвертой региональной приоритетной задачи Европейского плана действий "Окружающая среда и здоровье детей". Эта региональная приоритетная задача касается обеспечения химической безопасности. Соня Хайдер (Женщины Европы за общее будущее) рассказала о проекте "Nesting", помогающем мамам растить детей, ограничивая воздействие опасных химических веществ на здоровье малышей. Диана Смит (HEAL) представила проект Chemical Health Monitor и материалы сети Collaborative on Health and Environment. Юлия Тромбицкая (Эко-Согласие) рассказала о работе Центра "Эко-Согласие" и неправительственных организаций в регионе ВЕКЦА по решению проблемы запрещенных и устаревших пестицидов, по биомониторингу человека и другим инициативам в области химической безопасности, представив, в частности, новый проект по асбесту. Эмма Анахасян (Армянские женщины за здоровье и здоровую окружающую среду) рассказала о проекте по выявлению содержания диоксинов в грудном молоке, обратив внимание на необходимость поддержки проектов НПО по биомониторингу человека. Неправительственные организации разработали и распространили рекомендации по работе над четвертой региональной приоритетной задачей.
Европейский ЭКО-Форум и HEAL также представили возможные направления деятельности НПО в ходе пятой конференции министров, предложив провести:
Время и место проведения пятой конференции министров в Италии не было определено в ходе Мадридского совещания. Страна-хозяйка предложила провести конференцию в октябре 2009 г. в Парме, однако проведение конференции, возможно, будет отложено до марта 2010 г.
Пятая конференция министров рассмотрит вопросы окружающей среды и здоровья детей, а также новые вызовы в сфере окружающей среды и здоровья, в особенности изменение климата. Основным итоговым документом пятой конференции министров будет министерская декларация. Другим итоговым документом может стать Стратегия по адаптации к изменению климата в секторе здравоохранения. Работу по подготовке этого документа возглавит Великобритания. Обсуждение будущего процесса "Окружающая среда и здоровье" было решено отложить до третьего подготовительного совещания высокого уровня, которое состоится в апреле 2009 г.
В рамках второго подготовительного совещания делегаты обсудили необходимость специальных усилий в отношении Новых независимых государств и Юго-Восточной Европы. Со вступительной речью по этому вопросу выступил РЭЦ ЦВЕ.
Европейский ЭКО-Форум поддержал необходимость специальных усилий для региона и конкретных обязательств по поддержке и финансированию деятельности в государствах ННГ. Под эгидой ВОЗ в ближайшее время состоятся встречи делегаций государств ННГ, которые обсудят свой вклад в пятую конференцию министров. Первая такая встреча пройдет в Кыргызстане 10-12 ноября и будет посвящена сектору здравоохранения.
С документами второго подготовительного совещания высокого уровня можно
ознакомиться по адресу:
www.euro.who.int/eprise/main/WHO/Progs/EEHC/meetings/20080523_1
За более подробной информацией обращайтесь:
Юлия Тромбицкая, Центр "Эко-Согласие"
Эл.почта: iutrombitcaia@rambler.ru
Источник: Информационная служба "Эко-Согласие"
Главный редактор - Ольга Сперанская
speransk2004@mail.ru
www.eсoaссord.org
ЭКОЛОГИ ТРЕБУЮТ ДАТЬ ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕНЩИНАМ, ЧТОБЫ СЭКОНОМИТЬ БИОРЕСУРСЫ ПЛАНЕТЫ
Всемирный фонд дикой природы предлагает сэкономить биоресурсы планеты, повысив уровень женского образования. В распространенном в 29 октября докладе "Живая планета – 2008" говорится, что доступ к образованию для женщин в развивающихся странах приведет к созданию меньших, более здоровых и лучше образованных семей.
Потребности человечества в биоресурсах уже на 30% превышают возможности Земли. Это произошло, по мнению авторов документа, не только из-за высоких потребностей современного человека, но и из-за большого числа людей, живущих на планете. С 1961 г. рост населения произошел в странах с разным уровнем дохода. Но в богатых государствах число людей увеличивается медленнее.
"В существующей ситуации глобального перерасхода дальнейшее увеличение численности населения, очевидно, не является устойчивым путем, – говорится в докладе. – К счастью, в этой области возможны стратегии, позволяющие одновременно снизить перерасход и повысить благосостояние человека".
Один из этих способов – это снижение рождаемости. В докладе говорится, что в развивающихся странах население растет из-за того, что девочки меньше учатся, чем мальчики. Кроме того, к повышению рождаемости в этих странах приводит, по мнению авторов документа, "высокий уровень неудовлетворенных потребностей в базовых услугах здравоохранения и планирования семьи".
"К числу мер, позволяющих замедлить быстрый прирост населения, смягчив его негативное влияние на благосостояние человека, относятся расширение возможностей женщин по получению более качественного образования и участию в экономической жизни, а также улучшение доступа к консультациям и другим услугам по добровольному планированию семьи для тех женщин, которые хотели бы отложить, ограничить или разнести во времени рождение детей", — говорится в докладе.
Эти меры, по мнению авторов доклада, приведут к появлению меньших, более здоровых и лучше образованных семей.
Правда, они же пишут, что к 2005 г. на долю высокоразвитых стран, в которых проживало только 15% населения планеты, пришлось 36% загрязнения экологии. Это в 2,6 раза больше, чем общий вклад стран с низким уровнем доходов.
Подробнее с докладом "Живая планета – 2008" можно ознакомиться на сайте Всемирного фонда дикой природы: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/311/
Источник: Агентство национальных новостей
http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=171033
НОВОЕ ИЗДАНИЕ
РАБОТА И СЕМЬЯ В ЖИЗНИ ЖЕНЩИН С ДЕТЬМИ-ДОШКОЛЬНИКАМИ: ОПЫТ ГОРОДА МОСКВЫ
Работа и семья в жизни женщин с детьми-дошкольниками: опыт города Москвы
/ Под ред. О.Б. Савинской. - М.: Вариант, 2008. - 192 стр.
ISBN 978-5-903360-16-1
© О. А. Бессолова. Идея проекта, 2008
© О.Б. Савинская. Методология проекта, редактирование, 2008
© Коллектив авторов, 2008
© ООО "Вариант", 2008
Исследование проведено в рамках проекта "Возвращение на работу: оптимизация сочетания семейных и профессиональных обязанностей для молодых мам", поддержанного Департаментом семейной и молодежной политики г. Москвы.
Издание результатов исследования осуществлено при поддержке Комитета общественных связей г. Москвы в рамках проекта "Развитие и модернизация семейных политик в организациях г. Москвы".
Данный сборник раскрывает проблему сочетания женщинами с детьми дошкольного возраста профессиональных и семейных обязанностей и демонстрирует необходимость дальнейшей государственной и корпоративной социальной политики по решению проблем работающих матерей. В книге также представлен обзор исторического развития социальной политики по поддержке женщин с малолетними детьми в России и современный международный опыт западных государств по гармонизации бюджетов времени работающих родителей. Книга предназначена для государственных служащих, работников служб персонала, профсоюзных лидеров, социологов, социальных технологов и всех заинтересованных лиц.
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Прошли те трудные времена, когда проблемы работающих мам были их личным уделом. Сейчас в обществе все чаще говорят о значимости материнства, о важности повышения рождаемости, о необходимости социального и экономического благополучия граждан для дальнейшего успешного развития России. Однако пути достижения этих, казалось бы, простых и ясных целей по-прежнему остаются не столь ясными и простыми.
Проект, результаты исследовательской части которого мы предлагаем читателю, как раз и был направлен на разработку технологий таких мер социальной политики, которые бы позволили работающим женщинам чаще принимать решение о рождении ребенка, а уже состоявшимся мамам - сохранять свой профессиональный статус и оставаться благополучными в социальном и экономическом плане гражданами. Иными словами, что же необходимо, чтобы социальный риск, который неизбежно присутствует в долгом процессе рождения, ухода и воспитания детей, чаще всего ложащемся на плечи женщин, сводился мерами социальной политики к минимуму? Для решения этого вопроса мы выделяли несколько направлений работы.
Во-первых, мы выделили женщин с детьми-дошкольниками как отдельную социальную группу со своими особыми интересами, потребностями и возможностями и провели доскональное исследование их образа жизни. Кто они - современные мамы? Каковы их жизненные трудности и как они их пытаются решить? Каковы их потребности и ожидания от общества? Мы обнаружили много интересных фактов в ходе исследования, и полагаем, что нашему читателю также будет интересно их узнать со страниц данной книги.
Во-вторых, мы очертили и изучили пространство социального партнерства. Чтобы работающие мамы чувствовали себя благополучно в обществе, необходим диалог со многими субъектами общества, представляющими как власть, так и бизнес. Именно поэтому мы уделили особое внимание тому, какие современные социальные политики реализуются в организациях Москвы. При этом мы задавались вопросом, с одной стороны, насколько они соответствуют ожиданиям и потребностям работающих мам, а с другой - как это вписывается в государственную социальную политику и, в частности, в социальную политику правительства Москвы? Насколько соответствует то, что делают организации и власть, ожиданиям и потребностям работающих мам и что необходимо в существующей ситуации сделать, чтобы труд женщин с детьми был более комфортным для них самих и более производительным для работодателя?
И наконец, полученные данные мы использовали для разработки новых социальных технологий, которые бы стимулировали всех выше обозначенных заинтересованных лиц в принятии новых управленческих решений, направленных на создание более удобных условий жизни для женщин с детьми, позволяя им сочетать работу и материнство. Так, нам очень приятно признать, что одна из наших инициатив при активной поддержке первого заместителя мэра Москвы Людмилы Ивановны Швецовой вылилась в проведение Комитетом общественных связей г. Москвы общегородского конкурса "Лучшее предприятие для работающих мам". Мы надеемся, что этот инновационный опыт будет расширяться другими инициативами, которые в итоге приведут к реальным изменениям в обществе, а вопрос "работа или семья" перестанет быть столь острым для современных женщин.
Руководитель проекта,
Председатель комиссии по улучшению качества жизни москвичей
Общественного совета города Москвы
О.А. Бессолова.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
КОНКУРС ПУБЛИКАЦИЙ В МОСКОВСКИХ СМИ "ЛЮДИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ-2008"
Центр взаимодействия общественных и государственных структур "Социальное партнерство" объявляет о проведении конкурса публикаций в московских СМИ "Люди для людей-2008".
Организаторы конкурса: Центр "Социальное партнерство", Комитет общественных связей г. Москвы и Союз журналистов России.
Цель конкурса.
Целью проведения конкурса является стимулирование участия окружных, межрайонных и районных СМИ в общественном развитии г. Москвы путем формирования позитивного информационного потока, способствующего самоорганизации граждан, вовлечению их в решение социальных проблем местного сообщества.
Задачи конкурса:
Конкурс "Люди для людей-2008" проходит в рамках мероприятий, посвященных Году семьи в городе Москве.
Номинации Конкурса
Заявки на участие в конкурсе
Материалы, представленные на конкурс, должны быть опубликованы в районных или окружных СМИ города Москвы в период с 1.11.2007 г. по 31.10. 2008 г.
Заявку на участие в конкурсе может подать автор опубликованного материала, а также редактор СМИ, если для участия в конкурсе направляется серия публикаций разных авторов.
В номинации "Как наше слово отзовется", помимо самой публикации, заявитель представляет материалы, подтверждающие действенность публикации (сведения о состоявшихся событиях, вызванных публикацией, фотоснимки и т.п. по усмотрению автора).
Участники конкурса будут отмечены благодарностью Оргкомитета.
Победителям и лауреатам конкурса будут вручены Дипломы, денежные премии, ценные подарки.
Консультации по телефонам 8 (495) 237-00-72, 8 (495) 237-00-92 и электронной почте leonov@spcenter.ru
Источник: Союз журналистов России
http://www.ruj.ru/konkurs/081107-2.htm
ПО СТРАНИЦАМ КНИГИ "ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ"
В Информлистке № 40 сообщалось об одном из последних изданий Московского центра гендерных исследований (МЦГИ) "Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов". Издание осуществлено в рамках проекта МЦГИ "Продолжение деятельности аналитико-информационного ресурсного центра для сообщества гендерных экспертов" и рекомендовано к публикации Ученым советом Института философии РАН.
В силу важности обсуждаемых в книге проблем, приводим ряд выдержек из Введения к изданию, подготовленного О.А. Ворониной.
"Книга "Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов" является результатом трехлетней работы международного междисциплинарного коллектива экспертов по проблемам гендерного равенства. Главная цель работы этого коллектива заключалась в изучении статуса и деятельности национальных механизмов в различных странах мира, проведении сравнительного анализа и выработке представлений о том, что является необходимым для эффективной деятельности таких механизмов и какие препятствия возникают в их работе.
В международно-правовых документах под национальным механизмом (national machinery) по улучшению положения женщин понимается некоторая государственная структура, нацеленная на защиту интересов женщин при выработке социальной политики и ее практической реализации. Национальный механизм (НМ) имеет три измерения — правовое, организационное, содержательное. В каждой стране конкретные составляющие Национального механизма определяются множеством факторов — политических, экономических, культурных и проч. В последнее время национальные механизмы по улучшению положения женщин трансформируются в некоторых странах в национальные механизмы по гендерному равенству.
Развитие НМ связано с актуализацией темы прав человека в деятельности ряда международных организаций — ООН, ЮНЕСКО, Европейской комиссии по правам человека и многих других. В принятой в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" и должны обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в Декларации, "без какого-либо различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения".
В последней трети XX в. сформировалось представление о трех поколениях прав человека. К третьему поколению прав человека или к коллективным правам относят право на свободу от дискриминации по половому, расовому, этническому, национальному или возрастному признаку. Понятие коллективных прав означает, что индивиды, принадлежащие к социальным группам, ранее считавшимся маргинальными, не обладают теми же возможностями для реализации своих прав, что и индивиды из нормативной группы, и потому нуждаются в дополнительных механизмах для реализации прав человека или даже в дополнительных (специальных) правах.
Создание дополнительных средств защиты прав человека для женщин (women's human rights) признано международным сообществом необходимым потому, что факт принадлежности женщин к человечеству оказался недостаточным для обеспечения равенства их прав и возможностей. Европейское право, несмотря на претензию на универсальность, формировалось как ориентированное на мужчин и исключающее женщин (как, впрочем, и некоторые другие категории граждан). Для того чтобы женщины смогли реализовать всеобщие и универсальные права человека, недостаточно только формально уравнять их в правах, необходимо создавать новые законодательные нормы и формировать механизмы их соблюдения, а также содействовать изменению традиционных культурных норм и стереотипов феминности/маскулинности.
Принцип гендерного равенства стал последовательно разрабатываться и поддерживаться международным сообществом в последней трети XX в. Понятие гендерного равенства означает, что все человеческие существа обладают свободой выбора и свободой для развития своих личных способностей без ограничений, которые накладываются на них стереотипами и традиционной гендерной системой. Этот принцип означает равное распределение обязанностей, трудовой нагрузки, дохода, доступа к экономическим и интеллектуальным ресурсам и к принятию решений...
ООН способствовала разработке международных стандартов и законодательства по улучшению положения женщин. Одним из важнейших документов является Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДОЖ) (1979), ратифицированная к 2008 г. 185 странами мира. В КЛДОЖ впервые дается определение дискриминации в отношении женщин, которая "означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области". Иными словами, различие как таковое не интерпретируется как препятствие для равенства прав. В соответствии с текстом Конвенции, с политической точки зрения различие становится важным, когда оно выступает причиной нарушения прав — и это квалифицируется как дискриминация. Провозглашая новые принципы законодательного регулирования равенства, Конвенция отмечает, что "принятие государствами... временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами, не считается <...> дискриминационным, однако оно ни в коей мере не должно влечь за собой сохранение неравноправных или дифференцированных стандартов; эти меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного отношения". Таким образом, Конвенция допускает специальное обращение (в виде позитивной дискриминации или квотирования), равно как и "принятие государствами-участниками специальных мер, направленных на охрану материнства..." и не считает их дискриминационными.
В 1970-х годах ООН и его структурные подразделения приняли концепт "Женщины в развитии" (Women in Development), цель которого заключалась в вовлечении женщин в экономику и в локальные проекты местных сообществ. Однако вскоре стали очевидны проблемы, которые порождает этот подход. Женщины много работали, и их труд был составной частью экономики, хотя и не признавался таковым. Увеличение женской включенности в труд или в активистские проекты означал увеличение их нагрузки. Концепт "Женщины в развитии" фокусировался на женщинах, но не учитывал влияния социального контекста и роли мужчин.
Сменивший его подход "Гендер в развитии" стал более ориентированным на социальные отношения и взаимодействие между мужчинами и женщинами, культурный контекст и социальное конструирование маскулинности и феминности.
Этот подход также повлиял на оценку роли государства как инструмента изменений. Акцент был перенесен с интеграции на институционализацию (mainstreaming).
Институционализация означает выход за рамки программ и проектов для женщин и признание того, что гендерными проблемами должны заниматься все сектора, министерства и департаменты. Это, в свою очередь, должно повлечь за собой трансформацию институциональной структуры государственного управления и большее внимание к укреплению связей между национальным механизмом, правительством в целом и неправительственными организациями (НПО).
В 1988 г. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, рассмотрев доклады государств-участников КЛДОЖ, рекомендовал государствам-участникам создать и/или укрепить эффективные институциональные национальные механизмы и процедуры на высоком государственном уровне и с адекватными ресурсами, обязательствами и полномочиями, чтобы: консультировать по воздействию государственной политики на женщин; вести всесторонний мониторинг положения женщин; разрабатывать и внедрять политику, программы и меры по ликвидации дискриминации...
Таким образом, национальный механизм представляет собой специальную систему политических структур управления и практических мер государства, направленную на внедрение гендерного подхода во все области политики и решение гендерных проблем во всех областях общественной жизни. Национальный механизм должен быть создан как на федеральном уровне, так на региональном и местном. Действуя на единых принципах (правовых, идеологических, организационных, координирующих, контролирующих, финансово-обеспеченных), механизм должен быть способен осуществлять последовательную политику обеспечения гендерного равенства и улучшения положения женщин"...
Далее, особую роль сыграли IV Всемирная конференция ООН по положению женщин (Пекин, 1995) и принятые на ней документы. В частности, в п. 201 Пекинской Платформы действий (ППД) говорится, что "национальный механизм по вопросам улучшения положения женщин является центральным подразделением по координации политики в рамках правительства. Его основная задача заключается в том, чтобы оказывать правительству поддержку для учета гендерной проблематики во всех областях политики". В качестве необходимых условий для этого в ППД указываются:
а) подчиненность такого механизма должностному лицу максимально высокого уровня в правительстве: министру — члену кабинета;
б) наличие институциональных механизмов или процессов, которые содействуют, когда это необходимо, децентрализованному планированию, осуществлению и контролю в целях вовлечения неправительственных и общинных организаций с низового уровня и выше;
в) наличие достаточного объема ресурсов с точки зрения бюджетных средств и обеспечения кадрами;
г) возможность оказания влияния на разработку правительственной политики во всех областях.
Документы Пекинской конференции, а также последующие материалы и стратегии, разрабатываемые в рамках программы "Пекин+5", стали новым этапом в осмыслении проблемы. Происходит постепенный переход от акцентирования необходимости улучшения положения женщин и преодоления дискриминации к идее гендерного равенства.
В ППД был совершен переход от понятия "равноправие женщин с мужчинами" (что понималось как "подтягивание" женщин до мужского статуса) к понятию гендерного равенства. Это предполагает учет гендерных, т. е. социально сконструированных, различий. Одновременно с этим в Платформе действий сохраняется и акцент на защите женских прав.
В XXI в. идеи гендерного равенства прочно вошли в повестку дня международного сообщества. Правительства, принимавшие участие в Сессии ГенАссамблеи ООН "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке" (2000), приняли проект политической резолюции, в которой они взяли на себя обязательства обеспечить защиту всех прав человека и основных свобод, всесторонний учет гендерных аспектов во всех стратегиях и программах и способствовать расширению возможностей женщин для активного участия во всех сферах жизни общества.
На сессии также отмечалось, что... нередко НМ располагаются внутри социальных секторов правительств, иногда... начинают перемещаться в центральное место принятия решений - например, в министерство планирования или финансов или в офис президента или премьер-министра. Однако в некоторых странах (и это отчетливо видно в публикуемых в данной книге материалах) риторика гендерного равенства маскирует старую модель социальной защиты и поддержки материнства"...
Отмечается также, что "НМ не имеет четкой конфигурации, в каждой стране его форма определяется существующими политическими, экономическими, культурными факторами. Локализация национальных механизмов весьма разнообразна — они могут располагаться при президенте, правительстве, парламенте, в одном или нескольких министерствах. Структурные элементы НМ могут также иметь независимый статус в виде комиссий, консультативных органов или располагаться в секторе НПО. В некоторых странах НМ включает все эти элементы (и это дает наибольший эффект), в других — несколько, в третьих — только один"... "Важной частью НМ являются НПО, работающие в локальном сообществе (комьюнити), или сети таких НПО. Поддержка со стороны государства позволяет НПО участвовать в разработке национальной гендерной политики. В таком случае правительство должно придерживаться принципа "критического партнерства", в соответствии с которым доступ к государственной поддержке и ресурсам имеют не только НПО-сторонники, но и НПО-оппоненты правительственной политики. Необходимо признать роль НПО как агентов, представляющих интересы и жизненные перспективы тех групп населения, на социально-экономическое положение которых в первую очередь и оказывают влияние политические программы правительства"...
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ