В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ВЕСТИ ИЗ КАРЕЛИИ
Вера Хевсуришвили
schwili@onego.ru
РАЗВИТИЕ БАРЕНЦЕВА РЕГИОНА ЧЕРЕЗ ПАРТНЕРСТВО
16-18 октября 2008 г. в Мурманске состоялась конференция "Россия–Норвегия: активное партнерство". Проводилась она в рамках программы "Развитие Баренцева региона через партнерство cеверо-запада России и Норвегии" при поддержке Фонда "Новая Евразия".
Наряду с партнерскими проектами, реализуемыми в рамках совместной программы 2007-2008 гг. в республике Карелия, Архангельской и Мурманской областях, на конференции работали тематические группы, где рассматривалось проектирование возможных других партнерских проектов, в том числе группа "Региональное и городское развитие" (организация городского хозяйства, развитие ТСЖ, местное самоуправление, санация жилого фонда, повышение инвестиционной привлекательности территорий, социальное партнерство в развитии туризма, экотуризм и пр.). Экспертом и ведущим группы был руководитель Фонда поддержки инновационных проектов "Новое измерение" Андрей Сухоруков (г. Петрозаводск). В работе этой группы приняла участие Раиса Мусиенко, председатель правления Карельской региональной общественной организации "Горожане и Дом".
ПОД ЭГИДОЙ ИДЕЙ ГЕНДЕРНОГО И ЭТНИЧЕСКОГО РАВНОПРАВИЯ
20-21 сентября в Москве прошел установочный семинар участников проекта "Усиление потенциала мигранток и женщин этнических меньшинств по преодолению дискриминации", цель которого - сформировать предпосылки для более активного участия этой категории женщин в общественной жизни и в противостоянии этнической и гендерной дискриминации. От Республики Карелия участвовать в нем были приглашены представители КРОО "Союз карельского народа" и Общества грузинской культуры.
Проект рассчитан на два года. Финансовую поддержку оказывает Европейский Союз, и это неслучайно: в Европе миграционный бум, и в этой связи 2008 год объявлен годом миграционного диалога. Проект осуществляется итальянской общественной организацией Formaper, давно и успешно работающей в области продвижения идей гендерного и этнического равноправия, и Центром межнационального сотрудничества (г. Москва). Он будет реализовываться в семи городах России (Самара, Екатеринбург, Ярославль, Краснодар, Петрозаводск, Астрахань, Иркутск и Пермь) и предполагает взаимодействие активисток из этнических НКО с органами власти и СМИ. Знакомство с международными правами и соглашениями, подписанными Россией, предоставит дополнительные возможности женщинам, работающим в общественных организациях.
ВТОРЫЕ РОССИЙСКИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ "ЧТО УВИДЕЛ В ГНЕЗДЕ, ТО БУДЕТ И В ПОЛЕТЕ"
Вторые российские межнациональные родительские чтения "Что увидел в гнезде, то будет и в полете" состоялись в Москве 7-8 октября 2008 года. Основными организаторами выступили Российское общественное движение "Родительская забота", Международный центр гуманной педагогики, Ассоциация творческих учителей России, Всероссийское общественное движение "Образование для всех", Международный клуб "Concordia" и др.
Основными участниками чтений были представители региональных отделений общественного движения "Родительская забота" из России, Литвы и Украины, а также представители общественных организаций, деятели науки, образования и культуры из Москвы.
На открытии конференции, которое состоялось в помещении Государственной Думы РФ, был поднят целый ряд актуальных для современной школы и учительства проблем самого различного плана. Идея первого дня конференции выражена словами Яна Амоса Каменского: "Человечество развивает и улучшает себя через воспитание детей. Это – самое великое из всех дел человеческих".
Чтения открыли Мансурова К.Ш., председатель родительского общественного движения "Родительская забота" и Смолин О.Н., зам. председателя Комитета ГД по образованию и науке.
Перед началом работы Чтений все участники послушали духовные песни и игру на гуслях Басурмановой Л.А..
Далее выступил Амонашвили Ш.А., доктор психологических наук, профессор МГПУ, академик РАО. В своем выступлении он высказал свою обеспокоенность проблемами, стоящими в сфере образования, подготовки педагогов и родителей, взаимоотношениями педагогов и родителей, состоянием семьи. В выступлении было поставлено больше вопросов, чем предложено ответов. Ш.А Амонашвили призвал всех к откровенному и конструктивному разговору. Он признал, что в настоящее время семья уже не выполняет свою функцию основы устойчивости общества, что все труднее и труднее защищать детей от агрессии взрослых (в том числе и родителей), что нередко единственным субъектом, который обеспечивает ребенку ласку и заботу в семье, оказывается бабушка, что взращивать и формировать мировоззрение ребенка с каждым годом все труднее и труднее.
После этого выступил Смолин О.Н., который также является и руководителем движения "Образование для всех". В своем выступлении он привел ряд цифр, показывающих значительный рост заболеваний алкоголизмом, наркоманией, рост смертности среди детей. Он также высказал свое отрицательное отношение к ЕГЭ как обязательной системе оценок знаний учащихся и со своей стороны заверил, что будет прикладывать все усилия к тому, чтобы у школьников был выбор – сдавать экзамены или ЕГЭ. "ЕГЭ логично встроен в американскую систему образования, в меньшей степени – в европейские, считает он, - они имеют главной целью формирование человека потребительского общества. Потребитель, как и старшеклассник, сдающий ЕГЭ, должен правильно выбрать один товар из нескольких предлагаемых. Но в России нет потребительского общества. Месячная заработная плата в стране примерно такая же в рублях, как за рубежом – в долларах или в евро.
Отечественная система образования будет утрачивать те конкурентные преимущества, которые когда-то у неё существовали, если серьёзную школу, основанную на знаниях, ориентированную на рассуждения, развитие мышления и творческих способностей ребёнка, заменять тестовой системой, которая сводится к угадыванию с вероятностью 25 процентов одного ответа из четырёх" (http://smolin.ru/calendar/0/955/).
Далее выступили представители региональных отделений движения "Родительская забота" из Нижнего Новгорода, Набережных Челнов, Кирова и др. и представители педагогической науки, которые обсудили проблемы продолжающегося бегства детей из семей, роста численности неполных семей и наркомании. Выступающие высказали свою озабоченность тем, что в настоящее время школа не готова работать с семьей, что чрезвычайно мало развито представление о семейной педагогике.
Работа второго дня проходила в московском Доме учителя. Идея второго дня: "Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя" - Л.Н. Толстой.
Работа была организована в формате круглых столов таких, как "Молодежь и осознанное родительство", "Гармония взаимоотношений мужчины и женщины в браке (в семье)", "Нить серебряная связи поколений" и др.
Работа круглых столов показала, что представители учительского сообщества озабочены тем, что в последнее время основополагающие цели воспитания оказались утраченными – сейчас внимание обращается только на обретение высоких позиций в обществе, а такие ценности как гражданственность и патриотизм практически оказались за пределами внимания (Офицеров Д.В., Федерация за всеобщий мир). Обеспокоенность участников Чтений (Загладина М.Т.) вызвали такие проблемы как детский суицид (Россия заняла по этому показателю второе место в мире), увеличение количества разводов, низкая культура родительства, недостаточный уровень подготовки учительских кадров, падение авторитета семьи. Было высказано пожелание создавать детско-родительские сообщества для развития креативных способностей как детей, так и взрослых.
Сидорова Л.А., руководитель Центра и газеты "Светлячок", обсудила проблемы внешкольного воспитания и организации досуговой деятельности дошкольников. По ее мнению, положение в этой сфере совершенно недопустимо. Для исправления ситуации нужно, прежде всего, чтобы родители перестали быть простыми наблюдателями за детьми и трансляторами абсолютной истины, оценивающими поступки своих чад, а превратились бы в партнеров по жизни.
Многие из выступающих (Белокопыльская Л.Г., Стеклонникова С.Н. и др.) рассматривали процесс воспитания как попытку визуализировать основополагающие ценности через сохранение интереса к конкретной активности детей. В частности, процесс взаимоотношений между членами семьи различных возрастов, с которым дети сталкиваются впрямую (а семья нередко состоит не из 2-х поколений, как принято считать обычно, а из 3-х), может перерасти в интерес к своей родословной, сквозь которую возможно по-иному оценить и исторические события жизни страны.
На одном из круглых столов Мазилкина И.Е. - редактор нового журнала для детей и родителей "Матушка" - обсудила политику своего журнала, который, по ее мысли, призван стать светским, но православно ориентированным женским материнским журналом, в котором предполагается давать сведения по проблемам русской истории. При этом особый акцент делается на игровых ситуациях. В журнале дается разнообразный материал для детских игр, используется гипотеза о том, что в основе архетипа игры лежит архетип истории как таковой – в результате "игра использует те же знаки, что и история". История России визуализируется через принцип общей конструкции дома и, далее, конструкции древнего города. Такой подход, по мнению редакции журнала, призван показать роль женщины в прошедшей истории и обнаружить некоторые истоки современных проблем.
Директор ИЦ НЖФ Божкова Е.А. отметила, что современный процесс обучения настроен только на знание и резко недоучитывает значение для жизни различного рода навыков и чувств, что требует от преподавателя гораздо больших усилий, чем просто трансляция определенной информации. Эта ситуация начинается еще в детском саду, где практически проводится только проект "подготовки ребенка к школе", но не оснащение его навыками, помогающими ему справиться с новым для него статусом. Плохую услугу оказывает ребенку и современный Fast Food. Сейчас принято кормить ребенка пищей, предназначенной для взрослых, поэтому дети все чаще страдают теми же недугами, что и взрослые (заболевания поджелудочной железы и др.).
Далее, в школе ребенка нередко трактуют как некий объект дидактического воздействия, а не как субъект. Это происходит из-за отсутствия условий для совместной коллективной работы детей и учителей, где учитель призван выступать не как абсолютный держатель истины. Такая ситуация способствует тому, что исчезает осознание необходимости и важности присутствия заботы. В таком случае получается, что "воспитывать должна семья, а обучать – школа". Это – в корне неверная постановка вопроса: и в школе, и в семье нужно как обучать, так и воспитывать.
Здесь нужно учитывать также, что для создания глубокой и прочной мотивации необходимо освоить умение прорабатывать чувства людей, а это требует более серьезных методик, чем нынешние: в частности, умения проводить диалог, который у нас нередко заменяют простым анкетированием, – что далеко не одно и то же. Божкова Е.А. отметила также, что на родительском собрании мамы и папы часто ждут содержательного общения, а не только критики детей, но педагоги, не привыкшие к режиму диалога, не в состоянии это обеспечить. Грамотная организация обсуждения требует, в частности, осознания того, что важна не только непосредственно обсуждаемая тема, но и ее контекст – то есть те умения, которые помогают реализовать целостный подход. В настоящее время такая организация общения осуществляется только наиболее творческими педагогами на свой страх и риск и требует огромных энергетических и человеческих затрат, поэтому не удивительно, что все более заметен "эффект выгорания".
При подведении итогов Чтений было принято решение провести в 2009 году Третьи российские межнациональные родительские чтения с организацией мастер-классов, поскольку встреча этого года показала, что уже наработан хороший опыт, который требует своего обсуждения и проработки. Кроме того, было принято решение обратиться в правительство РФ о необходимости открытия образовательного и родительского каналов на ТВ, подготовить и направить в Парламент письмо с предложением рассматривать ЕГЭ как мероприятия добровольного характера.
Е. Божкова,
Т. Клименкова,
ИЦ НЖФ
ФОРУМ "РОЛЬ ЖЕНЩИН В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ" (ОМСК, 07.10.08)
7 октября в Омске состоялся форум "Роль женщин в инновационном развитии России". В нем приняли участие свыше 150 представительниц общественных организаций, профсоюзов, вузов и СМИ. На форуме также присутствовали член оргкомитета по подготовке Всероссийского женского съезда, председатель Межрегионального профсоюза работников домашнего хозяйства "8 Марта" Марина Ракша, митрополит Омский и Тарский Владыка Феодосий, представители федеральных и местных органов власти.
В формате секций обсуждались наиболее актуальные темы "Демография и здоровье женщины", "Социальная востребованность женщин в современном обществе", "Государство и женщины, вопросы гендерной политики", "Роль женщины в семейном воспитании, духовном и культурном развитии детей". Итогом работы форума стало принятие резолюции и выборы делегатов на Всероссийский съезд женщин, который пройдет в Москве в ноябре.
Маргарита Козлова,
телефоны: (3812) 76-24-62, 8-908-799-40-32,
e-mail: info@omskngo.ru
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
СЕМИНАР "БАЛАНС РАБОТЫ И СЕМЬИ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРЕДОВОЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ" (МОСКВА, 16.10.08)
Каким образом можно реализовать потенциал женщин, возвращающихся на работу после отпуска по уходу за ребенком? Как реорганизовать условия труда для этой немалой группы экономически активного населения Москвы, чтобы ее труд становился более удобным для женщин и эффективным для работодателя? Об этом шла речь на семинаре "Баланс работы и семьи: современные тенденции и передовой опыт реализации семейной политики на предприятии", который прошел в Москве в Правительстве Москвы при поддержке Комитета общественных связей города Москвы.
В семинаре приняли участие руководители предприятий, председатели профкомов, представители государственных структур, эксперты по управлению персоналом.
Подробная информация размещена на сайте www.mamanarabote.ru.
Телефон: 8-916-936-57-27
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ – ШАГ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ДОМАШНЕМУ НАСИЛИЮ НА СТАВРОПОЛЬЕ
13 октября в Ставрополе состоялась конференция "Библиотека и некоммерческие неправительственные организации (ННО): совместная деятельность по профилактике домашнего насилия в Ставропольском крае". Обсуждение опыта просветительской работы прошло на базе Ставропольской краевой юношеской библиотеки (СКЮБ) в рамках проекта Института социальных перспектив "Счастливы вместе: защита прав молодежи на жизнь без домашнего насилия".
Первая часть конференции, в которой участвовали представительницы 15 библиотек из 11 районов Ставропольского края, позволила ретроспективно рассмотреть опыт сотрудничества ИСП и библиотек, работающих с молодежью.
Основная дискуссия и доклады касались нынешнего этапа сотрудничества – развертывания системы профилактики домашнего насилия. Ирина Демченко, директор ИСП, сообщила о ходе проекта, имеющихся успехах и трудностях выработки моделей межсекторного взаимодействия и комплексного реагирования на проблему домашнего насилия. Участники конференции в г. Ставрополе ознакомились с неутешительными материалами исследования состояния данной проблемы в ЮФО, проведенного в рамках проекта "Включить в сферу внимания" при участии специалистов ИСП союзом "Женщины Дона".
С докладом об итогах совместной деятельности в библиотеках на местах выступила заслуженный работник культуры РФ Людмила Игнатова, директор СКЮБ. Важным достижением проекта, по мнению представителей библиотечного сообщества, стало создание "уголков ненасилия" в библиотеках. Теперь в беседе с библиотекарем можно получить первичные сведения о проблеме, вариантах поиска решения, ознакомиться с изданиями по данному вопросу.
Итогом обсуждения стало предложение обратиться к краевым депутатам с наказом принять закон об искоренении домашнего насилия. Проблема эта, подчеркивали участницы конференции, актуальна для всех населенных пунктов Ставропольского края, ее решение зависит не только от личной культуры каждого семьянина, но и от общества, которое не должно оставлять без последствий факты психического, физического и сексуального насилия в отношении женщин.
Л.В.Михайлова, работник сельской библиотеки пос. Фазанный Кировского района Ставропольского края обратилась к участникам конференции: "Желаю, чтобы данный проект завершился в итоге принятием нужных простым людям законов".
О ПРОЕКТЕ. Институт социальных перспектив (ИСП) – некоммерческое партнерство, созданное по инициативе граждан, владеющих профессиональными знаниями и опытом в областях управления, образования и социальной работы. С июня 2007 года два представителя ИСП входят в комиссию Общественного совета г. Пятигорска по благотворительности, милосердию и волонтерству (Общественный совет – консультативный орган при Главе города, учрежденный решением Думы г. Пятигорска).
В 2008 году специалисты ИСП реализуют несколько гражданских инициатив, в том числе проект "Счастливы вместе: защита прав молодежи на жизнь без домашнего насилия". Данный проект Института социальных перспектив (ИСП), имеющий социальное значение в сфере защиты прав и свобод человека и правового просвещения населения, получил поддержку независимой организации "В поддержку гражданского общества" (г. Москва). При его реализации в соответствии с распоряжением Президента РФ от 30 июня 2007 года №367-рп используются выделенные в качестве гранта средства государственной поддержки.
Источник: "Спектр Инфо" со ссылкой
на Институт социальных перспектив г. Пятигорска
http://www.spektr.info/info/news/2008/10/13/7874/
НОВОСТИ ИЗ ТВЕРИ
Надежда Кружкова,
президент Центра социальной реабилитации женщин "Так живем"
Предлагаем читателям "Вестнички" еще одну публикацию из серии "Тверские женские истории". Этот материал был подготовлен в рамках проекта "Наставник-ученику" Центра "Так живем", над которым мы заканчиваем работать.
ДЕТИ ЦВЕТОВ ИЗ ГОРОДА СКАЗОК
Прозрачные тарелочки, бутылочки и вазы, украшенные причудливыми букетиками цветов… Что-то необычное в давно знакомом. Нет, на роспись красками это не похоже. Цветы явно настоящие, но они будто влиты в стекло. Вот фиолетовые анютины глазки в нежно-желтых оборочках: светятся изнутри так, что видна каждая прожилочка, каждый нерв цветка. А на белой тарелочке застыл букетик из фиалок и шиповника в обрамлении веточек папоротника с экзотическим названием "Венерин волос". Очевидно, что это коллажи. Но как они сделаны?!
Цветы с древних времен играли важную роль в жизни человека. Они – символ верности и счастья, радости и печали, непременные участники пышных церемоний и скромных семейных праздников, знак внимания, почитания, любви, прощания, восхищения… На языке цветов люди выражают свои самые сильные чувства. И зная великую силу их власти, эмоционального воздействия на человека, художники уже много веков используют их совершенные формы, красоту и уникальность в своих работах. Цветы рисуют, вышивают, ткут, плетут из атласных лент, вырезают из шелка и кожи, склеивают из камешков… Нынче трудно себе представить дом без цветочного убранства - живых цветов на подоконниках или сухоцветов на полках и стенах. Существуют сотни, тысячи приемов создания образа цветка. Но не иссякает фантазия, которую рождает это совершенное чудо природы - появляются новые приемы и методики увековечения растений. Как эти коллажи, что так поразили посетителей выставки "Наставник - ученику". Они выполнены в технике цветосложения. (Не путайте с научным понятием "цветосложение (aestivatio)", объясняющим как и почему сложены лепестки разных растений еще в бутонах). Мы говорим о цветосложении рукотворном. Это один из видов творчества человека, можно сказать, "живопись цветами".
Только год назад ученики Тверской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I-II видов начали осваивать эту технику под руководством педагога Елены Леоновой.
Сама Елена Геннадьевна познакомилась с цветосложением на одном из семинаров Информационного центра независимого женского форума (г. Москва) по приглашению Центра "Так живем", где мастер-класс давала известный флорист, специалист по европейскому коллажу Людмила Солод. Тогда же она подарила Елене Леоновой свою книгу "Цветочные чудо-коллажи". Наверное, увидела, как жадно ловила ученица каждое слово мастера на занятиях, каким светлым азартом горели ее глаза.
Они и сейчас горят, когда Елена Геннадьевна увлеченно рассказывает мне о работах своих юных учеников. Так рассказывает, что и я невольно загораюсь желанием попробовать сделать ну хотя бы простенькую цветочную картину из живых прессованных растений. И дотошно расспрашиваю, и подробно записываю. И наверняка попробую. Ведь чудо как хороши эти коллажи! Войти в картину – и шагнуть на поле цветов, что может быть прекраснее! Особенно для современного жителя современных городов. Согласитесь, нам так не хватает общения с живой природой. Отсюда и стрессы, и плохое настроение, и недовольство собой… Занятия флористикой - один из вариантов помочь себе, они восполняют пробелы в общении с флорой и улучшают настроение. Кроме того, развивают творческий потенциал, воспитывают вкус и чувство стиля. Не верите? Попробуйте и убедитесь в справедливости этой теории.
"Техника сложная, - рассказывает Елена Геннадьевна, – младшим деткам освоить ее не по силам, занимаюсь только со старшеклассниками. Материалом для выражения творческих идей служат живые растения, которые нужно собрать и засушить по особой методике, чтобы каждый лепесток, каждая травинка были плоскими и гладкими. Правда, высохнув, они становятся очень хрупкими и работать нужно пинцетом – бережно, аккуратно. Промазываем детали будущего рисунка резиновым клеем, накладываем на тарелку, на поверхность бутылки или вазы, а затем покрываем лаком. Центром композиции могут стать разные элементы – цветок, травинка, изогнутый вьюнок. Главное, не перегрузить ее деталями, не допустить слияния цвета. Акцент, нюанс, симметрия – все, как в живописи".
Но во флористике, подумала я, еще очень важно понимать язык цветов. Флорист - профессия уникальная по своей сути, ибо только она позволяет человеку проявить свою любовь к творчеству, природе и людям одновременно и в полной мере. Как проявляет ее, что очевидно, Елена Леонова.
"Детки, детишки" - (так называет она своих учеников), увы, не слышат звука ее ласкового голоса. Но она умеет с ними разговаривать так, что они улавливают ее доброжелательную, располагающую к доверию интонацию. А глаза, горящие новой идеей, довершают процесс увлечения. И вот уже дети – союзники педагога. И вместе придумывают, как в расписанный ими витраж вклеить сухоцвет или сделать своими руками лучшую в мире поздравительную открытку?
Увлеченность – очень яркая черта характера Елены Геннадьевны - человека творческого, неординарного и, безусловно, талантливого. Еще в школе она "заболела" рисованием, была бессменным членом редколлегии школьной газеты, писала (и до сих пор пишет) картины маслом. Педагогика тоже была любовью Елены и, когда пришла пора выбирать профессию, поступила в педагогическое училище. Но и художественное творчество стало делом ее жизни. Окончив учебу, Елена Геннадьевна работала воспитателем в детском саду для глухих ребятишек, которых учила всему, в том числе лепить, рисовать, вырезать и клеить…
"А чтобы мы с детками друг друга понимали, - рассказала она, - я учила язык жестов и дактильную речь, сама училась у сурдопедагога. Очень важно понимать друг друга…".
А пять лет назад Леонова перешла на работу в школу для глухих детей на должность учителя рисования.
Чего только не творят ученики на ее уроках?! "Я им все разрешаю, - улыбается Елена Геннадьевна, - любые фантазии, любые идеи – все пробуем воплотить".
Ничто не вдохновляет так, как тепло, исходящее от ручной работы. Вон они, плоды идей и вдохновенья, бережно собраны, по полочкам расставлены, по стеночке развешены: замечательная выставка работ ее учеников – ее гордость. Помещение школы маленькое, особенно развернуться негде, но для такой красоты отвели уголок. Хоровод веселых, нарядных матрешек – того и гляди, запоют-затопают. Расписные пасхальные яйца с изображением сказочных жар-птицы, конька-горбунка и цветов невиданных – аленьких. "Это еще наш Ванечка расписывал, - с нежностью говорит Елена Геннадьевна".
Ванечка Жуков – гордость школы. "Сейчас он в художественном лицее на первом курсе учится. А ведь сначала Ванечку - звездочку нашу самую яркую, в лицей принимать боялись: как, мол, глухой ребенок учиться сможет? А он смог! И как успешно учится! Преподаватели лицея звонили в школу, спрашивали, нет ли у нас еще таких талантливых ребят? Есть, говорю, у нас все талантливые!.."
И вот яркие тому доказательства – картины на ткани, авторские работы – наивные и зрелые, но все - очаровательные и уж точно неповторимые. Батик – особая строка в творческой биографии школы.
"Мои друзья, зная, как я люблю рисовать, подарили мне книгу "Батик". Я попробовала дома и увлеклась. Подумала, что это будет интересно и детям. Ведь батик включает в себя все виды живописи. И разные техники. А мне всегда хотелось объединить деток каким-то одним делом, чтобы увлеклась вся школа. И чтобы это было не просто хобби, а в будущем могло стать ремеслом, профессией. Или приносить доход, как надомный труд. Кроме этого, занятия арт-терапией помогают решать коррекционные задачи. Мы побуждаем детей к речи, они узнают много новых слов, значит, происходит активизация их словаря, расширяется круг их познания. Они учатся работать с различными тканями – распознают их по качеству, подбирают к ним краски. Осваивая разные технологии изготовления батика, дети развивают мелкую моторику рук".
Вот уже третий год в этой школе с удовольствием занимаются батиком ученики всех классов, начиная с первого. Причем, по собственной программе Елены Леоновой. Она ее составляла с учетом скромных "возможностей" школы и ограниченных возможностей слуха своих талантливых учеников. Она подбирала и выписывала в своей программе особые технологии изготовления холодного батика - для горячего в школе нет условий. А когда надо было показать ребятам разницу - "горячий" батик дома "запарила".
За эти три года работ, достойных выставки, скопилось немало. Один горный орел чего стоит!? Как он грозно глядит своим желтым глазом… "Работа Никиты Камкина, - рассказывает Елена Геннадьевна, - у него потрясающее чувство цвета и рука твердая. Недаром он сын художника. Забавная коровка, что пасется на лугу под солнышком – коллективная работа учеников 5 и 6 класса. Очаровательную кошку нарисовала Любочка Иванова из четвертого класса. "Волшебные цветы" - коллективная работа первоклашек… А эти экзотические "Пионы" нарисовал Максим Гатаулин из 6 класса - очень талантливый мальчик. А вот работа еще одной нашей звездочки, четвероклассницы Ирочки Мухортовой. Коллаж "Цветочная фантазия" выполнен в технике цветосложения. Ирочка такая умница! Такой талант!"
От обилия прекрасных работ переполняли эмоции. Было ощущение, что я попала в сказочный город, где живут роскошный рыжий кот с зелеными глазами, разноцветные юркие рыбки и невесомые бабочки, Царевна-лебедь и олененок с нежными рожками-цветочками… А в дивном замке, что стоит на высокой горе, ждет своего принца прекрасная принцесса. И богатырь на коне с красной гривой охраняет ее покой. Я не только видела, но и будто слышала звуки сказочного города – мурлыкал рыжий кот, хлопали крылышками бабочки, из окон замка раздавалось пение прекрасной принцессы, а ромашки кружились в вихре вальса… Создали этот чудесный мир ученики Елены Леоновой – дети с проблемами слуха. Как удалось им не только разглядеть, но и услышать все, чем живет этот мир? И передать его звуки, его музыку в своих работах? Да, безусловно, эти дети талантливы. А раскрыть талант, пробудить тягу к творческому труду им помогла Елена Геннадьевна – их замечательный педагог, их чуткий наставник. Она сумела и маленькую руку правильно поставить, и до сердца детского достучаться, и зажечь его творческим огнем. Она учит ребят тонко чувствовать красоту природы и жить с ней в гармонии.
Не помню, кто сказал, что по большому счету, все люди – дети цветов. Эдакие маленькие эльфы-волшебники, которые любят спать в тюльпанах. После знакомства с Еленой Геннадьевной и ее учениками начинаешь в это верить.
Наталья ЧАРУХЧЕВА
Областная социальная газета "Так живем", июль 2008 год.
ПЕРВЫЙ ВСЕМИРНЫЙ ФОРУМ ЖЕНСКИХ УБЕЖИЩ
Первый Всемирный форум женских убежищ прошел в Эдмонтоне (Канада) 8-11 сентября 2008 года. Впервые работники убежищ из 51 страны со всех континентов собрались для обмена опытом, налаживания сетевых контактов и для обращения к государствам и обществу с целью улучшения помощи женщинам и детям, пострадавшим от насилия.
Форум предваряла конференция по работе с мужчинами, применяющими насилие в семье, и их роли в борьбе с гендерным насилием. Выставка плакатов против насилия над женщинами была привезена полицейским из Дублина Калмом Дермси. Мы были рады увидеть наши плакаты, которые отдали ему еще в 2002 году в Дублине, когда вступили в Европейскую ассоциацию кризисных центров для женщин.
Тематика форума включала множество тем, из которых, пожалуй, самыми интересными были оценка эффективности деятельности убежищ; поддержка сотрудников убежищ в их работе; этика, стандарты и инновации в работе убежищ. Несмотря на разнообразие форм убежищ, большинство из них финансируется из бюджетов городов или муниципалитетов, а руководят работой в них общественные женские организации. Более того, радикальная часть форума настаивала на полном волонтерстве женщин в убежищах и на недопущении в них государственных бюрократов и специалистов, которые паталогизируют женщин, перенесших насилие. Женщины среднего класса поднимали вопрос о возможности открытия в своих домах приютов для нуждающихся: "Почему мы не можем открыть двери для наших сестер и защитить их от насилия?"
Представительницы женских НКО скептически оценили работу с мужчинами по профилактике гнева, которую всячески пропагандировал внук Махатмы Ганди. Женщины сообщали, что мужчины становятся только более изощренными в применении дискриминации, главное - их надо учить воспринимать женщин как равных себе.
Наша презентация была посвящена первому российскому убежищу для жертв торговли, который наш центр открыл 12 декабря 2000 г.. Так как общественным организациям сложно получить помещение под убежище, то мы выбрали самый быстрый путь – аренду частных квартир. Несмотря на отсутствие стабильности в финансирования и смены помещений, которые приводили к перерывам в его функционировании, за 7 лет нашей работы нашим убежищем воспользовались 70 женщин с детьми, пострадавших от трэффика и насилия со стороны партнера. Большинство пострадавших не имели российских паспортов вообще и каких-либо справок о здоровье. Причем, под помощью понимается комплексная долгосрочная поддержка женщин. Стоимость такой помощи могла доходить до 200 тыс. рублей за 7 месяцев и включать юридическое обеспечение судебных процессов по восстановлению права на жилье, документов, защите в уголовном процессе, реабилитацию от алкоголизма и наркомании, обучение, 100% социальную адвокацию и психотерапевтическую помощь.
Мы говорили о том, что ситуация с убежищами для женщин в России является неприемлемой. Несмотря на то, что государство создало более 3 300 центров помощи семьи и детям, различных ППМС центров, только 23 из них являются исключительно центрами для женщин. По данным Международной амнистии в России всего 8 государственных убежищ для женщин и их детей, пострадавших от насилия. То есть одно место на 9 млн. человек. Это неудивительно в рамках той политики, при которой государство продолжает считать, что надо сохранять, прежде всего, семью как формальную структуру и не видит различия в потребностях и уязвимости мужчин и женщин внутри семьи. Доступность существующих госубежищ ограничена территориальным признаком, справками о здоровье и "доказательствами" из милиции. Но самое главное, что после этих госубежищ женщины обращались к нам в слезах по поводу обращения с ними: "Что вы пришли на казенные харчи?"
Проехав по России от Калининграда до Дальнего Востока в рамках проекта "Живя для будущего", мы видели государственные убежища, которые простаивала годами и никого не принимали; где самой большой комнатой была комната директора, а комната для пострадавших вмещала в себя 6 двухъярусных кроватей, Но, пожалуй, самым уникальным производством российской социальной бюрократической системы являются убежища, в которых мужчины и женщины находятся вместе - просто на разных этажах здания, а иногда, и через перегородку была комната для мужчин, возвратившихся из мест лишения свободы. Качество работы персонала этих убежищ пока никоим образом не оценивалась.
Предлагаем включить в повестку конференции к 100-летию Первого женского съезда вопрос об увеличении количества и разнообразных форм убежищ для женщин, в том числе и для увеличивающегося количества женщин из бывших республик и малых российских городов; специализированных стационаров для наркозависимых женщин и реабилитационные дома после проституции и трэффика.
На Форуме в Канаде были сказаны важные для нас слова, примерно такие: "Мы работаем в очень тяжелой сфере, мы каждый день выслушиваем страшные истории, сталкиваемся с угрозами и опасностью. И нормально, что мы выгораем и болеем от этого. Выгорание - это не есть признак непрофессионализма, это нормальная человеческая реакция на дискриминацию и насилие, которое мы видим вокруг нас". Думаю, что наша работа - это непризнанный вид мужества женщин.
Ходырева Наталия
tashakhod@yandex.ru
Кризисный центр для женщин
29.09.08
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
ВТОРОЙ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "МИР ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ"
CAF Россия в рамках программы "Мир открыт для всех" при финансовой поддержке Благотворительного фонда социальных инноваций "Агат" проводит второй открытый конкурс проектов "Создание и развитие эффективных видов помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью) и пожилых людей". Конкурс стартовал 10 октября 2008 года.
Цель конкурса – выявить и поддержать лучшие проекты, направленные на решение актуальных проблем наименее защищенных групп людей:
На момент объявления Конкурса объем конкурсного фонда составляет восемь миллионов рублей. Размер финансирования одного проекта — от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей.
Положение о втором конкурсе: http://www.cafrussia.ru/files/blocks/polojenie.doc
Форма заявки: http://www.cafrussia.ru/files/blocks/forma.doc
Источник: сайт Cafrussia
http://www.cafrussia.ru/news/229/
КОМПАНИЯ "БАТ РОССИЯ" ОБЪЯВЛЯЕТ V КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "ВРЕМЯ ПОМОГАТЬ!"
Санкт-Петербург. В конкурсе традиционно участвуют проекты некоммерческих организаций, цель которых – социальная адаптация людей с ограниченными физическими возможностями. В 2008 году бюджет конкурса был увеличен и составил 1,6 млн. рублей. Проекты-победители получат гранты в размере от 90 тыс. до 200 тыс. рублей.
Заявки принимаются от НКО, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Чтобы получить грант, проект должен быть ориентирован на средне- или долгосрочную перспективу, привлекать волонтеров к реализации проекта и способен самостоятельно существовать после завершения финансирования в рамках конкурса.
Административную поддержку конкурса обеспечивает Центр развития некоммерческих организаций.
Заявки принимаются до 30 октября. Результаты отбора конкурсных заявок будут объявлены 30 ноября. Форма заявки и подробная информация - на сайте www.crno.ru
Центр развития некоммерческих организаций,
телефон: (812) 718-37-94,
e-mail: timetohelp@crno.ru
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
ОБЪЯВЛЕН ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ "ДЕРЖАВА-2008"
Москва. Его проводят Общественная палата РФ, Фонд "Единство во имя России" и Фонд "Русский мир". Конкурс проводится по номинациям "Великая держава", "Процветающая держава", "Единая держава", "Русский мир" в два тура, подведение итогов состоится в декабре. В каждой из четырех номинаций для победителей устанавливаются награды: первая премия – 300 тыс. рублей, вторая – 150 тыс. рублей, третья – 75 тыс. рублей. На конкурс принимаются работы отдельных авторов и авторских коллективов, оформленные в виде статей или тезисов, посвященные проблемам модернизации страны и направленные на решение задач в ключевых сферах жизни общества. В проекте должна быть раскрыта выбранная тема и выдвинуты конкретные инновационные предложения по решению поставленных проблем. К работе прилагается сопроводительная записка, в которой необходимо указать: имя автора, адрес, контактную информацию, возраст, образование, ученую степень, звание, список опубликованных работ по теме (если таковые имеются). Материалы принимаются до 1 ноября по e-mail: sr@fondedin.ru пометкой "На конкурс").
Телефон: (495) 981-56-83
Источник: АСИ
http://www.asi.org.ru
АНОНС
КРУГЛЫЙ СТОЛ "СМИ – В ПОМОЩЬ СОЦИАЛЬНЫМ ИНИЦИАТИВАМ РЕГИОНОВ" (МОСКВА, 24.10.08)
24 октября 2008 г. В Московском доме общественных организаций пройдет круглый стол "СМИ – в помощь социальным инициативам регионов", организованный журналом "Социальное партнерство – Москва" и Региональной общественной организацией "Женская занятость".
В программе:
11.30 – Регистрация.
12.00 – Начало.
Темы выступлений:
15.00 – Фуршет.
Место проведения:
МДОО, Москва, ул. Мосфильмовская, 40
Контактные телефоны:
(499) 783-0221 Наталья Бычкова, 8-926-484-1993 Ирина Володина
НОВЫЕ ИЗДАНИЯ МЦГИ
http://www.gender.ru/
ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Гендерное равенство в современном мире: роль национальных механизмов / Отв. ред. и сост. О.А. Воронина. — М.: МАКС Пресс, 2008. - 772 с.
Издание подготовлено и осуществлено при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров в рамках проекта Московского центра гендерных исследований "Продолжение деятельности аналитико-информационного ресурсного центра для сообщества гендерных экспертов"
Рекомендовано к публикации Ученым советом Института философии РАН.
Рецензенты:
Данная работа является масштабной по замыслу и реализации — в ней представлены информация и анализ деятельности национальных механизмов в 50 странах мира.
В книге отражены результаты трехлетней работы международного коллектива экспертов по гендерному равенству, проведенной в рамках проекта МЦГИ. Публикация содержит выдержки из международно-правовых документов ООН по вопросам развития национальных механизмов по гендерному равенству; аналитические обзоры о позициях и политике ООН и Европейского Союза по этой проблеме; оригинальные статьи экспертов по гендерной политике в различных странах; обзоры и рефераты национальных докладов о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
Книга будет полезна политологам и политикам; сотрудникам законодательных и исполнительных органов государственной власти, ответственным за соблюдение гендерного равенства в РФ; независимым экспертам и аналитикам; СМИ; правозащитным и женским НПО.
СОДЕРЖАНИЕ
Источник: сайт МЦГИ (подробное содержание)
http://www.gender.ru/pages/news/events/book_grvsm.php
РАВНЫЕ ПРАВА И РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ГЕНДЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России. Сборник материалов / Составители: Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. — М.: Макс-Пресс, 2008., 250 стр.
Издание подготовлено и осуществлено при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров в рамках проекта Московского центра гендерных исследований "Аналитико-информационный ресурсный центр для сообщества экспертов по гендерному равенству".
В сборнике представлены наиболее интересные работы российских специалистов, изучающих как общие, так и гендерные проблемы высшего образования. В нее включены статьи обзорно-теоретического и методологического характера; материалы, посвященные проблемам реформирования высшей школы и присоединения России к Болонскому процессу; работы, в которых рассматриваются социально-экономические проблемы высшего образования в контексте гендерной политики. Сборник позволит читателям углубить свои представления и знания о современном состоянии гендерного образования в системе высшей школы в РФ и будет интересен не только "узким" специалистам в этой сфере, но и широкому кругу ученых и практиков.
СОДЕРЖАНИЕ
Источник: сайт МЦГИ (подробное содержание)
http://www.gender.ru/pages/news/events/book_rpirv.php
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ