В ЭТОМ ВЫПУСКЕ:
ПЯТЫЙ ВСЕСИБИРСКИЙ КОНГРЕСС ЖЕНЩИН-МАТЕМАТИКОВ (КРАСНОЯРСК, 15-18.08)
15—18 января 2008 г. в Сибирском федеральном университете прошел V Всесибирский конгресс женщин-математиков имени Софьи Ковалевской. В работе конгресса приняли участие около 200 математиков. На трех пленарных заседаниях с докладами выступили ученые из университетов Томска, Благовещенска, Омска, Новосибирска, Уссурийска и других городов России. Прошли мастер-классы по математике и информационным ресурсам для учителей и молодых преподавателей ВУЗов и круглые столы, посвященные проблемам развития творчества в науке и образовании. Также были подведены итоги конкурса работ молодых ученых.
I Всесибирский конгресс женщин-математиков состоялся 15 января 2000 г. в Красноярске. Его открытие было приурочено к 150-летию со дня рождения выдающегося русского математика Софьи Васильевны Ковалевской. В 2002 г. конгресс приобрел статус всероссийской конференции, а в этом году стал международным — в его работе приняли участие ученые из Швеции, Грузии, Узбекистана.
Источник: Независимое информационное агентство
http://www.24rus.ru/more.php?UID=23267
В ВОРОНЕЖЕ ПРЕЗЕНТОВАЛИ КНИГУ ПРО ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
26 декабря в Воронеже состоялась презентация книги "Гендер для чайников", изданной Фондом им. Генриха Белля. Презентацию организовали Движение гражданских действий "ГРОЗА" и Московское бюро Фонда им. Генриха Белля.
В презентации участвовали:
Участники презентации получили экземпляр этой книги и сопутствующие материалы.
Источник: Лучший город-Воронеж
http://vrn.best-city.ru/news/?id=4220
"ВЛАДИМИРСКИЙ СОЮЗ ЖЕНЩИН" ОБСУДИЛ ИТОГИ РАБОТЫ В 2007 ГОДУ
От помощи конкретным семьям - до решения проблем безработицы. За права представительниц прекрасного пола борется общественная организация "Владимирский союз женщин". Сегодня активистки подвели итоги деятельности за 2007 год. Над чем намерены работать в новом году?
Простые домохозяйки, бизнес-леди и женщины-управленцы: вот уже 4 года всех их объединяет общественная организация "Владимирский союз женщин". Возглавляет его Валентина Бородина. Также она является членом общественного Совета Центрального федерального округа. Валентина Дмитриевна отстаивает права женщин региона. Ее, в частности, волнует проблема безработицы. После 40 лет женщин работодатели считают неперспективными. Да и молодым трудно найти высокооплачиваемую работу. О каком рождении детей может идти речь, если нет уверенности в завтрашнем дне? Над решением этого и других вопросов будет работать областной Союз женщин в следующем году.
ВАЛЕНТИНА БОРОДИНА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВЛАДИМИРСКИЙ СОЮЗ ЖЕНЩИН": "Основное направление будет - семья, дети, права женщины. И кстати, в 2008 году заработают комитеты при общественном совете губернатора, и я возглавляю комитет по материнству, детству и семье".
"Я могу", "Вдовы России", "Пожилое поколение". Эти акции намечено провести в следующем году. Также продолжится издание сборника "Портрет современницы - женщины земли Владимирской". При этом члены организации стремятся не потерять главное - реальную помощь семьям. Лидия Мордасова, единственная в области удостоена ордена святых благоверных князей Петра и Февроньи. С 2004 года она возглавляет владимирское отделение Российского детского фонда. Награду она получила "за гражданский подвиг в укрепление института семьи".
ЛИДИЯ МОРДАСОВА, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЛАДИМИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ДЕТСКОГО ФОНДА: "Бедность семьи, особенно многодетной, не уменьшается, несмотря на все попытки. Повышение пособий на детей, которое в области принято, увеличение пособия на рождение ребенка – это все единичные выплаты".
Организация создавалась, чтобы голос женщины стал слышен во власти. Чтобы женщины могли добиваться реального решения проблем. Ирина Федорова вступила в Союз всего месяц назад. Мать двоих детей, уже подрастает внучка, Ирина считает: чем больше женщина успевает сделать - для семьи, для коллег - тем счастливее и красивее она становится.
ИРИНА ФЕДОРОВА, РУКОВОДИТЕЛЬ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ: "Потому что много работаю. Проблемы людей я воспринимаю как свои. Вся жизнь моя, начиная с деятельности врача, была связаны с проблемами людей. И их я воспринимала как свои. Никакого другого рецепта я не знаю".
Ирина Начарова, Наталья Ларина
Источник: vladimir.rfn.ru
http://vladimir.rfn.ru/rnews.html?id=18079&cid=7
ПЕТЕРБУРЖЦЫ УВИДЕЛИ МИР ЖЕНЩИН XIX ВЕКА
Экспозиция "Мир женщин и ее увлечений" открылась в ГМЗ "Павловск" в понедельник, 24 декабря. Как рассказала журналистам главный специалист по научной работе Людмила Коваль, этот проект будет интересен, в первую очередь, женщинам. Из экспозиции можно будет понять, как проводила время дворянка в конце XIX - начале XX веков. В основном представлены предметы быта – мебель, скатерти, посуда, костюмы, предметы туалета, вышивки, кружево и различные дамские аксессуары. Выставка организована так, что можно понять, как проходил день женщины – утренние часы иллюстрирует туалетный столик, послеполуденное время показывают различные варианты рукоделия, ближе к вечеру хозяйка дома занималась чтением и вела переписку, о балах расскажут костюмы и аксессуары.
"Эта экспозиция для тихого просмотра. Можно прийти и окунуться в мир женщин конца XIX века", - добавила Л. Коваль.
Источник: Балтийское информационное агентство
http://www.bia-news.ru/
БОЛЬНИЦА РАЗДОРА
Вадим Давыденко, Махачкала
"Российская газета" - Юг России №4563 от 16 января 2008 г.
Министерство имущества республики решило забрать здание, ранее безвозмездно переданное больнице. Местные жительницы опасаются, что в случае закрытия лечебницы, они останутся без квалифицированной медицинской помощи.
Пациентки готовы защищать лечебницу всеми способами: писать письма в минздрав и главе республики, митинговать у стен местной администрации и даже пытаются собрать деньги для выкупа здания в собственность. Последняя затея явно не имеет перспектив, ведь расположенная в центре города больница даже с учетом большой амортизации стоит миллионы рублей, а большая часть пациенток приезжает из горных районов с крайне низким уровнем жизни. Тем не менее, женщины не теряют оптимизма: один раз они уже отстояли свою больницу. Августовский митинг у здания арбитражного суда в Махачкале, на который собралось несколько сотен жительниц, видимо, произвел должное впечатление, и больницу на время оставили в покое.
- Ситуация с женским здоровьем в республике, особенно в горных районах, не имеющих лечебниц с высококвалифицированным персоналом, просто катастрофична. Последние обследования показали, что лишь пять процентов женщин в Дагестане являются здоровыми, - рассказывает главврач больницы Айшат Магомедова. - В 1993 году мы организовали Лигу защиты матери и ребенка и обратились к республиканскому минздраву с просьбой помочь нам как общественной организации и выделить помещения.
Ставшее яблоком раздора здание власти предоставили без проблем, но заброшенную ветхую постройку начала века сначала пришлось долго восстанавливать. Ремонтировали, по воспоминаниям медперсонала, всем миром. Первых пациенток больница приняла лишь в 1998 году. На сегодняшний день в ней оказали помощь 40 тысячам женщин в амбулаторном режиме и пяти тысячам - в стационарном.
- Снятие с баланса здания и передача ее нам было удобным для всех вариантом. Больница оказывает бесплатную помощь пациенткам, финансирование осуществляется международными благотворительными фондами и организациями, - констатирует Магомедова. - Мы предоставляем помощь всем, вне зависимости от места прописки, наличия полиса, национальности и гражданства. В конце 1990-х годов у нас было много пациенток - беженок из Чечни, сейчас часто бывают жительницы Азербайджана, приехавшие в Россию на заработки. Женщинам, оставшимся без крова или попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, мы тоже стараемся оказывать медицинскую и психологическую помощь. Разумеется, в городе есть и другие медучреждения, но не в каждом из них женщине без полиса сделают все процедуры. У нас даже есть комната для аутичных детей, которых в других больницах не принимают.
Ситуация начала меняться несколько лет назад: с оживлением жилищного строительства земля в центре города резко подорожала и больница оказалась в сфере коммерческих интересов застройщиков. Прокуратура республики сначала подала в суд иск о признании недействительным распоряжения правительства Дагестана о передаче здания в бессрочное пользование, но вскоре отозвала его. Тем не менее, давление растет: следующий иск будет рассматриваться через месяц.
- Тяжбы по поводу здания бесконечны, - разводит руками главврач больницы. - Понимаю, что земля в центре Махачкалы стоит дорого и интересна для коммерческой недвижимости. Министерство имущества предлагает нам взять это здание в аренду за два миллиона рублей в месяц, но это нереальная для нас цена. Мы готовы освободить здание и переехать отсюда в более дешевый район города, но сможем ли мы найти новое помещение?
В ЮЖНОЙ ОСЕТИИ ОБСУДИЛИ ПРАВА ЖЕНЩИН
Проблемы соблюдения прав женщин в Южной Осетии обсудили участники состоявшегося 11 января в столице республики Цхинвали круглого стола "Давайте подумаем вместе как помочь?!". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, инициатором проведения встречи стала неправительственная организация "Журналисты за права человека". Участники круглого стола пришли к заключению, что вопросы по соблюдению прав женщин в Южной Осетии необходимо решать комплексно. Особое внимание собравшиеся уделили такой проблеме как насилие над женщинами в семье. Была отмечена целесообразность создания реабилитационного центра для такой категории пострадавших женщин.
Источник: ИА Regnum
www.regnum.ru/news/941070.html
ДЕПУТАТЫ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА И ЮНФПА ОБСУДИЛИ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ В КАЗАХСТАНЕ
"Семейные проблемы в контексте демографических изменений" обсуждали на конференции в Алматы народные избранники, представители социального совета фракции партии "Нур Отан", ученые и эксперты. Участие в дискуссии также приняли сотрудники фонда ООН в области народонаселения. По последним данным отечественных и международных экспертов, казахстанский институт семьи в последнее время подвергается серьезным испытаниям. С каждым годом увеличивается количество разводов. И все меньше молодых людей стремятся вступать в официальный брак. В результате рождаются внебрачные дети. Сейчас в нашей стране насчитывается 445 тысяч неполных семей, в которых воспитывается более миллиона юных граждан Казахстана. Специалисты считают, что для решения проблемы, в первую очередь, нужно повышать престиж семейных ценностей. Немаловажную роль в повышении рождаемости должна сыграть материальная мотивация и социальная защищенность матерей.
Аманжан Жамалов, депутат Мажилиса Парламента РК:
- В первую очередь, это адресная помощь, которая увеличена на 17%, кроме того, увеличены в 2 раза пособия по рождаемости детей, увеличены пособия по уходу за ребенком. Надо отметить, что вообще социальный блок в бюджете 2008 года почти 40% составляет.
Депутаты Мажилиса Парламента уже разрабатывают целый ряд документов. Например, с 1-го января вступит в силу закон, по которому декретный отпуск будет оплачиваться не за счет работодателя, а из социального фонда. Такое нововведение позволит укрепить гендерное равенство, считают народные избранники.
Источник: Агентство "Хабар"
http://www.khabar.kz/index.cfm?id=48842
В ТУРКМЕНИСТАНЕ ПРИЗНАЛИ РАВНОПРАВИЕ ЖЕНЩИН
Андрей Семёнов
Закон "О государственных гарантиях равноправия женщин" принят парламентом Туркменистана.
Документ опубликован 21 декабря за подписью президента страны.
В туркменском законодательстве подобный закон появился впервые. В 1996 году Туркменистан присоединился к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин. Закон полностью приведен в соответствие с нормами международного права. Женщины имеют равные права с мужчинами в политической, экономической, социальной и культурной областях.
Сегодня в высшем эшелоне власти Туркменистана две женщины - председатель парламента и заместитель главы правительства. В туркменском парламенте женщины составляют 16%. По данным ООН, это больше, чем в Азербайджане (11,3%), Казахстане (10,4%), Грузии (9,4%), Украине (8,7%) и Армении (5,3%).
Источник: yuzle.com
http://yuzle.com/socium/1063.html
В КИТАЕ РАЗРАБОТАЛИ ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЛАН БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
В Китае впервые появится официальный документ, регламентирующий борьбу с торговлей людьми. "План КНР по борьбе с похищением и продажей женщин и детей на 2008-2012 гг." будет опубликован в ближайшие дни, сообщает газета "Жэньминь Жибао".
Как сообщил заведующий Отделом расследований уголовных преступлений при Министерстве общественной безопасности Ду Ханвэй, данный план станет первым документом государственного уровня в области борьбы с жено- и детоторговлей. Согласно плану, 28 центральных ведомств страны примут участие в работе по профилактике и борьбе с похищением женщин и детей с целью их продажи, по оказанию помощи пострадавшим и развитию международного сотрудничества в этом направлении.
Китайские ведомства общественной безопасности уделяют постоянное внимание защите законных прав женщин и детей и борьба с торговлей женщинами и детьми дала положительные результаты. Количество дел о похищении и продаже женщин и детей снижается.
Источник: РИА "PrimaMedia"
http://primamedia.ru/news/show/?id=56991
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ФЕРТИЛЬНОСТИ
Игорь Гундаров,
"Независимая газета"
С начала 1990-х годов рождаемость в России снизилась вдвое – с 2,2 ребенка на одну женщину в 1986 году до 1,2–1,3 к концу 90-х. Большинство демографов и политиков объясняют это ухудшением экономической ситуации в стране. Поэтому основа государственной программы преодоления демографического кризиса, принятая в 2005–2006 годах, – экономическая стратегия.
Экономика решает...
не все
Прошло полтора года, но бэби-бума нет, и фертильность устойчиво сохраняется на уровне 1,3. Безуспешность экономических мер стимулирования деторождения доказывает и опыт богатых стран Европы, где на каждую женщину приходится 1,4–1,8 ребенка. Среди самых богатых российских семей число детей в 3–4 раза меньше, чем среди самых бедных. В материально неблагополучных Чечне, Дагестане, Ингушетии рождаемость двукратно выше, чем в благополучных Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
Наряду с экономическими условиями важным регулятором детородного процесса являются социальные факторы. К ним относится рост культурного потенциала населения, расширение возможностей чувственного наслаждения и др. Считается, что социальные изменения в обществе за последние годы привели к разрушению семейных ценностей и закреплению моды на бездетную и однодетную семью. Поэтому для повышения рождаемости основное внимание следует направить на укрепление просемейной политики и формирование потребности в двух-трехдетной семье.
Однако на каком основании утверждается, что потребности современной молодежи в семье и детях уменьшились по сравнению с их сверстниками 80-х годов?
Непредвзятый анализ приводит к противоположному выводу. Раньше среди жизненных приоритетов первое место занимали общественные интересы, сейчас – семья. При этом хотят четырех детей 10% семей, трех – 30% семей, двух – 55%, одного ребенка – 3% семей. В среднем – 2,4 ребенка на семью. Даже среди бездетных пар хотят четырех детей 7%, трех – 19%, двух – 62%, одного – 12%. В среднем – 2,3 ребенка. Но не имеют ни одного? Почему тогда ситуация ухудшилась по сравнению с 70–80-ми годами?
Бес контрацепции
Демографы объясняют парадокс откладыванием беременностей на более поздний срок, для чего, мол, делается больше абортов. Но количество абортов уменьшилось вдвое за последние 15 лет. Стали закрываться даже частные абортарии из-за уменьшения потока клиенток. Подтверждением тому служит двукратное уменьшение смертности от легальных и криминальных прерываний беременности, которые невозможно скрыть.
Что касается противозачаточных средств, то у мужчин не отмечалось ажиотажа закупок презервативов. У женщин потребление гормональных контрацептивов увеличилось, но на такую же величину снизилось использование внутриматочных спиралей. В итоге суммарная динамика обоих методов оказалась незначительной – увеличение с 20% до 23%. Противозачаточными средствами сейчас регулярно пользуются всего 23% семей фертильного возраста, а остальные 77% живут половой жизнью, не предохраняясь. Но не беременеют.
Значит, существуют неконтрацептивные механизмы торможения человеческой репродукции?
Их действие доказывает 1,5–2-кратный спад рождаемости в странах Европы и США за первую половину ХХ века. Принято считать этот процесс результатом широкого использования противозачаточных препаратов. Однако индустрия контрацептивов появилась много позже, в 60-х годах. Что касается СССР, то двукратный спад рождаемости здесь пришелся на 1925–1940 годы, когда аборты не поощрялись и отсутствовала эффективная контрацепция.
Таким образом, экономическая и социальная концепции не способны объяснить причины и механизмы падения рождаемости в современной России. Значит, требуются иные подходы к решению проблемы.
В этой связи возникает вопрос: разве семья – это только производственный коллектив и ячейка общества, а дети появляются лишь для реализации социальных запросов? Ведь рожают и животные, многие виды которых живут семьями. Разве среди людей не действуют общебиологические законы, через которые природа управляет взаимодействием мужских и женских особей с целью производства жизни на планете. Это то, что обозначается как гендерные отношения (gender – пол), представляющие сложную саморегулирующуюся систему. В человеческой популяции они включают различные аспекты биосоциального взаимодействия полов. Рассмотрим динамику некоторых из них за последние 20 лет.
Бес энтузиазма
Исследования показали, что у мужчин произошло выраженное снижение либидо (влечения к противоположному полу) и потенции (сексуальных возможностей). Например, по данным социологических опросов в Польше, за постсоветские годы отмечается снижение частоты половых контактов на 10%, а среди семейных мужчин около 80% идут в спальни к женам с недостаточным энтузиазмом.
Произошло ухудшение сперматогенеза и среди европейцев, и среди россиян. Если к концу XIX века организм мужчины производил 80–100 млн. сперматозоидов на миллилитр семенной жидкости, то к 60-м годам прошлого века их концентрация значительно снизилась. Всемирная организация здравоохранения, чтобы не пугать население, уменьшило норму до 60 млн., затем, в 1983 году, – до 40 млн., а в 1992 году – до 20 млн. Как если бы сначала нормой считали 32 зуба в ротовой полости, затем 24, потом 16 и, наконец, 8 зубов.
Иногда возражают: разве 10 млн. полноценных элементов мало для оплодотворения? Биологи давно уже выяснили: чтобы один из сперматозоидов прошел дистанцию до яйцеклетки, растворил ее оболочку и совершил оплодотворение, нужна биологическая энергия в миллионы раз большая, чем его собственная. Требуется помощь миллионов ему подобных, чтобы проложить "мост" к зарождению новой жизни. Поэтому их продвижение идет не хаотично, в борьбе всех против всех, а фалангами ("отрядами"), когда к финишу приходит не передний, он гибнет, а тот, кого сохраняют в резерве.
Аналогичную технологию размножения применяют рыбы и земноводные, где биологическая энергия миллионов икринок (личинок) расходуется на обеспечение лишь сотням особей дожития до репродуктивного возраста.
У женщин в последние годы отмечается выраженное нарушение репродуктивного здоровья. Ухудшается деятельность эндокринной и нервной систем. Увеличилась частота расстройств овуляторного цикла, гинекологические дисфункции выросли за 1990–1998 годы на 240%, распространенность бесплодия поднялась на 200%. Только из состоятельных семей стоят в очереди для экстракорпорального оплодотворения 5–8 млн. женщин. Доля бесплодных пар по ряду регионов страны достигает 20–25% (при пороге опасности в 15%).
Сильное влияние на взаимоотношение полов и детородный процесс оказывает выраженный рост смертности среди молодежи. Обнаружена тесная обратная связь между смертностью мужчин 15–49 лет и рождаемостью. Ухудшилось брачное поведение. Количество разводов на 100 браков выросло в 1,5–2 раза по сравнению с 1990 годом.
Гендерная эпидемия
Перечисленные нарушения обычно относят сугубо к медицинской сфере и рассматривают на уровне отдельных индивидов. Поэтому при разговоре с политиками о сперматогенезе они краснеют как барышни. Действительно, трудно предположить, что гендерная дисгармония способна превратиться в эпидемию, поражающую целые народы. Но если факт существует, надо его не отрицать, а искать истоки и механизмы.
Для ответа обратимся к сфере психосоматических закономерностей, изучающих влияние душевного состояния на телесные процессы. Доказано, что ощущение агрессии, страха, тревожности, несвободы и т.п. тормозит фертильность. В этом отношении нравственно-эмоциональная атмосфера Европы, США и СССР начала ХХ века значительно изменилась по сравнению с предыдущим столетием. Характерными чертами стали рост озлобленности, жестокости, страха, депрессии, потери контроля над ситуацией.
В современной России происходят аналогичные процессы. Идет эпидемия агрессивно-депрессивного синдрома. Подобные состояния души именуются в мировых религиях "смертными грехами", ведущими к индивидуальной и коллективной смерти. Наука никогда прежде этим не занималась, но теперь приходится констатировать, что негативная идеальная реальность, как сфера действия социального настроения, стала оказывать выраженное разрушительное действие на материальную реальность. Оказывается, не только бытие определяет сознание, но и сознание определяет бытие.
Исследования на статистическом материале многих стран мира показали, что фертильность сильно зависит от нравственно-эмоционального состояния населения. Чем выше в обществе агрессивность и безысходность, измеряемые по убийствам и самоубийствам, тем ниже рождаемость.
Такому выводу имеется обоснование в животном мире. Для биологического регулирования количества особей на территории проживания природа использует механизмы стресса, озлобленности, тревоги. Они начинают нарастать при избыточной плотности расселения, что тормозит репродуктивные способности животных. Это приводит к снижению рождаемости и восстановлению оптимальной их численности. Природа как бы накладывает запрет на размножение при выраженной злобе и тоске. Поэтому, кстати, в зоопарках многие виды животных и не размножаются.
Через психосоматические механизмы негативное влияние на показатели репродукции населения оказала сексуальная революция. Секс есть сугубо техническая сторона интимных связей. Важная, но не абсолютная. Любовь содержит секс, но им не ограничивается, включая более широкую гамму гендерных взаимодействий: таинственность, кокетство, ухаживание, жертвенность, страдания. От этого эротичность отношений значительно повышается. Если же поле любви сжимается до технических аспектов, происходит деэротизация связей между полами. Возникает антисексуальный эффект сексуальной революции в виде половой скуки, которую пытаются заместить суррогатными способами удовлетворения биологической потребности.
Нарушаются веками складывавшиеся ролевые отношения в семье. С одной стороны, феминистское движение стремится освободить женщин от всех видов неравенства, в том числе гендерного свойства. С другой стороны, мужчины теряют возможность выполнять мужские функции добытчиков и кормильцев. Тому способствуют и экономические условия. Стало невыгодно заводить семью, даже без детей. По сравнению с живущими в одиночестве потребление продуктов питания у членов образующейся семьи сразу сокращается на 15–25%. При наличии одного-трех детей питание ухудшается на 40–70%.
Чувственность мужчины оказалась под разрушительным влиянием пошлостей телевизионной рекламы. Прокладки, тампоны, перхоть, плохой запах изо рта, порнографические извращения "сращиваются" в мужском подсознании с образом женщины настолько, что начинают неожиданным образом "выстреливать" по мужскому либидо и потенции. Как и раннее пошлое половое воспитание, выжигающее детские души, готовит из них импотентов к окончанию школы.
Психогенное бесплодие
В результате нарушается не только деторождение, но и сексуальное здоровье. В США начала 1990-х годов среди женщин 18–59 лет имели низкое либидо 32%, не испытывали оргазма 26%, ощущали отвращение к сексу 23%. Среди мужчин этого возраста преждевременное семяизвержение отмечалось у 31%, слабая потенция у 10%, низкое либидо у 15%, неприязнь к сексу у 11%. По мнению американских врачей, главными причинами перечисленных расстройств являлись депрессия и стресс.
Все перечисленное приводит к развитию бесплодия функционального характера. Можно констатировать в современной России и Европе эпидемию психогенного бесплодия как по женской, так и мужской линии.
Если негативные психические факторы ухудшают репродуктивные возможности, то позитивные должны их улучшать? Имеется много исторических примеров, когда социальный оптимизм и рост национального самоуважения приводили к всплеску рождаемости: НЭП в РСФСР 1920-х годов, Германия начала 1930-х годов, послевоенные США, начало перестройки в СССР, Чечня и Ингушетия времен войны 1990-х и др. При консолидации духовных сил происходит всплеск репродуктивной энергии нации для самоспасения или саморазвития рода. Важно подчеркнуть, что скорость репродуктивного реагирования в таких случаях имеет небольшой латентный (скрытый) период – 1–2 года. Это сверхбыстрые психодемографические реакции.
Изложенные факты позволяют сформулировать новую стратегию повышения рождаемости. Она состоит из двух частей: общегосударственной и медицинской.
В общегосударственной сфере надо сделать так, чтобы из социальной атмосферы исчезли тоска, тревога, озлобленность, безысходность. Мужчины и женщины должны почувствовать, что живут не в "зоопарке", а у себя дома. Для этого потребуется приступить к созданию нового общественного устройства, где "человек проходит как хозяин необъятной Родины своей", где между мужчинами и женщинами устанавливаются отношения биосоциальной гармонии, что обязательно приведет к всплеску репродуктивной энергии полов.
В медицинской сфере следует переключить внимание от агитации не желающих иметь детей к помощи тем семьям, которые желают, но не могут. Их большинство в населении. Для этого понадобится не только лечение гинекологических и акушерских больных экстракорпоральным оплодотворением, но и система первичной профилактики бесплодия у лиц со сниженным репродуктивным здоровьем. К счастью, большая часть современного бесплодия носит психогенный, функциональный характер, доступный эффективной коррекции.
Об авторе: Игорь Алексеевич Гундаров - доктор медицинских наук, кандидат философских наук, профессор, руководитель лаборатории НИИ Общественного здоровья и управления здравоохранением
Источник: Независимая газета
http://www.ng.ru/science/2007-11-14/22_fretilnost.html
"ЖЕНСКИЙ ВОПРОС" В РОССИИ: ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ
ИЗ ИСТОРИИ "ЖЕНСКОГО ВОПРОСА" В РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ХIХ ВЕКА
М. Махова, к.ф.н., доцент
"Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе показал его главную, т.е. мужскую сторону, но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину",- так оценивал значение образа Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" великий русский критик и историк литературы В.Г.Белинский.
Несмотря на то, что в русской истории целый век (ХVIII) считается веком женским, ибо длительный период в нем пришелся на правление таких великих государынь как Елизавета Петровна (дочь Петра I), Анна Иоанновна, Екатерина II, а Российскую Академию наук возглавила женщина недюжинного интеллекта и обаяния Екатерина Дашкова, участь всей остальной, некоронованной, слабой половины общества была незавидной.
"Несчастие жизни семейственной есть отличительная черта в нравах русского народа. Шлюсь на русские песни: обыкновенное их содержание – или жалобы красавицы, выданной замуж насильно, или упреки молодого мужа постылой жене. Свадебные песни наши унылы, как вой похоронный. Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? "По страсти,- отвечала старуха,- я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь". - Таковы страсти обыкновенные. Неволя браков – давнее зло",- характеризует Пушкин долю простых женщин в очерках "Путешествия из Москвы в Петербург".
Никто не считался с женщиной как с личностью, как с индивидуальностью и в средних, и в высших сословиях. Единственное место, отведенное ей мужским обществом – это с детства приучаться к мысли быть невестой, а затем женой при своем муже. Чему учили молодую девушку ее "дражайшие родители, милые тетушки, кузины, многочисленная родня, чего требовало от юной особы все общество: "одной науки, одной заботы – ловить женихов, ловко при этом держаться, строить глазки и гримаски, немножко болтать по-французски, немножко бренчать на фортепиано, кокетничать по расчету, притворяться ангелом, прятать под мягкой, лоснящейся шерсткой кошачьи лапки, кошачьи когти" (Белинский В.Г., т.2, с.226, изд. В.К. Фокс, 1901). Когда же желанный результат достигался, и из невесты она превращалась в замужнюю женщину, то вся жизнь ее сводилась к двум целям: быть женой и уметь блистать в большом или малом, в зависимости от доходов мужа, свете, где все интересы перемежались "сплетнями и нарядами, нарядами и сплетнями".
Не зная другой жизни, не сознавая в себе человека, личности, женщина, став матерью, в том же духе воспитывает и детей своих. Испокон века взирая на женщину утилитарно – то как на "капитал с процентами, деревню, дом с доходом", или как на "кухарку, прачку, ключницу, няньку", или как на красивую безделушку, обязанную удовлетворять мужские желания и страсти, общество приучило и саму женщину смотреть на себя и относиться к себе как к вещи, как к товару, способному удовлетворять лишь повседневные запросы окружающих. Не получая всестороннего образования, развития ума, чувств, нравственности, женщина, даже если и подсознательно тосковала по чему-то более значительному, существенному, вынуждена была подавлять в себе эти высокие стремления, смиряться со своим положением в обществе, считать это смирение само собой разумеющимся. Так из года в год, из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие общество приучало женщину жить однообразной, пошлой жизнью.
Пушкин, как показывает его творчество, не соглашался с таким отношением к женщине. И хотя его как сына своей эпохи в первую очередь пленяла женская красота, обаяние, очарование, но он высоко ценил в женщине и ее живую душу, и богатую одухотворенность, и пытливый ум. И это свое понимание женщины, знание ее внутренней духовной жизни он воплотил в одном из самых обаятельных женских образов – в Татьяне Лариной.
Девушка из типично русской провинциальной среды Татьяна "в семье своей родной казалась девочкой чужой" (Пушкин А.С. Евгений Онегин, гл. V). Татьяна лишена всякой манерности, жеманства, лукавого кокетства, сентиментальной чувствительности. Она мечтательна, замкнута, любит уединение, ее чувства искренни и чисты. Воспитанная няней из простого народа, Татьяна всей душой любит родную природу, русские песни, сказки, верит в народные приметы и гадает вместе с дворовыми девушками. Благородство души и возвышенная простота чувств с первым потрясением сердца всколыхнули в ней дремавшую пытливость ума. Интеллектуальное развитие довершают книги, которые ей "заменяли все". Она читала и Ричардсона, и Руссо. Открывшийся благодаря книгам новый мир раздвинул границы ее мировосприятия, но не поколебал цельности и глубины ее натуры, ибо эта целостность, как считает создатель ее образа, - "плод неразрывной связи ее со всем национальным, родным, русским".
Татьяна, несмотря на перенесенные потрясения, продолжает жить своим чутким сердцем, но ее разбуженный ум и одухотворенность души ставят ее во всех отношениях выше не только своего провинциального окружения, но и самого Онегина. Духовная высота помогает Татьяне внутренне отвергнуть и "постылую мишуру высшего петербургского света".
Зорко подсмотрев в российской действительности и впервые создав в литературе образ глубоко гармоничной, одухотворенной, чистой и искренней женщины, Пушкин одним из первых русских писателей признал за женщиной право на полноценную духовную и общественную жизнь.
Мимо бесправного положения женщины не мог пройти и другой великий русский писатель – Н.В.Гоголь.
В 1841 году он посвящает этой проблеме свою бессмертную комедию "Женитьба", а несколько позднее объясняет причины ее появления на свет. "Соперничество женихов из-за приданого невесты – всего лишь повод для создания широкой картины современной действительности, в которой электричество выгодной женитьбы поглотило все прочие интересы. Брак – это только купля и продажа. Опошление, а точнее, полное исключение такого понятия, как любовь, наглядно в отношениях претендентов на руку Агафьи Тихоновны. Никого из них не интересует невеста как человек, женихи откровенно пытаются определить ее стоимость" (М.,1984, Гоголь Н.В., полн. собр. соч., т.8, с.270.).
Однако, в отличие от многих других передовых людей своего времени, Гоголь увидел в женщине не пассивное, обреченное на страдание существо, а божественную силу, способную преобразить это "в корне испорченное общество" (Выбранные места из переписки с друзьями. М., 1990, Советская Россия, с 139).
"Влияние женщины может быть очень велико именно теперь, в нынешнем беспорядке общества, в котором с одной стороны представляется утомленная образованность гражданская, а с другой – охлаждение душевное, нравственная усталость, требующая оживлетворения. Чтобы произвести это оживлетворение, необходимо содействие женщины" (там же, с.39). И эта миссия женщины – всемирно-исторического, не только российского масштаба: "Эта истина в виде какого-то темного предчувствия вдруг пронеслась по всем углам мира, и все чего-то теперь ждут от женщины".
Нравственный долг каждого, независимо от того, мужчина это или женщина – "сделать добро" (с. 40). А добра женщина может сделать куда больше мужчины, даже не прикладывая к этому больших усилий, ибо женщина "имеет уже красоту, которая "поражает даже и таких, которые ко всему бесчувственны и ни к чему не способны". "Один бессмысленный каприз красавицы бывал причиной переворотов всемирных и заставлял делать глупости наиумнейших людей, что же было бы тогда, если бы этот каприз был осмыслен и направлен к добру. Стало быть, это орудие сильное. Другой силой женщины является ее неопозоренное, неоклеветанное имя".
Но самым мощным "орудием" женщины Гоголь считает "власть чистоты душевной". "Знаете ли, что мне признавались наиразвратнейшие из нашей молодежи, что перед вами ничто дурное не приходило им в голову. Кто не смеет себе позволить при вас дурной мысли, тот уже стыдится, а это есть уже первый шаг человека к тому, чтобы быть лучше. Стало быть, это орудие сильное",- заключает Гоголь свой ответ женщине из большого света. ("Женщина в свете", с. 41-42).
А какой всемогущей силой наделена женщина, если она чувствует в себе неистребимую "жажду добра, беспокойство о людях", если она наделена "ангельской тоской" из-за людского неблагополучия. С таким состоянием души можно многое сделать даже в выдохшемся светском обществе, в котором теперь безлюднее самого безлюдья",- поддерживает Гоголь даму из света (там же, с. 40-42). Ибо и в этом "свете люди", но "они болеют и страждут, и нуждаются, и без слов вопиют о помощи" только не знают, "как попросить о ней". А не знают потому, что за маской внешнего благополучия и пустого этикетного приличия не хотят признаться в своей бездуховности и нищете ума и чувства. И кому же как не женщине с ее ощущением "великодушия, с ее отважностью на все благородное", которого, считает Гоголь, "у женщин всегда больше, чем у мужчин", подать руку помощи этим "нищим, которые не в силах уже руки протянуть" (с.40).
Именно потому, что "женщины гораздо лучше нас, мужчин", вам,- советует Гоголь своей адресатке, - "можно не бояться рассказов о светском разврате", ни светской пошлой пустоты. Напротив, в свет "надо входить смело", как "в больницу, наполненную страждущими", чтобы оздоровить их "страждущей вашей улыбкой" и душевной чистотой.
Еще больше возможностей повлиять на общество у женщины, чей муж занимает высокий государственный пост, считает Гоголь, обращаясь в письме к губернаторше А. О. С - ой ("Что такое губернаторша"). Несомненно, влияние женщины высокого общественного положения будет сильно и благородно, "если только свои собственные дела" она "станет обделывать хорошо". Во-первых, советует Гоголь губернаторше,- "гоните роскошь, уже и это благородное дело. Не пропускайте ни одного собрания, ни одного бала, приезжайте именно за тем, чтобы показаться в одном и том же платье; три, четыре, пять, шесть раз надевайте одно и то же платье. Хвалите на всех только то, что дешево и просто. Словом, гоните эту гадкую, скверную роскошь, эту язву России, источницу взяток, несправедливостей и мерзостей, какие у нас есть. Если вам только одно это удастся, то вы уже более принесете пользы, чем сама княгиня О.".
Таким образом, в письме к губернаторше Гоголь чисто женские, казалось бы, заботы представляет как социально-нравственные, общественно-государственных проблемы.
Гоголь не идеализировал ту губернаторшу, к которой обращался в своем письме. Он хорошо знал "очень земную, светскую, далеко не безгрешную, мечущуюся между соблазнами плоти и порывами духа, между грехом и покаянием" женщину. Но Гоголь, без сомнения, понимал и ценил ее душу, ее сильную волю, страстное желание принести как можно больше пользы своему городу, ее тонкий, критический ум, знание жизни, и потому именно ей адресовал свои нравственные советы.
Гоголь призывает губернаторшу не отрываться от людей, но, напротив, "полюбить всех до единого", и "особенно тех, в которых побольше дрянца", глядеть на "испорченное общество, как лекарь глядит на лазарет", уверовать "самую себя, что все больные, находящиеся в лазарете, суть ваши родные и близкие к сердцу вашему люди, тогда все перед вами изменится: вы с людьми примиритесь и будете враждовать только с их болезнями" (с.141).
Особую миссию женщины Гоголь видит в благородном исполнении долга жены. Здесь ее роль исправительницы нравов бесценна, ибо "душа жены – хранительный талисман для мужа, оберегающий его от нравственной заразы; она есть сила, удерживающая его на прямой дороге, и проводник, возвращающий его с кривой на прямую и наоборот; душа жены может быть его зло и погубить его навеки" (стр. 39).
Не будучи страстным поклонником женщин в личной жизни, Гоголь глубоко чувствовал и сознавал высоту врожденной женской нравственности и именно в ней видел оздоравливающее начало общества: "Клянусь, женщины у нас очнутся прежде мужчин, благородно попрекнут нас, благородно хлестнут и погонят нас бичом стыда и совести, как глупое стадо баранов, прежде, чем каждый из нас успеет очнуться и почувствовать, что ему следовало давно побежать самому, не дожидаясь бича" (стр. 152).
Казалось бы, как давно написана это справедливая, беспощадная, но благородная мужская самокритика, но как современны и актуальны слова великого Гоголя о "глупом стаде баранов", о "биче стыда и совести". Только вот будут ли они услышаны хоть когда-нибудь?
ВЕК XXI
Татьяна Федосеева,
Ученица 11 класса, Москва
Читая статью М.Маховой, я поймала себя на мысли, что не так уж далеко мы ушли от пушкинской эпохи (или туда возвращаемся?). Сколько я знаю своих сверстниц, считающих главной и чуть ли не единственной целью своей жизни - выйти замуж! Желательно, конечно, за богатого (его возраст не важен, вот Билл Гейтс, например, - многолетняя мечта одной моей одноклассницы). Для этого прилагаются нечеловеческие усилия по неуклонному совершенствованию своей внешности, имиджа и женственности вообще. Все мысли - об этом, все устремления - только в этом направлении. Да, надо, конечно, отбывать школу до получения аттестата - вот досада, сколько времени тратится впустую! Они не хотят знать ничего, кроме "одной науки, одной заботы - ловить женихов, ловко при этом держаться, строить глазки и гримаски, немножко болтать по-французски, немножко бренчать на фортепиано, кокетничать по расчету, притворяться ангелом, прятать под мягкой, лоснящейся шерсткой кошачьи лапки, кошачьи когти". Белинский писал о нашем времени! С той разницей, что современная "профессиональная невеста" чаще всего вообще не умеет "бренчать на фортепиано" и знает иностранный язык еще хуже, чем ее предшественница из ХIХ века.
Мне 17 лет, и, конечно, я тоже хочу выйти замуж, иметь семью. Но я не понимаю, как можно "приучаться к мысли быть только невестой, а затем женой при своем муже", быть только домохозяйкой - пожизненной и бессменной домработницей. Я не понимаю, как можно мечтать о такой жизни.
А недавно я обнаружила, что процесс подготовки к "главному делу своей жизни" охватывает все более юные слои женского населения - кажется, уже с детсадовского возраста. Разговор с одной 7-летней девочкой произвел на меня настолько неизгладимое впечатление, что я написала об этой встрече статью, которую высылаю.
МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ
Стереотип женственности давно и прочно укрепился в российском общественном сознании. Всем женщинам прекрасно известно, что нужно делать для того, чтобы нравиться противоположному полу. Ни для кого не секрет, какой должна быть "идеальная женщина": стройная, красивая, безупречная, умение краситься у такой в крови, она, естественно, делает маникюр, а также педикюр и далее по списку... То есть, желательно заниматься своей внешностью все свободное время, и упаси вас бог выйти на улицу без макияжа. В лучшем случае это будет расценено как святотатство, в худшем... пеняйте на себя.
Женственность, на которой так помешаны женщины от мала до велика, появляется не сразу, а спустя долгие годы тренировок, на которые уходят такие же долгие часы стояния у зеркала. Чтобы опыт был солиднее, а умение наносить макияж было отточено до сверхсветовой скорости, вы должны приступить к всевозможным процедурам по усилению и поддержке красоты немедленно! Что и делают сегодняшние девочки, активно стараясь нравиться всем мальчикам без разбора (замечу, что мальчики, как правило, гораздо позже девочек начинают беспокоиться об устройстве своей личной жизни).
Статистика оптимистично подтверждает, что на необъятных просторах нашей страны редко где встретишь шестилетнюю красавицу, которая бы не пробовала мазаться маминой помадой или прыскаться ее духами. Желание подражать маме вполне понятно и объяснимо с психологической точки зрения. Настораживает только, что это желание чересчур в последнее время прогрессирует, и сегодняшние девочки по своей "продвинутости" в вопросах косметики очень отличаются от тех, что были лет пять-шесть назад.
Меня заинтриговала встреча моей подруги, которой скоро исполнится восемнадцать, с ее семилетней сестрой после того, как они год не виделись. Первый вопрос первоклассницы - о наличии парня - немного насторожил мою подругу. Но в целом интерес к этой теме был понятен: так в современном обществе девушки (а теперь, видимо, и девочки) определяют свою состоятельность. Парня у старшей сестры не оказалось, и это очень расстроило младшую, однако она быстро взяла себя в руки, натренированно-очаровательным движением поправила свои волосы и ослепительно улыбнулась:
- Ничего, скоро влюбишься, как все, и будет у тебя парень. Не переживай - семилетняя девочка томно опустила свои накрашенные ресницы и сделала еще какое-то суперженственное движение.
Моя подруга особенно и не переживала. Справившись с легким недоумением, она постаралась привить младшей сестре положительные устремления, объяснив ей, что на парня у нее нет времени, потому что она готовится к поступлению в ВУЗ.
При виде столь неожиданного препятствия у сестренки в глазах возник испуг, но, тут же придав лицу твердое выражение, она постаралась, в свою очередь, привить положительные устремления моей подруге:
- Это ты сейчас так говоришь, но тебе на самом деле нужен парень. Ведь у всех нормальных девушек он должен быть. Я вот, например, присмотрела себе одного. - Выяснилось, что "присмотренному" парню девятнадцать лет, но это нисколько ее не смущало, потому что он, как выразилась наша семилетняя женщина, - "просто красавчик".
После этого заявления она мечтательно осмотрела свои ногти и чисто по-женски перевела взгляд на зеркало, так прокомментировав свою внешность:
- Никуда не годно! Я совсем запустила фигуру - на этой фразе у нас с подругой одновременно возник вопрос: "Как именно могла "запустить" свою фигуру девочка семи лет?". До этого мы наивно полагали, что о пресловутой "фигуре" в нашем возрасте можно особенно не беспокоиться, но после лекции младшей сестры о диетах и прочих способах улучшения своих форм мы поняли, насколько отстали от жизни. Резко захотелось посадить себя на самую модную и, несомненно, эффективную диету, а еще лучше - и вовсе на пожизненную голодовку.
Возможно, вы решите, что эта семилетняя женщина – лишь единичный экземпляр и в целом ситуация не столь удручающая. Уверяю вас, это не так. Недавно я как одиннадцатиклассница замещала урок русского языка у шестиклассников. Едва войдя в класс, я поняла, что русский язык со времен моего шестого класса сильно продвинулся вперед, также и в гендерном отношении. Времена, когда нас называли девочками давно прошли; теперь мальчишки зовут своих одноклассниц "просто и со вкусом" - "телками" или "девками". "Девки" на это особенно не обижаются и даже откликаются, в общем полное согласие с известным представлением о том, в каких случаях женщина должна молчать и смотреть в рот мужчине. Шестиклассницы также отличились особым чувством стиля: почти все носят мини-юбки, и многие из них красятся.
После такого остается еще один нерешенный вопрос: когда эти девочки выходят из самой счастливой поры жизни – детства, и нужно ли им детство вообще?
Татьяна Федосеева
Выпуск подготовила
Лидия Юровская, ИЦ НЖФ